Теории поэтапного форм-я умств. действий (Гальперин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории поэтапного форм-я умств. действий (Гальперин)



Преимущества управления, программирования в образователь­ном процессе наиболее полно пред­ставлены в направлении обучения, основанном на психологиче­ской теории поэтапного формирования умственных дейст­вий. П.Я. Гальперин разработал целостную схему преобразова­ния приоткрытия тайны возникновения психического процесса. Теорет.постулатами послужили след. Положения.:

— всякое внутреннее психическое есть превращенное внешнее;

—психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);

— психическая, внутренняя деятельность имеет же структуру, что и внешняя, предметная

— психическое развитие имеет социальную природу.

П.Я. Гальперин поставил перед обучением но­вые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для фор­мирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необ­ходимых и достаточных для управления правильностью форми­рования действия и избегания ошибок. Гальперин разгра­ничил две части осваиваемого предметного действия: его пони­мание и умение его выполнить. Первая часть - ориентировочная, вторая — исполнитель­ная. Особое значение - ориентировочной части. установ­лено, что:

а. Вместе с действиями формируются чувственные об­разы и понятия о предметах этих действий.

б. Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. умственный план образуется только на основе речевой формы действия.

в. Перенос действия в идеальный (умствен­ный) план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы дей­ствия.

д. Перенос действия в умственный план составляют только одну линию его изменений.

Основной характеристикой выполняемых действий П.Я. Галь­перин считал разумность.

Данная теория явилась фундаментом разработанного Н.Ф. Та­лызиной программирования учебного процесса как программы управления им. На основе теории П.Я. Гальперина о планомерном формировании умств. дей­ствий Талызина разрабатывает осн.эл-ты нового направления программирования уч. пр-сса. Его цель — определение исходного уровня познават. деят-сти обу­чающихся; определение новых формируемых познавательных дей­ствий; определение содержания обучения как системы умствен­ных действий;

 

33. Психологические основы проблемного обучения.

Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем. Задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, условиями и требованиями. Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решения проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося в зависимости от того, какие и сколько действий для решения проблемы он осуществляет.

 

Понятие уч.деятельности. Мотивация уч.деятельности.

Учение – процесс приобретения человеком, в том числе и ребенком любого возраста, знаний о внешнем мире. Любым известным и доступным способом: в процессе случайного или целенаправленного прямого наблюдения, общения с другими людьми в игровой, учебной. Трудовой или иной практической деятельности. Учение является побочным продуктом любой деятельности человека.

Учение – целенаправленное формирование и сознательное усвоение предварительного опыта и формирование на его основе индивидуального опыта.

Особой формой учения является УД.

В общей теории учения, основы которой заложены Коменским, Дистервегом, Гильбертом, Ушинским, Блонским и Выготским сформировалась собственно психологическая теория в УД. Ее разработчики: Эльконин, Маркова, Гальперин. Они поставили новую проблему в теории обучения, изменения самого субъекта деятельности в процессе действий воспроизвод.объект.свойства познаваемого предмета, при решении учебных задач.

УД. В широком смысле слова оно рассматривается как синоним слов научение, учение, обучение. В узком смысле согласно Эльконину это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование процесса и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту: произвольность, рефлексия, самоконтроль. Эта деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. УД может рассматриваться как специфический вид деятельности, она направлена на самого обучающегося как субъекта.

5 основных характеристик УД:

1. Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач

2. В ней осваиваются общие способы действия и научение

3. Общие способы действия предваряют решение задач

4. УД ведет к изменению в саамам субъекте, что по определению Эльконина является основной его характеристикой

5. Лингард (чешский теоретик процесса и структуры учения) выделил изменения психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий

Анализ предметного содержания УД как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е.того, на что направлена деятельность, в данном случае на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, обработку приемов и способов действий, их программ, в процессе чего развивается сам обучающий.

Средства УД рассматриваются в 3-х планах:

1. Интеллект действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.

2. Знаковые вербальные средства, в форме которых усваиваются знания.

3. Фоновые знания, по средствам включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт.

Способы УД могут быть разнообразными, включать репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско- познавательные действия.

Продукт УД – структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

Мотивация – совокупность мотивов учения, а мотивом должно стать желание и стремление овладеть знаниями для того, чтобы быть полезным обществу.

Стр-ра уч.деятельности.

УД имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:

· Мотивация

· Учебные задачи

· Учебные действия

· Контроль

· Оценка

Мотивация – совокупность мотивов учения, а мотивом должно стать желание и стремление овладеть знаниями для того, чтобы быть полезным обществу.

Учебные задачи – по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия. Она предлагается учащимся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации.

Учебная задача – основная единица учебной деятельности. Согласно Эльконину, основное отличие УЗ от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого объекта, а не предметов, с которыми действует субъект.

Учебное действие помогает решению УЗ. Это действия, в результате которых формируется представляющийся им предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образа.

В общей структуре УД значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля).

Контроль предполагает 3 звена:

1. Модель-образ желаемого результата

2. Процесс сопоставления этого образа и реального действия

3. Принятие решения о продолжении или коррекции действия

Оценка – фиксация качества результата обучения как мотивация последующей УД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.014 с.)