Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация работы с научной литературойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждое научное исследование после выбора темы начинают с изучения и обобщения научно-технической информации. Цель поиска, проработки и анализа информации – всестороннее освещение состояния вопроса по теме, обоснование цели и задач научного исследования [1, с. 45–47; 14, с. 109–112]. В современных условиях источники информации могут обеспечить 95–98 %всех необходимых сведений, только 2–5 %остается на самостоятельное решение научных и технических вопросов. Поэтому умение правильно работать с научно-технической информацией имеет огромное значение. Литературный поиск рекомендуется проводить по определенному плану, который в самом общем виде можно сформулировать так: 1. Общая информация о проблеме (с помощью энциклопедий, справочников, учебников). 2. Использование найденных ссылок для дальнейшего ознакомления с проблемой. 3. Поиск патентов, обзоров и монографий, ознакомление с ними, использование найденных с их помощью ссылок на оригинальную литературу. 4. Систематический поиск с помощью указателей реферативных журналов. 5. Ознакомление с рефератами. 6. Ознакомление с оригинальными работами. Таким образом, прорабатывая тему, накапливают больше количество информации. Для эффективного анализа этой информации необходимо знать методы ее учета, проработки и анализа. Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография – это перечень различных информационных документов с указанием следующих определенных данных: фамилия и инициалы авторов, название источника, место издания, издательство, год издания, объем источника в страницах. Библиографический перечень составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Проработка информации сводится к ее изучению и запоминанию. Изучение научного источника – напряженный интеллектуальный труд, включающий следующие этапы: 1 – Первичное ознакомление с источником. 2 – Обстоятельное изучение его содержания. 3 – Анализ и обобщение содержания прочитанного. 4 – Работа над научными понятиями, содержащимися в тексте. На первом этапе исследователю необходимо получить представление о проблематике и основном содержании произведения. Для этого полезно сначала ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание источника. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием; выборочное изучение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление с аннотированием и т. д. На втором этапе осуществляется более внимательное прочтение источника с целью уяснения его общего содержания. В процессе изучения научной книги полезно: – делать закладки с указанием номера страницы, ключевого слова и сути предстоящей работы с данным фрагментом текста; – делать пометки в тексте, используя карандаш или маркер (например, нумерация фрагментов арабскими цифрами или присвоение им буквенных значений по определенному признаку; подчеркивание, рамки, заполняющие знаки); – вести записи. Запись прочитанного является неотъемлемым требованием проработки научно-технической информации. Она позволяет лучше его понять и усвоить: удлинить процесс восприятия информации, следовательно, лучше запомнить, восстановить в памяти забытое; развить мышление, проанализировать текст; отобрать наиболее важные фрагменты информации для разрабатываемой темы. Прорабатывая научно-техническую информацию, применяют следующие виды записей: План – перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике, включающий справочные сведения об источнике, краткую характеристику условий написания работы, изложение ее стержневой идеи, основного содержания, краткое заключение, отражающее личное впечатление, ссылки на другие источники и материалы. Способы составления – сквозной (по ходу чтения) и обобщающий (после прочтения). Выписки – краткое (или полное) содержание отдельных фрагментов (разделов, глав, параграфов, страниц) информации. Ценность выписок очень высока. Они могут заменить сплошное конспектирование текста; краткость их позволяет в малом объёме накопить большую информацию. Способы составления – сквозной (по ходу чтения) и обобщающий (предварительная пометка фрагментов, подлежащих записи). Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной форме. Виды: основные (близкая к дословной запись основных положений оригинального текста с небольшими обобщениями); простые (дословный перечень главных мыслей автора); сложные (комбинация основных и простых). Конспект – это краткое изложение содержания прочитанного своими словами, включающее заимствование наиболее важных идей, сжатый анализ и общие выводы по прочитанному материалу. Иногда при конспектировании можно воспользоваться и словами автора, обязательно оформляя их как цитату. Максимально точно записываются: формулы, определения, схемы, трудные места, от которых зависит понимание главного, все новое, незнакомое, чем часто придется пользоваться, а также цитаты, статистика. Виды: текстуальный (конспект одного источника) и тематический (конспект нескольких источников по определенной теме в последовательности, оптимально раскрывающей тему). Работа над конспектом включает следующие шаги: – определение структуры конспектируемого материала; – отбор и запись наиболее существенного содержания текста; – анализ записей и дополнение собственными замечаниями (на полях или отдельных листах); – запись выводов по каждой из частей и общих выводов. Всякая запись должна сопровождаться сведениями об авторе, заглавии книги, времени и месте издания, указанием страниц. Элементы описания определяемого вида источников информации унифицированы. Для книги проводится последовательно следующий набор признаков: автор, заглавие, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Для журнальной статьи: автор, заглавие, название журнала, год издания, том, номер выпуска, страницы. Сведения о литературе удобно записывать на карточки. Общепринятый размер карточек по международному стандарту равен 14,8´10,5 см (библиотечные карточки – 12,5´7,5 см). Большие карточки (21´16 см) используют для выписок, предназначенных для научного использования. Карточки удобно хранить и использовать. Их можно легко разделять, перемещая с места на место, собирая в необходимые группы и добиваясь оптимального сочетания их составных частей. В картотеку всегда можно добавить новое и убрать ненужное. На третьем этапе интересующие исследователя положения, методики, тезисы, идеи записываются на отдельных листах, имеющих соответствующие графы: название источника, основное понятие или проблема, цитируемое положение или определение с указанием страницы, собственные комментарии цитируемого и др. То же самое можно сделать, используя для этого отдельный файл (файлы) в компьютере. В процессе анализа важно вскрыть существующие противоречия в подходах к изучаемой проблеме, выявить совпадающие и несовпадающие точки зрения на предмет исследования, разработанные положения, неясные и дискуссионные вопросы. Следует выявить, что нового автор каждой работы вносит в исследование проблемы, какие оригинальные подходы и решения он предлагает, в чем их научная новизна, теоретическая и практическая значимость. На этом же этапе целесообразно высказать и зафиксировать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам. Возможные виды записей: Аннотация – краткая характеристика первоисточника, в которой излагается основное содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов), читательский адрес, основная идея, научное и практическое значение издания; пишется своими словами. Резюме – краткая оценка изученного содержания на основе имеющихся в нем выводов; излагается своими словами. Реферирование – это краткое изложение первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. В результате получается реферат, который содержит сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, использованной литературе, перечень условных обозначений, терминов и т. д. и основную часть. В основной части реферата очень кратко описывается объект исследования, раскрывается цель работы, полученные результаты, основные технико-эксплуатационные характеристики (объекта или процесса), экономическая или иная эффективность, выводы, область применения. На четвертом этапе осуществляется анализ научных понятий, содержащихся в источнике. Он включает следующие шаги: – нахождение и выписывание научных понятий; – поиск их толкований в справочных изданиях (словарях, энциклопедиях – общих и специальных; предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования); – установление логических связей между понятиями, выделение основных понятий; – выписывание толкований основных понятий различными авторами; – сопоставление различных толкований одного и того же понятия; – выделение значений основных понятий, которые будут использоваться в данном исследовании, или их собственных толкованиях; – составление тезауруса-словаря основных понятий исследования. Анализ прорабатываемой информации – одна из важнейших задач. Всю информацию необходимо классифицировать и систематизировать. Источники можно систематизировать в хронологическом порядке или по тематике анализируемых вопросов. В первом случае всю информацию по теме систематизируют по этапам. Для этого целесообразно в истории разработки данной темы выделить научные этапы, которые характеризуются качественными скачками. На каждом этапе литературные источники нужно подвергать тщательному критическому анализу. При таком критическом анализе различные идеи, факты, теории сопоставляются друг с другом. Ценным является умение установить этап в истории исследуемого вопроса, определить рубеж, после которого в данной теме появились идеи, качественно изменившие направление исследований. В процессе активного анализа возникают собственные соображения и мнения, выявляются наиболее актуальные вопросы, подлежащие исследованию в первую и вторую очередь, формируются представления. Все это постепенно формирует фундамент будущей гипотезы научного исследования. Бывают случаи, когда в процессе аналитического обзора лишь перечисляют авторов и приводят аннотации их работ, не высказывая при этом своего мнения. Такой пассивный, формальный отбор информации, совершенно недопустим. Иным вариантом анализа является тематический. Весь объем информации систематизируют по вопросам разрабатываемой темы. При этом рассматривают последние издания научно-технической информации, по возможности монографии, в которых подведен итог исследований данного вопроса. Дополнительно выборочно анализируют источники, представляющие особый интерес. Второй вариант обзора информационных источников более простой, его чаще применяют, он требует меньше затрат времени. Однако он менее полно позволяет проанализировать имеющуюся по теме информацию. Руководящей идеей всего анализа информации должно быть обоснование актуальности и перспективности предполагаемой цели научного исследования. Каждый источник анализируют с точки зрения исторического научного вклада в решение и развитие данной темы. При этом тщательно разбирают роль теории, эксперимента и ценность производственных рекомендаций. По результатам проработки информации, составляют научный обзор.
Практическая работа № 1
Тема работы: научно-техническая информация. цель работы: ознакомиться с государственной системой научно-технической информации (ГСНТИ); получить навыки в поиске и отборе информации по теме научного исследования. Методика и порядок выполнения: 1. Познакомиться с составом и функциями государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и оформить табл. 1.2. Таблица 1.2 Основные организации ГСНТИ
2. Познакомиться с основными источниками научно-технической и патентной информации. Привести примеры документов первичной и вторичной информации (табл. 1.3).
Таблица 1.3 Источники научно-технической и патентной информации
3. Познакомиться с видами существующих каталогов и принципов работы с ними при подборе литературы. Результаты оформить в виде табл. 1.4.
Таблица 1.4 Краткая характеристика каталогов
4. Познакомиться с принципами построения систем классификации УДК, МПК и МКПО. В соответствии с заданием (табл. 1.5–1.7) определить индексы УДК [15], МПК [9] и МКПО [10]. 5. В соответствии с заданием преподавателя составить аннотацию, реферат или конспект статьи.
Таблица 1.5 Задания для определения индекса УДК
Таблица 1.6 Задания для определения индекса МПК
Таблица 1.7 Задания для определения индекса МКПО
Содержание отчета по практической работе № 1 1. Характеристика основных организаций ГСНТИ в виде табл. 1.2. 2. Примеры источников научно-технической и патентной информации в виде заполненной табл. 1.3. 3. Краткая характеристика каталогов в виде заполненной табл. 1.4. 2. Выполненное задание по определению индексов УДК, МПК и МКПО. 3. Составленная аннотация, реферат или конспект статьи. Исследовательская деятельность невозможна без получения знаний о том, что было сделано раньше и о новых достижениях в области техники, производства. Большое значение здесь имеет научно-техническая и патентная информация, которая играет важную роль на всех этапах творческо-конструкторской деятельности, начиная с выдвижения идеи и кончая оценкой полученных результатов. Сбор необходимой информации является одним из наиболее трудоемких этапов творческой деятельности. Изучение существующих методов поиска и обработки информации и получение практических навыков работы с научно-технической информацией необходимы при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Контрольные вопросы
1. Какова роль научно-технической информации в научных исследованиях и разработках? 2. Назвать состав и функции государственной системы научно-техничес-кой информации. 3. Назвать источники первичной и вторичной научно-технической информации. 4. Какие существуют источники патентной информации? 5. Назвать виды каталогов и их назначение. 6. Как определяются классификационные рубрики по предмету поиска с использованием универсальной десятичной классификации (УДК)? 7. Какова структура международной патентной классификации (МПК)? 8. Как определяется индексы патентной классификации по международной классификации промышленных образцов?
2. экспериментальные Методы определения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 4796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.016 с.) |