Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История с дополнительной специальностью Юриспруденция»
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности История с дополнительной специальностью Юриспруденция» (очное отделение)
Составители: Бойко Н.С., доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).
Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Введение в специальность» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «История с дополнительной специальностью Юриспруденция», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации №702 эк /сп). Положения об основной образовательной программе вуза, Положения о рабочей программе учебной дисциплины вуза. Дисциплина «Введение в специальность» - это одна из первых профессионально-педагогических дисциплин в вузах. Реализация всех аспектов образования связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. «Введение в специальность» является первоначальным звеном в непрерывной системе педагогической деятельности. Основное назначение данной дисциплины - обеспечить помощь студентам в осмыслении основ будущей педагогической деятельности.
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины:
ознакомление со спецификой профессиональной деятельности учителя и развитие у студентов интереса к избранной специальности, а также формирование их профессиональной компетентности.
Задачи изучения дисциплины: - анализ основных направлений и проблем педагогическойдеятельности; - формирование общих базовых понятий и закономерностей педагогического процесса: - ознакомление со спецификой, историей становления образования в России; - ознакомление с основами профессионального становления и саморазвития личности учителя истории.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Изучив дисциплину «Введение в специальность», студент должен знать: - понятие и предмет дисциплины; - основные методы, применяемые в дисциплине; - особенности системы образования в Российской Федерации; - источники гуманистической традиции в педагогическойдеятельности.
Изучив дисциплину «Введение в специальность», студент должен уметь: - дать общую характеристику педагогической профессии; - изложить сущность педагогической деятельности; - раскрыть понятие «культура», слагаемые педагогической культуры.
Объем дисциплины и виды учебной работы:
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Вводная лекция
Раздел 1. Система образования Российской Федерации
Тема 2.Сущность и принципы системы образования Система образования как совокупности образовательных учреждений, построенной и функционирующей на основе общих принципов. Правовое регулирование организации и деятельности системы образования в соответствии с Законом «Об образовании». Образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.Тема 3.Структура и тенденции развития системы образования Место в системе образования общеобразовательной школы. Демократические преобразования общества в настоящее время. Характеристика отдельных видов общеобразовательных гимназий, лицеев, колледжей и пр. Выделяются ступени начального, общего основного и полного общего образования. Раздел II. Педагогическая профессия и личность педагога
Тема 4.Общая характеристика, особенности и пути овладения педагогической профессией Общая характеристика педагогической профессии – одной из самых известных в настоящее время. Организация целенаправленной педагогической деятельности. Функции (обязанность, назначение) педагога. Передача общественного опыта от одного поколения к другому с целью подготовки новых поколений к жизни и труду. Тема 5. Педагогические учебные заведения. Спектр педагогических специальностей Педагогические училища, колледжи, лицеи - средние педагогические учебные заведения Педагогические институты, университеты - высшие учебные заведения. Профессиональная группа специальностей. Раздел III. Педагогическая деятельностьТема 6.Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности Педагогическая деятельность – как вид профессиональной деятельности. Характеристика педагогической деятельности. Цель педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Тема 7.Творческий характер педагогической деятельности Критерии педагогического творчества. Методическое творчество. Предмет педагогического творчества.
Раздел IV. Гуманистический характер педагогической деятельности Тема 8.Источники и гуманистическая природа педагогической деятельности Гуманистическая природа педагогической деятельности. Православные истоки гуманистической традиции педагогической деятельности. Русская художественная литература как источник гуманистической традиции в педагогической деятельности.Тема 9. Понятие, сущность, слагаемые педагогической культуры
Сущность педагогической культуры. Культура, специалиста, общая культура. Система знаний и интересов личности. Система убеждений. Система умений и развитых на их основе способностей. Раздел V. Современные требования общества к личностным Профессиональным качествам учителя Тема 10.Профессиограмма учителя Профессиограмма учителя. Педагогические способности. Педагогическая позиция. Тема 11.Индивидуальные образовательно-профессиональные Программы. Способы саморазвития Способы саморазвития. Профессиональное самообразование будущего учителя. Метод «портфолио» как способ профессионального развития Тематика семинарских занятий Тема 1. Вводное занятие План: 1. История развития регионального образования и культуры.2. Осмысление исторического педагогического опыта региона при одновременном анализе современных тенденций в области образования и возможных перспектив развития системы воспитания и обучения.
Тема 2.Сущность и принципы системы образования План: 1. Назовите факторы, определяющие характер системы образования.2. Гуманистичность принципов государственной политики России в области образования.3. Какие учреждения дополнительного образования функционируют в настоящее время. Каковы их функции.4. Найдите в словаре слово «муниципальный». Каким учреждением является школа, где вы обучались.5. Основные трудности перехода на 12-летний срок обучения.
Тема 3.Структура и тенденции развития системы образования План:
Профессией План:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю Учебная работа студентов в рамках данного курса предусматривает лекционные занятия, семинары и индивидуальную работу студентов. Лекционные занятия нацелены на формирование у студентов целостного представления об основных этапах развития исторической географии. Семинарские занятия тематически подчинены логике лекционного курса и нацелены на более глубокое изучение концептуально важных вопросов периода. Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. На семинарских занятиях предлагается активно разобрать историческую географию, начиная с ее зарождения и заканчивая современностью. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия. Самостоятельная работа студентов предполагает освоение ряда тем, позволяющих воссоздать целостное представление о курсе. Форма отчетности собеседование с преподавателем и ответ на зачете. Методические рекомендации студенту Программа курса «Введение в специальность» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий и семинаров, организации самостоятельной работы студентов, индивидуальных консультаций. Лекция по курсу «Введение в специальность» является деятельным и творческим процессом, в рамках которого преподаватель реализует целостное и концептуальные понимание основ курса, освещает его узловые проблемные грани. Грамотное конспектирование студентом лекций позволит гораздо проще усвоить на должном уровне ту или иную проблематику, а также качественно подготовиться к семинару, экзамену. Семинарское занятие занимает важное место в учебном процессе, от качественного уровня их проведения во многом зависит профессионализм историков. На семинарских занятиях студентами закрепляются первичные знания, полученные на лекциях. Каждый из семинаров по курсу подчинён конкретным задачам и имеет такие формы и методы практической работы, которые определяются этими задачами. Важнейшей задачей семинаров является развитие у студентов навыков самостоятельной работы с разного рода источниками, овладеть основами критического подхода к материалу по исторической географии. В процессе работы на семинарах студентам-историкам необходимо владеть методическими приёмами самостоятельной работы с научной литературой. Необходимо также уже с первых занятий на семинаре научиться выяснению степени изученности рассматриваемых на семинаре вопросов, а также попытаться обосновать свою персональную точку зрения на ту или иную проблему и, конечно, научиться её отстаивать и аргументировать. Работа на семинарах носит коллективный характер. Поэтому после окончания доклада остальные студенты группы должны задавать вопросы по изложенной проблеме, а сам докладчик аргументировано, отстаивать свое мнение и вести дискуссию. В рамках данного курса студентам предлагается выполнить задания для самостоятельной работы. Цель задания состоит не только в практическом закреплении полученных знаний по предмету, но и в формировании целостного и адекватного представления о становлении и сущности дисциплины «Введение в специальность». Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Введение в специальность» является зачет в 1 семестре. Проведение контроля учебной работы студентов
К контрольным мероприятиям, проводимым в течение семестра в соответствии с графиком самостоятельной работы студентов, относятся контрольные работы, рефераты, текущий опрос во время практических занятий, выступления на семинарах. Оценки по указанным видам контроля знаний определяют итоговый результат аттестации студентов. Контрольные работы проводятся с целью контроля усвоения студентами знаний лекционного курса, оценки навыков и умений, приобретенных в ходе практических занятий, а также для проверки умения решать различною рода задачи, развивающие профессиональные навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Контрольные работы проводятся по расписанию в часы учебных занятий. Время на подготовку к контрольной работе входит в число часов самостоятельной работы студентов. Контрольная работа оценивается дифференцированной оценкой. В случае неудовлетворительной оценки студенту назначается новый срок написания контрольной работы во внеурочное время в течение двух последующих недель. Написание студентами рефератов способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых за время обучения, и применению этих знаний к комплексному решению конкретной задачи в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Для написания реферата студент должен выбрать одну из тем, приведенных в списке. Реферат сдается преподавателю в течении второй половины учебного семестра. Структура реферата состоит из следующих частей: 1. Содержание. 2. Введение (обоснование выбора темы, степень ее изученности, цели, задачи, краткая характеристика литературы). 3. Основной текст (не менее двух глав). 4. Заключение (итоги исследования). 5. Список использованной литературы. Написание реферата предполагает самостоятельное прочтение необходимой литературы и подробный анализ полученной из нее информации по выбранной проблематике. Важным фактором при оценке качества выполненной реферативной работы является умение ее автора оперировать в изложении материала ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе. Написание реферата является для студентов необязательным. Замена тематики рефератов темами, не указанными в списке, допускается только при согласовании с преподавателем. Формой отчетности по результатам самостоятельной работы является зачет/не зачет реферата. В случае не зачета или несвоевременной сдачи реферата студент не допускается к экзамену. Содержание рефератов должно быть увязано с целями соответствующих учебных дисциплин, а объем - с бюджетом времени самостоятельной работы студента. Студент, не представивший в установленный срок реферат считается имеющим задолженность. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Возникновение педагогической профессии. 2. Своеобразие педагогической профессии. 3. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога. 4. Педагогическое творчество. 5. Общая и профессиональная культура педагога. 6. Профессиональная компетентность педагога. 7. Развитие личности педагога в системе педагогического образования. 8. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности педагога. 9. Понятие о педагогике как науке. Объект, предмет, цели, задачи и основные функции педагогики. 10. Связь педагогики с другими науками, связь педагогической науки и практики. 11. Система педагогических наук. 12. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога. 13. Методы педагогического исследования. 14. Организация педагогического исследования. 15. Образование как общественное явление и педагогический процесс. 16. Развитие личности как педагогическая проблема. Роль воспитания и обучения в формировании личности. 17. Становление дидактики как науки. 18. Предмет и задачи современной дидактики. 19. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. 20. Закономерности процесса обучения. 21. Принципы обучения. 22. Функции обучения. Реализация функций обучения на уроке. 23. Современные дидактические концепции. 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. 25. Государственный образовательный стандарт. 26. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. 27. Методы и приёмы обучения. Выбор методов обучения. 28. Основные подходы к классификации методов обучения. 29. Характеристика основных методов обучения. 30. Средства обучения. 31. Формы и системы организации обучения. Классно-урочная система. 32. Урок как основная форма обучения. 33. Типология и структура уроков. 34. Формы организации учебно-познавательной деятельности. 35. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока. 36. Домашняя работа учащихся. Внеурочная работа по предмету. 37. Модели образования. 38. Инновационные образовательные процессы. 39. Авторские школы. 40. Типология и многообразие образовательных учреждений в РФ. 41. Сущность процесса воспитания. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса. 42. Развитие и социализация личности в процессе воспитания. 43. Базовые теории воспитания и развития личности. 44. Закономерности воспитательного процесса. 45. Принципы воспитания. 46. Содержание воспитания. 47. Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания. 48. Характеристика методов воспитания. Выбор и практическое применение методов, приёмов и средств воспитания. 49. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Формирование и развитие ученического коллектива. 50. Понятие о воспитательной системе. Этапы становления воспитательной системы. 51. Общая характеристика воспитательных систем (2 ВС на выбор студента). 52. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. 53. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма. Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ
1. Творческий характер педагогической деятельности. 2. Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности. 3. Особенности труда педагога в сельской школе. 4. Содержание и структура педагогического образования в РФ. 5. Самообразование и самосовершенствование педагога. 6. Аксиологический подход в образовании. 7. Методологическая культура педагога. 8. Цикличность процесса обучения. 9. Факторы, влияющие на процесс обучения. 10. Мотивация учения. 11. Образования как способ вхождения человека в мир культуры. 12. Современное мировое образовательное пространство. 13. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы. 14. Технические средства обучения. 15. Оборудование учебного кабинета. 16. Тестирование достижений учащихся. 17. Стимулирование учения. 18. Виды обучения. 19. Нестандартные уроки. 20. Домашняя работа учащихся. 21. Система уроков по теме. 22. Информатизация и компьютеризация учебного процесса. 23. Система единых государственных экзаменов (ЕГЭ). 24. Прагматическая и неопрагматическая теория воспитания. 25. Экзистенциалистская теория воспитания. 26. Бихевиористская теория воспитания и развития личности. 27. Неопозитивизм как основа воспитательных систем. 28. Неотомизм в зарубежных воспитательных системах.
Система оценивания знаний студентов по дисциплине
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
1. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. – М., 2004. 2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб, 2001. 3. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М., 2003. 4. Классному руководителю / Под ред М. И. Рожкова. – М., 2001. 5. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д., 2001. 6. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002. 7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000. 8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. – М., 2000. - Кн. 1. 9. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001. 10. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000. 11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М., 2002. 12. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.
Наличие: библиотека УлГПУ 1. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений: в 2 частях.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. Дополнительная литература:
1. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996. 2. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. 3. Горюнова Т.А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981. 4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989. 5. Загвязинский В.И. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1995. 6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. 7. Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М., 2003.- С.35-40. 8. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л., 1995. 9. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980. 10. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986. 11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. 12. Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1993. 13. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1998. 14. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д.Локк, Жан-Жак Руссо, Г. Песталоцци. - М., 1989. 15. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995. 16. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М., 1991.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Современные образовательные технологии предусматривают использование компьютера. Средства обучения включают учебно-справочную литературу (рекомендованные учебники и учебные пособия, словари), учебные и аутентичные печатные, аудио - и видео-материалы, Интернет-ресурсы.
Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в специальность» ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности История с дополнительной специальностью Юриспруденция» (очное отделение)
Составители: Бойко Н.С., доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).
Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Введение в специальность» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «История с дополнительной специальностью Юриспруденция», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации №702 эк /сп). Положения об основной образовательной программе вуза, Положения о рабочей программе учебной дисциплины вуза. Дисциплина «Введение в специальность» - это одна из первых профессионально-педагогических дисциплин в вузах. Реализация всех аспектов образования связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. «Введение в специальность» является первоначальным звеном в непрерывной системе педагогической деятельности. Основное назначение данной дисциплины - обеспечить помощь студентам в осмыслении основ будущей педагогической деятельности.
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины:
ознакомление со спецификой профессиональной деятельности учителя и развитие у студентов интереса к избранной специальности, а также формирование их профессиональной компетентности.
Задачи изучения дисциплины: - анализ основных направлений и проблем педагогическойдеятельности; - формирование общих базовых понятий и закономерностей педагогического процесса: - ознакомление со спецификой, историей становления образования в России; - ознакомление с основами профессионального становления и саморазвития личности учителя истории.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Изучив дисциплину «Введение в специальность», студент должен знать: - понятие и предмет дисциплины; - основные методы, применяемые в дисциплине; - особенности системы образования в Российской Федерации; - источники гуманистической традиции в педагогическойдеятельности.
Изучив дисциплину «Введение в специальность», студент должен уметь: - дать общую характеристику педагогической профессии; - изложить сущность педагогической деятельности; - раскрыть понятие «культура», слагаемые педагогической культуры.
Объем дисциплины и виды учебной работы:
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Вводная лекция Дисциплина « Введение в специальность» - как это одна из первых профессиональнопедагогических дисциплин в вузах. Пути развития гуманизации образовательной системы, социальная значимость педагогической профессии, функции учителя и требования к нему.
Раздел 1. Система образования Российской Федерации
Тема 2.Сущность и принципы системы образования Система образования как совокупности образовательных учреждений, построенной и функционирующей на основе общих принципов. Правовое регулирование организации и деятельности системы образования в соответствии с Законом «Об образовании». Образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.Тема 3.Структура и тенденции развития системы образования Место в системе образования общеобразовательной школы. Демократические преобразования общества в настоящее время. Характеристика отдельных видов общеобразовательных гимназий, лицеев, колледжей и пр. Выделяются ступени начального, общего основного и полного общего образования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.2.68 (0.011 с.) |