Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения в чёткости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для отработки чёткости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась.
Прохор и Пахом ехали верхом. Галка села на палку, палка ударила галку. От топота копыт пыль по полю летит. У быка бела губа была тупа. Водовоз вёз воду из водопровода. У Фени фуфайка, у Фаи туфли. На семеро саней по семеро в сани уселись сами. Цыплёнок цыпли цепко цеплялся за цепь. Пришёл Прокоп – кипел укроп. Ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Зажужжала пчела, дожужжалась паука. Чешуя у щучки, щетина у чушки. Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Звук [р]. Не стучите в эти двери, Спят уже, наверно, звери. Если будете стучать, Звери могут зарычать: Р-р-р-р-р-р-р… Прилетели какаду. – Что имели вы в виду? – Рразорву и ррастеррзаю, Ррразнесу и раскидаю, Рраспугаю всех подряд. Вот тогда я буду рррад! (3 – 4 повтора). Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса, А Борис Ларису Угостил ирисом. Утром, присев на зелёном пригорке, Учат сороки скороговорки. Звук [л]. Приёмы постановки звука [л]. Слегка раскрыть рот и произнести сочетание «ыа». При этом «ы» произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот момент чётко слышится сочетание «ла». Перед зеркалом свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно «а» или «ы». При этом положении получается протяжное «л». Использование стихотворных текстов в работе над звуками [л] и [р]: Из кустов кричит Марина: «Здесь в лесочке есть малина!» И сестрёнка её Лада Урожаю очень рада. На мели мы лениво налима ловили И меняли налима вы мне на линя. О любви ни меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня? Не видели ли Лилию? Лидию не видели? Полили ли вы лилию? Полили мы лилию. Звуки [с], [з], [ц]. Приёмы постановки звуков [с], [з], [ц]. Улыбнитесь, оттяните несколько раз углы рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [с]. Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам передней части спинки языка. Произносят звук [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят [т] и [с]. Использование текстов в работе над звуками [с], [з], [ц]. Цок-цок-цок-цок-цок, Цып-цып-цып-цып-цып, Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц, Цап-цап-цап-цап-цап. Заря-зарница Солнцева сестрица День замыкает, Месяц зажигает. С – протяжный. Ц – короткий. С – свистящий, настоящий. Ц – какой-то весь цедящий. С – протяжный. Ц – взрывной. Ты не путай их, друг мой. Царь, царевна, цирк, царица; Марципан, дворец, девица; Циферблат, цыплёнок, цок; Цены, ценник и цветок.
Звуки [ш], [ж], [щ], [ч]. Сначала ставится звук [ш], потом [ж]. Несколько раз произнести слог [са] и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка, получается звук [ш]. Звук [ж] может быть поставлен от [ш], так же и от [з], как [ш] от [с]. Для поставки звука [щ] можно использовать звук [с]. Произносится слог «сп», «са» протяжным, свистящим элементом: «сп, сп…» или «са, са…». Звук [ч] можно поставить от мягкого [т], произносимого в прямом слоге «ти» или «ат». Использование стихотворных текстов в работе над звуками [ш], [ж], [щ], [ч]. Пирожки, лужки, дружки; Кружки, ложки и стожки; Фляжка, ножка, нож, лачужка; Ёж, чертёж, багаж, пичужка. Щёлок, щука и щиток; Щи, щепотка, щавель, щёки; Щебет, щёголь, щепки, щётки; Борщ, товарищ, плющ и клещ; Помощь, немощь, плащ и лещ. На руке у старца чётки, А в углу совок и щётки. На лицо упала чёлка, А в заборе нашем – щёлка. Ш-ш-варк! Ш-ш-варк! Ош-ш-ш-ш-ш-парю! Ош-ш-ш-ш-ш-парю! Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! Страш-ш-ш-ш-ш-но?
Звук [п]. Постановка звука [п] проходит при наличии направленной воздушной струи путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится «па-па-па-па».
Звук [м]. Использование текстов в работе над звуком [м]^ Мылом, мылом, мылом, мылом Умывался без конца. Смыл и ваксу, и чернила С неумытого лица. Малиновая М – Моё метро, Метро Москвы! Май, музыка, много молодых москвичек-метростроевцев. Мечутся, мнутся: – Мало местов? – Милые! Масса места! Мягко, мух мало! Можете! Мерси… Мрамор, морской малахит, молочная мозаика Мечта!
Упражнение-разминка. Очень эффективна быстрая и энергичная разминка гласных и согласных. Далее вы пройдёте через всю шкалу гласных с присоединёнными к ним согласными, начиная с самого низкого звука вашего голосового диапазона и заканчивая самым высоким. Каждый звук будет связан с определённой частью тела. В ваших интересах позволить каждому звуку вызвать в вас любую энергию, настроение, чувства, которые только этот звук захочет, проходя сквозь ваше тело и активизируя его движение. Используйте руки, чтобы сформировать, поддержать звук, словно ваши руки тоже говорят. Позвольте звучащему сочетанию «ззуу» передвинуться в ноги и привести их в движение. «Ю» способен вращать область таза. А теперь представьте свой живот в виде огромного рта, звучащего на «вооо» и движущего серединой вашего тела. Представьте себе место соединения солнечного сплетения, диафрагмы и основания грудной клетки и выпустите звук «ё». Положите один кулак поверх грудной кости на середину грудной клетки, а другой – сзади, между лопатками. Ощущая звук, «прорывающийся» сквозь грудную клетку, выпустите наружу сильный «гы». Приложите обе руки к верхней части груди. Начните звучание с долгого «ммммм», постепенно разводя руки на широком, тёплом звуке «аааа». Ваше сердце как бы освобождает вибрации через широкое горло, раскрытые руки и ладони. Приложите пальцы к губам и, как бы послав лёгкий и быстрый воздушный поцелуй, «сдуньте» быстрый звук «я». А сейчас освободите определённый, ясный, достаточно уверенный звук «е», несущий в себе или отрицание, или пренебрежение. Передвиньте пальцы к твёрдой резонирующей кости скул по обеим сторонам переносицы и резко «смахните» с языка сочетание «дэ», которое весело и беззаботно «отлетит» от скул вверх, пружиня в воздухе. И последнее звукосочетание на самой вершине диапазона, винтообразно вылетающее из макушки головы, полное энтузиазма и энергии: «ррррииии». Оно может прозвучать глупо, исступлённо, трепетно. Прыжок в воздухе и улыбка на лице помогут вам «выпустить» этот самый высокий звук. Ещё раз пройдите путь гласных по всему диапазону вверх и вниз. Пусть каждый звук разбудит в Вас разные энергии, вызовет разные настроения.
Упражнение. При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.
Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье, Следует клетку грудную расширить слегка. И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука. Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое. Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье. И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было. Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных. Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен. Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком. Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох веди экономно, с расчётом на целую строчку. Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность – Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.013 с.) |