Социально-эмоциональное Развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-эмоциональное Развитие



«Лесенка социально-эмоционального развития»

(О.Ю. Кравец)

Семья является средой развития ребенка, и гармоничные отношения в этой среде способствуют успешному его разви­тию. Непосредственное эмоциональное общение с матерью становится ведущей деятельностью ребенка данного возрас­та. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Если мать сразу же реагирует на действия младенца, на каждый шорох, звук и т. д., то фор­мируется безопасная привязанность - феномен, который по­зволяет ребенку справиться с фрустрацией1 в незнакомой обстановке. Фрустрация в раннем и младшем дошкольном возрасте - это ситуация, когда возникающее желание малы­ша не удовлетворяется сразу же, как только возникло. Ребе­нок, у которого сформирована безопасная привязанность, дружелюбен, быстро успокаивается, его отношение к миру: «Мир оказывает мне помощь».

У детей, имеющих отклонения в развитии, часто встреча­ются нарушения формирования безопасной привязанности, такие как: • Амбивалентная привязанность (формируется, когда мама

непоследовательна в своих действиях по отношению

1 Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудно­стями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи.

к ребенку). Такие дети часто тревожны, долго осваивают­ся в новой обстановке, обидчивы.

• Дезорганизованная привязанность (возникает, когда ре­бенок пережил утрату объекта привязанности, когда еще не сформировалась привязанность). Чаще всего встреча­ется у воспитанников детских домов, а также когда мать рано вышла на работу (до 6 месяцев), при этом за ребен­ком ухаживали разные люди, а не один взрослый.

• Избегание привязанности ребенком (возникает в тех слу­чаях, когда мать очень жестко обращается с ребенком). Эти дети озлоблены, отличаются враждебным поведени­ем, не ищут помощи.

На эмоциональное состояние ребенка, кроме типа при­вязанности, оказывает влияние и стиль родительского вос­питания.

Основными типами семейного воспитания, оказыва­ющими отрицательное воздействие на ребенка, являются:

1. Гиперопека матери - проявляется в нежелании матери дистанцироваться от ребенка, что бывает связано с ее повы­шенной тревожностью. Наиболее ярко тревожность мамы начинает мешать развитию ребенка, когда наступает фаза ползания. Ползание - это не только физический акт, но пер­вый опыт дистанцирования от мамы (самостоятельность). Когда ребенок встает на ножки, сам ходит, бегает, мама, кон­тролирующая его и опасающаяся за него, ограничивает дви­гательную активность ребенка. В поведении ребенка гипер­опека матери может проявляться в виде застенчивости, неуверенности в себе, нежелании идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития. Тревожность матери может быть вызвана различ­ными причинами:

• Поздний ребенок.

• Сложное протекание беременности.

• Неудачный исход предыдущих беременностей или смерть первого ребенка.

• Тяжелое заболевание или травма ребенка в младенчестве.

Собственно тревожность мамы, вызванная другими при­чинами (тревожность как свойство личности). 2. Жесткость требований матери. Данный тип воспита­ния может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка выше, чем он может выдержать. В такой ситуации ребенок становится либо гиперактивным, либо, наоборот, пассивным, не проявляющим познаватель­ного интереса, самостоятельной активности, как двигатель­ной, так и коммуникативной. Ребенок тревожится о потере любви матери, может никуда ее не отпускать. Амбивалент­ные отношения к матери чрезвычайно выражены: образ мамы делится на «плохую» и «хорошую». Все чувства (лю­бовь, ненависть, вина, ярость и др.) выражены очень ярко и интенсивно. Наиболее частое слово: «Нет!» На улице и дома устраивает истерики. Использует все способы поста­вить маму в неловкое положение. У ребенка появляются трудности в принятии ограничений. Жесткие требования матери могут быть вызваны несколькими причинами:

• Отсутствие опыта близости матери в детстве со своими родителями.

• Ребенок был нежеланным, случайным.

• С появлением ребенка в жизни матери произошли изме­нения, которые она считает отрицательными.

• Ребенок похож на человека (отца, бабушку, дедушку), к которому у матери негативное отношение.

• Ребенок оказался не таким, каким он ей представлялся, каким она хотела бы его видеть.

В этих случаях проводится индивидуальная работа с ма­терью с целью максимально снизить влияние вышеперечис­ленных факторов на отношения «мать - ребенок», а также помочь матери принять своего ребенка таким, какой он есть. Психолог проводит работу с парой «мать - ребенок», направленную на их взаимное сближение. Для этого ис­пользуются подвижные игры, позволяющие проявлять эмо­ции, как позитивные, так и негативные. Данные игры по­могают в ненавязчивой, игровой форме создавать

возможность для тактильного контакта матери и ребенка. Например: «Кот и мыши», «Волк и зайцы», «Поймай хвос­тик», «Кто перетянет мяч» и др.

3. Завышение требований матери может привести ребен­ка к негативизму и отказу от любой деятельности. Когда материнские стандарты высоки, то у ребенка нет возможно­сти получить одобрение и поощрение, он часто попадает в ситуацию неуспешности. Иногда у него может появиться и заикание. Формируется установка: «Не буду ничего делать, все равно не получится». Самое главное, чтобы ограниче­ния были постоянными и адекватными возрасту. Если тре­бования матери адекватны, то ребенок с гордостью воспри­нимает свою зависимость от нее, не ощущает запреты как унижение и не испытывает состояния фрустрации.

Для детей, имеющих нарушения в эмоциональной и соци­альной сферах, проводятся индивидуальные или групповые занятия, направленные на обучение матери более адекватно­му взаимодействию с ребенком - снижение и смягчение тре­бований, их постоянство, снижение гиперопеки, участие в эмоциональной жизни ребенка. Групповые занятия предус­матривают взаимодействие ребенка с другими детьми, фор­мирование у него способности играть рядом, а затем вместе с другим ребенком, выполнять общую задачу, формируется спо­собность подождать, пока играет другой ребенок. Для прове­дения групповых занятий формируются группы по 2 и по 4 человека, в зависимости от психофизиологических особен­ностей детей.

При планировании работы по коррекции нарушений в эмо­циональной и социальной сферах учитывается: первичный запрос родителей, результаты диагностического обследования и особенности внутрисемейных отношений. В ряде случаев, когда проблемы ребенка в значительной степени зависят от нарушения типа семейного воспитания, на первом этапе про­водится индивидуальная работа с родителями. Эта работа включает в себя выявление причин нарушения взаимодей­ствия в семье, разрешение ряда психологических трудностей

родителей. На втором этапе проводится работа с парой «ро­дитель - ребенок». Иногда эти два курса проводятся парал­лельно, в зависимости от сложности ситуации и от степени осознания родителем своих психологических трудностей. Нередки случаи, когда родители обращаются за психологи­ческой помощью для решения своих проблем в середине или по окончании курса занятий с ребенком.

Все занятия проводятся при активном включении роди­телей (или лиц воспитывающих ребенка). В связи с тем, что на занятиях не всегда могут присутствовать сами родители, для них проводятся дополнительные консультативные встре­чи, которые дают возможность обсудить динамику разви­тия ребенка, возникающие у него трудности и возможности их решения, показать видеозапись занятия.

Индивидуальные и групповые занятия выстраиваются по общему принципу:

• Приветствие.

> Собственно игра (состоит из нескольких игр различного вида, направленных на решение задач эмоционального, социального, когнитивного и моторного развития).

• Свободная игра ребенка (в это время проводится беседа с родителями, отмечаются все положительные изменения, а также намечаются дальнейшие перспективы развития ребенка, на что следует обратить особое внимание, роди­тели задают интересующие их вопросы).

• Прощание.

Продолжительность одного занятия - один час (30-35 минут - совместная игровая деятельность взрослого и ре­бенка, остальное время - самостоятельные игры детей и бе­седа с родителями). Занятия проводятся циклами, включа­ющими в себя 10 занятий. Занятия проводятся 1-3 раза в неделю, в зависимости от сложности выявленных наруше­ний. Как правило, дети проходят 2-3 цикла. Занятия всех циклов направлены на развитие и коррекцию нарушений психических процессов и отличаются только стимульным (игровым) материалом.

 

 

Примерные темы занятий

 

ЦИКЛ I цикл и ЦИКЛ III
«Зайчики» «Зимушка-зима» «Огород»
«Ежик» «Снегири» «Репка»
«Уточки» «Игры со снегом» «Сад»
«Лягушки» «Елка» «Фрукты»
«Дикие животные» «Игры зимой» «В гостях у куклы»
«Осень в лесу» «Курочка Ряба» «Весна»
«Золотая осень» «Домашние птицы» «Шеты»
«Зоопарк» «Домашние животные» «Бабочки»
«Цирк» «Деревня» «Рыбки»
«Слоны и жирафы» «Город» «Игры с водой»

Названия тем занятий отражают тот материал, на кото­ром они выстроены. Структура занятий, содержание посто­янно варьируются в зависимости от задач коррекционного воздействия и возраста ребенка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей. Например, игра «Кор­шун и цыплята»:

 

Проблема Цель Описание
Гиперактив иость Коррекция процессов воз­буждение — торможение Дети ходят, бегают, пока не появится «коршун». Как толь­ко «коршун» появляется, дети прячутся в домик и сидят ти­хо-тихо
Нарушение эмо­ционального контакта с роди­телями Коррекция нару­шения во взаимо­действии «роди­тель — ребенок» Как только появляется «кор­шун», родители прячут детей за своей спиной, защищая их от него, не давая «коршуну» «подлететь» к ребенку
Страхи Снятие страхов Дети, так же как и в первом случае, при появлении «кор­шуна» прячутся в домик, но не сидят тихо, а прогоняют его, топают ногами, кричат, машут руками. В завершение игры детям предлагается рассмот­реть поближе игрушку, потро­гать ее, погладить

В связи с невозможностью предоставить универсальный план занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы, для примера предлагается несколько случаев с подробным описанием занятий.

• 1 случай: Ребенок А., 3,5 года, с высоким уровнем интеллек­туального развития, обладал хорошей механической памятью, знал наизусть множество стихов, сказок, мультфильмов, пред­почитал конструктивную деятельность. Нарушения в эмоцио­нальной и социальной сферах проявлялись в следующем:

• Избегал тактильного контакта с другим человеком.

• Избегал контакта глазами.

• Выражал свои желания жестом или криком.

• Говорил о себе во втором или третьем лице.

• Не обращался за помощью к взрослому.

• В большинстве случаев не реагировал на вопросы и обра­щения взрослого.

• Наблюдалась стереотипность поведения и ритуальные действия.

• Слабость эмоциональных контактов с близкими людьми.

• Чрезмерная брезгливость (мокрые руки, пятна на одеж­де, краска, пластилин, земля — все, что может запачкать, вызывало негативную реакцию), если попадала капель­ка еды на одежду, кричал, пока его не переоденут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.012 с.)