Тема 12. Формирование воспитательного коллектива школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Формирование воспитательного коллектива школьников



Цели: ознакомить с понятием коллектива, личности в педагогике, рассмотреть теорию коллектива А.С. Макаренко, раскрыть современное представление о соотношении личности и коллектива, их взаимовлиянии друг на друга.

Вопросы и задания

  1. Роль коллектива в воспитании и развитии ребенка. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.
  2. Подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности.
  3. Определение коллектива. Коллектив воспитательный и коллектив ученический. Признаки и функции коллектива.
  4. Коллектив как объект и субъект воспитания.
  5. Классификации коллективов. Типы учебно-воспитательных коллективов.
  6. Особенности развития детского коллектива.
  7. Детское самоуправление. Проблемы и трудности формирования самоуправленческой среды.

Практическая часть

  1. Разработайте модель системы самоуправления ученического коллектива. Определите в ней роль учителя.
  2. Разработайте, опираясь на этапы развития коллектива, тематику совместных дел и мероприятий, способствующих его укреплению.

Литература

1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2006.

2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.

5. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

7. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.

8. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.

9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

12. Российская педагогическая энциклопедия (2-х ч.) – М., 1993, 1999.

13. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тернинги. – М.: «5 за знания», 2007

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Обратите внимание на анализ теории коллектива А.С. Макаренко, данный И.П. Подласым (Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999; Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001). При подготовке к ответам на вопросы о самоуправлении обратитесь к следующей литературе: Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001;Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – М.: «5 за знания», 2007.

Тема 13. Методы воспитания

 

Цель: рассмотреть методы воспитания и условия их педагогической эффективности.

Вопросы и задания

1. Раскройте понятие метода и приема воспитания. Рассмотрите имеющиеся классификации методов воспитания.

2. Сущность методов формирования сознания. В чем особенность рассказа на этическую тему и этической беседы как методов формирования сознания. В чем их сходства и различия?

3. Разъяснение, пример, диспут. Условия эффективности этих методов.

4. Методы организации деятельности и формирования общественного поведения. Их сущность. Упражнение и приучение как методы организации деятельности детей. Условия их эффективности.

5. Условия педагогической эффективности требования. Виды требований. Отличие требования от поручения. Суть метода создания воспитывающих ситуаций.

6. Требования к поощрениям и наказаниям как методам стимулирования поведения и деятельности детей. Условия эффективности соревнования как метода воспитания.

Практическая часть

1. Оформить таблицу «Классификации методов» на основе классификаций, предлагаемых в пособиях разных авторов

Название и авторы Основание классификации Структура классификации
       

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2006.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001

4. Лихачев Б.П. Педагогика. – М., 1993.

5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.

6. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

8. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.

9. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

12. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х ч.) – М., 1999.

13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.

15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.

Методические рекомендации к выполнению работы

При подготовке к ответам на вопросы Вопросы и заданияа пользуйтесь указанной литературой. Проанализируйте и сравните классификации методов воспитания представленные у В.С. Кукушина, Л.П. Крившенко, В.С. Селиванова, М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и др.. Полученные данные внесите в таблицу.

 

Тема 14.Формы воспитательной работы

 

Цели: рассмотреть понятие формы воспитательной работы, ознакомить с разнообразием форм, проанализировать классификации методов воспитания.

Вопросы и задания

1. Понятие внеклассной воспитательной работы. Ее цели и функции.

2. Раскройте понятие формы внеклассной воспитательной работы. Классификации форм.

3. Диалоговые формы.

4. Индивидуальные воспитательной работы со школьниками.

5. Коллективные творческие дела.

6. Разнообразие игр во внеклассной воспитательной работе.

Практическая часть

1. Законспектировать материал из пособия Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания, глава 12Э, пункт 4 «Диалоговые формы воспитания».

2. Представьте взаимосвязь задач внеклассного мероприятия «Дорогою добра…» по схеме

Жизненно-практические Воспитательные Организационно-методические
     

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.

2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001

3. Лихачев Б.П. Педагогика. – М., 1993.

4. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

6. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.

7. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

10. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х ч.) – М., 1999.

11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.

13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.

Методические рекомендации к выполнению работы

При подготовке к ответам на вопросы плана пользуйтесь указанной литературой. Обратите внимание рассмотрение форм и условий их применения у М.И. Рожкова и
Л.В. Байбородовой. Проанализируйте классификации форм и условия их использования у С.А. Смирнова. Для удобства выполнения 2 задания практической части сделайте возможную план-схему мероприятия.

 

 

Тема 15. Подготовка общеклассного воспитательного занятия

Цель: овладение умениями в подготовке и провидении классного часа.

Вопросы и задания

1. Технологический аспект разработки и проведения внеклассного воспитательного мероприятия

2. Методика проектирования целей и задач внеклассного воспитательного мероприятия

3. Основания для выбора методов внеклассного воспитательного мероприятия

4. Основания для выбора форм внеклассного воспитательного мероприятия

5. Методика проведения классного часа

6. Изучение эффективности внеклассного воспитательного мероприятия: диагностические процедуры

7. Анализ и планирование работы классного руководителя

Практическая часть

1. Разработать конспект внеклассного воспитательного мероприятия.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.

2. Классному руководителю/Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001

4. Лихачев Б.П. Педагогика. – М., 1993.

5. Нечаев М.Н. Управление воспитательным процессом в классе. – М.: «5 за знания», 2006

6. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

8. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.

9. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

12. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х ч.) – М., 1999.

13. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тернинги. – М.: «5 за знания», 2007

14. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.

16. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.

17. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004

18. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М.: АПК и ПРО, 2005

19. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2006

Методические рекомендации к выполнению работы

При подготовке к ответам на вопросы практического занятия пользуйтесь указанной литературой. Для выполнения письменной части занятия обратитесь к ресурсам интернет: www.klassnye-chasy.ru; www.uchportal.ru.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.017 с.)