Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль № 1. Изобретение и композиция речи.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения на практическом занятии: 1. Используя слова и словосочетания "язык", "речь", "мышление", "риторика", "ораторское искусство", "мастерство публичного выступления", "красноречие", "культура речи", составьте рассказ о реальном человеке — идеальном ораторе. 2. Подготовить самопредставление (рассказать о себе в кадровом агентстве, службе персонала, работадателю). 3. Подготовить сообщение о своей профессии в различных стилях (по 5 - 6 предложений). 4. Прочитайте о Цицероне в книгах по ораторскому искусству и перескажите наиболее интересные и запомнившиеся вам места студентам из соседней учебной группы. (Это будет репродуктивный уровень владения речью.) 5. Не пользуясь дополнительной литературой, опираясь лишь на знания античной риторики, составьте речь-информацию об ораторском искусстве в древнем мире. (Это будет ваш адаптационный уровень владения речью.) В вашем учебном заведении формируется группа по изучению риторики. Вы изъявили желание в ней заниматься. Уговорите своего друга (подругу) последовать вашему примеру. Подготовьте речь о важности знаний по риторике и выступите с ней в своей учебной группе. (Это будет творческий уровень владения речью.)
Упражнения для формирования риторических навыков:
Упражнение 1. "Трансформация информации" (пересказ прочитанного текста). При помощи этого упражнения проводится исследование объема языка и речи обучающегося, выявляется его умение зрительно запомнить материал, предназначенный для последующего пересказа. Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить скорость чтения и степень усвоения материала. Скорость чтения (учитывается как побочный показатель) определяется временем, затраченным на чтение статьи. Измеряется при помощи секундомера. Для чтения и запоминания предоставляется печатный материал. Последующий пересказ осуществляется без использования записей. Пересказ записывается на магнитофон. После этого все слова и междометия выписываются (считываются) на бумагу, подсчитывается общее количество употребляемых в пересказе слов. Подсчитывается количество повторных слов и словосочетаний, а также количество междометий, слов-заместителей пауз и "слов-паразитов" — они вычитаются из общего количества слов. Полученный результат делится на время (в секундах), в течение которого осуществляется пересказ. Подсчет проводится по формуле: Чп. = К. С. - (П. + М. + 3.): Т., где Чп. — чистота пересказа, К. С. — общее количество слов, П. — количество повторных слов и словосочетаний, М. — количество междометий, 3. — количество слов-заместителей и "слов-паразитов", Т. — время, в течение которого осуществляется пересказ. Полученное число условно можно считать чистотой речи обучающегося при пересказе текста. Полученный текст после пересказа анализируется с точки зрения полноты передачи содержания, логико-композиционного структурирования и правильности речи (орфоэпическая, синтаксическая, семантическая). Текст подбирается в соответствии с уровнем общей подготовленности обучающегося. В качестве примера предлагаются тексты, имеющие отношение к риторике, речи, языку, слову. Объем текста от 200 до 300 слов.
Упражнение 2. "Трансформация информации" (пересказуслышанного материала) При помощи такого упражнения проводится исследование способностей личности к выполнению обязанностей, связанных, преимущественно, с речевой деятельностью. Цель исследования по данной методике заключается в том, чтобы определить степень запоминания материала на слух с последующим его воспроизведением. Порядок проведения исследования почти тот же, что и при пересказе прочитанного материала, за исключением того, что испытуемому для пересказа предоставляется магнитофонная запись материала. Анализ осуществляется по той же формуле. Во время прослушивания материала для последующего пересказа не разрешается пользоваться записями. Полученный после пересказа текст анализируется с точки зрения полноты передачи содержания, логики изложения, правильности и нормативности речи. Текст для пересказа также подбирается в соответствии со специализацией и уровнем общей подготовки учащегося. Объем текста от 200 до 300 слов.
Упражнение3. "Описание картины" (словесное воплощение образного восприятия) При помощи этого упражнения осуществляется исследование умения учащегося передавать информацию, полученную через образное восприятие и представление. Цель исследования по данной методике заключается в том, чтобы определить способность человека посредством образной памяти воспроизвести полученную информацию за ограниченное время. В данном случае учащийся смотрит на картину в течение одной минуты, затем картина переворачивается или закрывается. Испытуемый описывает картину по памяти, речь его записывается на магнитофон с последующим анализом по вышеприведенной формуле. Во время анализа внимание обращается не просто на количество используемых слов, а на лексический состав полученного в результате пересказа текста, так как в данном случае употребляемые слова задаются не автором текста, а образом, запечатленным на картине. Определяются способности не на репродуктивном уровне речевого поведения, а на творческом (продуктивном). Задача испытуемого заключается в том, чтобы "перевести" образное представление о предмете в языково-речевую форму. Исследуется объем активной и пассивной лексики. (Об этом читайте в следующей главе.) Особенность данного теста по сравнению с тестом "трансформация информации" заключается еще и в том, что логика построения описания задана композицией картины. В этом вся сложность. Автору описания предоставляется творческая свобода. Картина для описания подбирается в соответствии с специализацией, интересами и уровнем общей подготовки учащегося. Можно предложить также "нейтральную" художественную картину или картину абстрактного характера.
Упражнение 4. Перескажите содержание текста: " Об ораторе" "Отчего так мало выдающихся ораторов? Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? В самом деле в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а можно сказать наиважнейших. Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов — едва несколько человек. Даже таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, еще больше - на памяти наших отцов, и тем более - на памяти предков, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных — едва найдется по одному на каждое поколение. При этом не следует думать, что искусство красноречия уместнее сопоставлять с такими научными занятиями, которые требуют отвлеченного мышления и широкой начитанности, нежели с воинскими достоинствами полководца или рассудительностью хорошего сенатора: достаточно лишь посмотреть на такие науки, чтобы увидеть, как много ученых стяжало ими себе известность, и чтобы понять, как мало ораторов и в наши дни, да и во все времена. Трудность красноречия. Но это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний. И точно, при взгляде на великое множество учащихся, необыкновенное обилие учителей, высокую даровитость народа, бесконечное разнообразие тяжб, почетные и тщетные награды, ожидающие красноречие, какую можно предположить другую причину этого явления, кроме как неимоверную обширность и трудность самого предмета? В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданским правом. Нужно ли еще мне распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса? Как это трудно само по себе, показывает даже легкомысленное искусство комедиантов в театре: хоть они и силятся владеть и лицом и голосом, и движениями, но кто не знает, как мало меж ними и было и есть таких, на которых можно смотреть с удовольствием? Наконец, что сказать мне о сокровищах всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром. Поэтому перестанем недоумевать, отчего так мало людей красноречивых: мы видим, что красноречие состоит из совокупности таких предметов, из которых даже каждый в отдельности бесконечно труден для разработки. Постараемся лучше добиться, чтобы наши дети и все, чьи слава и достоинства нам дороги, полностью представили себе эту трудность задачи и поняли бы, что привести их к желанной цели никак не могут те правила, учителя и упражнения, к которым прибегают нынче все, а нужны какие-то совсем другие. По крайней мере мнение таково, что невозможно быть во всех отношениях достохвальным оратором, не изучив всех важнейших предметов и наук. Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней. Но в своих требованиях от ораторов, особенно от наших при их недосуге за множество общественных обязанностей, я отнюдь не иду так далеко, чтобы требовать от них всеохватных познаний, - хотя уже в самом понятии "оратор" и в притязании на красноречие как будто лежит тождественное обязательство говорить на всякую предложенную тему красиво и изобильно". (М.Т.Цицерон)
Упражнение 5. "Самопредставление." Определите для себя одну из ситуаций речевого общения - знакомство в молодежной среде в присутствии преподавателя, трудоустройство и рассказ о себе в кадровом агентстве, получение кредита в банке и представление гарантий в платежеспособности, знакоство с одновременной постановкой задач в отделе маркетинга, установление контакта с клиентом при первичном посещении.
Упражнение 6. Перескажите текст в различных стилях: "Былинка про болтливых жен и первую городьбу" "Каждый, конечно, волен говорить все, что вздумается. К примеру, что язык человека был всегда. Да и так ясно, что когда предки наши жили в степях и пустынях или на северных островах, до языка ли им было? Кто-то заплакал, кто-то вскрикнул, кто-то икнул — всем само собой понятно. Да и с кем говорить-то: жена да дети! С дитем толковать — какая нужда: показал, что и как делать, — и делай. А не сделал — пори. Оно сразу понятливым станет. А жена и вовсе должна все на лету хватать. Потому и вышло, что, пока семьями по земле бродили, говорить было не с кем да и не о чем. Конечно, незатейливые речи и тогда вели: "Дай!", "Молчи!" и пр. Мужикам это удобно, а жены, так те сильно тяготились. Вот, значит, терпели они, терпели да и не сдюжили: болтать начали: Начать-то начали, а с кем опять? Муж не слушает, детям неинтересно. Остается — с самой собой. Все какая ни на есть отдушина! А жизнь-то шла. Тем временем кормильцы затеяли морского зверя бить. В одиночку, понятно, охотиться несподручно. Вот и удумали они в артели селиться. Тут-то и жены отвели душу: мужья — на охоту, они — языки чесать! Одни, значит, охотились, другие судачили, а море сохло и острова росли и Сходились между собой. Прошло эдак тыщ пять лет — и на тебе: люди уже не семьями, а селеньями живут, пришлось мужикам города городить и государства налаживать. Вот тут и сгодился женский опыт по части говорения. Если сперва жены не больно ясно выражались, то за тыщи-то лет навострились. Слова короче стали, и опять же какие их них целиком говорили, а какие — самые привычные — кусками, от тех-то кусков и пошли всякие нынешние приставки и прочая мелочь. В общем, когда речь сделалась потолковее, и мужикам поговорить не зазорно стало. А как говорили они и города при этом строили, слова "болтать", "городить" стали значить одно и то же. Города же, известно, нагородили не так уж давно и, выходит, что язык придумали тогда же. Ну разве чуть раньше. Всего-то каких-нибудь семь-восемь тыщ лет тому назад." (0. Донских) Упражнение 7. Расскажите о своей будущей профессии в различных стилях с целью признания в научной среде, в богемной артистической обстановке, телезрителями в прямом эфире, в правоохранительных органах и на тусовке.
Упражнение 8. В отличие от подробного изложения исходного текста "сожмите" изложение и обобщите содержание речи до нескольких предложений, не потеряв при этом эстетической привлекательности речи (используйте газетные и журнальные тексты). Упражнение 9. Прочитайте числительные, поставив их в нужном падеже: - Число участников колеблется между 457 и 502. - Димитрий располагал уже 38000 людей. - На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами. - Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. - На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолетом, в том числе: Северный фронт — 93, Западный — 125. - В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями. - Город, в котором жило около 120 тыс. человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 — сенокосной, 735 — леса, 528 — воды. Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена 17—19 ноября 1990 г. в Китае. - К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрутами. - Из 4803 лондонских автобусов 4120 — двухэтажные. - Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояния между станциями лондонского метро. - "Крогер" управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами. - Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произведений искусства. - Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии. - "В результате 868 % годовой банковской ставки ваши 110 тыс. руб. становятся 978 тыс. руб." - Долг в сумме 7,6 млрд.руб выплачена в 2000г. Сумма долга, равная 689 млн.руб. будет выплачиваться поквартально до 2006г., а пени в размере 290 млн.руб. - до 2010 года.
Упражнение 10. 1. При помощи операций с понятиями дайте определение понятия "юриспруденция" через ближайший род и видовые отличия, путем описания, сравнения. 2. Подумайте, каким из вышеперечисленных методов вы чаще пользуетесь при составлении текстов речей? Изберите какой-либо другой метод и составьте речь на тему: "Риторика — теория устной речи". 3. При помощи софизма (умышленное ложное суждение) опровергните утверждение: "Логика — оружие оратора". Подберите синонимы к слову "демагог". 4. При помощи приема опровержения (ссылка на авторитет) докажите, что утверждение: "вытяжная труба надежнее электрического вентилятора", — несостоятельно. 5. Укажите вид, состав, правильность следующих определений: а) Факторинг — это перепродажа права на взыскание долгов или коммерческих операций по доверенности. б) Прибыль — есть характеристика результатов экономической деятельности, выражающая ее прибыльность. в) Рынок — наше будущее. 6. Определите необходимость или достаточность условий в следующих суждениях: а) наличие политической стабильности является условием для развития рынка в России; б) активное участие населения в экономической деятельности является условием стабилизации экономики; в) предприимчивость является условием материального благополучия. 7. Какие логические ошибки совершаются в процессе доказательства, если вместо того чтобы обосновать положение: "Заключенный контракт отличается своей беспрецедентностью", доказывается положение "Заключенный контракт имеет большой экономический интерес для обеих фирм"? 8. Проанализируйте речи известных государственных деятелей или ученых с точки зрения логико-композиционного построения: определите степень оригинальности зачина и концовки; перечислите основные способы построения отдельных блоков выступления; найдите тезис, аргументы и выводы. Подумайте над тем, как вы сами восприняли бы анализируемую речь. Как, на ваш взгляд, следовало бы структурно изменить речь в целях повышения эффективности воздействия на современную аудиторию? 9. Определите, в чем несостоятельность утверждения рекламного объявления: "Хороший банк — устойчивый банк!"? 10. Составьте текст речи-рассуждения на тему "О пользе риторики" в соответствии с классическим образцом хрии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.013 с.) |