Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всех энергетических центров (чакр)

Поиск

 

1. Муладхара-чакра (коренная, корневая, или ягодичная чакра).

Для того чтобы гармонизировать корневую чакру, можно использовать естественные звуки природы. Корневой чакре соответствует гласная «у». Она поётся на глубоком си нотной гаммы. Звук [у] вызывает направленное вниз движение к вашим корням, вводя в глубокие уровни подсознания и активизируя первичные земные силы первой чакры.

Мантра: ЛАМ.

 

2. Свадхистана-чакра (сакральная чакра, или крестцовый центр).

Вторая чакра активизируется закрытым «о», которое произносится на ноте до. Гласная «о» вызывает круговое движение. В своей закрытой форме, в которой приближается к «у», оно пробуждает глубину чувств, подводя к воспринимающей позиции круга целостности, где «инь» и «ян», женские и мужские энергии, в гармонично текущей взаимной игре сил достигают единения. В некоторых языках (в том числе и в русском) восклицание «о!» означает чувственное удивление. Таким образом, умение удивляться чуду Творения оживляется звуком [о].

Мантра: ВАМ.

3. Манипура-чакра (чакра солнечного сплетения или пупочный центр).

Третьей чакре соответствует открытое «о», которое произносится на ноте ми. Также и здесь «о» производит движение по кругу, направленное наружу. Это поддерживает внешнее формирование бытия, происходящее от внутренней целостности. Открытое «о» приближается к «а» сердечной чакры. Оно распространяет вовне состояние целостности и радости.

Мантра: РАМ.

4. Анахата-чакра (чакра сердца, или сердечный центр).

Сердечной чакре соответствует гласная «а». Она произносится на ноте ля. Гласная «а» символизирует непосредственное присутствие сердца, так как выражает это наше восклицание «ах!». Это наиболее открытый из всех звуков, и он представляет полный выразительности человеческий голос. В «а» содержится свободное от предубеждений принятие всех проявлений, из которых вырастает любовь. Эту гласную используют младенцы, чей интеллект не разделяет ещё «добро» и «зло», «комментируя» свои переживания.

Мантра: ЯМ.

5. Вишуддха-чакра (горловая чакра, чакра гортани, иногда называется также коммуникативным центром.)

Горловую чакру активизирует гласная «э» на ноте си. Переходя постепенно голосом от «а» до «и», вы приходите к точке в которой, в определённом моменте появляется звук [э]. Так же, как горло – это канал, соединяющий голову с остальным телом, так и звук [э] горловой чакры соединяет сердце и разум: «а» и «и», направляя их силы наружу.

Произнося «э», вы заметите, что этот звук требует самого большого усилия голоса. Тем самым, этот звук оживляет способность выражения в пятой чакре.

Мантра: ЛАМ.

6. Аджна-чакра (лобная чакра, третий глаз).

Шестую чакру активизирует гласная «и», произносимая на ноте до. «И» инициирует движение, обращённое вверх. Она представляет силу вдохновения, ведущую вас к новому познанию.

Мантра: КШАМ.

7. Сахасрара-чакра (теменная чакра, 1000-лепестковый лотос).

Теменную чакру открывает звук [м], считающийся в Индии гласной. Он произносится на ноте си. Этот звук как бы вездесущ, без границ и без структуры. Он представляет нераздельное единство, чистое, несформированное и неограниченное сознание, в котором скрыты все формы.

Мантра: ОМ.

Есть ещё звуки целительные. О них можно узнать из книги Мантэк Чиа «6 целительных звуков».

* * *

Голосовой и эмоциональный аппарат актёра должны развиваться одновременно. Если же голос развивает свою силу независимо от эмоций, звук может начать подменять собою чувство. Нет ничего более вредного для актёра, чем сознательное культивирование голосовой энергии, которая более доступна в обращении, нежели эмоциональная. И наоборот, развивая эмоциональный аппарат быстрее, чем голосовой, актёр может устроить в своём «доме» (организме) короткое замыкание, «сорвав голос».

Чтобы результат работы был налицо, вам надо уделять занятиям не менее часа в день в течение года. Обратите внимание, как вы пользуетесь голосом целый день, таким образом продолжив практические упражнения. Не ждите сиюминутного успеха и запаситесь терпением. Даже если Вы целиком постигнете методику и осуществите её на практике в упражнениях, пройдёт ещё немало времени, пока результаты обучения проявятся в вашей профессиональной деятельности и в жизненных ситуациях.

Поставить голос – означает развить и укрепить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой.

В работе над развитием голоса в Театр-Школе «Образ» используются также и следующие приёмы:

а) Игровой характер упражнений увлекает, втягивает в работу душевную сферу занимающихся, вызывает положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогая сформировать свободное звучание голоса. Действуя в образе, человек осуществляет произвольное управление «произвольно неуправляемой системой»: мимикой, жестами, движениями, интонациями – всеми элементами речевой выразительности.

б) Речеручной рефлекс помогает в формировании навыков звучащего голоса. В первых же упражнениях по голосу самое активное участие принимает кисть руки, движения которой координируются с речью, звучанием отдельных гласных и согласных и их сочетаниями. Движения рук помогают рождению свободно звучащего голоса, придают нужный характер произнесению отдельных звуков речи, слов и фраз.

в) Междометия позволяют органично вовлекать в действия нашу душевную природу, тренируют естественную «опору» звука. На междометиях хорошо тренируются голосовая подвижность, модуляции голоса и тембральные нюансы. Междометия являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуем на его волю и чувства.

г) Приём «лая», доречевых гласных звуков и озвученного дыхания (вздох облегчения, громкая зевота, смех, плач, джибберриш, стон и т.д.) рефлекторно включает в работу все части голосообразующего механизма: максимально и свободно раскрывается глотка, верно рождённый (на мягкой атаке) голос хорошо резонирует в грудном и головном резонаторах. При минимуме усилий получается максимум звучания. Эти приёмы уникальны при тренировке «опоры» звука, при силовых, диапазонных и темповых изменениях речи.

Регистры голосов

По классическому определению под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма. Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный (фистула).

Грудной – полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила.

Фальцет – замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной.

Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной. У мужчин их два: грудной, головной. У женщин – три: грудной, микст, головной.

Микст – это плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение). При миксте работают и грудной, и головной резонаторы.

Характеристики голоса

Классификация человеческих голосов – чрезвычайно сложный субъективный процесс. Несмотря на быстрое развитие методов научных исследований, всё ещё не найден способ объективного анализа безграничного числа разновидностей и сочетаний основных свойств голоса.

 

Характеристики хорошего голоса:

– приятный;

– вибрирующий;

– спокойный;

– хорошо модулированный;

– низкого тембра;

– доверительный;

– управляемый;

– тёплый;

– мелодичный;

– заботливый;

– уверенный;

– властный;

– дружеский;

– окрашенный интонацией;

– выразительный;

– естественный;

– богатый;

– наполненный;

– звучный;

– доброжелательный.

 

Характеристики плохого голоса:

– гнусавый;

– резкий или скрипучий;

– хриплый;

– дрожащий;

– высокого тембра или пронзительный;

– плаксивый;

– с одышкой;

– робкий;

– отрывистый;

– слишком громкий;

– слишком тихий и неслышный;

– бесцветный;

– помпезный;

– саркастический тон;

– неуверенный;

– монотонный;

– напряжённый;

– слабый;

– скучный.

 

Качество голоса

Сила голоса

В речеведении понятия «сила» и «громкость» голоса не являются тождественными. Сила звука –величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряжённости, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Сила голоса у разных людей различная. У одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Сила звука измеряется в единицах, получивших название бел – в честь Александра Грейама Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Введение такой единицы при акустических измерениях дало возможность выразить интенсивность всех звуков области слухового восприятия в относительных единицах от 0 до 140 децибел.

Наивысшая сила человеческого голоса – 125 децибел. Такую силу голоса продемонстрировала на соревнованиях 14-летняя шотландская школьница, перекричав взлетающий самолёт «Боинг». Это – мировой рекорд из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса». Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения на расстоянии, а актёрский голос благодаря своей силе находит применение в исполнении произведения искусства на театральной сцене и эстраде. Разговорный голос использует довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между «пиано» и «форте». При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 децибелам, при вспышке гнева она возрастает до 60. В помещении голос оратора должен обладать силой в 55, а на открытом воздухе – 80 децибел.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Звук – это энергия. За 1 секунду звук может совершить большую или меньшую работу. Поэтому звук или источник этого звука могут характеризоваться большей или меньшей мощностью, измеряемой в ваттах. Мощность обычного разговорного голоса около 10 мкВт. При усилении голоса мощность звука возрастает до сотен мкВт, а у певцов и некоторых актёров доходит даже до сотен тысяч мкВт.

Однако «сила звука» и «громкость» – понятия совершенно разные. Сила звука – это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука, в то время как громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т.е. понятие субъективное.

Громкость голоса зависит от его силы. Громкость – это управляемое качество голоса. Её можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, её разнообразия, адекватности ситуации общения. Сильное повышение громкости подавляет более тонкие качественные параметры речи, в частности, упрощает и делает монотонным интонационный рисунок. В «Записных книжках» К.С. Станиславского есть совет, данный одним старым актёром молодой дебютантке, говорившей всё время на сцене громче, чем положено, из-за боязни, что её не услышат: «Не голос усиляй – может пропасть правда, говори реже... Как бы ни был силён голос, он должен быть ниже той силы, которая его оживляет».

Громкость голоса зависит от многих факторов. Прежде всего от давления воздуха в лёгких и трахее (в подскладочном пространстве), а оно, в свою очередь, обусловлено активностью дыхательной мускулатуры (точнее, мышц-выдыхателей) и плотностью смыкания голосовых складок.

Кроме того, голос, рождаясь в гортани и проходя по речевому тракту, обретает определённую окраску – тембр в зависимости от режима смыкания голосовых складок и конфигурации (формы и размеров) ротоглоточных и носовых полостей. Голос будет громче, при прочих равных условиях, если в его тембре будет больше звонкости, металличности, резкости, пронзительности, то есть больше «удельный вес» высокочастотных обертонов. Однако с точки зрения эстетики и экономии мышечных усилий важно, чтобы высокочастотные обертоны лежали в области 2000–4000 Гц, где образуется так называемая верхняя форманта, придающая голосу полётность и приятную окраску. Громкость голоса, то есть его слышимость, тем больше, чем более явно выражена в нём верхняя форманта, так как слух человека имеет наибольшую чувствительность именно в этой полосе частот.

Наконец, громкость возрастает по мере увеличения частоты колебаний голосовых складок, то есть высоты голоса. При одном и том же усилии дыхательной мускулатуры наименьшую громкость имеют нижние звуки диапазона – громкость женских голосов превышает громкость мужских. Такая зависимость громкости голоса от его высоты также связана с особенностями слуха.

Почему так важна громкость голоса? Дело не только в том, чтобы вас услышали (часто тихий голос благодаря тембру, дикции и другим параметрам, создающим «харизму», слышен даже больше, чем громкий). Громкий голос – это свидетельство природной, животной силы, а эта сила имеет значение в наше время немногим меньшее, чем в первобытные времена. Если вы всегда говорите тихо, не можете «повысить голос», у окружающих создаётся впечатление, что вы сами человек слабый и безвольный.

Но что же делать, если не получается говорить громче? От чего зависит громкость нашего голоса? Прежде всего, от дыхания, от умения расходовать выдыхаемый воздух. Также коэффициент полезного действия голосового аппарата увеличивает система взаимосвязанных резонаторов (носовая полость и её придаточные пазухи, гортань, глотка, ротовая полость, трахея и крупные бронхи). С помощью определённых упражнений можно добиться объединения функций всех резонаторных полостей, благодаря чему накапливается звуковая энергия, формируется богатый тембр и голос становится полноценным. При этом голосовые складки совершают колебательные движения с умеренной затратой энергии, извлекая звук большей силы. Настройку силы и громкости голоса следует рассматривать как процесс нахождения правильной взаимосвязи между резонаторами, напряжением внешних и внутренних мышц, мышц голосовых складок и умением расходовать выдыхаемый воздух.

Не меньшее значение в восприятии громкости голоса имеет направление звука. Звук, как мяч: если мы направляем его прямо – полетит вниз, если чуть выше цели – полетит по дуге и попадет «в самое яблочко». Проверьте материальность вашего звука, направляя его в разные точки пространства: на близкое расстояние, в дальний конец комнаты, за её пределы. Позвольте ему отпрыгивать от стен, проходить сквозь стены, растекаться по потолку. Звук имеет волновую природу, подчиняется физическим законам, но управляется волей человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.009 с.)