Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы работы 1. Ознакомление

Поиск

Цель: вычленение определенного цвета на основе сопостав­ления объектов двух цветов.

Закрепление

Цель: сравнение, соотнесение объектов по цвету и выпол­нение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).

Проверка

Цель: выявление умения определять цвет и называть его. Проводится в виде теста.

Данные этапы прослеживаются в работе над любым цве­том, но целесообразнее остановиться на работе с красным цветом и цветом в его паре.

Ознакомление

Ознакомление проводится по двум направлениям:

• Пассивное.

• Активное.

Рассмотрим оба направления.

• Пассивное ознакомление с красным цветом

При пассивном ознакомлении ведущим в деятельности является взрослый. Он вычленяет красный цвет как особое свойство предметов и сообщает ребенку его название. При этом используются следующие приемы:

а) специальный подбор предметов красного цвета в ко­робке, ящике, в части помещения (подобранные предметы должны быть разными и отличаться друг от друга тексту­рой, например, можно положить кусочки меха и ткани, пе­рышко, бусы, пластмассовую игрушку, пуговицу, палочку и т.п.). Взрослый подводит ребенка к этим предметам и сооб­щает ему их цвет.

В процессе ознакомления можно стимулировать внима­ние ребенка, предложив ему непродолжительное время по­играть с показанными предметами (например: подуть на пе-


рышко и понаблюдать, как оно падает; одеть на шею бусы и посмотреть на себя в зеркало и т. д. — при этом обязательно называется цвет предмета);

б) показ карточек с нарисованными на них предметами
красного цвета (можно использовать цветное лото «Шесть
картинок»);

в) использование предметов красного цвета в разных видах деятельности (например: ребенок кормит зайку красны­
ми морковками, рисует гуашью красного цвета, строит домик
из красных кирпичиков, нанизывает бусины или пуговицы
этого цвета, лепит, используя красный пластилин, и т. п.).

• Активное ознакомление с красным цветом

Этот вид ознакомления предполагает активное участие ребенка в деятельности и основывается на сопоставлении предметов по цвету. Взрослый показывает два предмета, же­лательно однотипных (например, 2 кубика или 2 пуговицы и т. п.), отличающихся только по цвету, и сообщает ребенку, что этот предмет (называет его) - красный, а этот - «друго­го цвета», не красный. Затем предлагает ребенку сравнить предметы по цвету, приложив их друг к другу. Подобное срав­нение можно проводить несколько раз за одну игру. Наибо­лее эффективный вид работы по вычленению красного цве­та — выбор предметов этого цвета.

2. Закрепление

На этом этапе ребенку предлагают следующие виды дей­ствий:

• Сортировка по цвету.

• Выбор предметов по образцу.

• Сортировка предметов по цвету

Этот вид действий может выполняться:

а) с ориентиром на поле-эталон;

б) без ориентира на поле-эталон.

В первом случае ребенку предлагается более простой ва­риант сортировки, так как поле-эталон позволяет осуществ­лять зрительную проверку правильности выполнения зада-


 




ния. Для того чтобы малыш понял принцип сортировки, можно предложить ему вначале сортировать предметы с характерным для этого предмета цветом (например, дается задание разложить желтых цыплят и красных петушков в до­мики соответствующего цвета). Таким образом цвет «при­вязывается» к объекту, и ребенок получает дополнительный ориентир для выполнения задания. Кроме этого эффектив­ным является прием «опредмечивания» цвета (например, ребенок помогает зайке рассортировать кружки красного и желтого цвета, называя при этом красные кружки конфета­ми, желтые - печеньем).

При сортировке предметов по цвету следует познакомить ребенка с приемом прикладывания, который позволяет не только выполнить задание, но и проверить правильность его выполнения.

В ходе сортировки используются следующие слова: «та­кой - не такой по цвету», «подходит - не подходит по цве­ту», «спрятался - не спрятался».

Сортировка без ориентира на поле-эталон предполагает у малыша умение сравнивать по цвету предметы в группе. Таким образом, этот вид сортировки является по своей сути группировкой по цвету.

Способы усложнения в сортировке:

• увеличение количества сортируемых предметов;

• увеличение количества цветов, по которым надо раз­ложить предметы;

• уменьшение различий при восприятии цветовых от­ношений. Например, сначала ребенок сортирует контраст­ные цвета красный - желтый; затем малыш сопоставляет красный цвет с близкими к нему цветами; впоследствии ре­бенок соотносит оттенки красного цвета;

• использование при сортировке разнотипных предме­тов (трудность заключается в том, чтобы ребенок не пере­ключал внимание на признаки предметов, несущественные для данного задания). Выполнение задания с таким услож-


нением является для детей раннего и младшего дошколь­ного возраста наиболее трудным.

• Выбор предметов определенного цвета по образ­цу

Такой вид работы надо проводить как можно чаще, по­тому что он позволяет сформировать у ребенка эталон цве­та за довольно короткое время. Кроме того, выбор по об­разцу может использоваться как способ сортировки и группировки (например, ребенок выбирает предметы одно­го цвета, а остаются предметы другого цвета).

Все вышеупомянутые виды работы с цветом необходи­мо использовать в различных видах деятельности: изобра­зительной, конструктивной; а также в сюжетных играх и играх, затрагивающих сферу развития мелкой моторики (нанизывание, пристегивание, вставление колышков и со­единения элементов).

Проверка

Проверка знания ребенком цвета проводится на основе теста. Малышу предлагается 4 раза выбрать предметы оп­ределенного цвета. Даются две попытки. Если при первой же попытке ребенок правильно выбирает по названию цвет, то считается, что он знает этот цвет. Если была допущена хотя бы одна ошибка, то ребенку дается возможность еще раз выполнить это задание. При второй попытке положи­тельный результат засчитывается только в том случае, если ребенок выполнил задание правильно. Вторую попытку можно предложить 5-10 минут спустя, для того чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к за­данию.



РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ «Лесенка речевого развития»

Планирование коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда

(Л.С. Соломаха)

Целью коррекционно-развивающих занятий является формирование языковой системы, стимуляция речевой дея­тельности, развитие коммуникативных функций, психиче­ских процессов и эмоциональной сферы у детей с наруше­нием речевого развития.

В психическом развитии существуют сензитивные пери­оды, в которые ребенок особенно чувствителен к опреде­ленным влияниям окружающей среды. Для развития речи таким периодом является возраст от 1 года 6 месяцев до 3 лет. В норме у детей данного возраста идет интенсивное речевое развитие, происходит значительное увеличение ак­тивного и пассивного словаря. Так, к концу второго года жизни словарный запас ребенка достигает приблизитель­но 200-300 слов, а к концу третьего года - 1200-1500 слов. На третьем году жизни увеличивается число называемых ребенком предметов, в своих высказываниях он употреб­ляет почти все части речи, овладевает элементарным грам­матическим строем языка. В общении со взрослыми малыш все реже использует звукоподражательные слова и одно­словные предложения, постепенно удлиняет простые пред­ложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями. Некоторые дети к 3 годам могут правиль­но произносить большинство звуков родного языка (кро-


ме шипящих и сонорных) и даже правильно произносить все звуки речи.

Однако неблагоприятные воздействия в период внут­риутробного развития, различные родовые травмы и тя­желые заболевания в раннем возрасте, а также неправиль­ное воспитание могут привести к нарушению нормального речевого развития. У детей данной группы отмечается"па­тологическое развитие речи: позднее появление предре-чевых вокализаций (гуканья, гуления, лепета), развитие речи останавливается на уровне лепета. После года дети с нарушением речевого развития используют в речи только простые по звуковому составу звукоподражания (типа «би-би», «ко-ко»), а также лепетные слова («собака» - «бака», «киса» - «ки»). В дальнейшем, в возрасте от 1 года 6 меся­цев до 2 лет, у детей не происходит увеличения активного словаря, к 2 годам -2 годам 6 месяцам не формируется фра­зовая речь.

В раннем возрасте у детей данной группы можно предпо­ложить патологическое развитие речи, и при отсутствии коррекционного воздействия последующее психическое и ре­чевое развитие может происходить аномально.

Для осуществления комплексного подхода к устранению нарушений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно создавать в образова­тельных и медицинских учреждениях консультационные, диагностические и коррекционные группы, где в работе с детьми принимают активное участие различные специалис­ты: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный руководи­тель, специалист по лечебной физкультуре, массажист. Ме­дицинский контроль (сопровождение) осуществляется невропатологом, педиатром, а при необходимости и психо­неврологом.

В коррекционные группы зачисляются дети с диагноза­ми: «моторная алалия», «сенсорная алалия», «задержка ре­чевого развития», «общее недоразвитие речи 1 уровня», «об­щее недоразвитие речи 2 уровня» - для детей 3-4 лет.


 




На занятиях логопед развивает восприятие речи, знако­мит с новыми словами, уточняет их значения, работает над активизацией речевой деятельности, формированием общих речевых навыков, развивает слуховое, зрительное внима­ние, память, мышление, а также общую и мелкую моторику.

Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость /детей, достаточно часто меняет виды дея­тельности (речевую, мыслительную, двигательную, конст­руктивную).

Опыт работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что для их обучения целесообразно ис­пользовать индивидуальную и подгрупповую форму рабо­ты. В каждой подгруппе (2-4 человека) должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует разви­тие речи малышей, способствует формированию их комму­никативных функций.

Продолжительность занятий составляет:

• Для детей от 2 до 3 лет - 10-20 минут.

• Для детей от 3 до 4 лет - 15-25 минут.

Особое внимание в работе с детьми уделяется индивиду­альным занятиям. Задачи, решаемые логопедом на этих за­нятиях, могут быть из любого раздела программы, в кото­ром тот или иной ребенок отстает от детей своей группы, испытывает какие-либо затруднения.

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста свидетельствует, что дети лучше усваивают тот речевой ма­териал, который эмоционально затрагивает их, вызвает ин­терес, не оставляет равнодушным. В связи с этим занятия проводятся в едином игровом сюжете, по одной лексичес­кой теме, что способствует развитию речевой активности и эмоциональной сферы детей.

Планирование занятий осуществляется по тематическо­му принципу. Работа над каждой лексической темой с деть­ми раннего и младшего дошкольного возраста может длить­ся от 2 до 4 недель, что зависит от уровня развития группы


в целом и от сложности изучаемой темы. Логопед и воспи­татель в дошкольном учреждении организуют изучение од­ной и той же темы, что обеспечивает многократное повто­рение и закрепление данного речевого материала. Совместная работа над лексической темой в течение не­скольких недель способствует успешному накоплению ре­чевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.

Воспитание и обучение детей раннего и младшего до­школьного возраста должно быть комплексным, что озна­чает создание оптимальных условий для развития речевой функции, неречевых психических функций, а также общей и мелкой моторики.

Основные разделы занятий:

1. Развитие психических процессов (восприятия, слухо­вого и зрительного внимания, памяти, мышления).

2. Развитие импрессивной речи.

3. Формирование экспрессивной речи.

4. Работа над общими речевыми навыками.

5. Развитие общей и мелкой моторики.
Чередование и последовательность видов деятельности и

разделов зависит от сюжета и целей конкретного занятия и от работоспособности ребенка.


Тематический план логопедических занятий с детьми 2-3 лет

(ЗРР, ОНР I уровня речевого развития,

ОНР II уровня речевого развития,

«моторная алалия», «сенсорная алалия»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.01 с.)