Памятка по организации ознакомления и тренировке лексики на материале текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка по организации ознакомления и тренировке лексики на материале текста



 

1. Определите языковой уровень ваших потенциальных учеников, основываясь на языке текста.

2. Прочитайте внимательно текст. Определите основные проблемы/вопросы для обсуждения и составьте карту-схему с ключевыми словами. Выпишите те слова, которые, по вашему мнению, необходимо отработать и закрепить в рамках изучаемой темы или проблемы.

3. Посмотрите на предложенный ниже план текста с ключевыми словами и сравните его с вашим планом.

4. Решите, будете ли вы сами объяснять значения слов на уроке или предложите учащимся самостоятельно поработать с
текстом (дома или на уроке) и найти незнакомые слова в
словаре или догадаться об их значении по контексту. Обоснуйте свой выбор.

5. Какие упражнения на уровне слова/словосочетания/предложения можно использовать для отработки данной лексики, установления прочных синтагматических и парадигматических связей в рамках данного семантического поля? Отметьте нужные упражнения/запишите установку.

Уровень слова: say in one word, give synonyms or antonyms, choose
the odd man out, arrange the words in groups
according to..., etc.

Уровень словосочетания: match the following words, make different

word combinations with the following words,etc.
Уровень предложения: complete/paraphrase the sentences, answer the

questions, etc.

Уровень сверхфразового единства: agree/disagree, prove, compare, etc.

6. Написав установки и приступая к составлению плана занятия, используйте таблицу, приведенную ниже. При составлении зачетного файла обоснуйте задачу каждого упражнения по аналогии.

Задания Выполнение
1. Что я делаю?  
2. Что хочу получить?  
3. Зачем это надо учащимся?  
  Как иначе можно достичь того же результата?  
5. Поооо Почему я выбираю этот путь?  
6. Как Какие упражнения связаны между собой?  
7. Ч Что делают ученики?  
8. Как усилить их мотивацию?  
9. Достаточен ли уровень опор (смысловых, речевых) языковых)?  

 

Выполнение тестовых заданий на тренажере

Аналитико-рефлексивный этап.

Самоанализ и самооценка выполненной работы с акцентом на достигнутых результатах и нерешенных проблемах (см. стр. 34-41)

 

Список литературы к занятию «Обучение лексической стороне речи»

1. Абрамова И.В. Игры на уроке немецкого языка // 2004. № 1. с. 44-46.

2. Зырянова О.Б. Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов // Иностранные языки в школе. 2006. № 4.

3. Киреева Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках // Иностранные языки в школе. 2006. № 3.

4. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. с. 19-25.

5. Кувшинов В.И. Обучение школьников общественно-политической лексике в процессе рецептивной речевой практики // Иностранные языки в школе. 2002. № 4.

 

Обучение грамматической стороне речи

 

План

1. Цели обучения грамматике в средней школе

2. Содержание обучения грамматике

· Отбор грамматического минимума для средней школы

· Характеристика грамматических навыков

3. Принципы обучения грамматике (реализация общедидактических, методических и специальных принципов)

4. Обучение грамматической стороне устной и письменной речи (формирование и совершенствование грамматических навыков)

· Ознакомление с новым грамматическим материалом

· Упражнения для формирования грамматических навыков в устной речи

· Упражнения для формирования грамматических навыков в письменной речи

· Упражнения для совершенствования грамматических навыков в устной и письменной речи

· Контроль и коррекция грамматических навыков

 

Актуализация личного опыта

Задание 1. Попробуйте обобщить свой опыт изучения грамматики иностранного языка и составьте оглавление для вашего нового учебника по грамматике. Поработайте индивидуально, а затем сравните полученные результаты в паре или микро-группе. Обратите внимание на следующие моменты:

· Структура учебника и наименование разделов

· Последовательность расположения разделов

· Грамматические явления, изучаемые в рамках того или иного раздела

· Грамматические явления, которые по какой-то причине не вошли в авторский курс.

Задание 2. Вспомните, когда вы в последний раз самостоятельно изучали какой-либо раздел грамматики иностранного языка. Ответьте на следующие вопросы:

- что вы делали и почему;

- было ли вам трудно и почему;

- использовали ли вы одноязычный курс или объяснения давались на русском языке;

- хорошо ли вы усвоили этот раздел или вам были необходимы дополнительные консультации учителя;

- что было легко, а что было трудно выполнить с первого раза и почему?

- какие упражнения вызывали у вас особую трудность?

Задание 3. Как вы объясните тот факт, что, зная то или иное правило грамматики, учащиеся продолжают делать ошибки на это правило в спонтанной речи? Встречались ли вы с подобным явлением?

Задание 4. Как вы думаете

- что может представлять наибольшие трудности в плане грамматики для русскоязычных учащихся? Обсудите свои предположения в мини-группах.

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

 

1. Изучите теоретический материал по проблеме обучения грамматической стороне речи и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).

2. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

· Дайте определение следующих понятий: «активный и рецептивный грамматический минимум», «грамматическая структура», «речевой образец», «продуктивный и рецептивный грамматический навык», «стадии формирования грамматического навыка», «дедуктивный и индуктивный пути введения грамматического материала», «формирование грамматических навыков», «совершенствование грамматических навыков».

· Какова роль грамматических навыков в формировании коммуникативной компетенции?

· Как реализуются при обучении грамматике коммуникативно-ориентированный, структурно-функциональный, когнитивный, деятельностный подходы? Раскройте их особенности.

· Как проявляются закономерности усвоения грамматики иностранного языка на разных этапах обучения (предметно-символическая деятельность и материальные опоры, персонификация грамматических структур, моделирование и использование грамматических схем, аналитико-мыслительная деятельность)?

· Как реализуются при обучении грамматической стороне речи общедидактические и методические принципы? Приведите примеры.

· Что понимается под межъязыковой и внутриязыковой интерференцией при обучении грамматике? Приведите примеры.

· Определите преимущества и недостатки индуктивного и дедуктивного путей ознакомления с новым грамматическим материалом.

· Какова связь лексических и грамматических навыков?

· Какова типология упражнений при формировании грамматических навыков?

3. Изучите программу и заполните следующую таблицу.

 

Этап обучения Грамматический материал Требования к уровню подготовки
Начальное общее 2-4 / 5-6 классы    
Основное общее образование    
Среднее (полное) общее образование: - базовое - профильное    

б) Практико-ориентированные задания

 

Задание 1. Познакомьтесь с различными типологиями упражнений, представленными в методической литературе, и отразите их в следующей схеме:

Тип упражнения Формулировка задания Пример
1.Языковые (предречевые) - - - 2.Речевые (коммуникативные)    

 

Задание 2. Проанализируйте один из УМК и дополните вышеприведенную таблицу конкретными примерами из учебника и рабочей тетради.

Задание 3. Просмотрите книгу для учителя и учебник к одному из УМК и скажите:

· какие подходы (коммуникативно-ориентированный, структурно-функциональный, когнитивный, деятельностный) используется авторами при обучении грамматике и как они реализуются;

· какие упражнения используются для формирования грамматических навыков чаще всего;

· являются ли все упражнения языковыми (предречевыми) или часть из них можно отнести к коммуникативным (речевым);

· является ли изучение тех или иных грамматических структур тематически и ситуативно обусловленными;

· используют ли авторы изученную лексику в качестве языкового наполнения при отработке грамматических структур в речевом контексте;

· используют ли авторы стихи, песни, сказки, комиксы и другие средства на этапе ознакомления с новым грамматическим материалом;

· предусмотрена ли авторами возможность осуществления самоконтроля в процессе работы с грамматическим материалом.

Задание 4. Познакомьтесь с перечисленными ниже заданиями и отметьте:

а) языковые (предречевые)

б) речевые (коммуникативные)

в) открытого типа

г) закрытого типа

1. Объясни, почему ты любишь это время года.

2. Ответь на общие вопросы.

3. Отреагируй на высказывание.

4. Возрази, используя предложенную структуру.

5. Составь как можно больше предложений с опорой на подстановочную таблицу.

6. Расскажи о том, что ты делал вчера.

7. Вставь в предложения пропущенные слова is или are (ist или sind).

8. Выбери правильный вариант их четырех предложенных.

9. Составь свой текст с опорой на модельный текст, используя другие ЛЕ.

10. Соотнеси начало и конец предложений в правой и левой колонках.

11. Объясни, для чего ты изучаешь иностранный язык.

12. Поставь вопросы к выделенным словам.

13. Прочитай письмо, заменяя картинки словами в соответствующей форме, выражающими действия.

14. Составь предложения из слов.

15. Расскажи о том, чем ты больше всего любишь заниматься на уроках иностранного языка.

16. Раскрой скобки. Поставь прилагательные в сравнительную или превосходную степень.

17. Расспроси одноклассника о его домашнем питомце. Узнай, кто он, какой, что умеет делать.

18. Напиши, что ты умеешь хорошо делать. Воспользуйся следующей моделью:

well.

19. Выбери правильный ответ из предложенных.

20. Составь аналогичные сентенции из данных глаголов, например «Пришел. Увидел. Победил».

 

Задание 5. Придумайте или найдите исходный контекст для ознакомления учащихся с новым грамматическим материалом (сказка, песенка, стихотворение, комикс, модельный текст и др.), а также систему опор, обеспечивающих возможность эффективного использования индуктивного метода ознакомления с грамматической структурой (см. образцы в приложении).

Задание 6. Познакомьтесь, в какой форме представлены грамматические правила в одном из УМК. Предложите свой вариант визуализации одного из правил.

Задание 7. Расставьте последовательность действий учителя в правильном порядке:

- вычленение грамматической структуры из образца

- определение функции грамматической структуры в речи

- мотивационный настрой учащихся на восприятие материала

- упражнения на первичную тренировку учащихся в употреблении грамматического материала

- раскрытие формальных признаков грамматического явления

- сопоставление грамматического явления с подобным явлением в родном или иностранном языках

- презентация речевого образца в контексте и проверка его понимания

- визуализация грамматического правила

- тренировочные упражнения на всех уровнях

 

Задание 8. Посмотрите фрагмент урока, посвящённый формированию грамматических навыков говорения.

1. Определите грамматические структуры, над которыми работал учитель на уроке, выделите трудности их усвоения с точки зрения внутриязыковой и межъязыковой интерференции в плане формы, значения и сферы употребления.

2. Проследите за работой учителя при организации ознакомления с новой структурой. Какой способ презентации грамматического материала избрал учитель? Прокомментируйте эффективность работы.

3. Как реализован принцип сознательности в процессе ознакомления с новым грамматическим материалом? Проанализируйте место, характер и доступность использованных правил (ориентирующие замечания, правила -инструкции, правила - обобщения, зрительная наглядность).

4. Назовите типы и виды упражнений, использованные учителем для формирования грамматических навыков. Оцените их с точки зрения сложности решаемых коммуникативно-познавательных задач.

5. Проанализируйте различные типы опор при организации тренировки и применения грамматических структур.

6. Проследите, как осуществляется связь с ранее усвоенным грамматическим материалом.

7. Проследите, как проводится обобщение знаний учащихся о грамматическом строе языка, как при этом реализуется образовательное значение изучения грамматики и её вклад в филологическое образование учащихся.

8. Проанализируйте специфику работы над грамматическим материалом на уроке в зависимости от цели его изучения в школе (активная, пассивная) и от ступени обучения.

9. Как организован на уроке контроль сформированности грамматических навыков, соответствует ли достигнутый уровень задачам урока?

10. Сформулируйте основные рекомендации, направленные на совершенствование работы над грамматической стороной речи на основе проведённого анализа.

 

Задание 9. Разработайте фрагмент урока по обучению грамматике, опираясь на один из УМК.

Задание 10. Какие ошибки, по вашему мнению, могут появиться у учащихся при ознакомлении со следующими грамматическими явлениями:

а) Английский язык

Present Indefinite

If-clauses

Present Perfect Tence

Reported Speech

б) Немецкий язык

Reflexive Verben

Perfekt

Trennbare und untrennbare Verben

Dass-, damit-, um-Saetze

Задание 11. Пополните свою методическую копилку интересными приемами, заимствованными из различных профессиональных журналов и зарубежных и отечественных пособий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.042 с.)