Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В понятие дикции входят орфоэпия, логика и культура речи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура речи предполагает знание и соблюдение логики речи, правил орфоэпии, соблюдение правильных ударений в словах. Речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актёра со сцены, звуковое кино, радиовещание, телевидение – всё это требует безукоризненного языкового оформления, в том числе оформления произносительного. Большинство людей уверены, что они говорят правильно. Так говорили всегда их близкие, родные, друзья. Однако часто речь их далека от правильной русской речи. В ней могут содержаться диалекты и акценты, неправильные ударения, может быть нарушена мелодика русского языка. Что такое правильная литературная речь? Литературный язык – это язык народный, но обработанный мастерами. Русский литературный язык складывался на основе московского говора. Москва имеет выгодное географическое положение – у её стен как бы встретились два основных русских наречия, северное и южное. Исследователь русской словесности В.И. Чернышёв писал: «Образованные люди во всех местах России говорят по-московски. На сцене, на кафедре, в публичном чтении, в произнесении речи считается особенно неблагозвучным в устах образованного человека какой бы то ни было местный говор». Литературные нормы отстоялись в речи московской интеллигенции начала XX века. Так говорили актёры, профессора Московского университета, литераторы, юристы и т.д. Чтобы обучиться правильной речи, нужно, прежде всего, знать нормы произношения. Как в правописании существуют правила, так и в произношении тоже есть правила. За правописание отвечает наука орфография, за произносительные нормы – наука орфоэпия, что в переводе с греческого языка означает «правильная речь». ОРФОЭПИЯ Культура произношения – это элемент благозвучия и выразительности речи. Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение, нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, интонационно-мелодический строй речи. Знание правил орфоэпии и следование им избавляет человека от диалектов, акцентов и неправильных ударений. Современная русская орфоэпия исторически складывалась с развитием литературы и драматического искусства. Во многих странах сценическое произношение считается образцом общественного произношения. Нормы современного литературного произношения заложены в языковедческих справочниках и словарях, помогающих овладеть правильной разговорной речью. Особую трудность в сценическом произношении представляет вопрос о выборе правильного ударения в слове. Различные ударения в одном и том же слове определяются подчас причинами метроритмического порядка, что составляет одну из малоисследованных закономерностей русского языка. Освоив орфоэпические правила, вы научитесь делать орфоэпический разбор текста, то есть записывать транскрипцию слов, а затем будете тренировать произношение. Это долгий процесс, требующий постоянных усилий. Прекрасная возможность соприкоснуться с эталоном – регулярное посещение Малого и Художественного театров, которые хранят культурные традиции и имеют возможность ставить пьесы классического репертуара, не загрязнённые речевыми бытовизмами.
ЛОГИКА РЕЧИ Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова в их различных сочетаниях, то логика речи отвечает за законы произнесения целых предложений. Задача логической речи – наиболее точно и ясно передать мысль, её словесное сочетание. Изучение законов логической речи начинается с разбора простейшего предложения, в котором выражена законченная мысль. В любом речевом высказывании, устном или письменном, заложена определённая мысль. В письменной речи для выявления смысла используются знаки препинания, в устной – интонации, паузы, ударения. При отсутствии логики невозможно добиться высокого художественного качества звучащего слова. Доходчивость высказывания связана с пониманием письменной речи. Актёру просто необходимо прививать вкус к логико-аналитической работе над текстом. Это избавит устную речь от многоударности, заслоняющей значительностью каждого слова смысл фразы и главную мысль отрывка. Неверные и резкие силовые ударения искажают мысль. Излишние паузы дезорганизуют слушателя в восприятии перспективы мысли во фразе и отрывке. Мысль автора не будет донесена исполнителем, если он не будет знать, какими средствами её можно передать в звучании. М.О. Кнебель пишет: «…ни перспектива передачи сложного чувства, ни перспектива художественного распределения выразительных средств не могут органически возникнуть, если актёр не овладел логикой и последовательностью развиваемой мысли». Чтобы разобраться в сложном и длинном речевом контексте, нужно уметь расшифровывать авторскую пунктуацию и синтаксические конструкции, выделять смысловой скелет и облегчать те элементы, которые являются второстепенными по отношению к главному смыслу. Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Ударения (акценты) очень важны. Ударение, попавшее не в своё место, искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её. Ударение – это указательный палец, отмечающий самое главное в такте или фразе. Здесь скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста. Это целое искусство! Часто требуется уметь снимать лишние ударения (особенно в тяжёлых, больших предложениях). Для этого нужно добиваться неторопливой, нарочито бескрасочной интонации, почти полного отсутствия ударений, особой выдержки и уверенности, которые придадут речи нужную лёгкость и чёткость. Как выделить в сложном предложении главные и менее важные слова? Их надо разделить на более и менее существенные по значению. Получится целый комплекс ударений: сильные, средние и слабые. Потом найти соотношение между выделяемыми и невыделяемыми словами, градацию силы, качества ударений, создать их звуковые планы и перспективу, дающие движение и жизнь фразе. Так создаётся гармоничная форма и красивая архитектура фразы. По тому же принципу выделяются отдельные предложения в монологе и в пьесе.
«Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз» (К.С. Станиславский). ПАУЗА
Пауза (от греч. pausis – прекращение) – временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. Паузам принадлежит значительная роль в выразительности речи. Их смысловая роль также чрезвычайно велика. Пауза во взаимодействии с мелодикой членит речь на фразы, а фразу (во взаимодействии с мелодикой и ударениями) – на речевые звенья (синтагмы). В первом случае суммарная продолжительность паузы сказывается на общем темпе речи, во втором – влияет на темп фразы. Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). В устной речи паузы так же, как и слова, являясь отражением мыслительных процессов, могут свидетельствовать о затруднениях говорящего в подборе слов, выстраивании фразы и более крупных конструкций, но могут быть сделаны и специально, осознанно, расчленяя высказывание в самых, на первый взгляд, неподходящих местах (например, в середине слова). Пауза нужна слушателю, зрителю, чтобы осознать новую информацию, прореагировать, сравнить её с прошлым опытом, найти для неё место в ряду ассоциаций и тем самым запомнить. Пауза нужна и говорящему. Не только для того, чтобы набрать воздуха, собраться с мыслями, но и для того, чтобы успеть заметить реакцию на то, что произнесено и как произнесено. Часто именно реакция слушателей на то или иное высказывание определяет дальнейшее протекание речи. В любом случае пауза – это не просто разрыв в потоке речи, не просто молчание. Это – продолжение разговора другими (невербальными) средствами. Недаром существуют такие выражения, как «красноречивая пауза», «красноречивое молчание». Пауза нередко с успехом заменяет как отдельные слова, так и развёрнутые высказывания. Умение не сказать, опустить в разговоре какое-то слово или даже фразу иногда позволяет воздействовать на собеседника гораздо сильнее, чем самыми образными выражениями. Пауза в устной речи, когда между говорящими есть возможность непосредственного контакта, всегда чем-то наполнена: мимикой, взглядом, жестом, нарочитой неподвижностью или, напротив, перемещениями говорящего. Таким образом, о паузе можно говорить как о явлении интонационно-синтаксическом и как элементе невербальной коммуникации. В паузах актёр играет свой внутренний монолог. Итак, изучение правил логики речи начинаем с определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз. Логические паузы
В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными: – короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после неё; – пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная); – более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями; – разделительная или ещё более длительная соединительно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками). Надо разметить паузы по всей роли. А потом выделить две или три «гастрольные» – главные паузы. «Гастрольная» пауза невозможна без внутреннего монолога. Она раскроет пружину действия и подтолкнёт актёра к выявлению чувства в паузе. Чтобы правильно распределить слова в группы и речевые такты, чтобы делать нужные остановки (логические паузы), надо вспомнить грамматическое построение предложения. Логическая пауза помогает выяснить мысль текста, без неё речь безграмотна. Пауза ради паузы порождает дыру в произведении. Это сценическое недоразумение. Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме. Перед каждой из соединительных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение. Логические паузы между предложениями выполняют те же функции, что и внутри предложения: отделяют и в то же время связывают друг с другом группы предложений, например: Было ясно: || Котик дурачилась. (А. Чехов «Ионыч»). Но солнечный луч потух; || мороз крепчал и начинал пощипывать нос; || сумерки густели; || газ блеснул из магазинов и лавок. (Ф. Достоевский «Униженные и оскорблённые»). Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, то между такими предложениями возникает разделительная пауза. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разделительными паузами характерно понижение голоса. По сути разделительная пауза часто является соединительно-разделительной, так как и после такой паузы повествование продолжается, например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо (А. Пушкин «Арап Петра Великого»). Как-то, проезжая мимо дома Туркиных, он вспомнил, что надо бы заехать хоть на минутку, но подумал и… не заехал. И больше уж он никогда не бывал у Туркиных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.008 с.) |