Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Изобретение и композиция речи.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 1. Определение риторики. Особенности устной публичной нехудожественной речи. Значение языка, мышления и речи в деятельности человека. Риторика как наука, учебная и прикладная дисциплина. Место риторики в системе гуманитарных дисциплин. Краткая история становления и развития риторики. Зарождение риторики. Античные этапы формирования ораторской речи: нахождение материала, расположение, говорение, запоминание, произнесение. Античная риторика. Педагогическая деятельность Сократа как реализация принципиальных требований риторики. Феномен "риторической философии" Древнего Рима и результаты риторики Цицерона в истории культуры. Риторика средних веков. Красноречие в средневековых университетах - культура публичного спора. Ораторы эпохи Просвещения. Труды Мерзлякова и Кошанского по риторике - творческое продолжение идей Ломоносова. Риторика и неориторика XX века. Политическая риторика XX века. Значение риторики в истории современной культуры. Риторика: красноречие или ораторское искусство. Расширение понятия риторики и установление ее активных взаимосвязей с философией, логикой, психологией, культурологией, теорией маркетинга и дизайном. Структура риторики как науки. Содержание современной риторики как науки и учебного предмета.. Общие представления о сущности риторического изобретения. Определение темы и цели речи. Виды речевой деятельности. Уровни владения речью. Стили речи (функциональные): художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный. Стилистически сниженная лексика устной речи. Полифункциональность речи во всех ее стилях. Авторство устной речи. Разговорная и устная речь. Порождение и формирование устной речи. Особенности монологовой и диалоговой устной речи. Дистантность и контактность устной речи. Непосредственная реакция слушателей на речь говорящего.
Тема 2. Нормативность устной речи. Лексическая культура говорящего. Культура речи. Отношение разговорно-просторечной лексики к литературно-языковой норме. Лексическая культура говорящего и риторическое изобретение речи. Активная и пассивная лексика. Происхождение лексики. Функции лексики. Требования к лексике. Синтагма и парадигма. Многозначность слов в языке. Омонимы в устной речи. Синонимы в речи. Антонимы в речи. Заимствованная лексика. Специальная лексика. Пуризм и антинормализаторство.. Частность использования слов. Коммуникативная достаточность речи. Характерные ошибки в словоупотреблении. Избыточность выражения, употребление плеоназмов. Устойчивые фразеологические сочетания. Штампы, клише, стереотипные выражения в речи. Повторы, афоризмы, крылатые слова. Иноязычные слова. Диалектизмы, архаизмы, сленг. Жаргонная лексика. Терминология и профессиональная лексика.
Тема 3. Грамматическая культура говорящего. Понятие о грамматике. Фонетические и орфоэпические трудности. Грамматические нормы устной речи. Формирование высказываний. Ключевые слова. Слова - предложения. Порядок слов в предложении: прямой, инверсный. Словосочетание. Словосочетание и предложение. Реплики. Односоставные предложения. Ядерные предложения. Полные и неполные предложения. Сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с чужой речью. Вводные слова и предложения. Границы предложения. Числительные в устной речи. Грамматические ошибки устной речи. Анализ языковых и речевых ошибок. Грамматические ошибки: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Речевые недочеты: в словоупотреблении (семантические, стилистические), в построении текста. Знания, умения и навыки формирования устной речи. Саморегулирование речи. Внутреннее и внешнее, смысловое и нормативное регулирование речи. Обмолвки в речи.
Тема 4. Логика устной речи. Соблюдение законов логики в устной речи. Понятия и определение понятий. Доказательность речи. Риторические методы аргументации. Техника аргументации. Спекулятивные методы аргументации. Софизмы и демагогические приемы в публичных выступлениях в ходе коммуникации. Способы нейтрализации софистических и демагогических приемов во время общения. От диалога - к спору. Искусство спора, дискуссии, полемики. Спор для подтверждения истины, для победы, спор ради спора. История риторических приемов спора. Этические условия спора. "Метод Сократа." Примеры, речевых конструкций и реплик. Сущность композиции. Структура устной речи. Методы и приемы воздействия на собеседника. Работа оратора по управлению вниманием аудитории. Методы поддержания и активизации внимания. Приемы ораторской импровизации. Ответы на вопросы. Умение говорить, слушать и предвосхищать восприятие.
Модуль 2. Речевое поведение и деловое общение. Тема 5. Образно-эмоциональная выразительность речи. Визуализация в риторике. Образность речи. Технология изобретения образов. Средства достижения образности в речи. Тропы как средство усиления образности речи. Эмоциональность речи. Эмоции и мимика. Звук и эмоции. Сущность ораторского пафоса и формы его выражения. Эмоциональная выразительность речи. Эмоции и чувства. Эмоции и кинесика. Психологическое состояние партнеров по общению и речь. Риторические фигуры; возможности их применения при создании влиятельного высказывания. Понятия тропа и фигуры. Остроумие как фактор риторического воздействия. Смех, юмор, сатира, ирония, сарказм в устной речи.
Тема 6. Речевой имидж оратора. Техника речи. Первое впечатление об ораторе. Техника речи: речевое дыхание, речевой голос, дикция, орфоэпия, интонационно-мелодический строй речи. Строение и основные принципы работы речевого аппарата, его гигиена. Аутотренинг, общий и гигиенический массаж (поглаживающий, вибрационный). Брюшная полость, диафрагма, легкие, гортань, голосовые связки, глотка, полость рта, зубы, язык, полость носа, фонационное дыхание, активный вдох и активный выдох. Тренировка дыхания и голоса, его выносливости, полетности. Голос и имидж. Голос и дикция. Речевая выразительность. Методика речи. Сила голоса. Темпо-ритм речи. Нормативность ударений. Логическое ударение, пауза. Трудности звукосочетаний. Скороговорки и стихотворные тексты. Речевой этикет. Этикетные формулы общения.
Тема 7. Деловое общение. Профессионально-ориентированная риторика. Поведение с собеседниками различных психологических типов. Разговор по телефону - форма дистанционного делового общения. Диалог или деловая беседа. Переговоры - форма коллективного делового общения. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседника. Защита от некорректных собеседников. Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.
Тема 8. Методика подготовки устного выступления. Выбор темы и определение состава аудитории. Знакомство с литературой и сбор материала. Составление плана речи и расположение материала. Написание текста речи. Репетиция выступления. Психологические приемы управления вниманием аудитории. 6. Тематический план курса риторика ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН изучения учебной дисциплины Риторика
Форма итогового контроля: зачет.
Методическое обеспечение занятий
А. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ План Проведения занятия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.01 с.) |