Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения в чёткости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Поиск

Для отработки чёткости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась.

 

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вёз воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыплёнок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришёл Прокоп – кипел укроп. Ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Звук [р].

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери.

Если будете стучать,

Звери могут зарычать:

Р-р-р-р-р-р-р…

Прилетели какаду.

Что имели вы в виду?

Рразорву и ррастеррзаю,

Ррразнесу и раскидаю,

Рраспугаю всех подряд.

Вот тогда я буду рррад! (34 повтора).

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса,

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Звук [л].

Приёмы постановки звука [л].

Слегка раскрыть рот и произнести сочетание «ыа». При этом «ы» произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот момент чётко слышится сочетание «ла».

Перед зеркалом свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно «а» или «ы». При этом положении получается протяжное «л».

Использование стихотворных текстов в работе над звуками [л] и [р]:

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестрёнка её Лада

Урожаю очень рада.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима вы мне на линя.

О любви ни меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня?

Не видели ли Лилию?

Лидию не видели?

Полили ли вы лилию?

Полили мы лилию.

Звуки [с], [з], [ц].

Приёмы постановки звуков [с], [з], [ц].

Улыбнитесь, оттяните несколько раз углы рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [с].

Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам передней части спинки языка. Произносят звук [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят [т] и [с].

Использование текстов в работе над звуками [с], [з], [ц].

Цок-цок-цок-цок-цок,

Цып-цып-цып-цып-цып,

Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц,

Цап-цап-цап-цап-цап.

Заря-зарница

Солнцева сестрица

День замыкает,

Месяц зажигает.

Спротяжный.

Цкороткий.

Ссвистящий, настоящий.

Цкакой-то весь цедящий.

Спротяжный.

Цвзрывной.

Ты не путай их, друг мой.

Царь, царевна, цирк, царица;

Марципан, дворец, девица;

Циферблат, цыплёнок, цок;

Цены, ценник и цветок.

 

Звуки [ш], [ж], [щ], [ч].

Сначала ставится звук [ш], потом [ж]. Несколько раз произнести слог [са] и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка, получается звук [ш].

Звук [ж] может быть поставлен от [ш], так же и от [з], как [ш] от [с].

Для поставки звука [щ] можно использовать звук [с]. Произносится слог «сп», «са» протяжным, свистящим элементом: «сп, сп…» или «са, са…».

Звук [ч] можно поставить от мягкого [т], произносимого в прямом слоге «ти» или «ат».

Использование стихотворных текстов в работе над звуками [ш], [ж], [щ], [ч].

Пирожки, лужки, дружки;

Кружки, ложки и стожки;

Фляжка, ножка, нож, лачужка;

Ёж, чертёж, багаж, пичужка.

Щёлок, щука и щиток;

Щи, щепотка, щавель, щёки;

Щебет, щёголь, щепки, щётки;

Борщ, товарищ, плющ и клещ;

Помощь, немощь, плащ и лещ.

На руке у старца чётки,

А в углу совок и щётки.

На лицо упала чёлка,

А в заборе нашемщёлка.

Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Страш-ш-ш-ш-ш-но?

 

Звук [п].

Постановка звука [п] проходит при наличии направленной воздушной струи путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится «па-па-па-па».

 

Звук [м].

Использование текстов в работе над звуком [м]^

Мылом, мылом, мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу, и чернила

С неумытого лица.

Малиновая М

Моё метро,

Метро Москвы!

Май, музыка, много молодых москвичек-метростроевцев.

Мечутся, мнутся:

Мало местов?

Милые! Масса места!

Мягко, мух мало!

Можете! Мерси…

Мрамор, морской малахит, молочная мозаика

Мечта!

 

Упражнение-разминка.

Очень эффективна быстрая и энергичная разминка гласных и согласных. Далее вы пройдёте через всю шкалу гласных с присоединёнными к ним согласными, начиная с самого низкого звука вашего голосового диапазона и заканчивая самым высоким. Каждый звук будет связан с определённой частью тела. В ваших интересах позволить каждому звуку вызвать в вас любую энергию, настроение, чувства, которые только этот звук захочет, проходя сквозь ваше тело и активизируя его движение. Используйте руки, чтобы сформировать, поддержать звук, словно ваши руки тоже говорят.

Позвольте звучащему сочетанию «ззуу» передвинуться в ноги и привести их в движение. «Ю» способен вращать область таза. А теперь представьте свой живот в виде огромного рта, звучащего на «вооо» и движущего серединой вашего тела. Представьте себе место соединения солнечного сплетения, диафрагмы и основания грудной клетки и выпустите звук «ё». Положите один кулак поверх грудной кости на середину грудной клетки, а другой – сзади, между лопатками. Ощущая звук, «прорывающийся» сквозь грудную клетку, выпустите наружу сильный «гы».

Приложите обе руки к верхней части груди. Начните звучание с долгого «ммммм», постепенно разводя руки на широком, тёплом звуке «аааа». Ваше сердце как бы освобождает вибрации через широкое горло, раскрытые руки и ладони.

Приложите пальцы к губам и, как бы послав лёгкий и быстрый воздушный поцелуй, «сдуньте» быстрый звук «я». А сейчас освободите определённый, ясный, достаточно уверенный звук «е», несущий в себе или отрицание, или пренебрежение.

Передвиньте пальцы к твёрдой резонирующей кости скул по обеим сторонам переносицы и резко «смахните» с языка сочетание «дэ», которое весело и беззаботно «отлетит» от скул вверх, пружиня в воздухе.

И последнее звукосочетание на самой вершине диапазона, винтообразно вылетающее из макушки головы, полное энтузиазма и энергии: «ррррииии». Оно может прозвучать глупо, исступлённо, трепетно. Прыжок в воздухе и улыбка на лице помогут вам «выпустить» этот самый высокий звук.

Ещё раз пройдите путь гласных по всему диапазону вверх и вниз. Пусть каждый звук разбудит в Вас разные энергии, вызовет разные настроения.

 
 

 

 

Упражнение.

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.

 

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье, Следует клетку грудную расширить слегка.

И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.

Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.

Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.

И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.

Выдох веди экономно, с расчётом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность –

Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.013 с.)