Модуль № 1. Изобретение и композиция речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль № 1. Изобретение и композиция речи.



Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Используя слова и словосочетания "язык", "речь", "мышление", "риторика", "ораторское искусство", "мастерство публичного выступления", "красноречие", "культура речи", составьте рассказ о реальном человеке — идеальном ораторе.

2. Подготовить самопредставление (рассказать о себе в кадровом агентстве, службе персонала, работадателю).

3. Подготовить сообщение о своей профессии в различных стилях (по 5 - 6 предложений).

4. Прочитайте о Цицероне в книгах по ораторскому искусству и перескажите наиболее интересные и запомнившиеся вам места студентам из соседней учебной группы. (Это будет репродуктивный уровень владения речью.)

5. Не пользуясь дополнительной литературой, опира­ясь лишь на знания античной риторики, составьте речь-информацию об ораторском искусстве в древнем мире. (Это будет ваш адаптационный уровень владения речью.)

В вашем учебном заведении формируется группа по изучению риторики. Вы изъявили желание в ней зани­маться. Уговорите своего друга (подругу) последовать вашему примеру. Подготовьте речь о важности знаний по риторике и выступите с ней в своей учебной группе. (Это будет творческий уровень владения речью.)

 

Упражнения для формирования риторических навыков:

 

Упражнение 1. "Трансформация информации" (пересказ прочитанного текста). При помощи этого упражнения проводится исследование объема языка и речи обучающегося, выявляется его умение зрительно запомнить материал, предназначенный для последующего пересказа. Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить скорость чтения и степень усвоения материала. Скорость чтения (учитывается как побочный показатель) определяется временем, затраченным на чтение статьи. Измеряется при помощи секундомера.

Для чтения и запоминания предоставляется печат­ный материал. Последующий пересказ осуществляется без использования записей. Пересказ записывается на магнитофон. После этого все слова и междометия выпи­сываются (считываются) на бумагу, подсчитывается об­щее количество употребляемых в пересказе слов. Под­считывается количество повторных слов и словосочета­ний, а также количество междометий, слов-заместителей пауз и "слов-паразитов" — они вычитаются из общего количе­ства слов. Полученный результат делится на время (в секундах), в течение которого осуществляется пересказ. Подсчет проводится по формуле:

Чп. = К. С. - (П. + М. + 3.): Т., где

Чп. — чистота пересказа, К. С. — общее количество слов, П. — количество повторных слов и словосочета­ний, М. — количество междометий, 3. — количество слов-заместителей и "слов-паразитов", Т. — время, в те­чение которого осуществляется пересказ.

Полученное число условно можно считать чисто­той речи обучающегося при пересказе текста. Полученный текст после пересказа анализируется с точки зрения полноты передачи содержания, логико-композиционного структурирования и правильности речи (орфоэпическая, синтаксическая, семантическая).

Текст подбирается в соответствии с уровнем общей подготовленности обучающегося. В качестве примера предла­гаются тексты, имеющие отношение к риторике, речи, языку, сло­ву. Объем тек­ста от 200 до 300 слов.

 

Упражнение 2. "Трансформация информации" (пересказуслышанного материала)

При помощи такого упражнения проводится исследование способностей личности к выполнению обязанностей, связанных, преимущественно, с речевой деятельностью. Цель исследования по данной методике заключается в том, чтобы определить степень запоминания материала на слух с последующим его воспроизведением. Порядок проведения исследования почти тот же, что и при пере­сказе прочитанного материала, за исключением того, что испытуемому для пересказа предоставляется магнитофонная запись материала. Анализ осуществляется по той же формуле.

Во время прослушивания материала для последую­щего пересказа не разрешается пользоваться записями. Полученный после пересказа текст анализируется с точ­ки зрения полноты передачи содержания, логики изло­жения, правильности и нормативности речи.

Текст для пересказа также подбирается в соответст­вии со специализацией и уровнем общей подготовки учащегося. Объем тек­ста от 200 до 300 слов.

 

Упражнение3. "Описание картины" (словесное воплощение образного восприятия)

При помощи этого упражнения осуществляется исследова­ние умения учащегося передавать информацию, полу­ченную через образное восприятие и представление. Цель исследования по данной методике заключается в том, чтобы определить способность человека посредством образной памяти воспроизвести полученную информа­цию за ограниченное время. В данном случае учащийся смотрит на картину в течение одной минуты, затем кар­тина переворачивается или закрывается. Испытуемый описывает картину по памяти, речь его записывается на магнитофон с последующим анализом по вышеприве­денной формуле.

Во время анализа внимание обращается не просто на количество используемых слов, а на лексический со­став полученного в результате пересказа текста, так как в данном случае употребляемые слова задаются не автором текста, а образом, запечатленным на картине. Опреде­ляются способности не на репродуктивном уровне рече­вого поведения, а на творческом (продуктивном). За­дача испытуемого заключается в том, чтобы "перевести" образное представление о предмете в языково-речевую форму. Исследуется объем активной и пассивной лексики. (Об этом читайте в следующей главе.) Особенность данного теста по сравнению с тестом "трансформация информации" заключается еще и в том, что логика построения описания задана композицией карти­ны. В этом вся сложность. Автору описания предостав­ляется творческая свобода.

Картина для описания подбирается в соответствии с специализацией, интересами и уровнем общей подготовки учащегося. Можно предложить также "нейтральную" художественную картину или картину абстрактного характера.

 

 

Упражнение 4. Перескажите содержание текста:

" Об ораторе"

"Отчего так мало выдающихся ораторов? Я неодно­кратно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это на­вело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замеча­тельных представителей? В самом деле в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множест­во людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и зна­ний не мелких, а можно сказать наиважнейших. Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, пол­ководца выше оратора? А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать пре­восходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов — едва несколько человек. Даже таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, еще больше - ­на памяти наших отцов, и тем более - на памяти пред­ков, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных — едва найдется по одному на каждое поколение. При этом не следует думать, что искусство красноречия уместнее сопоставлять с такими научными занятиями, которые требуют отвлеченного мышления и широкой начитанности, нежели с воинскими достоинст­вами полководца или рассудительностью хорошего сена­тора: достаточно лишь посмотреть на такие науки, чтобы увидеть, как много ученых стяжало ими себе известность, и чтобы понять, как мало ораторов и в наши дни, да и во все времена.

Трудность красноречия. Но это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний. И точно, при взгляде на великое множество учащихся, необыкновенное обилие учителей, высокую даровитость народа, бесконечное разнообразие тяжб, почетные и тщетные награды, ожидающие красноречие, какую можно предположить другую причину этого явления, кроме как неимоверную обширность и трудность самого предмета? В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданским правом. Нужно ли еще мне распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса? Как это трудно само по себе, показывает даже легкомысленное искусство комедиантов в театре: хоть они и силятся владеть и лицом и голосом, и движениями, но кто не знает, как мало меж ними и было и есть таких, на которых можно смотреть с удовольствием? Наконец, что сказать мне о сокровищах всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром.

Поэтому перестанем недоумевать, отчего так мало людей красноречивых: мы видим, что красноречие состоит из совокупности таких предметов, из которых даже каждый в отдельности бесконечно труден для разработки. Постараемся лучше добиться, чтобы наши дети и все, чьи слава и достоинства нам дороги, полностью представили себе эту трудность задачи и поняли бы, что привести их к желанной цели никак не могут те правила, учителя и упражнения, к которым прибегают нынче все, а нужны какие-то совсем другие.

По крайней мере мнение таково, что невозможно быть во всех отношениях достохвальным оратором, не изучив всех важнейших предметов и наук. Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней. Но в своих требованиях от ораторов, особенно от наших при их недосуге за множество общественных обязанностей, я отнюдь не иду так далеко, чтобы требовать от них всеохватных познаний, - хотя уже в самом понятии "оратор" и в притязании на красноречие как будто лежит тождественное обязательство говорить на всякую предложенную тему красиво и изобильно". (М.Т.Цицерон)

 

Упражнение 5. "Самопредставление." Определите для себя одну из ситуаций речевого общения - знакомство в молодежной среде в присутствии преподавателя, трудоустройство и рассказ о себе в кадровом агентстве, получение кредита в банке и представление гарантий в платежеспособности, знакоство с одновременной постановкой задач в отделе маркетинга, установление контакта с клиентом при первичном посещении.

 

Упражнение 6. Перескажите текст в различных стилях:

"Былинка про болтливых жен и первую городьбу"

"Каждый, конечно, волен говорить все, что вздума­ется. К примеру, что язык человека был всегда. Да и так ясно, что когда предки наши жили в степях и пустынях или на северных островах, до языка ли им было? Кто-то заплакал, кто-то вскрикнул, кто-то икнул — всем само собой понятно. Да и с кем говорить-то: жена да дети! С дитем толковать — какая нужда: показал, что и как де­лать, — и делай. А не сделал — пори. Оно сразу понятливым станет. А жена и вовсе должна все на лету хватать. Потому и вышло, что, пока семьями по земле бродили, говорить было не с кем да и не о чем.

Конечно, незатейливые речи и тогда вели: "Дай!", "Молчи!" и пр. Мужикам это удобно, а жены, так те сильно тяготились. Вот, значит, терпели они, терпели да и не сдюжили: болтать начали: Начать-то начали, а с кем опять? Муж не слушает, детям неинтересно. Остается — с самой собой. Все какая ни на есть отдушина!

А жизнь-то шла. Тем временем кормильцы затеяли морского зверя бить. В одиночку, понятно, охотиться несподручно. Вот и удумали они в артели селиться. Тут-то и жены отвели душу: мужья — на охоту, они — языки чесать!

Одни, значит, охотились, другие судачили, а море сохло и острова росли и Сходились между собой. Прошло эдак тыщ пять лет — и на тебе: люди уже не семьями, а селеньями живут, пришлось мужикам города городить и государства налаживать. Вот тут и сгодился женский опыт по части говорения. Если сперва жены не больно ясно выражались, то за тыщи-то лет навострились. Сло­ва короче стали, и опять же какие их них целиком гово­рили, а какие — самые привычные — кусками, от тех-то кусков и пошли всякие нынешние приставки и прочая мелочь. В общем, когда речь сделалась потолковее, и мужикам поговорить не зазорно стало. А как говорили они и города при этом строили, слова "болтать", "городить" стали значить одно и то же. Города же, из­вестно, нагородили не так уж давно и, выходит, что язык придумали тогда же. Ну разве чуть раньше. Всего-то ка­ких-нибудь семь-восемь тыщ лет тому назад." (0. Донских)

Упражнение 7. Расскажите о своей будущей профессии в различных стилях с целью признания в научной среде, в богемной артистической обстановке, телезрителями в прямом эфире, в правоохранительных органах и на тусовке.

 

Упражнение 8. В отличие от подробного изложения исходного тек­ста "сожмите" изложение и обобщите содержание речи до нескольких предложений, не потеряв при этом эсте­тической привлекательности речи (используйте газетные и журнальные тексты).

Упражнение 9. Прочитайте числительные, поставив их в нужном па­деже:

- Число участников колеблется между 457 и 502.

- Димитрий располагал уже 38000 людей.

- На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.

- Наполеоновская армия насчитывала около 134 ты­сяч солдат и офицеров при 587 орудиях.

- На 1 июня 1917 года действующая армия располага­ла 581 самолетом, в том числе: Северный фронт — 93, Западный — 125.

- В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

- Город, в котором жило около 120 тыс. человек, рас­поряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 — се­нокосной, 735 — леса, 528 — воды.

Самая большая пирамида из 362194 бутылочных про­бок была построена 17—19 ноября 1990 г. в Китае.

- К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвай­ная сеть в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрута­ми.

- Из 4803 лондонских автобусов 4120 — двухэтажные.

- Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояния между станциями лондонского метро.

- "Крогер" управляет 1235 супермаркетами, 958 мага­зинами.

- Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произ­ведений искусства.

- Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

- "В результате 868 % годовой банковской ставки ваши 110 тыс. руб. становятся 978 тыс. руб."

- Долг в сумме 7,6 млрд.руб выплачена в 2000г. Сумма долга, равная 689 млн.руб. будет выплачиваться поквартально до 2006г., а пени в размере 290 млн.руб. - до 2010 года.

 

Упражнение 10.

1. При помощи операций с понятиями дайте опреде­ление понятия "юриспруденция" через ближайший род и видовые отличия, путем описания, сравнения.

2. Подумайте, каким из вышеперечисленных методов вы чаще пользуетесь при составлении текстов речей? Изберите какой-либо другой метод и составьте речь на тему: "Риторика — теория устной речи".

3. При помощи софизма (умышленное ложное сужде­ние) опровергните утверждение: "Логика — оружие ора­тора". Подберите синонимы к слову "демагог".

4. При помощи приема опровержения (ссылка на ав­торитет) докажите, что утверждение: "вытяжная труба надежнее электрического вентилятора", — несостоятель­но.

5. Укажите вид, состав, правильность следующих оп­ределений:

а) Факторинг — это перепродажа права на взыска­ние долгов или коммерческих операций по доверенно­сти.

б) Прибыль — есть характеристика результатов эко­номической деятельности, выражающая ее прибыль­ность.

в) Рынок — наше будущее.

6. Определите необходимость или достаточность усло­вий в следующих суждениях:

а) наличие политической стабильности является ус­ловием для развития рынка в России;

б) активное участие населения в экономической деятельности является условием стабилизации экономи­ки;

в) предприимчивость является условием материаль­ного благополучия.

7. Какие логические ошибки совершаются в процессе доказательства, если вместо того чтобы обосновать по­ложение: "Заключенный контракт отличается своей беспрецедентностью", доказывается положение "Заключенный контракт имеет большой экономический интерес для обеих фирм"?

8. Проанализируйте речи известных государственных деятелей или ученых с точки зрения логико-композиционного построения: определите степень ори­гинальности зачина и концовки; перечислите основные способы построения отдельных блоков выступления; найдите тезис, аргументы и выводы. Подумайте над тем, как вы сами восприняли бы анализируемую речь. Как, на ваш взгляд, следовало бы структурно изменить речь в целях повышения эффективности воздействия на совре­менную аудиторию?

9. Определите, в чем несостоятельность утвержде­ния рекламного объявления: "Хороший банк — устойчи­вый банк!"?

10. Составьте текст речи-рассуждения на тему "О пользе риторики" в соответствии с классическим образцом хрии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.043 с.)