Методика профессионального обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика профессионального обучения



Структура и содержание профессионально-педагогической деятельности.

Понятие специальности, её особенности, разнообразие специализаций.

Требования деятельности к личности педагога, профессионально-значимые личностные качества педагога: направленность, компетентность, способности.

Профессионально-педагогические учебные заведения.

Личностно-ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ.

Профессионализация деятельности личности педагога профессионального обучения; профессиональная карьера.

Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения.

Содержание профессионального образования и обучения.

Федеральный и региональный компонент государственных образовательных стандартов подготовки специалистов в дизайнерской области.

Факторы, определяющие содержание специальной подготовки; научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования.

Методы средств и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность и характеристика.

Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структуры, содержание.

Дидактическое проектирование целей, содержания и технологий обучения.

Контроль и коррекция усвоения.

Сущность, задачи и требования к контролю.

Виды, формы, методы и средства контроля.

Методика разработки контрольного инструментария, анализ и оценка деятельности.

Корректирование учебного процесса.

Методология художественной деятельности.

Особенности художественной деятельности.

Принципы художественной деятельности.

Средства художественной деятельности.

Методы художественной деятельности.

Формы художественной деятельности.

Организация процесса художественной деятельности.

Теория и история дизайна

Введение в предмет теории и истории дизайна. Характеристика дизайна как культурологического явления. Конкретные личности и их вклад в становление дизайна. Различные проявления дизайна. Характеристика процессов дизайнерской деятельности. Основные теоретические концепции западного и отечественного дизайна и его аксиоморфологическая модель. Методология дизайна. Интегральный принцип дизайна. Основные принципы дизайна.

Психология профессионального образования

Уровни профессионального образования. Предмет и психологические методы в психологии профессионального обучения. История возникновения профессионального образования в России и за рубежом. Возрастная психология и становление личности. Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека. Специализация личности и психологический климат в обществе, в профессиональной среде. Изменение личности в профессии. Характеристика ведущей деятельности в юношеском возрасте. Этапы становления личности и проблемы выбора профессиональной деятельности. Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Учащийся как субъект учебной деятельности.

Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания. Социально-организационная специфика обучения в ВУЗе. Психологическая характеристика личности педагога профессионального образования. Требования к личности педагога. Специальные педагогические способности. Педагогическое мастерство.

Профессиональный рост педагога профессионального обучения и специфика психологических периодов становления профессионала. Погруженность в профессию. Практикум психологии профессионального обучения. Психологическая профессиограмма дизайнера. Методики и приемы психолого-педагогического воздействия.

Примерный перечень комплексных практических заданий

1. Описать принципы организации предметной среды в детской комнате с опорой на схему единства характера аудиовизуальной среды.

2. Разработать краткий тематический план работы студии дизайна одежды в условиях загородного детского лагеря.

3. Разработать краткий тематический план занятий по колористке для учащихся профильных дизайнерских классов средней школы.

4. Из предложенных предметов составить ассоциативные композиции на тему:

• «Естественное и искусственное»;

• «Контраст и нюанс»;

• «Порядок и хаос».

5. Описать основные этапы дизайн-процесса на примере создания упаковки для подарка..

6. Применительно к различным возрастным категориям разработать краткий тематический план занятий по одному из направлений:

• академический рисунок;

• основы композиции;

• проектирование;

• колористка;

• формообразование;

• орнамент;

• графический дизайн.

7. Описать основные этапы дизайн-процесса разработки логотипа:

• детского центра «Маленькая страна»;

• студии дизайна «Креатив»;

• торговой фирмы «Лотос»;

• оздоровительного центра «Олимп».

8. Разработать краткий тематический план квалификационной практики «Бионика в дизайне» для учащихся II курса средних специальных учебных заведений.

9. Из предложенного визуального материала выбрать необходимые иллюстрации мультимедийного сопровождения лекций по КСЕ «Симметрия как фундаментальное свойство реальности. Законы сохранения».

10. Скомпоновать и разместить на выставочных стендах предложенный демонстрационный материал:

• фотографии;

• детские рисунки;

• объявления студ. совета.

11. Раскрыть специфику применения интегрального подхода в дизайне на примере проектирования:

• промышленной упаковки;

• мебели;

• жилого интерьера;

• арт-объекта.

12. Представить ассоциативный фоторяд авторских работ на предложенную тему:

• основные свойства формы;

• порядок и хаос;

• симметрия – асимметрия;

• ритм и метр;

• человек и эмоции;

• ракурсы природы;

• удивительное рядом.

13. Из предложенных материалов создать видеоряд, сопровождающий лекцию по теории и истории дизайна «Многообразие проявлений современного дизайна».

14. Из предложенных материалов скомпоновать коллаж на тему:

• вселенная – биосфера – музыка;

• архитектура – застывшая музыка;

• разнообразие живой природы;

• теплое – холодное.

15. Придумать дизайн-сценарий рекламного видеоролика на тему:

• презентация ГХИ;

• дизайн-культура будущего;

• экономическая культура личности – основа развития общества;

• электронный учебник – главное средство дистанционного обучения.

16. Преобразовать текстовую информацию в максимально доступную для восприятия графическую структуру.

17. Разработать эскизное предложение цикла фронтальных композиций, основанных на контрасте:

• большое – маленькое;

• высокое – низкое;

• толстое – тонкое;

• широкое – узкое;

• прозрачное – непрозрачное;

• гладкое – шершавое;

• спокойное – беспокойное;

• много – мало;

• светлое – темное;

• мягкое – твердое;

• легкое – тяжелое.

18. Перечислить основные принципы проектирования средового окружения в помещениях различного назначения, и дать концептуальное графическое решение на основе предложенного ситуационного плана:

• группа детского сада;

• учебная аудитория класса начальной школы;

• мастерская живописи;

• мастерская керамики;

• художественная мастерская по работе с текстилем;

• мастерская по обработке дерева;

• мастерская по дизайну одежды;

• класс академического рисунка;

• общественная приемная службы социальной занятости;

• выставка современной скульптуры;

• комната психологической разгрузки.

19. Используя предложенные аудиовизуальные средства, различный реквизит и аксессуары, создать ассоциативный образ реальной модели:

• нежность;

• гламур;

• радость;

• спокойствие;

• ночь и т.д.

20. Используя предложенные материалы и оборудование, с группой студентов первого курса (6 человек) создать коллективную или индивидуальную работу в технике:

• монотипия;

• объемная бумагопластика;

• флористика;

• коллаж из различных материалов;

• лоскутная пластика.

Библиографический список

1. Агибалов, Д.И. Оборудование для мелкорозничной уличной торговли [Текст] / Д. И. Агибалов // Техническая эстетика. – 1984. - № 5. – 113 с.

2. Азрикан, Д.А. Эргодизайн. Проблемы и перспективы [Текст] / Д. А. Азрикан // Техническая эстетика. – 1987. - № 3.

3. Акин, О. Психология архитектурного проектирования [Текст] / О. Акин// Перевод с англ. Ю.А. Плотникова. - М.: Стройиздат, 1996. - 208 с., ил.

4. Альтшуллер, Г.С. Найти идею [Текст] / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 225 с., ил.

5. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. - В 2-х томах. Т. 1.- 542 с. С. 174-176.

6. Буш, Г.О. Основы эвристики для изобретателей [Текст] / Г. О. Буш. - Рига: Изд-во общ-ва Знание Латв. ССР, 1977/4.1 - 96 с., 4.2 - 63 с.

7. Воронов, Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 1 [Текст] / Н. В. Воронов. - М.: Искусство, 1997. – 218 с.

8. Воронов, Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 2 [Текст] / Н. В. Воронов. - М.: Искусство, 1997. – 315 с.

9. Величковский, Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А.Р. Психология восприятия [Текст] / Б. М. Величевский, В.П. Зинченко, А. Р. Лурия. М.: Изд. Московского университета. - 1973. – 279 с.

10. Генисаретский, О.И., Бизунова, Е.М. Теория дизайна [Текст] / О. И. Генисаретский, Бизунова Е. М. - М.: Шк. Культ. Полит, 2004. – 433 с.

11. Глазычев, В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе [Текст] / В. Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. – 211 с.

12. Другов, Д. Человек — образ жизни — дизайн интерьера [Текст] / Д. Другов. - М.: Издательский центр Табурет. – 2001. – 395 с.

13. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] / И. Иттен. М.: Гелла - Принт. -2000. – 284 с.

14. Кантпер, К. Дизайн в противоречиях культуры и природы [Текст] / К. Кантпер. - М.: «Интер-Эксперт». - 2000. – 401 с.

15. Лазарев, Е. А. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. [Текст]/ Е.А. Лазарев. – М.: Альманах, 1992. – №1 - 389 с.

16. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. [Текст]- М.: ВНИИТЭ, 1987. – 324 с.

17. Михайлов, С. М., Кулеева, Л. М. Основы дизайна. Учебник. [Текст] / С. М. Михайлов, Л. М, Кулеева. – Казань: Новое знание, -1999. – 291 с.

18. Основы методики художественного конструирования [Текст] / - М.: ВНИИТЭ, 1970. – 234 c.

19. Основы теории и методологии дизайна [Текст] / М.: М З – Пресс, 2001.- 199 с.

20. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии.- 1996. - №1.-С. 20 – 32

21. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан.- СПб., 1996. – 356 с.

22. Реан, А.А. Психология подростка [Текст]: учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 480с.

23. Румянцева, Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности [Текст] / Т.Г. Румянцева. – Минск, 1982. – 79с.

24. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной и зарубежной психологии [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. -№1. - С.82 – 86.

25. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: в 2 кн. Кн. 1.: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 383 с.

26. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии [Текст]/Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.

27. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96 с.

28. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике [Текст] / Н.А. Сирота [и др.]. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.

29. Смирнов, С.А. Технология как средство обучения второго поколения [Текст] / С.А. Смирнов // Школьные технологии. - 2001. - №1. - с.12– 17.

30. Сомов, Ю. С. Композиция в технике [Текст] / Ю.С. Сомов. - М.: Машиностроение, 1987. – 397 с.

31. Средства дизайн – программирования [Текст] / М.: ВНИШТЭ, 1987. - 256 с.

32. Чечиль, И. Метод проектов [Текст] / Чечиль И. // Директор школы, 1998. №3, 4. с.12, 32

33. Шваб, Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) [Текст] / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

34. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336с.- (Психологические технологии)

35. Щербакова, С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. [Текст] / С.Г. Щербакова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.– 96с.

36. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. [Текст] / Учебник для студентов худ. пром. вузов / М.: ВНИШТЭ, 1989. – 369 с.

37. ГОСТ 7.0-84 Библиографическая деятельность. Основные термины и определения.

38. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

39. ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

40. ГОСТ 7.23-96 Издания информационные. Структура и оформление.

41. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Электронный ресурс]: пер. с англ. В.В. Ванчугов/ Д.Дьюи. Режим доступа: http|| humanities.edu.ru

Периодические издания

1. Архидом, с приложением Элитдом

2. EIIe. Интерьер.

3. Идеи вашего дома.

4. Интерьер + дизайн.

5. Лучшие интерьеры.

Электронные ресурсы

1. http: // www.forma.ru

2. http: // www.strogonovka.ru

3. http: // www.designet.ru

4. http: // www.prorus.ru

5. http: // www.designstori.ru

6. http: // www.archi.ru

7. http: // www.a3d.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.035 с.)