Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Критерии оценивания уровня сформированности методической компетентности
Похожие статьи вашей тематики
| | |
3. Владение | Прекрасно владеет
| Хорошо владеет
| Слабо владеет про-
| Не владеет терми-
|
| | профессиональной
| профессиональной
| профессиональной
| фессиональной
| нологией, не по-
|
| | терминологией.
| терминологией из
| терминологией, в
| терминологией,
| нимает сути во-
|
| |
| различных разде-
| случае неверного
| допускает много
| проса, в ответе
|
| |
| лов курса.
| употребления тер-
| ошибок и не мо-
| постоянно подме-
|
| |
|
| мина может сам
| жет их исправить,
| няет одни поня-
|
| |
|
| исправить ошиб-
| не всегда понима-
| тия другими.
|
| |
|
| ку/оговорку.
| ет суть вопроса,
|
|
| |
|
|
| сформулирован-
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| | Речевое поведение
| | 1. Манера обще -
| Располагающая ма-
| Приятная манера
| Вялая манера об-
| Неоправданно аг-
|
| | ния.
| нера общения, де-
| общения, соблю-
| щения, безразли-
| рессивная или за-
|
| |
| монстрирующая
| дение норм про-
| чие к предмету
| искивающая манера
|
| |
| вежливое и уважи-
| фессионального
| беседы.
| общения, неуме-
|
| |
| тельное отношение
| общения.
|
| ние контролиро-
|
| |
| к собеседнику, его
|
|
| вать свои чувства
|
| |
| точке зрения при
|
|
| и эмоции.
|
| |
| сохранении чувства
|
|
|
|
| |
| собственного до-
|
|
|
|
| |
| стоинства и своей
|
|
|
|
| |
| позиции.
|
|
|
|
| | 2. Дискурсивные
| Демонстрирует
| Грамотная компо-
| Слабая аргумента-
| Отсутствие логики,
|
| | умения.
| различные формы
| зиция речи, хоро-
| ция, однообразные
| отсутствие аргу-
|
| |
| изложения мысли:
| шая аргументация,
| приемы и формы
| ментации, наличие
|
| |
Продолжение
| Критерии оценивания
| Параметры
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отлично
| Хорошо
| Удовлетворительно
| Плохо
| Замечания
|
| анализ, синтез, срав-
| отсутствие ненуж-
| изложения мысли,
| неоправданных по-
|
|
| нение, обобщение,
| ных повторов, чет-
| нарушенная логи-
| второв, нарушение
|
|
| индукцию, дедук-
| кость и лаконич-
| ка высказывания,
| норм социокуль-
|
|
| цию и т. д. Пре-
| ность ответа.
| неумение адекват-
| турного общения,
|
|
| красно владеет ар-
|
| но реагировать на
| фрагментарность
|
|
| гументацией к су-
|
| контраргументы.
| речи, множествен-
|
|
| ществу дела и к
|
|
| ные междометия,
|
|
| человеку. Использу-
|
|
| паузы-хезитации.
|
|
| ет различные спо-
|
|
|
|
|
| собы связи речи и
|
|
|
|
|
| приемы вырази-
|
|
|
|
|
| тельности. Избегает
|
|
|
|
|
| ненужных повто-
|
|
|
|
|
| ров, речь предельно
|
|
|
|
|
| лаконична, доступ-
|
|
|
|
|
| на и понятна.
|
|
|
|
| 3. Языковая гра-
| Речь абсолютно гра-
| Речь грамотна,
| В речи встречают-
| Речь изобилует
|
| мотность.
| мотная, соблюда-
| практически нет
| ся ошибки на лек-
| языковыми и сти-
|
|
| ются все лексико-
| ошибок на упо-
| сико-грамматичес-
| листическими
|
|
| грамматические и
| требление лексики
| кое и стилистиче-
| ошибками.
|
|
| стилистические
| или грамматики,
| ское оформление
|
|
|
| нормы оформления
| в целом соблюдаются
| речи.
|
|
|
| речевого высказы-
| нормы стилистиче-
|
|
|
|
| вания.
| ского оформления
|
|
|
|
|
| речи.
|
|
|
|
Способность к методической рефлексии
| 1. Умение давать
| При анализе уп-
| Умеет определять
| Слабо понимает и
| Не владеет прие-
|
| анализ/самоанализ
| ражнений УМК и
| и формулировать
| плохо формулирует
| мами анализа, не
|
| серии упражнений
| разработке собст-
| цель серии упраж-
| цель серии упраж-
| видит взаимосвязи
|
| с точки зрения
| венных учебных
| нений и каждого
| нений на форми-
| заданий, не может
|
| формирования раз-
| материалов умеет
| упражнения в от-
| рование различных
| определить конеч-
|
| личных составля-
| четко обосновывать
| дельности для ре-
| составляющих ком-
| ную цель.
|
| ющих коммуника-тивной компетен-
| цель конкретных упражнений, их по-
| шения поставлен-ных задач обучения.
| муникативной ком-петенции. Не всег-
|
|
| ции.
| следовательность и
| Допускает незна-
| да умеет опреде-
|
|
|
| роль в формирова-
| чительные погреш-
| лять цель каждого
|
|
|
| нии коммуникатив-
| ности в логике их
| упражнения, плохо
|
|
|
| ной компетенции
| расположения.
| видит их взаимо-
|
|
|
| обучаемых.
|
| связь, не умеет
|
|
|
|
|
| обеспечивать не-
|
|
|
|
|
| обходимый уро-
|
|
|
|
|
| вень опор для их
|
|
|
|
|
| выполнения.
|
|
| 2. Критическое
| При анализе соб-
| Способен провести
| Не может самосто-
| Не может крити-
|
| переосмысление
| ственных материа-
| самоанализ и дать
| ятельно провести
| чески подойти
|
| своих разработок
| лов умеет замечать
| грамотную оценку
| анализ ранее со-
| к анализу упраж-
|
| и их оценивание.
| недочеты, обуслов-
| своим разработкам,
| ставленных мате-
| нений и заданий,
|
|
| ленные различны-ми объективными
| практически не нуж-дается в наводящих
| риалов, нуждается в наводящих во-
| даже на основе наводящих вопро-
|
|
| и субъективными
| вопросах.
| просах.
| сов.
|
|
| причинами, может
|
|
|
|
|
| их прокомменти-
|
|
|
|
|
| ровать и оценить,
|
|
|
|
|
| найти новое решение.
|
|
|
|
| Продолжение
| Критерии оценивания
| Параметры
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отлично
| Хорошо
| Удовлетворительно
| Плохо
| Замечания
| Профессиональн о-л ичностные характеристики
| 1. Внешний вид и
| Академический
| Аккуратный внеш-
| Небрежность в
| Вульгарный/неоп-
|
| поведение.
| стиль (одежда, при-
| ний вид, отсутст-
| одежде и прическе,
| рятный внешний
|
|
| ческа, поведение).
| вие серьезных за-
| слишком раско-
| вид, неадекватное
|
|
|
| мечаний к одежде
| ванная или слиш-
| поведение.
|
|
|
| и поведению.
| ком зажатая мане-
|
|
|
|
|
| ра поведения.
|
|
| 2. Владение голо-
| Прекрасно варьиру-
| Обладает хорошей
| Недостаточно чет-
| Нечеткая дикция,
|
| сом, мимикой и
| ет силу, темп, вы-
| дикцией, доста-
| кая речь, неумение
| сильно замедлен-
|
| жестами.
| соту голоса для
| точной силой го-
| выделить главное
| ный или неоправ-
|
|
| выделения значи-
| лоса. Владеет ми-
| голосом, недоста-
| данно быстрый
|
|
| мых элементов вы-
| микой и жестами,
| точная сила голо-
| темп, монотон-
|
|
| сказывания; имеет
| располагающими
| са, невыразитель-
| ность, неоправ-
|
|
| четкую дикцию, в
| к общению.
| ная мимика.
| данная жестику-
|
|
| полной мере ис-
|
|
| ляция и мимика.
|
|
| пользует голос, ми-
|
|
|
|
|
| мику и жесты для
|
|
|
|
|
| установления рече-
|
|
|
|
|
| вого взаимодейст-
|
|
|
|
|
| вия.
|
|
|
|
| |
Примерный перечень вопросов для экзамена
1.Каковы основные пути обогащения словаря учащихся?
2.Что составляет наибольшую сложность для ученика и учителя при организации семантизации, отработки и контроля усвоения лексики? Как эти сложности можно предвосхитить и минимизировать? Приведите примеры.
3.Можно ли формировать речевую коммуникативную компетенцию при организации обучения лексике? Обоснуйте свой ответ.
4.Что составляет наибольшую сложность для ученика и учителя при организации ознакомления, тренировки и применения грамматического материала в речи? Как эти сложности можно предвосхитить и минимизировать?
5.В чем проявляется специфика реализации общедидактических и собственно методических принципов обучения иностранному языку в системе обучения грамматике?
6.Как обучение грамматике соотносится с формированием речевой компетенции? Как формирование грамматических навыков связано с различными видами речевой деятельности?
7.Определите преимущества и недостатки индуктивного и дедуктивного путей ознакомления с грамматическим материалом.
8.Что и как меняется в обучении слухопроизносительным навыкам в зависимости от этапа обучения в школе? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
9.Является ли фонетическая зарядка обязательным этапом любого урока иностранного языка и почему? Чем определяется содержание фонетической зарядки и как оно может видоизменяться?
10.Как обучение слухопроизносительным навыкам соотносится с формированием речевой компетенции?
11.От чего зависит выбор стратегии работы с аудиотекстом на уроке иностранного языка?
12.Почему аудирование является одним из наиболее сложных для обучения видов иноязычной речевой деятельности? Как эти трудности можно предупредить и максимально уменьшить в процессе обучения иностранным языкам?
13.От чего зависит выбор стратегии работы с аудиотекстом на уроке иностранного языка?
14.Что является необходимым условием порождения речи? Как можно моделировать речевые ситуации на уроке и что для этого должен делать учитель?
15.Что должен знать и уметь учитель, чтобы правильно организовать обучение монологической речи?
16.Что должен знать и уметь учитель, чтобы правильно организовать обучение диалогической речи?
17.Как обучение монологической и диалогической речи интегрируется с обучением различным видам речевой
18.Каковы особенности предтекстового, текстового и послетекстового этапов работы? Приведите примеры заданий на каждом из них в зависимости от вида чтения.
19.Как сформировать у учащихся правильную читательскую деятельность?
20.Каковы основные задачи и особенности начального этапа обучения чтению на иностранном языке?
21.Как изменяется технология обучения письму в школе в зависимости от этапа обучения? Что представляет наибольшую сложность на каждом этапе?
22.Что включает в себя содержание обучения письму на иностранном языке? Приведите примеры использования письма как самостоятельного вида речевой деятельности и как средства формирования навыков и развития умений.
23.Как изменяется роль и место обучения письму и письменной речи в школе в зависимости от этапа обучения? Что представляет наибольшую сложность на каждом этапе?
6. План работы по подготовке и презентации фрагмента урока
Подготовительный этап.
Методическая разминка: актуализация знаний
Деление группы на подгруппы по 3-4 человека
1.2 Определение проблемы.
1.3 Разработка плана решения проблемы.
2. Основной этап (поиск, обработка, представление информации в виде продукта фрагмента занятия).
2.1 Определение требований к уровню сформированности языковых навыков (орфографических, фонетических, лексических, грамматических) и речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) на основании анализа Государственного образовательного стандарта по иностранному языку (федеральный компонент), примерных учебных программ.
2.2 Выбор УМК и класса для разработки занятия, обоснование выбора.
2.3 Разработка фрагмента учебного занятия, отвечающего следующим требованиям:
· формирование определенных языковых навыков / речевых умений (в соответствии с выбранной темой);
· включение в урок дополнительных (помимо имеющихся в УМК) упражнений по формированию данных навыков/умений;
· использование различных дидактических материалов (наглядность, раздаточный материал);
· использование ТСО (аудио- или видеомагнитофон, компьютер).
2.4 Оформление разработки фрагмента занятия с указанием:
- темы урока;
- задач фрагмента урока;
- формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная);
- хода фрагмента урока (организация учебной деятельности учащихся с указанием целевых установок, инструкций по выполнению заданий, демонстрация возможностей использования дидактического материала).
3. Презентация проекта,включающая:
- обоснование выбора УМК и класса;
- тему и задачи фрагмента урока;
- фрагмент урока (предлагаемые задания);
- оппонирование (ответы на вопросы участников других проектных групп).
Аналитико-рефлексивный этап.
Самоанализ и самооценка выполненной работы с акцентом на достигнутых результатах и нерешенных проблемах. Внешний анализ и оценка участников других проектных групп.
Примерная тематика рефератов и курсовых работ
1. Современные отечественные и зарубежные концепции обучения ИЯ.
2. Пути повышения эффективности обучения ИЯ в современной школе на различных этапах.
3. Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании иностранного языка.
4. Современные средства обучения как условие интенсификации обучения иностранному языку.
5. Самостоятельная работа учащихся с образовательными ресурсами Интернет.
6. Реализация принципа наглядности в обучении ИЯ при формировании речевых навыков.
7. Пути моделирования ситуаций общения в обучении иноязычному говорению.
8. Моделирование проблемных ситуаций общения как средство развития речемыслительной деятельности учащихся.
9. Приёмы речевого взаимодействия как средство развития языковой компетентности.
10. Взаимодействие учащихся на уроке иностранного языка как условие развития иноязычной коммуникативной компетенции.
11. Систематизация и анализ приёмов обучения ИЯ, способствующих развитию учебно-познавательной компетентности учащихся.
12. Место печатных и электронных ресурсов в обучении ИЯ в урочной и внеурочной деятельности.
13. Лингвострановедческая ценность современных учебных средств.
14. Развитие социокультурной компетентности учащихся на материале современных учебно-методических комплектов.
15. Формирование общеучебных навыков и умений учащихся на начальном этапе как основа автономного изучения ИЯ.
16. Организация самостоятельной работы учащихся как залог успешности в изучении иностранного языка.
17. Развитие познавательного интереса школьников средствами ИЯ.
18. Особенности раннего обучения ИЯ.
19. Интегративная и игровая основа обучения ИЯ на начальном этапе.
20. Реализация принципа опоры на родной язык при обучении ИЯ в раннем обучении.
21. Использование метода проектов в обучении ИЯ.
22. Роль фонетических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции.
23. Лексико-грамматические навыки как основа коммуникативной компетенции учащихся.
24. Совершенствование продуктивных лексических навыков на среднем и старшем этапе обучения.
25. Пути обогащения лексического словаря учащихся при изучении ИЯ.
26. Реализация принципа сознательности на этапе ознакомления с новым грамматическим материалом.
27. Инновационные приемы формирования и совершенствования продуктивных грамматических навыков.
28. Приёмы контроля в обучении лексической и грамматической стороне речи.
29. Пути повышения эффективности обучения пониманию звучащей речи (на разных этапах обучения).
30. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно-речевого общения.
31. Стратегии понимания иноязычного текста как один из компонентов содержания обучения чтению.
32. Развитие коммуникативных умений чтения как содержательной основы обучения устной речи.
33. Развитие социокультурной компетентности учащихся на материале аутентичных текстов.
34. Развитие коммуникативных умений диалогической речи на основе аутентичных печатных и видеоматериалов.
35. Роль опор в обучении иноязычному связному высказыванию.
36. Использование групповых форм работы в обучении говорению.
37. Прагматический текст как стимул развития устной речи учащихся.
38. Пути преодоления трудностей в обучении технике чтения и письма на начальном этапе обучения ИЯ.
39. Развитие умений письменной речи на основе печатных и аудио-материалов.
40. Подходы к моделированию урока ИЯ на современном этапе.
41. Обучение дискуссионному общению на уроках ИЯ.
42. Воспитание культуры учебного труда старшеклассника при самостоятельной работе над ИЯ.
43. Лингводидактический потенциал стихотворного текста при обучении чтению на ИЯ.
44. Песня как социокультурный компонент содержания обучения ИЯ.
45. Обобщение зарубежного педагогического опыта с целью совершенствования методики обучения письму.
46. Тест как инструмент контроля сформированности компонентов иноязычной компетенции.
47. Драматизация и ролевая игра как средство развития творческих способностей учащихся.
48. Приёмы работы с одарёнными детьми в процессе овладения ИЯ.
49. Пути преодоления интерференции при овладении иностранным языком.
50. Приемы смысловой обработки иноязычной информации (аннотация, реферат, рецензия и другие) при работе над текстом.
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Активные формы проведения занятий по методике преподавания ИЯ. Учебное пособие / под.ред. В.П. Белогрудовой. - Ростов н/Д: АНИОН, 1996.-72 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. -М.: Просвещение, 1989. -256с.
3. Бориско М.Ф. Сам себе методист или советы изучающему иностранные языки. - Киев: «Фирма ИНКОС», 2001.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. и др. Методика обучения ИЯ в средней школе. - М., 1982. - 374 с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения ИЯ в школе. - М., 1991.
6. Маслыко Е.А., и др. Настольная книга преподавателя ИЯ. Справочное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1996.
7. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М. Филатова) / Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 416с.
8. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 380, [4] с. - (Образование в документах и
комментариях)
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
-М., 1989.-208 с. И.Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения
иностранным языкам. - М., 1991.
10. Соловова Е.Н. Методика обучения ИЯ. Базовый курс лекций. - М.:Просвещение, 2002. - 238с.
11. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 1986.-223 с.
Периодические издания
Журналы:
Английский язык в школе
Иностранные языки в школе
Коммуникативная методика
Методист
Начальная школа: до и после
Учитель
Школьные технологии
Приложение к газете «Первое сентября» на английском, немецком и французском языках.
Методическое издание