Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила и советы по гигиене голосаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В повседневной жизни и деятельности дышать надо, по возможности, только через нос. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекции, которые оседают в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Хорошо прополаскивать щелочными водами (типа боржоми) рот, глотку, носоглотку, так как щелочная вода хорошо очищает слизистую. Воздух в помещениях для упражнений, репетиций и выступлений должен быть не сухой, не пыльный, не холодный (охранная медицинская норма температуры воздуха не ниже +15 градусов по Цельсию). Ничто так легко не вызывает заболевания горла, как слабость, изнеженность и незакалённость. Люди голосоречевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализируется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям производства, подвижностью нервных процессов, особой впечатлительностью и, наконец, неосторожностью самих людей, потенциальных пациентов врачей-ларингологов. Умение при первых симптомах заболевания принять грамотные меры первой самопомощи, знания в области искусства закаливания и укрепления организма – всё это уменьшает возможность заболевания. Горло здорово тогда, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови. Хорошая подпитка обеспечивается мышечной активностью. Голосовой аппарат очень чувствителен к неумелому пользованию им в сложных условиях публичного выступления, к эмоциональным, психическим и физическим перегрузкам. Поэтому в повседневной жизни всегда соблюдайте следующие правила: 1) Самое лучшее средство для сохранения профессионального звучания голоса – это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику, голосовой тренинг и выполняется каждое утро. 2) Не переутомляйте голосовой аппарат слишком большим количеством выступлений. Норма голосовой нагрузки для лекторов и педагогов – не более 4 академических часов подряд. 3) Перед выступлением желательно выпить стакан тёплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мышцам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние, или сделайте 10–15 медленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего вновь настройтесь на рабочий лад. 4) Помните, что состояние и сила голоса непосредственно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Поэтому очень важно соблюдать правильный образ жизни. Гимнастика, водные процедуры, сон по потребности, чередование труда и отдыха, правильное полноценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища должна быть разнообразной, богатой витаминами, употребление острых приправ ограничивать. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной – суживаются, и то и другое вредно сказывается на голосовых складках. 5) Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психические травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе. Он начинает срываться, теряются чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, связок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необходима профилактика. Кроме дыхательной гимнастики и физических упражнений постоянно следите за носоглоткой. При неприятных ощущениях горло можно полоскать настоем ромашки. Для этого 1–2 столовые ложки сухой ромашки заваривают стаканом горячей воды, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5–6 капель в каждую ноздрю. Помогает полоскание щелочным раствором: чайная ложка соды и соль на кончике ножа растворить в стакане воды комнатной температуры. Можно закапывать в рот или в нос по 5–6 капель персикового, абрикосового или оливкового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20 до +12 градусов. Курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желёз слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Голосовые складки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые складки – они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает лёгкость и мягкость звучания. Итак, человеческий голос представляет собой результат взаимодействия дыхательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека. Хорошо, свободно звучащий и подчиняющийся говорящему голос по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю нервную систему, придаёт уверенность, вызывает творческое самочувствие. РАБОТА С РЕЧЬЮ «Речь – это визитная карточка человека». Бернард Шоу
«… Я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков – напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки, голосовые фиоритуры, актёрский пафос – появляются очень часто потому, что я не владею речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и выразить то, что живёт внутри. Почувствовав так ярко на самом себе настоящее значение в нашем искусстве красивой и благородной речи как одного из могучих средств сценического выражения и воздействия, я в первую минуту возрадовался. Но когда я попробовал облагородить свою речь, я понял и испугался вставшей передо мной проблемой. Вот когда я до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни говорим пошло и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить – целая наука, у которой должны быть свои законы». К.С. Станиславский – «Моя жизнь в искусстве» Наша речь – это процесс психологический: напряжённость и ограниченность в голосе проистекают от недостатка доверия к себе, психологических и мышечных зажимов.В «Занимательном справочнике по немецкому языку» Ганс Райман собрал вместе и расположил в алфавитном порядке разнообразные причины, определяющие тип речи. «Речь зависит от географической широты, губ, домашнего воспитания, друзей детства, ландшафта, нёба, носа, окружения, питания, степени пространности изложения, школы, языка. Речь всегда окрашена, нестерильна, пронизана особенностями... У нас есть учебники для актёров и тех, кто хочет ими стать. Проповедуемый этими учебниками язык относится к живому языку».
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев: а) Дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это лёгкие, бронхи, трахея, диафрагма, межрёберные мышцы. Лёгкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются, объём грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются – выдох. Отделы речевого аппарата делят на подвижные и неподвижные части. Различие в гласных и согласных звуках речи объясняется тем, какое положение принимают в данный момент подвижные части аппарата речи. б) Органы речи пассивные – неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твёрдое нёбо, глотка, полость носа, гортань. в) Органы речи активные – подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикреплённые к хрящам гортани и расположенные поперёк неё почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряжёнными, могут раздвигаться на разную ширину раствора; г) Головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего. Органы речи представлены на рисунке. Органы речи: 1 – твёрдое нёбо; 2 – альвеолы; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – голосовые связки; 12 – мягкое нёбо; 13 – язычок; 14 – Гортань; 15 – трахея
Ещё один способ классификации отделов аппарата речи – это деление их на центральный речевой аппарат и периферический отдел. Центральный отдел находится в головном мозге. Левое полушарие «ответственно» за формирование и развитие речи, а также за работу органов, благодаря которым образуются звуки. Все эти органы речи формируют периферический аппарат, который связан с центральными проводящими путями – нервными волокнами, передающими импульс из головного мозга. В случае, если речь нечленораздельна, развитие органов речи позволяет улучшить произношение.
АРТИКУЛЯЦИЯ
Слово «артикуляция» означает «сочленение», «соединение». Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит чёткое расчленение звуков, которые мы можем различать. Артикуляционные поверхности – это прежде всего передняя часть языка, его середина, задняя часть языка и поверхности, которых эти части касаются. Две губы в разнообразном соприкосновении друг с другом и возможные соприкосновения между верхними зубами и нижней губой обеспечивают всю остальную артикуляцию. Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав, – артикуляционные органы. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо), глотка, гортань. Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции чёткой работы различных мышц и органов. Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, нёбо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения. Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий. В работе с артикуляционным аппаратом важны тренировка, сознательный контроль, внимание. Очень важна работа с зеркалом. В работе над «активной свободой» надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта», «бровей домиком» или «вытаращенные глаза». Поэтому для начала изучим своё лицо.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.012 с.) |