Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики



Вопрос № 1

Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитание.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Основные задачи педагогики:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.

Функции педагоги:

ü Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

§ описательном (объяснительном) - изучение исторического опыта;

§ диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

§ прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

ü Технологическая функция педагогики также имеет три уровня реализации:

§ проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, учебников, педагогических рекомендаций);

§ преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

§ рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Вопрос № 2

Вопрос № 3

Вопрос № 4

Или вкратце так (но мне кажется, это совсем мало)

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

 

Вопрос № 5

Методология педагогики: понятие, сущность и уровни методологического знания. Характеристика методологических подходов к организации образовательного процесса

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.

Поскольку педагогика очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической базовой основы методологии отечественной научной педагогики представлено диалектико-материалистическое представление о мире и роли человека в мире.

К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения.

1. Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.

2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.

3. Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.

В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический.

ü На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.

ü Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания.

ü К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований.

Деятельностный подход ориентирует на исследование учебной деятельности школьника и профессиональной деятельности учителя, на выявление их структур и условий формирования, типов ориентировочной основы действия и так далее. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств у школьников, студентов и учителей в различных видах деятельности.

 

Личностный подход учитывает то, что все внешние педагогические влияния всегда действуют через внутренние условия личности и индивидуальности человека. Он ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям и его интеграции в общество.

Данный метод предусматривает исследование номенклатуры целей личностного, выявление специфического содержания образования, на основе которого формируются личностные качества и основные сферы индивидуальности, обоснование педагогических систем и технологий, направленных на достижение целей развития личности.

Системный подход требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Он ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие.

Применение данного подхода позволяет вычленить элементы и определить состав системы; найти способ, при помощи которого элементы связаны между собой; выделить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить ее взаимодействие с внешней средой; выявить ее функции.

Вероятностный подход ориентирует на вычленение профессиональных вероятных задач, с которыми педагог чаще всего сталкивается. Выделив определенный тип таких задач, можно разработать технологию их решения.

Вопрос № 6

Вопрос № 7

Вопрос № 8

Вопрос № 9

Вопрос № 10

Вопрос № 11

Вопрос № 1

Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитание.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Основные задачи педагогики:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.

Функции педагоги:

ü Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

§ описательном (объяснительном) - изучение исторического опыта;

§ диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

§ прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

ü Технологическая функция педагогики также имеет три уровня реализации:

§ проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, учебников, педагогических рекомендаций);

§ преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

§ рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Вопрос № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.012 с.)