Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перераспределение деятельности и возможностей в обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Триединство Психология Философия Игры Актёрское мастерство МИССИЯ Перевести понятия «театр», «актёрское мастерство», «игра» из понятий, связанных только с развлечением, культурой, искусством, в явление, представляющее из себя глубокие, мощные практики, необходимые для изменения жизни человека и его максимальной творческой реализации во всех сферах существования КОНЦЕПЦИЯ - Актёрское мастерство приводит к восстановлению внутреннего равновесия, что автоматически повышает стрессоустойчивость. - Нарабатывается опыт состояния игривости, что компенсирует нехватку в реальной жизни ощущений при вынужденной автоматизации многих процессов и в жизни, и на работе. - Актёрское мастерство приводит к наработке новых устойчивых навыков - выразительные голос, речь и пластика тела. - Оно дает приемы по изменению манеры поведения (динамических стереотипов, социальных ролей) и работы с новым образом, имиджем (возможность перевоплощения)
После знакомства с Сергеем, прохождения его тренинга я поняла, что идеи и философия школы очень востребованы и крайне актуальны для сегодняшнего дня. Через два месяца я открыла филиал Театр-Школы «Образ» в моём городе Белгороде. Новаторство Сергея Базарова заключается в том, что он совместил классические актёрские школы с новыми методиками управления разумом. Это как раз то, что искали К. Станиславский и М. Чехов. Это работа напрямую с «бессознательным». Они достигали этого с помощью особых «рычажков» и «манков». Но те методики, которые Сергей объединил в стройную систему, позволяют усилить и ускорить этот процесс в несколько раз. В последнее время всё больше специалистов, работающих с людьми по всему миру, приходят к выводу, что для эффективной работы с каждым человеком необходимо объединять несколько психологических техник. Сергей Базаров создал систему актёрских психотехник, самую оптимальную для сегодняшнего дня! В мире, где мало времени и слишком много информации, Сергей предложил людям уникальную технологию, позволяющую упорядочить их жизнь. В ходе дальнейшего общения с Сергеем Анатольевичем я убедилась, что это очень талантливый человек, гениальный психолог и просто абсолютно обаятельный мужчина. Он сильный и сдержанный, весёлый и позитивный, очень добрый и щедрый. Он самостоятелен и ответственен, понимает свою связь с другими людьми, честен с самим собой и другими. Он внимателен к жизни и людям. Он держит слово и ценит дело. Он живёт вопреки и играючи. Он настоящий Мастер Жизни! Вот что сам Сергей Базаров рассказывает о себе, своей школе и принципах её работы: «Давайте знакомиться. Я художественный руководитель Театр-Школы «Образ». Я разрабатываю программы и веду основные предметы в Школе. Я закончил Высшее театральное училище им. Щепкина (это школа Малого театра), т.е. по первому образованию я актёр и режиссёр. Второе (психологическое) образование я получил, закончив психологический факультет Открытого Московского педагогического университета. Театр - это моя первая и основная любовь.
Заниматься психологией я стал по необходимости. При преподавании актёрского мастерства я столкнулся с тем, что основные проблемы, которые приносят с собой студенты, психологического свойства, и именно это мешает им полноценно заниматься театром. Пришлось получать второе образование. В Театр-Школе «Образ» мы преподаём актёрское мастерство по системе Михаила Чехова, я работаю по этой системе более 20 лет. Над психологическим семинаром-тренингом «Искусство жить» я работаю с 1998 года. В нём используются достижения разных школ и направлений, которые наша Школа собрала в одну простую и универсальную систему - Курсы актёрского мастерства для жизни и для сцены. Я - за традиционное обучение! Как вы знаете, я закончил школу Малого театра. Это театр с историей и традициями, и как выпускник этой Школы я тоже сторонник традиционного обучения. Что это значит? Традиционное обучение в моем понимании - это вначале хорошее конкретное ремесло, а потом уже поиск новых форм, о которых сейчас везде идёт речь. Мы с вами живём в интересное время: практически нет ограничений для самовыражения. Все стали свободными, и появилась такая великолепная фраза: «А я так вижу! А я так понимаю! А я так слышу! А я так чувствую!». Вроде бы неплохо, да? Но часто эта так называемая свобода играет коварную роль. У меня есть знакомый скульптор. Он, как выпьет, начинает вытворять разные вещи. Однажды на моих глазах он перевернул стул и спрашивает меня: «Сергей, ты знаешь, что это?». Я говорю: «Нет». Он говорит: «Это свобода!» - «А почему?». - «А я так вижу!». Вот попробуй с ним поговори - он так видит. В последние двадцать лет, со времён перестройки, в театре очень много экспериментируют с формой. Каких только спектаклей я за это время не насмотрелся! Я видел спектакль в вагоне метро, ночью катался по кольцевой ветке и смотрел спектакль. Я смотрел спектакль по повести Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» в электричке, которая шла по маршруту, указанному в названии. Я купил билет, сел в вагон электрички. Половина вагона были актёры, половина - зрители. Ехали в Петушки - смотрели первый акт, обратно - второй акт, потом шли в ресторан. Вот такой день. Я смотрел «Ромео и Джульетту» в бане с бассейном. Гэлые актёры ныряли в воду и оттуда произносили монологи. Я смотрел «Гамлета», где актёры ходили в кожаных куртках с автоматами. Смотрел «Бесов» Достоевского в постановке Анатолия Васильева в квартире. Это было очень интересно: в ванной топили Шатова (в романе его топили в пруду, а тут - в ванной), и 25 человек зрителей бежали в ванную смотреть, как его топят. Потом надо было бежать в туалет, смотреть, как тошнит Ставрогина от осознания содеянного, и все 25 голов за этим наблюдали. Потом надо было бежать на лестницу, смотреть, что там делают следующие герои. Очень всё забавно. Сейчас в театре очень много (простите за разговорное слово) «прибамбасов»: есть возможность изобразить снег, дождь, туман, можно использовать разнообразные световые эффекты, можно ударить по барабанным перепонкам музыкой (есть частоты, которые вы не осознаёте, но они вызывают определённые ощущения: например, страх или восторг). И человек получает ощущение, что он сразу почувствовал массу разных вещей. На самом же деле он ничего не понял. Можно перенести зрительный зал на сцену, сцену - в зрительный зал. Но... Я однажды задал себе вопрос: «Если всё это убрать и поставить актёра одного посередине сценического пространства, убрать свет, музыку, все эти «прибамбасы», то сможет ли этот актёр сделать что-нибудь интересное, на что будут обращать внимание люди?». А в сущности в этом нет ничего нового. Вы знаете, что театр пошел от скоморохов. Скоморох на рыночной площади стелил тряпочку, чтобы не очень пачкаться, и играл. Причём он играл, пока люди торговали, пили, орали, били друг другу морды, плевались, хохотали. Он должен был играть честно, потому что если он будет играть плохо, ему ничего не заплатят. Игра была честной и конкретной. А потом появились все эти «прибамбасы». Поэтому наша Школа ставит перед собой задачу научить человека играть либо на сцене, либо в жизни, в естественных условиях, т.е. не спрятавшись за техническими приспособлениями. Для этого человек должен уметь играть. Для этого он должен владеть ремеслом. Я не против современных художников, которые лепят мутантов по Москве-реке. Можно рисовать новые квадраты типа Малевича. Кстати, вы там что-нибудь видите? Я вот ничего не вижу. Есть ломаные линии, которые также дорого стоят. Художник вправе делать всё, что угодно. Но всё-таки вначале надо разобраться с основами, с тем, что делается элементарно просто, а потом уже экспериментировать. Зачем актёру психология? По второму образованию я психолог. Я не собирался учиться на психологическом факультете, но когда стал преподавать, годика через три понял, что ученики приносят такое количество проблем отнюдь не театрального характера, которые мешают им чувствовать в театре свободно и легко, что мне пришлось научиться профессиональному подходу к тайникам человеческой души. Что это за проблемы? У большинства людей существует боязнь публичного одиночества. Что такое публичное одиночество? Я выхожу на сцену, на меня смотрят 20, 30, 50 человек (я уже не говорю про 6 тысяч). Что возникает? Возникает внутренний монолог: «Как я выгляжу со стороны?». Ответ вы прекрасно знаете: «Не очень убедительно». Либо: «Как болван». Так отвечает мозг. Дыхание становится спёртым, тело зажимается, кожа краснеет и хочется уйти. Кстати, красавицы-манекенщицы не свободны. Если неожиданно кто-нибудь девушке, вышагивающей по подиуму, крикнет: «Дура!», она споткнётся, я вас уверяю. Потому что это автомат. А свобода - это совершенно другая вещь, это когда человеку действительно легко и удобно. За сценой можно стоять и говорить: «Я свободен, свободен, свободен. Я сейчас выйду и сделаю». Может, вы даже несколько минут и просуществуете в свободе. Но сознание всё равно вас догонит и спросит: «Так всё- таки как ты выглядишь со стороны?». А вы уже наломали дров, вы уже выскочили на сцену, вы уже начали действовать. А в жизни это - уже с кем-то поругались, уже начали выяснять отношения, а потом испугались того, что сделали. Кажется, что лучше бы и не начинали. Поэтому в нашей школе основное правило: наши студенты не выходят на сцену до тех пор, пока им туда не хочется. Гарантирую вам, что вы выйдете на сцену и сегодня, даже не заметив этого. Так же незаметно для себя вы будете играть. Запомните, пожалуйста, на сцене вы не можете сделать ни одного движения, которого вы хоть раз не делали в жизни. Как вы его можете сделать, если вы не можете его представить? Вы не можете сказать ни одной фразы, которой вы хоть раз в жизни не говорили. Иначе вы просто не знаете ту фразу. А значит, что отличает сцену от жизни? Белиберда, которую нам с вами внушили: «Сцена - это очень важно! Это очень сложно! Там идёт поиск каких-то немыслимых глубин и непостижимых высот». Это бред! На сцене всё элементарно просто. Кто вам внушил эти вещи? Те люди, которые с помощью театра зарабатывают. Если завтра всем скажут, что играть легко, все полезут на сцену. А что будут кушать те люди, которые зарабатывают при помощи театра? Поэтому они придумывают и каждый день поддерживают легенду о том, что сцена - это что- то другое, это что-то святое и необычное, это для тех, кого от рождения чем-то ударили по голове, кто из мамы вышел не тем боком, а значит, гениален от рождения, кого шарахнула молния в детстве и так далее. Говорят, что этому научиться невозможно, это от Бога. А всё просто. Это не умаляет значения театра. Театр - это ремесло, которое не хуже и ничем не сложнее, чем вождение трамвая. Даже если вы решили сделать какое-то сложное движение на сцене, сальто-мортале, всё равно, сначала вы где его отработаете? Дома. Поэтому наша задача - снять накипь утверждений, что сцена - это что-то такое необычное, которое вызывает в человеке страх выйти на сцену. Когда я рассказываю об этом на лекциях, мне возражают: «Вам очень легко рассуждать. Вас четыре года учили, тренировали, поэтому вы очень свободно себя чувствуете на сцене либо при общении». Но, вы знаете, проблема не только в отсутствии опыта, проблема возникает гораздо раньше. Если выпустить на сцену Кремлевского дворца съездов двухлетнего ребёнка, залить его светом, напихать туда 6 тысяч человек, то вы увидите удивительную вещь: ребёнок с визгом выбежит; оттого что он выбежит нескоординированно, он шлёпнется; потом завизжит, покатится, вскочит, будет что-то орать; потом он снимет штанишки, пописает (ему ещё никто не говорил, что неудобно это делать публично); потом он снимет штанишки, покажет, может быть, зрительному залу попку; потом он упадёт на четвереньки и, радостно воркуя, уползёт. При этом вы заметите, что он ни разу не покраснеет, у него ни разу не зажмётся тело, у него не будет першить в горле. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь родился сразу взрослым? Нет. Мы все были двухлетними детьми. Скажите, пожалуйста, а куда это ушло? Нас с вами стали воспитывать. Часть из этих воспитательных техник, конечно, полезна. Нам объяснили, что в этом мире не одни Тарзаны живут, в этом мире надо взаимодействовать с людьми. Ряд техник помогли нам взаимодействовать с людьми, которые пришли в эту игру гораздо раньше, чем мы. Но часть из этих техник ограничила наши возможности. Помните, такая элементарная фраза: «Ну что ты машешь руками? На тебя же люди смотрят». Вы знаете, если человеку сто раз сказать, что он свинья, он захрюкает. Если дать подзатыльник, он захрюкает через пятьдесят раз, если наказать, то - через тридцать. Это я говорю вам как психолог. Таким образом, нас ограничили, и мы потеряли те качества, которые мы изначально имели. Поэтому в нашей школе мы ничему не учим, мы просто возвращаем те качества, которые природа изначально заложила. Человек может всё, остаётся только вернуть эти качества, которые необходимы для позитивной жизни. Наши ученики приносят такую проблему, как отсутствие энергетики. Я сначала никак не мог понять, почему у молодых людей нет сил. Слава Богу я изучаю психологию и знаю, что лень - это защитная реакция мозга. На отсутствие сил влияет не физическая усталость, мы физически не устаём, потому что не работаем физически. У нас устаёт голова, устаёт думать, сомневаться, бояться. Здесь всё просто. Вы поставили перед собой цель, мозг посчитал: «Ага, если он сейчас сделает это, ему понравится, он войдёт в состояние эйфории, обнаглеет и поставит более глобальную цель. У него опять получится, он обнаглеет...». И мозг вводит защитную реакцию, потому что новые цели и новые достижения - это стресс: «А тебе это надо?». А так как он не может разговаривать, то берёт и просто-напросто отключает энергетику. Замечали, наверное, сидишь перед каким-то важным делом, знаешь, что если его сделаешь, то будет всё хорошо, а сил нет никаких. И говоришь себе: «Пойду, чайку попью!». Запомните, пожалуйста, с ленью нельзя бороться, с ленью надо хитрить. Самый лучший способ хитрить с ленью - это лениться. Кстати, смех - это тоже защитная реакция. Поэтому, наверное, вы часто наблюдали, как люди сначала вляпаются в какую-нибудь неприятную ситуацию, а потом над собой смеются. Это нормальный способ, чтобы мозг не перегрузился. Студенты приносят проблему одиночества. Хотя, если честно, я не понимаю, откуда это у людей в 15-17 лет. В одной аудитории сидит 10 одиноких людей. Нет, чтобы одному подойти к другому и сказать: «Ты знаешь, давай, соединим наши одиночества». Нет, все скукожатся и настаивают на своём одиночестве. Причём балдеют от этого, потому что одинокий - это так здорово. На улице их тысячи. Нет, чтобы подойти и договориться, люди умудряются чувство одиночества холить, лелеять и оберегать от чужого вмешательства. Например, студентам мешают установки типа «Все мужики - козлы» и «Все бабы - дуры». Какое отношение это имеет к театру? В театре есть мужчины и женщины. И все пьесы о любви. Понимаете, как можно играть любовь на сцене и как можно играть в любовь в жизни, если ты убеждён, что в представителях противоположного пола нет ни одного приличного человека?! Возможно, вы так не думаете. Но это очень распространённая ситуация. Мы с сыном едем в трамвае 1 сентября после посещения школы, в проходе стайка девчонок-одиннадцатиклассниц щебечет на весь трамвай. Мой сын поворачивается к стеклу и говорит: «Вот дуры!». Это в семье, где ни одного раза не называли женщину дурой. На улице подхватил. Я знаю прекрасно, что они ему нравятся, и в нем уже просыпается инстинкт. Я дал ему деньги и посоветовал к ним подойти и угостить мороженым - потом будет легче. Весьма часто мать наставляет дочь такими словами: «Запомни, дочка, твой папа -... Потом девочка уверена, что мужчины все такие, ищет единственного, не такого, но она подозревает, что все они всё-таки... Находит непохожего, ждёт, что он всё-таки проколется, а кто ищет, тот всегда найдёт. Она убеждается, что он такой же, они расстаются. А потом у неё проблемы в половой сфере. Возможно, вам этот пример может показаться грубым, но это так. Мальчик уверен, что все женщины -..., ищет единственную, находит, потому что всё-таки надо с кем-то жить, но он уверен, что она обязательно окажется такой же. Кто ищет, тот всегда найдёт, потом они расстаются. И снова начинаются проблемы. Я говорю жёсткие вещи, но это именно так. Может, вас это не касается - слава Богу. Значит, любовь мы будем с вами играть весело и легко. Вышеприведённые примеры демонстрируют психологические проблемы у молодых людей, которые мешают им и жить, и тво рить. Вот почему появился в нашей театральной школе такой предмет, как психотехника, и появилась задача - наработать определённое творческое состояние. В театральных вузах психологии нет вообще. Там до сих пор занимаются по программе каменного века. Меня учили по системе Михаила Щепкина, которой уже 192 года. Правда, и программы-то нет, а есть набор приёмов. Так же как нет и системы Станиславского. Когда я стал преподавать, пришлось разбираться в этих вещах. В качестве предмета психология недавно появилась в Литературном институте. Безусловно, это полезный для литераторов предмет, но всё же они работают со словом. Актёр же работает с психикой, он воплощает жизнь человеческого духа. Предположим, я могу воплотить жизнь тела, мимику, жесты, движения, могу скопировать голосовое поведение. Но как можно сыграть внутренний мир, если ничего об этом не соображать? Если не знать, откуда берутся мысли, чувства, желания? Почему одни желания подталкивают меня к разрушению, а другие - к созиданию? Что такое вдохновение? Знаете, как разгоняют психику актёры в современном театре? Ходит молодой человек по сцене и причитает: «Меня покинула мать!». Это он привыкает к предлагаемым обстоятельствам, и он нагоняет это состояние изо всех сил. А мама с утра проводила его на работу, накормила яичницей, погладила по голове и сказала: «Приходи, сынок, пораньше, я тебе картошечки пожарю». И вообще у него всё хорошо. А он: «Меня покинула мать!». Вот почему появились легенды, что творить очень трудно. Мол, тяжело играть, затрачиваться приходится. Появились легенды о том, что если одна минута в спектакле гениальная, то, значит, весь спектакль гениален. Непонятно, правда, за что заплатили другие люди, которые пришли не на одну минуту. Или такая легенда, что если каждый второй спектакль хороший, то это великолепно. За что заплатили люди, которые пришли на каждый первый? Я считаю, что психически актёр должен быть абсолютно нормальным человеком. Есть масса приемов, которые позволяют включить эмоцию и выключить. Это техника, и у Михаила Чехова много таких упражнений»...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТР-ШКОЛЫ «ОБРАЗ»
Рассказывает Сергей Базаров:
«Первый предмет программы актёрских курсов Театр-Школы «Образ» - это актёрское мастерство по системе Михаила Чехова. До 1928 года Михаил Чехов работал у К. Станиславского во МХАТе, потом уехал и работал за границей. Если вы наберёте его имя в мировой ассоциации компьютерных сетей Интернет, то вы увидите, что Англия, Франция, Германия, Америка - это те страны, в которых работают по системе Михаила Чехова. В Америке ему построили школу, он работал там педагогом, актёром и режиссёром и педагогом по разработке ролей для голливудских звезд - Мэрилин Монро и Марлона Брандо. Кстати, в американском кино никто не работает с актёром. Режиссёр даёт актёрам роли и две-три недели на разработку роли, потом начинает снимать кино. Вы, если умеете, готовите роль сами или нанимаете человека, который для вас её разрабатывает. В частности, таким специалистом был Михаил Чехов. Накопленный опыт был собран в книгу - это 176 страниц текста, 36 упражнений для подготовки тела, голоса и психики к воплощению образа на сцене и собственно по воплощению образа. В 1954-м эта книга вышла в Америке, в 1991 году - в России, когда был снят запрет на публикацию трудов эмигрантов. Я этой системой занимаюсь с 1986 года, в актёрских кругах система ходила в перепечатках ещё до официальной публикации, она меня сразу удивила своей простотой и доступностью. Бытует мнение, что система Михаила Чехова предназначена для актёров, получивших образование и имеющих опыт игры на сцене. Но важна следующая вещь - актёры, которые учатся в театральном вузе, не знают психологии. Поэтому приходится до всего доходить своей головой, либо шишками на голове. Так как у нас есть предмет «Психотехника», мы вам объясняем суть всех этих упражнений, чего не объясняет нашедший их интуитивно Михаил Чехов, и для вас этот материал становится доступным, лёгким и понятным. Кстати, в западных театральных школах преподают психологию.
Итак, программа. Через 6 месяцев занятий вы должны точно понимать, как готовить роль, уметь создавать образ на сцене и запускать его в игровую ситуацию на сцене либо в жизни. Программа разбивается по следующему принципу. Первый месяц - это период наблюдения, т.е. вы воспроизводите подсмотренные в жизни фразы, жесты, движения. Напоминаю, что вы выходите на сцену незаметно и так же незаметно начинаете играть. Второй месяц - произвольные образы, которые резко отличаются от вас в жизни, это старики и старухи, мальчики и девочки, сказочные герои, социальные герои различного статуса. Задача второго месяца обучения - уйти от себя; вы должны научиться показывать не себя, а образ на сцене. Третий месяц - это литературные образы, привязанные к драматургии. Вы берёте образ из пьесы и демонстрируете его на показе. Все показы, кстати, открытые, на все показы вы имеете возможность прийти, посмотреть, что делают в соседних группах. Три месяца составляют первый цикл. В течение этого цикла студенты получают навыки наработки состояния игры. Для тех, кто пришёл за тем, чтобы использовать игровые навыки в своей работе (менеджеры, консультанты, продавцы), этого оказывается достаточным, и они нас покидают. Обычно две трети группы остаются на второй цикл. В течение второго цикла задача студента - показать монолог, т.е. студент играет на сцене целый кусок роли и отрывок из спектакля, который разрабатывается во взаимодействии с партнёрами. На третьем цикле мы делаем полноценный спектакль и играем его на профессиональной сцене перед зрителем, который платит за это деньги. В программу входит работа с драматургией. Мы берём 10 пьес (мои первые ученики читали 54 пьесы), на которых мы с вами изучаем приёмы работы с драматургией: способ переноса образа в воображение, из воображения - в экспликационный план поведения вашего героя, воплощение образа на сцене. Параллельно идёт наработка состояния позволения. В работу с драматургией обязательно входит обсуждение пьесы, способы трактовки основной идеи и образов героев. Следующий предмет - пластика и голос. Этот предмет служит, чтобы наработать в теле и голосе навыки пластичности, чтобы вы могли воплощать голос и тело другого человека. Он по-другому ходит, по-другому сидит, по-другому говорит, по- другому действует. Мы здесь идём вразрез с другими театральными школами, потому что там принят целый комплекс специфических упражнений, например сценическая речь, благодаря которой через два года у студента появляется чрезмерная неестественная артикуляция. Мы предлагаем такой комплекс упражнений, который позволяет соединить внутреннее переживание с движением, которое рождает это внутреннее переживание, и со словом, которое рождается в результате этого переживания. Следующий предмет - психотехника. Я уже о нём говорил. Это наработка состояния, с помощью которого вы будете творить на сцене и вытворять в жизни. Кстати, корень у слов «творить» и «вытворять» один и тот же. И Гэсподь Бог создал нас по подобию своему, а он был Творцом. Значит, основное предназначение человека - творить. Переход из одной системы знаний в другую - всё равно, что переход из одной аудитории в другую. Аудитории разделяет дверь. На древнерусском языке дверь - это створки, дверь нужно растворить. Психотехника позволяет нам разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять и что такое вдохновение. Поймите, пожалуйста, вдохновение есть у всех. Потому что без вдохновения вы бы сегодня сюда не пришли. Могли бы пойти в кино. Небольшое, но вдохновение. Без вдохновения невозможно пойти в парк погулять. Без вдохновения невозможно пойти искать любовь. Без вдохновения невозможно пойти искать дело. Вдохновение есть у любого человека. Другое дело, что нам вдолбили, что вдохновение - это когда с утра просыпаешься непонятно с какой температурой, а тебя мучит, пучит, корёжит. Нет, вдохновение - это вещь вполне здоровая. Ещё одна задача психотехники - избавить человека от автоматически появившейся в нём программы бездарности. Я вас уверяю, что вы все уверены, что одарены. Даже, наверно, повторяете это про себя. А раз повторяете, значит, не очень уверены. Это актуальный вопрос, особенно для тех, кто готовится поступать в театральный вуз: одарён я или неодарён. Кстати, в детском саду мы почему-то об этом не думали, это потом нам сказали, что нужно оценивать себя по степени одарённости. Программа эта может попадать к нам в сознание совершенно случайно, её могут ввести к нам в сознание люди, которые втю- хивают нам что-нибудь гениальное. Вспомните «Чёрный квадрат» Малевича. Не хочу нарушать вашу любовь к Малевичу, но я там ничего не вижу, хотя он по-своему интересный художник, литератор, историк. Малевич не сам придумал квадрат, он его свистнул у английской протестантской церкви, это знак бесконечности конца XVII - начала XVIII вв. В последние 2 тысячи лет никто ничего нового не создавал, все друг у друга только воровали. Когда при мне говорят, что я, мол, что-то создал, то я улыбаюсь, чтобы не обижать человека, потому что всё создали древние египтяне. А когда один человек на вводной лекции возмущённо сказал: «Нет, они не создали компьютеры» (человека почему-то это обидело), я ответил: «Им не нужны были компьютеры, у них была телепатия». Когда Малевич нарисовал «Квадрат», он стоил 18 долларов. Сейчас он стоит миллион. Почему? Малевич, может быть, пошутил, бог с ним. Но был другой человек, который сказал: «Надо продать «Квадрат»? Сейчас продадим!». Он убедил 10 человек, что там что-то есть. 10 человек встали и восторженно стали смотреть на «Квадрат». Каждый одиннадцатый подходит, смотрит на «Квадрат». «Не понял... Это что такое?». Десять ему: «Ты что?!». Он: «Да. Что-то есть...». И восторженно встаёт с ними рядом. Я, конечно, утрирую, но по сути это происходит именно так. Либо человек плюётся, говорит, что это ерунда, и уходит, и ему кажется, что он свободен от чужого влияния. Нет, его тоже поймали. Потому что он пойдёт и будет всем рассказывать, что видел «тьфу» за миллион долларов. Его спросят: «Как? Неужели «тьфу» - и за миллион долларов? Где?». Люди, которые продают, - это колоссальные психологи, они - настоящие игроки. Они прекрасно знают, что в этом мире люди живут на двух реакциях. Запомните, пожалуйста, это вам пригодится. Когда человек воздействует на вас, он от вас требует двух реакций: либо прими меня, либо отвергни меня. Допустим, я вижу «Квадрат», я делаю «о-о-о!», достаю деньги и покупаю; если нет денег, иду всем рассказываю, какое это «о-о-о!», - рекламирую товар. Вторая реакция: «тьфу!», не покупаю, потому что зачем деньги тратить на это «тьфу!», но иду всем рассказываю, что это «тьфу-тьфу- тьфу!» - и тоже рекламирую товар. Таким способом продаётся вообще всё на свете, таким способом люди воздействуют друг на друга. Вспомните, кстати, если ли у вас сценарии таких реакций в вашей жизни? Пример из практики нашей психологической школы. Женщина возвращается домой после одной из первых лекций в хорошем настроении. Её муж спрашивает: «Ты принесла хлеба?». Она говорит: «Нет». - «Почему?». Она тут думает о нематериальных вещах, наслаждается лёгкостью бытия, а он про хлеб. «Потому!». Что после этого начинается?! Крики, вопли. Вы знаете, что в каждой семье есть такие сценарии: я - тебе, ты - мне. Я тебя помощнее, мне хорошо, тебе не очень. Правда, мне хорошо некоторое время, потом мне надо ещё кому-то дать, чтобы мне снова стало хорошо. В этой ситуации проигрывают все. Кроме того, кто-то стоит в стороне и усмехается или говорит: «Ну ладно, поиграли». Кроме настоящего игрока, заметьте, - не злого, просто понимающего, что всё - игра. А злость, ненависть - это свидетельство очень серьёзного отношения к жизни, это попадание на реакцию. Как можно быть свободным и комфортным, если любой человек может развести вас на любую реакцию и вогнать в невыгодную вам ситуацию? Приведу такой пример. Подходит ко мне человек и говорит: «Ну что, идиот?». И пошёл дальше, даже не стал ждать ответа. «Эй, подожди, ну-ка давай разберёмся!». Он меня поймал. Но это грубо. Более мягкий пример: «Ты знаешь, ты сегодня что-то плохо выглядишь». Половина из нас побежит к зеркалу. Вторая половина будет себя убеждать, что нет, всё нормально, всё хорошо, т.е. у них включится внутренний монолог и они ещё долго будут на этом зациклены. А всего-то одна фраза! Внутренний монолог у кого-то в итоге выльется во фразу: «Сам ты ур-р-род!». И вы снова попались. Состояние, которому мы учим, - это отсутствие всяких реакций, разрушительных реакций, когда вас невозможно развести на реакцию. Потому что именно тогда вы будете виртуозно играть на сцене и в жизни, именно тогда ваша игра будет настоящим творчеством. Итак, полный курс обучения актёрскому мастерству - 9 месяцев (243 часа). Программа условно разбита на 3 цикла по 3 месяца. Занятия проходят два раза в неделю по 3 часа. Каждое занятие - это комплекс упражнений по актёрскому мастерству, пластике, речевые техники и психотехники. Каждый месяц заканчивается отчётным творческим показом. Уникальность программы в том, что образование строится на «трех китах» - циклах: актёрские техники (по системе М. Чехова), психотехники, игротехники. Актёрские техники по системе М. Чехова - работа с голосом, речью, артикуляцией, работа с телом - свободная и выразительная пластика, снятие речевых и пластических зажимов, развитие воображения, творческого мышления, технология воплощения сценического образа. «Психотехники» - уникальный предмет, являющийся основой методики преподавания в нашей школе. Он направлен на обучение управлению своим эмоциональным состоянием, развитие внимания, развитие стрессоустойчивости, обучение техникам достижения своих целей, а также снятие страха публичного одиночества. Эта техника позволяет быстрее и эффективнее осваивать азы актёрского мастерства, а также справиться со многими трудностями по жизни. Игротехники - упражнения, позволяющие наработать «состояние позволения», - позицию, при которой человек может позволить себе выполнять необычные, непривычные для него действия, «состояние игривости» - умение получать максимальное количество ощущений (позиция «здесь и сейчас»), «состояние комфортности» при достижении своих целей. Наша программа уникальна тем, что позволяет человеку за короткое время раскрыть свой потенциал, а значит, развить все качества гармоничной личности: воображение, память, коммуникабельность, интуицию, желание и умение говорить и быть услышанным, чувство позволения в принятии нестандартных решений и уверенность в их воплощении. I цикл. Цикл посвящён освоению азов актёрского мастерства и первоначальных техник по достижению творческого состояния. Наработка состояния игривости (естественное состояние человека) - умение быть самим собой, состояние позволения, а также работа с воображением и процессом внимания. Предметы, которые входят в программу обучения: актёрское мастерство, пластика - работа с телом, голос - работа с речью и голосом, психотехника - для достижения творческого состояния. Задачи первого цикла: - переход «порога сцены», упражнения на преодоление страха публичного одиночества; - раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов; - ощущение своего тела и своего голоса как «инструмента»; - развитие воображения и внимания; - вхождение в творческое состояние и накопление опыта пребывания в нем. Завершается первый цикл обучения показом нескольких ярких образов (характеров). 1-й месяц. Первый выход на сцену, первый творческий эксперимент без помощи педагога. Результат - капустник «Кто во что горазд!». 2-й месяц. Работа с воображением, наработка позиции наблюдателя, принцип имитации. Показ - «Наблюдения. Произвольные образы». Это зарисовки образов детей, стариков, животных, предметов и ярких социальных образов. 3-й месяц. Начало работы с драматургией и музыкой. Показ - «Литературные и музыкальные образы». Литературный образ - любой образ из классической драматургии, отрывки, где прослеживаются различные проявления характерности героя (смена состояний). Музыкальный образ - музыка является провокатором воображения, музыка создаёт в воображении картинку (историю, сюжет), которую необходимо воплотить. На протяжении первого цикла рассматриваются и отрабатываются такие понятия, как воображение, сценическое внимание, экспликация, схема воплощения, работа с формой, а также девять психотехник по управлению своим состоянием. Приблизительный план занятий: 1. Разминка: работа с телом, пластические техники. Дыхание: речевые и голосовые техники. Эмоциональные разминки. 2. Повторение пройденного материала (актёрское мастерство и психотехники) в этюдах и игровых проявлениях. Игротехника. 3. Объяснение новой темы (теория), практика (этюды, образы). Игротехника. 4. Психотехники: Теория и практика. II цикл. Основное направление - работа с драматургией. Действие в предлагаемых обстоятельствах, раскрытие характерности образа, атмосферы, окраски, психологический жест. Импровизация. Предметы: актёрское мастерство - работа над монологом или речью, работа над диалогом с партнером; психотехника - достижение и развитие творческого состояния (второй уровень - «Техника позволения»); разработка и освоение нового имиджа. Задачи второго цикла: - освоение погружения в состояние другого человека, в состояние выбранного образа и работа в этом образе; - ощущение пространства (пространства сцены и времени); - творческое состояние и его развитие. Основное направление - работа с драматургией. Действие в предлагаемых обстоятельствах, раскрытие характерности образа, атмосферы, окраски, психологический жест. Импровизация. 1-й месяц. Умение владеть текстом, избегая его заучивания. Завершается показом «Монолог из скороговорок». 2-й месяц. Жизнь образа в предлагаемых обстоятельствах с элементами импровизации. Опыт длительного существования на сцене. Показ «Монологи». 3-й месяц. Работа с партнёром. Контакт «петелька-крючочек». Умение чувствовать, слышать, ощущать партнера как на сцене, так и в жизни. Целостный отрывок из произведения, где участвуют 1, 2 и более героев. Показ «Отрывки».
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.88 (0.019 с.) |