Категориально-понятийный аппарат педагогики. Язык педагогики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориально-понятийный аппарат педагогики. Язык педагогики



В понятийном аппарате каждой науки можно выделить одно, центральное понятие. Для педагогики роль такого стержневого понятия - понятие «педагогический процесс» - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств.

Педагогика как наука оперирует рядом категорий и понятий.

· Воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

· Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

· Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

· Развитие личности - это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.

· Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов

И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР). Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

Совокупность категорий и понятий любой науки образует ее язык.

Язык педагогики – это и стиль научного изложения, и рассмотрение различных, выходящих за строго очерченные границы науки, форм духовного освоения педагогической действительности, и вопросы не только обеспечения научности изложения, но и преодоления псевдонаучности, как говорят, "наукообразности", т.е. имитации науки, её терминологии, стиля, логики и методов.

С помощью языка раскрывается предмет науки, описывается та часть объективной реальности, которая изучается наукой. Для того, чтобы что-то понять, осмыслить, из того что написано в учебниках, монографиях, статьях, надо знать язык на котором все это изложено. Приведенная выше система понятий и категорий педагогики составляет лишь малую часть ее языка. Кроме того, любая педагогическая теория излагается на своем собственном языке, который входит в ее состав. Сложность заключается в том, что педагогика до сих пор не имеет единого, общепризнанного языка изложения своих результатов. Одно и то же понятие в педагогике может иметь до трех десятков определений. Это связано с тем, что разные исследователи изучают педагогическую реальность исходя из разных философских оснований, под разными углами зрения (аспектами). Во многом это определяется действующим в гуманитарных науках принципом "многозначности истины в гуманитарном знании". Поэтому, читая любую педагогическую литературу, необходимо в первую очередь определить, исходя из каких философских оснований (марксистско- ленинской диалектики, прагматизма, гуманизма) автор анализирует те или иные педагогические явления и процессы, поскольку это определяет язык изложения, используемый понятийный аппарат.

Вопрос № 3



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.120.26 (0.003 с.)