Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы работы 1. ОзнакомлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: вычленение определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов. Закрепление Цель: сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу). Проверка Цель: выявление умения определять цвет и называть его. Проводится в виде теста. Данные этапы прослеживаются в работе над любым цветом, но целесообразнее остановиться на работе с красным цветом и цветом в его паре. Ознакомление Ознакомление проводится по двум направлениям: • Пассивное. • Активное. Рассмотрим оба направления. • Пассивное ознакомление с красным цветом При пассивном ознакомлении ведущим в деятельности является взрослый. Он вычленяет красный цвет как особое свойство предметов и сообщает ребенку его название. При этом используются следующие приемы: а) специальный подбор предметов красного цвета в коробке, ящике, в части помещения (подобранные предметы должны быть разными и отличаться друг от друга текстурой, например, можно положить кусочки меха и ткани, перышко, бусы, пластмассовую игрушку, пуговицу, палочку и т.п.). Взрослый подводит ребенка к этим предметам и сообщает ему их цвет. В процессе ознакомления можно стимулировать внимание ребенка, предложив ему непродолжительное время поиграть с показанными предметами (например: подуть на пе- рышко и понаблюдать, как оно падает; одеть на шею бусы и посмотреть на себя в зеркало и т. д. — при этом обязательно называется цвет предмета); б) показ карточек с нарисованными на них предметами в) использование предметов красного цвета в разных видах деятельности (например: ребенок кормит зайку красны • Активное ознакомление с красным цветом Этот вид ознакомления предполагает активное участие ребенка в деятельности и основывается на сопоставлении предметов по цвету. Взрослый показывает два предмета, желательно однотипных (например, 2 кубика или 2 пуговицы и т. п.), отличающихся только по цвету, и сообщает ребенку, что этот предмет (называет его) - красный, а этот - «другого цвета», не красный. Затем предлагает ребенку сравнить предметы по цвету, приложив их друг к другу. Подобное сравнение можно проводить несколько раз за одну игру. Наиболее эффективный вид работы по вычленению красного цвета — выбор предметов этого цвета. 2. Закрепление На этом этапе ребенку предлагают следующие виды действий: • Сортировка по цвету. • Выбор предметов по образцу. • Сортировка предметов по цвету Этот вид действий может выполняться: а) с ориентиром на поле-эталон; б) без ориентира на поле-эталон. В первом случае ребенку предлагается более простой вариант сортировки, так как поле-эталон позволяет осуществлять зрительную проверку правильности выполнения зада-
ния. Для того чтобы малыш понял принцип сортировки, можно предложить ему вначале сортировать предметы с характерным для этого предмета цветом (например, дается задание разложить желтых цыплят и красных петушков в домики соответствующего цвета). Таким образом цвет «привязывается» к объекту, и ребенок получает дополнительный ориентир для выполнения задания. Кроме этого эффективным является прием «опредмечивания» цвета (например, ребенок помогает зайке рассортировать кружки красного и желтого цвета, называя при этом красные кружки конфетами, желтые - печеньем). При сортировке предметов по цвету следует познакомить ребенка с приемом прикладывания, который позволяет не только выполнить задание, но и проверить правильность его выполнения. В ходе сортировки используются следующие слова: «такой - не такой по цвету», «подходит - не подходит по цвету», «спрятался - не спрятался». Сортировка без ориентира на поле-эталон предполагает у малыша умение сравнивать по цвету предметы в группе. Таким образом, этот вид сортировки является по своей сути группировкой по цвету. Способы усложнения в сортировке: • увеличение количества сортируемых предметов; • увеличение количества цветов, по которым надо разложить предметы; • уменьшение различий при восприятии цветовых отношений. Например, сначала ребенок сортирует контрастные цвета красный - желтый; затем малыш сопоставляет красный цвет с близкими к нему цветами; впоследствии ребенок соотносит оттенки красного цвета; • использование при сортировке разнотипных предметов (трудность заключается в том, чтобы ребенок не переключал внимание на признаки предметов, несущественные для данного задания). Выполнение задания с таким услож- нением является для детей раннего и младшего дошкольного возраста наиболее трудным. • Выбор предметов определенного цвета по образцу Такой вид работы надо проводить как можно чаще, потому что он позволяет сформировать у ребенка эталон цвета за довольно короткое время. Кроме того, выбор по образцу может использоваться как способ сортировки и группировки (например, ребенок выбирает предметы одного цвета, а остаются предметы другого цвета). Все вышеупомянутые виды работы с цветом необходимо использовать в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной; а также в сюжетных играх и играх, затрагивающих сферу развития мелкой моторики (нанизывание, пристегивание, вставление колышков и соединения элементов). Проверка Проверка знания ребенком цвета проводится на основе теста. Малышу предлагается 4 раза выбрать предметы определенного цвета. Даются две попытки. Если при первой же попытке ребенок правильно выбирает по названию цвет, то считается, что он знает этот цвет. Если была допущена хотя бы одна ошибка, то ребенку дается возможность еще раз выполнить это задание. При второй попытке положительный результат засчитывается только в том случае, если ребенок выполнил задание правильно. Вторую попытку можно предложить 5-10 минут спустя, для того чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к заданию. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ «Лесенка речевого развития» Планирование коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда (Л.С. Соломаха) Целью коррекционно-развивающих занятий является формирование языковой системы, стимуляция речевой деятельности, развитие коммуникативных функций, психических процессов и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития. В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды. Для развития речи таким периодом является возраст от 1 года 6 месяцев до 3 лет. В норме у детей данного возраста идет интенсивное речевое развитие, происходит значительное увеличение активного и пассивного словаря. Так, к концу второго года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 200-300 слов, а к концу третьего года - 1200-1500 слов. На третьем году жизни увеличивается число называемых ребенком предметов, в своих высказываниях он употребляет почти все части речи, овладевает элементарным грамматическим строем языка. В общении со взрослыми малыш все реже использует звукоподражательные слова и однословные предложения, постепенно удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями. Некоторые дети к 3 годам могут правильно произносить большинство звуков родного языка (кро- ме шипящих и сонорных) и даже правильно произносить все звуки речи. Однако неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы и тяжелые заболевания в раннем возрасте, а также неправильное воспитание могут привести к нарушению нормального речевого развития. У детей данной группы отмечается"патологическое развитие речи: позднее появление предре-чевых вокализаций (гуканья, гуления, лепета), развитие речи останавливается на уровне лепета. После года дети с нарушением речевого развития используют в речи только простые по звуковому составу звукоподражания (типа «би-би», «ко-ко»), а также лепетные слова («собака» - «бака», «киса» - «ки»). В дальнейшем, в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет, у детей не происходит увеличения активного словаря, к 2 годам -2 годам 6 месяцам не формируется фразовая речь. В раннем возрасте у детей данной группы можно предположить патологическое развитие речи, и при отсутствии коррекционного воздействия последующее психическое и речевое развитие может происходить аномально. Для осуществления комплексного подхода к устранению нарушений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно создавать в образовательных и медицинских учреждениях консультационные, диагностические и коррекционные группы, где в работе с детьми принимают активное участие различные специалисты: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный руководитель, специалист по лечебной физкультуре, массажист. Медицинский контроль (сопровождение) осуществляется невропатологом, педиатром, а при необходимости и психоневрологом. В коррекционные группы зачисляются дети с диагнозами: «моторная алалия», «сенсорная алалия», «задержка речевого развития», «общее недоразвитие речи 1 уровня», «общее недоразвитие речи 2 уровня» - для детей 3-4 лет.
На занятиях логопед развивает восприятие речи, знакомит с новыми словами, уточняет их значения, работает над активизацией речевой деятельности, формированием общих речевых навыков, развивает слуховое, зрительное внимание, память, мышление, а также общую и мелкую моторику. Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость /детей, достаточно часто меняет виды деятельности (речевую, мыслительную, двигательную, конструктивную). Опыт работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что для их обучения целесообразно использовать индивидуальную и подгрупповую форму работы. В каждой подгруппе (2-4 человека) должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи малышей, способствует формированию их коммуникативных функций. Продолжительность занятий составляет: • Для детей от 2 до 3 лет - 10-20 минут. • Для детей от 3 до 4 лет - 15-25 минут. Особое внимание в работе с детьми уделяется индивидуальным занятиям. Задачи, решаемые логопедом на этих занятиях, могут быть из любого раздела программы, в котором тот или иной ребенок отстает от детей своей группы, испытывает какие-либо затруднения. Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста свидетельствует, что дети лучше усваивают тот речевой материал, который эмоционально затрагивает их, вызвает интерес, не оставляет равнодушным. В связи с этим занятия проводятся в едином игровом сюжете, по одной лексической теме, что способствует развитию речевой активности и эмоциональной сферы детей. Планирование занятий осуществляется по тематическому принципу. Работа над каждой лексической темой с детьми раннего и младшего дошкольного возраста может длиться от 2 до 4 недель, что зависит от уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы. Логопед и воспитатель в дошкольном учреждении организуют изучение одной и той же темы, что обеспечивает многократное повторение и закрепление данного речевого материала. Совместная работа над лексической темой в течение нескольких недель способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Воспитание и обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть комплексным, что означает создание оптимальных условий для развития речевой функции, неречевых психических функций, а также общей и мелкой моторики. Основные разделы занятий: 1. Развитие психических процессов (восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления). 2. Развитие импрессивной речи. 3. Формирование экспрессивной речи. 4. Работа над общими речевыми навыками. 5. Развитие общей и мелкой моторики. разделов зависит от сюжета и целей конкретного занятия и от работоспособности ребенка. Тематический план логопедических занятий с детьми 2-3 лет (ЗРР, ОНР I уровня речевого развития, ОНР II уровня речевого развития, «моторная алалия», «сенсорная алалия»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.01 с.) |