Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-эмоциональное РазвитиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Лесенка социально-эмоционального развития» (О.Ю. Кравец) Семья является средой развития ребенка, и гармоничные отношения в этой среде способствуют успешному его развитию. Непосредственное эмоциональное общение с матерью становится ведущей деятельностью ребенка данного возраста. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Если мать сразу же реагирует на действия младенца, на каждый шорох, звук и т. д., то формируется безопасная привязанность - феномен, который позволяет ребенку справиться с фрустрацией1 в незнакомой обстановке. Фрустрация в раннем и младшем дошкольном возрасте - это ситуация, когда возникающее желание малыша не удовлетворяется сразу же, как только возникло. Ребенок, у которого сформирована безопасная привязанность, дружелюбен, быстро успокаивается, его отношение к миру: «Мир оказывает мне помощь». У детей, имеющих отклонения в развитии, часто встречаются нарушения формирования безопасной привязанности, такие как: • Амбивалентная привязанность (формируется, когда мама непоследовательна в своих действиях по отношению 1 Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи. к ребенку). Такие дети часто тревожны, долго осваиваются в новой обстановке, обидчивы. • Дезорганизованная привязанность (возникает, когда ребенок пережил утрату объекта привязанности, когда еще не сформировалась привязанность). Чаще всего встречается у воспитанников детских домов, а также когда мать рано вышла на работу (до 6 месяцев), при этом за ребенком ухаживали разные люди, а не один взрослый. • Избегание привязанности ребенком (возникает в тех случаях, когда мать очень жестко обращается с ребенком). Эти дети озлоблены, отличаются враждебным поведением, не ищут помощи. На эмоциональное состояние ребенка, кроме типа привязанности, оказывает влияние и стиль родительского воспитания. Основными типами семейного воспитания, оказывающими отрицательное воздействие на ребенка, являются: 1. Гиперопека матери - проявляется в нежелании матери дистанцироваться от ребенка, что бывает связано с ее повышенной тревожностью. Наиболее ярко тревожность мамы начинает мешать развитию ребенка, когда наступает фаза ползания. Ползание - это не только физический акт, но первый опыт дистанцирования от мамы (самостоятельность). Когда ребенок встает на ножки, сам ходит, бегает, мама, контролирующая его и опасающаяся за него, ограничивает двигательную активность ребенка. В поведении ребенка гиперопека матери может проявляться в виде застенчивости, неуверенности в себе, нежелании идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития. Тревожность матери может быть вызвана различными причинами: • Поздний ребенок. • Сложное протекание беременности. • Неудачный исход предыдущих беременностей или смерть первого ребенка. • Тяжелое заболевание или травма ребенка в младенчестве. • Собственно тревожность мамы, вызванная другими причинами (тревожность как свойство личности). 2. Жесткость требований матери. Данный тип воспитания может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка выше, чем он может выдержать. В такой ситуации ребенок становится либо гиперактивным, либо, наоборот, пассивным, не проявляющим познавательного интереса, самостоятельной активности, как двигательной, так и коммуникативной. Ребенок тревожится о потере любви матери, может никуда ее не отпускать. Амбивалентные отношения к матери чрезвычайно выражены: образ мамы делится на «плохую» и «хорошую». Все чувства (любовь, ненависть, вина, ярость и др.) выражены очень ярко и интенсивно. Наиболее частое слово: «Нет!» На улице и дома устраивает истерики. Использует все способы поставить маму в неловкое положение. У ребенка появляются трудности в принятии ограничений. Жесткие требования матери могут быть вызваны несколькими причинами: • Отсутствие опыта близости матери в детстве со своими родителями. • Ребенок был нежеланным, случайным. • С появлением ребенка в жизни матери произошли изменения, которые она считает отрицательными. • Ребенок похож на человека (отца, бабушку, дедушку), к которому у матери негативное отношение. • Ребенок оказался не таким, каким он ей представлялся, каким она хотела бы его видеть. В этих случаях проводится индивидуальная работа с матерью с целью максимально снизить влияние вышеперечисленных факторов на отношения «мать - ребенок», а также помочь матери принять своего ребенка таким, какой он есть. Психолог проводит работу с парой «мать - ребенок», направленную на их взаимное сближение. Для этого используются подвижные игры, позволяющие проявлять эмоции, как позитивные, так и негативные. Данные игры помогают в ненавязчивой, игровой форме создавать возможность для тактильного контакта матери и ребенка. Например: «Кот и мыши», «Волк и зайцы», «Поймай хвостик», «Кто перетянет мяч» и др. 3. Завышение требований матери может привести ребенка к негативизму и отказу от любой деятельности. Когда материнские стандарты высоки, то у ребенка нет возможности получить одобрение и поощрение, он часто попадает в ситуацию неуспешности. Иногда у него может появиться и заикание. Формируется установка: «Не буду ничего делать, все равно не получится». Самое главное, чтобы ограничения были постоянными и адекватными возрасту. Если требования матери адекватны, то ребенок с гордостью воспринимает свою зависимость от нее, не ощущает запреты как унижение и не испытывает состояния фрустрации. Для детей, имеющих нарушения в эмоциональной и социальной сферах, проводятся индивидуальные или групповые занятия, направленные на обучение матери более адекватному взаимодействию с ребенком - снижение и смягчение требований, их постоянство, снижение гиперопеки, участие в эмоциональной жизни ребенка. Групповые занятия предусматривают взаимодействие ребенка с другими детьми, формирование у него способности играть рядом, а затем вместе с другим ребенком, выполнять общую задачу, формируется способность подождать, пока играет другой ребенок. Для проведения групповых занятий формируются группы по 2 и по 4 человека, в зависимости от психофизиологических особенностей детей. При планировании работы по коррекции нарушений в эмоциональной и социальной сферах учитывается: первичный запрос родителей, результаты диагностического обследования и особенности внутрисемейных отношений. В ряде случаев, когда проблемы ребенка в значительной степени зависят от нарушения типа семейного воспитания, на первом этапе проводится индивидуальная работа с родителями. Эта работа включает в себя выявление причин нарушения взаимодействия в семье, разрешение ряда психологических трудностей родителей. На втором этапе проводится работа с парой «родитель - ребенок». Иногда эти два курса проводятся параллельно, в зависимости от сложности ситуации и от степени осознания родителем своих психологических трудностей. Нередки случаи, когда родители обращаются за психологической помощью для решения своих проблем в середине или по окончании курса занятий с ребенком. Все занятия проводятся при активном включении родителей (или лиц воспитывающих ребенка). В связи с тем, что на занятиях не всегда могут присутствовать сами родители, для них проводятся дополнительные консультативные встречи, которые дают возможность обсудить динамику развития ребенка, возникающие у него трудности и возможности их решения, показать видеозапись занятия. Индивидуальные и групповые занятия выстраиваются по общему принципу: • Приветствие. > Собственно игра (состоит из нескольких игр различного вида, направленных на решение задач эмоционального, социального, когнитивного и моторного развития). • Свободная игра ребенка (в это время проводится беседа с родителями, отмечаются все положительные изменения, а также намечаются дальнейшие перспективы развития ребенка, на что следует обратить особое внимание, родители задают интересующие их вопросы). • Прощание. Продолжительность одного занятия - один час (30-35 минут - совместная игровая деятельность взрослого и ребенка, остальное время - самостоятельные игры детей и беседа с родителями). Занятия проводятся циклами, включающими в себя 10 занятий. Занятия проводятся 1-3 раза в неделю, в зависимости от сложности выявленных нарушений. Как правило, дети проходят 2-3 цикла. Занятия всех циклов направлены на развитие и коррекцию нарушений психических процессов и отличаются только стимульным (игровым) материалом.
Примерные темы занятий
Названия тем занятий отражают тот материал, на котором они выстроены. Структура занятий, содержание постоянно варьируются в зависимости от задач коррекционного воздействия и возраста ребенка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей. Например, игра «Коршун и цыплята»:
В связи с невозможностью предоставить универсальный план занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы, для примера предлагается несколько случаев с подробным описанием занятий. • 1 случай: Ребенок А., 3,5 года, с высоким уровнем интеллектуального развития, обладал хорошей механической памятью, знал наизусть множество стихов, сказок, мультфильмов, предпочитал конструктивную деятельность. Нарушения в эмоциональной и социальной сферах проявлялись в следующем: • Избегал тактильного контакта с другим человеком. • Избегал контакта глазами. • Выражал свои желания жестом или криком. • Говорил о себе во втором или третьем лице. • Не обращался за помощью к взрослому. • В большинстве случаев не реагировал на вопросы и обращения взрослого. • Наблюдалась стереотипность поведения и ритуальные действия. • Слабость эмоциональных контактов с близкими людьми. • Чрезмерная брезгливость (мокрые руки, пятна на одежде, краска, пластилин, земля — все, что может запачкать, вызывало негативную реакцию), если попадала капелька еды на одежду, кричал, пока его не переоденут.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.011 с.) |