Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексная коррекционно-развивающая программа «ступеньки» Для детей раннего и младшего дошкольного возраста↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Программа «Ступеньки» предусматривает: • Социально-эмоциональное, моторное, когнитивное и речевое развитие детей в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями. • Психологическую поддержку семей, имеющих детей до 4-х лет. Название «Ступеньки» обусловлено принципом организации занятий, который заключается в поступенгатом введении материала. На следующую, более сложную ступеньку ребенок может перейти, лишь в достаточной степени овладев более легким материалом. Ребенок не научится самостоятельно сидеть прежде, чем станет держать голову; не научится сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточного сенсорного опыта. Программа «Ступеньки» включает работу по следующим направлениям: • Лесенка социально-эмоционального развития. • Лесенка моторного развития. •" Лесенка когнитивного развития. • Лесенка речевого развития. Темп перехода со ступеньки на ступеньку зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, но «лесенки развития» для всех детей раннего возраста одинаковые. Возможно, что по «лесенке моторного развития» ребенок будет подниматься быстрее, чем, например, по «лесенке когнитивного развития». Задача взрослых - помогать ребенку там, где ему особенно трудно, подбирать игры в соответствии с той ступенькой, на которой находится ребенок, а не вести его насильно вверх или задерживать внизу, когда он уже может «подняться» выше. Индивидуальное занятие: «Огород» Цели: • Развитие коммуникативных навыков. • Развитие умения работать сообща. • Формирование устойчивого положительного эмоционального состояния ребенка. • Улучшение взаимодействия ребенок - взрослый. • Работа со страхом испачкаться. • Развитие речи. • Развитие крупной моторики. • Развитие слухового внимания. 1. Приветствие Психолог встречает ребенка с козлом (игрушкой-марионеткой) в руках. Здоровается от имени игрушки с ребенком и его мамой и приглашает поиграть вместе. Мама погладила игрушку, поздоровалась с ней. Ребенок только посмотрел и не потрогал игрушку. 2. «Пройди по следам козла» Из мягких модулей выложена «дорожка» разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому. Мама садилась на скамейке в стороне. Ребенок шел за психологом и игрушкой. В конце дорожки ребенок отказался от помощи психолога и обошел сложный угасток. 3. «В огороде» Настоящие овощи - капуста, картофель, морковь - разложены в нишах между модулями и видны не сразу. Надо найти овощи и положить их в корзинку. Когда ребенок нашел первый овощ, он не взял его в руки. Психолог взял овощ и положил в корзину. Еагиная с третьего раза ребенок уже сам брал овощи и быстро кидал в корзину. Когда все овощи собраны, надо достать их по одному и выложить на тарелку, называя каждый из них. Ребенок достал овощи, но не называл их и не повторял за психологом. Каждый овощ разрезается пополам, рассматривается середина. 4. Коллаж «Огород» На мольберте закреплен лист ватмана. На срезы овощей кисточкой наносится гуашь (на картошку - желтая, на капусту - зеленая, на морковь - красная). Каждый овощ используется как печать (срезом с краской прикладывается к листу бумаги). Ребенок отказался сам держать овощи, а только наносил на них краску. Ребенок старался уйти от задания. После мытья рук ему предложили показать картинку маме, но он проигнорировал это предложение. 5. Сказка «Репка» Ребенок сидит за столом и смотрит спектакль. Психолог разыгрывает сказку, используя игрушки. Спектакль ребенку понравился, он нахал сразу же, без просьбы психолога, произносить текст сказки, не дожидаясь появления нового героя, не обращая внимания на просьбы психолога. 6. Игра «Посади репку» Этап «Выбери семена» Ориентируясь на слух, ребенок должен выбрать два одинаково звучащих «яичка» (от киндерсюрпризов) из пяти предложенных. В «яички» насыпаны различные семена (в два - одинаковые). Ребенку было трудно выполнять это задание, но он справился с ним. Этап «Подготовь землю» Земля насыпана в таз, в ней много камней, палочек. Ребенку предлагается очистить землю от посторонних предметов. Ребенок снагала наблюдал, как психолог достает камни и складывает их в миску, потом нагал помогать складывать в миску, но сам из земли камни не доставал. Этап «Посади семена» Ребенку предлагается взрыхлить землю, разровнять ее граблями, сделать пальцем отверстия в земле, положить в них семена, полить водой из лейки. Ребенок с удовольствием работал инструментами: рыхлил, ровнял землю, поливал семена. Делать отверстия в земле, сажать в них семена - отказался. 7. Игра «Вытащи репку» Психолог тащит «репку»-ребенка за веревку. Потом меняются ролями. Игра огенъ понравилась ребенку. Улыбался, смотрел в глаза психологу, входил в тактильный контакт. 8. а) Свободная игра ребенка Ребенок играет в любые из предложенных игр по своему желанию. Ребенок играл с мягкими модулями (строил дом), затем забрался в этот дом и периодигески выходил из него и возвращался обратно. б) Беседа психолога с мамой Пояснение маме действий психолога, объяснение поведения ребенка, консультирование мамы, как поступать в подобных случаях дома. 9. Прощание Психолог провожает ребенка и маму до дверей. Ребенок не хотел уходить, сел на пол и плакал. Мама какое-то время сидела рядом, затем с помощью отвлекающих приемов психолог помогла маме вывести ребенка из игрового помещения. В конце первого цикла занятий у ребенка была выявлена положительная динамика. В течение занятия почти не выходил из контакта с психологом, позволял маме играть вместе с ним в одну игру, психологу позволял менять условия игры. Во время игр с красками он при попадании краски на руки не сразу же бежал мыть руки, а заканчивал рисунок. На четвертом занятии второго цикла ребенок согласился нанести краску на руку и оставить отпечатки на бумаге, затем любовался своим рисунком и взял его домой. • 2 случай: Ребенок К., возраст 2,5 года, интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы в социальной и эмоциональной сферах выражались в следующих особенностях поведения: • Не отпускал никуда маму. • Играл только там, где не было других людей (только в присутствии мамы и бабушки). • Плакал, когда приходили гости. • Сам наотрез отказывался идти в гости (сильнейшие истерики). • Плакал, когда играла музыка или кто-либо в его присутствии танцевал. На первичной консультации ребенок долго не входил в контакт с психологом (около 15 минут), проявлял интерес только к играм интеллектуального характера, самостоятельно не играл, ждал, когда взрослый предложит ему какую-либо игру. Индивидуальное занятие: «Ежики» (2 занятие первого цикла) Цели: • Установление контакта с ребенком. • Формирование адекватной эмоциональной реакции. • Формирование устойчивого положительного эмоционального состояния ребенка. • Включение ребенка в совместную деятельность. Развитие навыков совместной деятельности. • Формирование интереса к подвижной игре. • Развитие двигательного аппарата. • Развитие мелкой моторики. • Формирование у ребенка уверенности в своих силах. • Развитие внимания. 1. Приветствие Психолог встречает ребенка и маму с игрушкой (ежиком) на руке. Здоровается с мамой и с ребенком. Ребенок здоровался, но отказывался трогать игрушку. Называл части тела на игрушке, но не показывал их (прятал руки за спину). Рисование ежика Психолог показывает на листе бумаги, ак из кружка появляется ежик, и предлагает нарисовать по образцу: сперва кружок, потом носик, потом глазки, потом иголки и ножки. Ребенок активно включился в игру, с удовольствием рисовал, показывал рисунок маме. 3. «Что ест ежик?» Рассматриваем картинки с изображением различной еды и выбираем: грибок, яблочко, молочко. Ребенок рассказывал, что ест ежик, выбирал картинки, показывал маме. 4. Лото «Грибы» Рассматриваем лото «Грибы», ребенок находит спрятанные неподалеку картинки с грибами и раскладывает их на карточку лото. С мамой рассматривали найденные картинки. Выкладывал лото быстро и без ошибок. Радовался вместе с мамой успешному выполнению задания. 5. Игра с ежиком Игрушка «Ежик на колесиках». Психолог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, а затем покатать ее друг другу. Ребенок отказался катать ежика. Катали друг другу мама и психолог, ребенок сидел рядом с мамой и наблюдал. 6. Игра «Надень ежику яблочки» Ежик, сшитый из фетра, с пуговками. Яблочки из цветной ткани с прорезями для пуговиц. Ребенку предлагается надеть яблочки на пуговки. Ребенок выполнил это задание с удовольствием, затем снял яблоки и проиграл эту игру еще раз самостоятельно. 7. Игра «Урожай» Ребенку предлагается разместить яблочки на дереве. Дерево плоское, пластмассовое, с прорезями для яблочек. Задание оказалось для ребенка достаточно сложным, так как надо было одновременно держать дерево и надевать яблоки. На первом этапе мама держала дерево, а ребенок сажал яблоки, на втором - ребенок держал дерево, а мама надевала яблочки, на третьем - ребенок все делал самостоятельно. 8. Игра с мячом Мячик - резиновый, массажный (поверхность колючая). Психолог предложил ребенку посмотреть, потрогать, а потом покатать мячик. Ребенок потрогал мячик, но катать не стал, опять наблюдал, как катали мячик мама и психолог. 9. Игра на внимание «Найди ежика» На листе бумаги нарисованы контуры ежиков, елок, кустов, пеньков. Ребенок должен найти и закрасить только контуры ежиков. Ребенок успешно справился с заданием, с удовольствием показал маме выполненную работу. 10. а) Свободная игра ребенка Ребенок играл с теми же играми, гто были на занятии, в новые игры играть не стал. б) Беседа психолога с мамой Психолог предложил маме попробовать дома играть в такого типа игры, как катание друг другу мячей, машинок и т. д. 11. Прощание Ребенок попрощался с психологом и всеми игрушками. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ «Лесенка моторного развития» (Е.Ю. Пикалева, А.Е. Иванова) Методикой предусмотрено содействие развитию у детей раннего возраста моторных умений и навыков. Первоочередными задачами данного раздела программы являются: • Коррекция двигательных нарушений. • Развитие двигательных навыков. • Профилактика заболеваний. Особое внимание данный раздел программы уделяет детям: • с темповой задержкой моторного развития; • со структурными изменениями опорно-двигательного аппарата; • с нарушениями мышечной системы и заболеваниями нервной системы (функциональными и органическими). Реализация данного раздела программы обеспечивается совместной работой врача-педиатра, инструктора ЛФК (специалиста по движению), педагогов и психологов. Составными частями этого раздела программы являются «Лесенка развития крупной моторики» и «Лесенка развития мелкой моторики и ручной умелости». Работа по данному разделу включает в себя: • Нормализацию двигательной сферы ребенка и его социальную адаптацию. • Профилактику заболеваний. • Охрану и укрепление здоровья. • Совершенствование двигательных функций организма ребенка. • Предупреждение и гашение патологических поз, реакций, образцов движений и введение в действие нормальных моторных образцов. • Предотвращение деформаций опорно-двигательного аппарата ребенка. • Нормализацию мышечного тонуса, предупреждение и устранение контрактур. • Оказание помощи в реализации скрытых способностей, которые было невозможно реализовать в связи с имеющимися неврологическими или ортопедическими изменениями. • Физическое управление позой ребенка, чтобы избежать ограничения возможности двигаться. • Тренировка реакций равновесия. • Укрепление мышечной системы ребенка. • Воспитание элементарных навыков культуры поведения. Формирование поведения детей в соответствии с нормами и правилами: разговаривать спокойно, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Воспитание навыка здороваться, прощаться, благодарить. Приучение к бережному обращению с игрушками, их уборке. • Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Закрепление умения одеваться и раздеваться, надевать и снимать колготки, носки, ботинки, шапку. Приучение детей к опрятности: пользоваться с помощью взрослого носовым платком, приводить в порядок одежду, своевременно сообщать о своих естественных потребностях. • Обучение жизненно необходимым навыкам.
• 0-3 года - развитие дыхательной функции; • 2-6 месяцев - стимуляция поворота головы; обучение умению устойчиво держать голову; закрепление умения длительно лежать на животе, опираясь на предплечья, а в дальнейшем на ладони выпрямленных рук; обучение захвату и бросанию предметов с коррекцией отведения большого пальца; обучение поворотам тела и восстановление физиологической разгибательной синергии; развитию желания дотянуться и подползти к игрушке, взять ее; • 5-10 месяцев - обучение ползанию и вставанию на чет обучение присаживанию и сидению; • 6-12 месяцев - обучение вставанию и ходьбе, у опоры; влезанию на ящик; приседанию на корточки; • от 1 года до 1 года 6 месяцев - обучение ходьбе в пря подползанию под веревку; проползанию в обруч; лазанию по лестнице-стремянке вверх и вниз; катанию мяча вперед (сидя, стоя); бросанию мяча вниз, вдаль; • от 1 года 6 месяцев до 2 лет - обучение ходьбе в пря перешагиванию через палку, веревку, приподнятую на 12- 18 см; подползанию под веревку, поднятую на высоту 35-40 см; проползанию в обруч; лазанию по лестнице-стремянке вверх и вниз; катанию мяча в паре со взрослым, катанию со ската; бросанию мяча (6-8 см диаметром) правой и левой рукой на дальность; • 2-3 года - обучение ходьбе с изменением темпа, с пере обучение бегу за взрослым, в медленном темпе, с изменением темпа и направления; обучение ползанию на четвереньках по доске, лежащей на полу, приподнятой над полом; проползанию в обруч; лазанию по лестнице-стремянке вверх и вниз; перелезанию через бревно; обучение бросанию, катанию, метанию и ловле мячей, набивных мешочков, шишек, в разных условиях, из разных положений; обучение прыжкам на двух ногах, с продвижением вперед, через препятствия, вверх. Приведенное распределение по возрастам отражает этапы развития ребенка, не имеющего отставания в данной сфере. Если развитие ребенка проходит с отставанием или опережением возрастных норм, то последовательность этапов формирования тех или иных навыков остается такой же. В работе необходимо учитывать общие принципы моторного развития, которые заключаются • в развитии от головы к ногам; • Поддержка головы. • Поддержка спины. • Поддержка ягодиц. • Поддержка ног. • в развитии от центра к периферии; • Контроль туловища. • Контроль предплечий. • Контроль рук. • Контроль кистей. • Контроль пальцев. Ориентирами в развитии крупной моторики могут быть следующие ступеньки: • Держит голову. • Переворачивается со спины на живот и с живота на спину. • Встает на четвереньки. • Садится самостоятельно. • Ползает на четвереньках. • Встает у опоры. • Ходит вдоль опоры. • Ходит самостоятельно. • Встает без опоры. • Залезает на стул. • Бегает. • Ходит, огибая препятствия. • Соскакивает с небольшой высоты. • Прыгает на двух ногах. • Ходит по наклонной плоскости с поддержкой. • Ходит по наклонной плоскости самостоятельно. • Перешагивает препятствия. • Поднимается по лестнице приставным шагом. • Поднимается по лестнице чередующимся шагом. Занятия по моторному развитию включают в себя игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных умений и навыков, элементы лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии, обучение родителей приемам стимуляции необходимых моторных навыков в домашних условиях, изготовлению вспомогательного инвентаря, консультирование родителей по правильному режиму питания, сна и бодрствования детей. Развитие руки проходит в следующей последовательности: • Движение от плеча. • Движение от локтя. • Движение кисти. • Ротационные движения. • Движения пальцев. • Захват ладонью. • Захват пястью. • Пинцетный захват. Для развития мелкой моторики в занятия рекомендуется включать следующие виды упражнений: 1. Нанизывание. 1.1. Нанизывание колец с большим диаметром отверстия на стержень пирамидки. 1.2. Нанизывание колец с диаметром отверстия, почти равным диаметру сечения стержня пирамидки. 1.3. Нанизывание колец и шариков на веревку или шнурок. 1.4. Нанизывание бусин с небольшим отверстием на тонкую нить. 2. Проталкивание мелких предметов в отверстия. 2.1. Складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 2-3 см. 2.2. Складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 1-1,5 см. 2.3. Складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 0,5 см. 3. Закрывание отверстий. 3.1. Закрывание круглых отверстий. 3.2. Закрывание овальных отверстий. 3.3. Закрывание квадратных отверстий. 3.4. Закрывание треугольных отверстий. 3.5. Закрывание четырехугольных отверстий. 3.6. Закрывание отверстий сложной формы. 4. Занятия с кубиками. 4.1. Выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости.
4.2. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3-5 см. 4.3. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5-3 см. 5. Раскручивание и закручивание. 5.1. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов рукой. 5.2. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов с помощью отвертки и других приспособлений. 6. Игры с мозаикой. ь. 1. Вытаскивание больших фишек из отверстий поля мозаики. 6.2. Вкладывание больших фишек в крупные отверстия поля мозаики. 6.3. Вкладывание больших фишек в мелкие отверстия поля мозаики. (). 4. Вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия поля мозаики. 6.5. Вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия поля мозаики. 7. Изобразительная деятельность. 7.1. Рисование пальцами. 7.2. Рисование кистью. 7.3. Игры с пластилином - отщипывание кусочков от «колбаски», размазывание пластилина по поверхности. Раскатывание «колбасок», катание шариков. 7.4. Рисование карандашом - вертикальных и горизонтальных линий, замкнутых линий, окружностей, штрихов. 7.5. Аппликация - отрывание кусочков от листа, отрезание кусочков, вырезание по линии, приклеивание с помощью пластилина и клея. Сводная таблица заданий С нарастанием трудности КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ «Лесенка когнитивного развития» (А.Е. Иванова, ИЛ. Рыбкина) Успешность познавательного развития ребенка во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности. Основными задачами когнитивного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста являются: • Развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи). • Накопление и расширение сенсорного опыта. • Формирование представлений об окружающем мире. Программа «Ступеньки» предусматривает освоение детьми формы, величины, цвета предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов. Знакомство ребенка с различными свойствами предметов всегда должно включать следующие этапы: • Накопление сенсомоторного опыта (накопление ощущений на основе операций с предметами). • Формирование представлений о различных свойствах предметов. • Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. • Развитие аналитического восприятия (т. е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами). Ниже приведены этапы ознакомления с отдельными свойствами предметов. Величина • Выбор из двух предметов большего или меньшего. • Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы по принципу «такой - не такой». • Выбор предметов одного размера из группы однородных разновеликих предметов. • Выбор из двух предметов одного равного третьему. • Сортировка разнородных предметов по размеру. • Оценка соотношения частей предмета по размеру. • Выделение разных измерений предмета (длины, ширины, высоты и др.). • Закрепление эталона - выстраивание предметов в убывающие (увеличивающиеся) ряды. Выполнение заданий по словесной инструкции. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталона величины выступает представление об отношениях по величине между предметами, обозначенных словами, указывающими на место предмета в ряду других (больший, меньший, самый большой). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих, образующих ряд величин (убывающий или увеличивающийся). В работе используются одноцветная пирамидка с 3 кольцами, 5 кольцами, матрешки (двухсоставная, трехсостав-ная), игрушки и фигуры разных размеров, картинки с изображением предметов разной величины, вкладыши с однородными предметами разной величины. Приведенная ниже схема отражает поступенчатое знакомство ребенка с размерами на примере пирамидки:
Форма • Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия (учет формы при выполнении элементарных действий). • Выбор предметов по форме по принципу «такой - не такой». • Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме. • Раскладывание предметов, близких по форме. • Выбор двух заданных форм при выборе из четырех. • Задания на аналитическое восприятие формы. Аналитическое восприятие формы предполагает умение разбить предмет на элементы, соответствующие тем или иным образцам, и определить их соотношение между собой. Эталонами формы являются геометрические формы. Плоские фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными, они отражают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур. При обследовании формы дополнительно используется тактильный анализатор. Геометрические фигуры являются образцами, вокруг которых объединяются предметы. Далее у этих предметов обозначается форма - круглый, овальный и т. д. Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, так как они отражают форму близких ребенку предметов (мяча, кубика). Для детей, испытывающих трудности в знакомстве с формой, рекомендуется изучать формы в последовательности, представленной в схеме веерного расширения. На занятиях можно использовать игры «Геометрическое лото», домино «Предмет - форма», «Подбери фигуру к контуру», «Подбери по форме разные предметы». Цвет • Выбор предметов одного цвета; последовательное ознакомление ребенка с разнообразными цветами. • Группировка предметов, разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет. • Сортировка предметов двух и более цветов:
• контрастных; • близких по цвету.
• Соединение слов-названий с конкретными цветами, при этом у детей раннего возраста не требуется обязательное запоминание названий цветов. • Группировка и сортировка по цвету, представленному различными оттенками. • Выделение и узнавание оттенков. • Выполнение упражнений на аналитическое восприятие цвета. Основные этапы работы Ознакомление Цель: выделение определенного размера на основе сопоставления двух объектов. Закрепление Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и выполнение определенных действий (наложения, прикладывания, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер). Проверка Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста. Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление Работа по ознакомлению с большим и маленьким размерами строится на сопоставлении двух объектов: а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.), б) картинок. Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предметов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту проблему, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их путем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»). При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощущения. Например, при описании маленького предмета надо называть его размер высоким голосом и складывать руки лодочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. это достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда может его повторить). При ознакомлении с большим предметом размер подчеркивается низким голосом и разведением рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить либо в процессе показа специалистом уже готовых разновеликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (домики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изображение разновеликих одноименных предметов самим ребенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д. Закрепление Закрепление представления ребенка о величине проводится с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (группировки). Сравнение 2-х объектов Ребенку предлагаются для сравнения как объемные предметы, так и плоскостные. При этом используются следующие приемы: а) Прием наложения. Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого. б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии. С помощью этого приема сравнивают объемные предметы, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький). в) Прием вкладывания. Этим приемом пользуются при сравнении разборных матрешек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов. При этом с ребенком отрабатываются следующие действия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - закрой», «вложи - достань». Эти действия являются опорными. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:
1. Последовательный показ всех выполняемых действий взрослым (знакомство ребенка с разборкой - сборкой игрушки). 2. Выполнение ребенком действий на основе устной инструкции с одновременным показом со стороны взрослого по принципу «Сделай, как я»:
• с использованием взрослым второй такой же игрушки (параллельный показ); • с использованием игрушки ребенка с пооперационным показом выполняемых действий. 3. Выполнение ребенком действий только на основе уст • упрощенный вариант - с использованием жестов, показывающих определенные движения; • без жестов, с опорой только на слово. 4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком. • при уменьшении объема инструкции и предоставлении ребенку большей самостоятельности; • при выполнении в процессе разборки - сборки более сложного движения (например, при открывании матрешки, как правило, используется вращательный захват, но само движение направлено вверх без поворота; при игре с бочатами с винтовой резьбой от ребенка требуется овладение не только вращательным захватом, но и вращательным движением); • при увеличении количества вкладываемых предметов; • при уменьшении разницы в размерах вкладываемых предметов. Схема работы над формой Основные этапы работы Ознакомление Цель: вычленение конкретной формы из множества форм. Закрепление Цель: сопоставление, сравнение изучаемой формы с другими. На первом уровне сравниваются значимо отличающиеся друг от друга формы. (Например: круг и квадрат, треугольник и овал и т. д.) На втором - сравниваются похожие формы. (Например: круг и овал, квадрат и прямоугольник.) Выполняемые действия: соотнесение, сортировка (группировка) и выбор предметов определенной формы по образцу. 3. Проверка Цель: выявление уровня сформированности у ребенка представлений о данной форме. Проводится в виде теста. Выполняемое действие: выбор по названию предметов изученной формы (в соответствии с нормативными требованиями). Для наибольшей эффективности работы по ознакомлению ребенка с формами и закреплению у него определенных представлений необходимо включать его в разные виды деятельности, подбирая соответствующие игры и игровые пособия. При этом ребенку предлагаются как объемные предметы (шарик, кубик, цилиндр), так и плоские. Все вышеизложенное имеет место в работе над любой формой, но целесообразнее показать систему подачи материала через работу над кругом. Закрепление Закрепление проводится по двум направлениям: • Закрепление на основе игр, в процессе или результате которых образуется круг. • Закрепление на основе игр, в процессе которых используются круглые предметы (как объемные, так и плоские). Рассмотрим оба направления. • Закрепление на основе игр, формообразующих круг Закрепление проводится на разных видах деятельности, таких, как изобразительная, конструктивная деятельность, подвижные игры, развивающие игры. ИЗО-деятельностъ Рисование: а) рисование круговыми движениями. Ребенку можно предложить выполнить следующие задания: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы человечку и т. д.». Волосы у человечка Для рисования желательно использовать разные материалы, такие как краску, детский крем, мыльную пену, мел, карандаши, толстые фломастеры и т. д. Ребенок может рисовать как кисточкой, так и пальцами. Ему предлагаются для работы разные по толщине кисточки, начиная с очень тонкой и кончая кисточкой типа помазка. Формат листа также должен быть разным. При этом ребенок может совершать от самых широких движений (движения всей руки) до самых мелких (движения кисти и пальцев); б) рисование кругов. • самостоятельными кругообразующими движениями. \
Ребенку предлагаются такие задания, как «Консервируем помидоры (готовим компот из вишни, смородины и т. п.)», «Украшаем мамино платье», «Рисуем узор на коврике» и т. д.; • рисование по трафарету. Ребенку предлагается нарисовать круг по трафарету. Можно использовать трафарет с одним или несколькими кругами. Перед рисованием ребенок обводит эти круги указательным пальцем. Во время работы внимание ребенка обращают на то, что трафарет надо придерживать рукой, чтобы он не скользил по бумаге, карандаш плотно прижимать к его краю. При неудачной попытке нарисовать кружок следует успокоить ребенка и предложить нарисовать более ровный круг («причеши» кружок, а то он получился «лохматым»). Для стимуляции этого процесса можно превращать нарисованные ребенком круги в разных животных (например, в ежика, рыбку, зайчика, кота, мышку и т. д.). Превращения желательно сопровождать стихами. • рисование по шаблону. Работа по шаблону достаточно сложна для детей младшего дошкольного возраста, так как требует от них хороше-
го развития мелкой моторики; дополнительная сложность заключается в том, что рисуется круг не одним движением, а по меньшей мере двумя. Несмотря на вышеуказанные трудности, детям с опережением в развитии можно предложить этот вид работы. • рисование цветовых пятен в виде кругов приемом приманивания. Для рисования используются тампоны круглой формы. Ребенок может изображать «опредмеченные» круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» и т. п. «Снежок падает» «Мишка идет» Лепка: из пластилина и глины. Ребенку предлагается лепи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.018 с.) |