Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение тестовых заданий на тренажере

Поиск

Аналитико-рефлексивный этап.

Самоанализ и самооценка выполненной работы с акцентом на достигнутых результатах и нерешенных проблемах (см. стр. 34-41)

Список дополнительной литературы к занятию «Обучение грамматической стороне речи»

1.Белогрудова В.П., Белянина Н.В. Грамматика – это интересно! // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. с. 29-32.

2.Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 2006. № 3. с. 64-66.

3.Шуман Е.В. Учет специфики грамматики немецкого языка в учебном процессе // Иностранные языки в школе. 2006. № 4.

4. Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики // Иностранные языки в школе. 2004. № 1.

5. Сысоев Л.В. Нужна ли нам грамматика, а если нужна. то какая? // Иностранные языки в школе. 2007. № 2.

6.Ефимов Л.П. Об алогизмах и противоречиях английской грамматики и о новых подходах в ее изучении // Иностранные языки в школе. 2007. № 2.

7. Колкер Я.М. Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать // Иностранные языки в школе. 2000. № 4.

 

Обучение произносительной стороне речи

 

План

1. Цели обучения произношению в средней школе

2.Содержание обучения произношению:

-отбор фонетического минимума для средней школы;

методическая типология фонетического материала

-характеристика слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

3.Принципы обучения произношению (реализация общедидактических, методических принципов и специальных принципов).

4.Обучение произносительной стороне произносительной речи (формирование и совершенствование произносительных навыков):

- ознакомление с новым фонетическим материалом (новым звуком и новой интонационной моделью);

- упражнения для формирования произносительных навыков (специальные и неспециальные);

- упражнения для совершенствования произносительных навыков;

- контроль и коррекция произношения.

 

Актуализация личного опыта

Задание 1. Когда вы слышите иностранную речь, можете ли вы отличить носителей языка от тех, кто использует его как иностранный и определить, хорошее ли у этого человека произношение?

Задание 2. Вспомните

- что вам нравилось при выполнении фонетических заданий в школе и в вузе, а что нет и почему;

- что получалось легко, а что было трудно выполнить с первого раза и почему.

Задание 3. Как вы думаете

- что может представлять наибольшую трудность в плане фонетики для русских учащихся, начинающих изучать иностранный язык. Обсудите свои предположения в мини-группах.

Задание 4. Как часто использовались ТСО при обучении произношению в школе и в вузе, какую роль они сыграли в овладении вами произносительной стороной речи

Задания для самостоятельной работы

 

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

 

I. Изучите теоретический материал по проблеме и обобщите его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).

II. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

- дайте определение следующих понятий: «фонематический слух», «слухо-произносительные навыки», «ритмико-интонационные навыки», «аппроксимированное произношение»;

- назовите типологию звуков и охарактеризуйте каждую из ее групп;

- какова роль транскрипции и ТСО в формировании произносительных навыков;

- насколько эффективно, по вашему мнению, использование транслитерации в формировании произносительных навыков и техники чтения;

- почему фонетические навыки наряду с лексическими и грамматическими составляют основу устной речи и значительно определяют эффективность чтения и грамотность письма;

- какие подходы к формированию фонетических навыков известны в методике, раскройте их особенности;

- чем отличается процесс формирования фонетических навыков на каждом из этапов обучения в школе;

- что является содержанием фонетической зарядки? Является ли она обязательным элементом любого урока ИЯ?

 

III. Изучите Программу и заполните следующую таблицу:

 

Этап обучения Фонетический материал Требования к уровню подготовки
Начальное общее: 2-4 /5-6 классы    
Основное общее Образование    
Среднее (полное) общее образование: -базовый -профильный    

 

 

б) Практико-ориентированные задания

Задание 1. Что из нижеперечисленного вы считаете наиболее важным для формирования фонетических навыков у учащихся средней школы. Расставьте перечисленные умения по степени важности и обсудите свои ответы в мини-группах:

- уметь читать и писать транскрипционные знаки;

- делать интонационную разметку текста;

- понимать общий смысл речи на слух, даже когда говорят с ярко выраженным национальным акцентом;

- в целом правильно артикулировать звуки и не допускать фонематических ошибок, искажающих смысл высказывания;

- овладеть базовыми интонационными моделями и грамотно использовать их в речи;

- оглушать согласные в конце слов;

- правильно произносить дифтонги;

- не допускать палатализации;

- адекватно использовать аспирацию;

- варьировать долготу гласных в зависимости от того, перед каким согласным она находится в слове.

Задание 2. Выберите правильную последовательность действий при организации ознакомления и тренировки слов с новым звуком:

- учитель объясняет разницу между артикуляцией иностранных и русских звуков;

- учитель организует прослушивание материала, содержащего новые звуки;

- учитель произносит все высказывание без особого выделения или вычленения слов и звуков;

- учитель произносит фразу, выделяет в ней слово, в слове –звуки/звук; произносит звук отдельно, затем в слове и, наконец, слово во фразе (фраза-слово- звук-слово-фраза);

- учитель дает учащимся возможность отличить неправильное произношение от правильного или сравнить произнесение одного и того же слова на иностранном и русском языках;

- учащиеся приступают непосредственно к выполнению фонетических упражнений.

 

Задание 3. На основе анализа одного из УМК для начального этапа обучения заполните таблицу примерами упражнений и заданий на формирование и отработку фонетических навыков:

 

Упражнения на разных уровнях Упражнения на активное слушание Упражнения на активное воспроизведение
Упражнения на уровне звука и звукосочетания    
Упражнения на уровне слова и словосочетания    
Упражнения на уровне предложения или микроконтекста    

 

Задание 4. Познакомьтесь с текстами для чтения/аудирования в одном из УМК и определите:

- с какими потенциальными трудностями фонетического характера могут столкнуться учащиеся при работе с ними;

- какие дополнительные упражнения и задания можно предложить для их снятия.

Задание 5. Составьте фонетическую зарядку к одному из уроков на любом этапе обучения по алгоритму, предложенному в Приложении и будьте готовы провести ее в аудитории:

- на подготовку речевого аппарата и последующее узнавание и воспроизведение звуков, звукосочетаний и слов;

- на отработку ритмико-интонационного рисунка изолированных РО;

- на формирование эмоционального выразительного чтения смысловых отрезков речи (рифмовки, стихи, пословицы, другой текстовой материал).

Задание 6. Познакомьтесь в Приложении с образным ознакомлением учащихся с новыми звуками и предложите приемы образного введения звуков следующих звуков на начальном этапе обучения:

а) аглийский язык;

б) нмецкий язык.

Задание 7. Посмотрите фрагмент учебного видеофильма по обучению произносительной стороне речи и

· Зафиксируйте подход, который использовал учитель при ознакомлении с новыми звуками / интонемами, и обоснуйте его использование.

· Зафиксируйте, какие упражнения на активное слушание (узнавание и различение) предлагает учитель.

· Зафиксируйте, какие упражнения на активное воспроизведение использует учитель.

· Отметьте, какие общедидактические и собственно методические принципы реализовал учителя во время работы над новыми звуками / интонемами.

· Докажите, что выбранный учителем подход и используемые приемы представляются оправданными.

· Определите степень активности учащихся и осмысленности выполняемых действий в процессе работы над новым фонетическим материалом.

· Определите, учитывались ли возрастные особенности учащихся при выборе приемов работы.

 

Задание 8. Разработайте фрагмент урока на основе образца в Приложении по ознакомлению с новым фонетическим явлением на начальном этапе обучения и продемонстрируйте его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.009 с.)