Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.1: Определение риторики. Особенности устной публичной нехудожественной речи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2. Вид: Лекция 3. Время: 4 часа (180 мин.) 4. Цели: 1. Расширить представления студентов о риторической деятельности человека, о его способе отношения к общению с людьми. 2.Изучить важнейшие характеристики и виды речевой деятельности. 3. Подробно рассмотреть характеристики устной речи. 4. Развить у студентов умения применять полученные знания в ходе монологического общения. 5. Способствовать формированию у студентов трудолюбия, желания делать свою речь привлекательной и эффективной. 5. Учебные вопросы: 1.Риторика как наука. 2.Виды речевой деятельности. 3.Структура риторики. 6. Распределение времени: Вводная часть –10 мин. Вопрос – 60 мин. Вопрос – 50 мин. Вопрос – 50 мин. Заключительная часть – 10 мин. 7. Краткое содержание учебных вопросов: 1 вопрос: Риторика как наука. Значение языка, мышления и речи в деятельности человека. Риторика как наука, учебная и прикладная дисциплина. Место риторики в системе гуманитарных дисциплин. Краткая история становления и развития риторики. Зарождение риторики. Античные этапы формирования ораторской речи: нахождение материала, расположение, говорение, запоминание, произнесение. Античная риторика. Педагогическая деятельность Сократа как реализация принципиальных требований риторики. Феномен "риторической философии" Древнего Рима и результаты риторики Цицерона в истории культуры. Риторика средних веков. Красноречие в средневековых университетах - культура публичного спора. 2 вопрос: Виды речевой деятельности. Ораторы эпохи Просвещения. Труды Мерзлякова и Кошанского по риторике - творческое продолжение идей Ломоносова. Риторика и неориторика XX века. Политическая риторика XX века. Значение риторики в истории современной культуры. Риторика: красноречие или ораторское искусство. Расширение понятия риторики и установление ее активных взаимосвязей с философией, логикой, психологией, культурологией, теорией маркетинга и дизайном. 3 вопрос:Структура риторики. Структура риторики как науки. Содержание современной риторики как науки и учебного предмета. Общие представления о сущности риторического изобретения. Определение темы и цели речи. Виды речевой деятельности. Уровни владения речью. Стили речи (функциональные): художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный. Стилистически сниженная лексика устной речи. Полифункциональность речи во всех ее стилях. Авторство устной речи. Разговорная и устная речь. Порождение и формирование устной речи. Особенности монологовой и диалоговой устной речи. Дистантность и контактность устной речи. Непосредственная реакция слушателей на речь говорящего.
8.Вопросы текущего контроля: Вопросы вербального контроля (выборочно, спрашивать в основном тех, кто не очень внимательно слушал): 1. Зачем нужна риторика? Ответьте на этот вопрос самостоятельно, приведя ситуации, связанные с "опасностью" языка и необходимостью владеть уместной и убедительной речью. 2. Приведите классические определения риторики. Какие требования предъявляет к речи классическая риторика? Почему логика и риторика считаются "общими" для всех профессий науками? 3. Почему определение риторики как искусства убеждения не может считаться достаточным? Что следует добавить к такому определению? 4. Почему слова риторика, красноречие могут вызвать к себе разное отношение у людей, не знакомых с точным значением этих слов? 5. Как риторика связана с философией, этикой, другими науками?
Дидактические материалы, используемые на занятии · Изречения мудрецов, народные пословицы и поговорки, выражающие в образной форме соответствующее риторическое знание; · Образцовые риторические материалы, собранные в книге «Антология русской риторики». · Страничка из хрестоматии. Об ораторе. · Страничка из хрестоматии. Демосфен - канонический оратор Древней Греции.
10.Задание студентам на самоподготовку · Выучить материал темы по конспекту и учебнику, глава 1, ответить на контрольные вопросы, сформулированные в конце главы. · Входное тестирование. "Трансформация информации" (пересказ прочитанного текста). План Проведения занятия Тема 1.2: Нормативность устной речи. Лексическая культура говорящего. Вид: Лекция Время: 4 часа (180 мин) 4. Цели: 1. Расширить представления студентов о риторике и основных стилях устной речи. 2.Изучить важнейшие характеристики устной речи, требованиях, предъявляемых к лексике. 3. Рассмотреть логический аспект категориального аппарата теории развития и показать способы его использования в функции форм познания и мышления. 4. Развивать у студентов умения применять полученные риторические знания в процессе коммуникации. 5. Способствовать формированию у студентов желания развивать свою устную речь, полнее реализовывать себя в речевой деятельности. 5. Учебные вопросы: 1.Культура речи. 2.Коммуникативная достаточность речи. 6. Распределение времени: Вводная часть – 10 мин. Вопрос – 80 мин Вопрос – 80 мин. Заключительная часть – 10 мин. 7.Краткое содержание учебных вопросов: 1 вопрос: Культура речи. Культура речи. Пуризм и антинормализаторство. Частотность использования слов. Иноязычные слова. Диалектизмы, архаизмы, сленг. Жаргонная лексика. Терминология и профессиональная лексика. Заимствованная лексика. Специальная лексика. Лексическая культура говорящего и риторическое изобретение речи. Активная и пассивная лексика. Происхождение лексики. Функции лексики. Требования к лексике. Синтагма и парадигма. Многозначность слов в языке. Омонимы в устной речи. Синонимы в речи. Антонимы в речи. 2 вопрос: Коммуникативная достаточность речи. Отношение разговорно-просторечной лексики к литературно-языковой норме. Коммуникативная достаточность речи. Характерные ошибки в словоупотреблении. Избыточность выражения, употребление плеоназмов. Устойчивые фразеологические сочетания. Штампы, клише, стереотипные выражения в речи. Повторы, афоризмы, крылатые слова.
8.Вопросы текущего контроля: Вопросы вербального контроля: 1. В чем причина двойственных оценок языка и риторики? 2. Каковы синонимы слова речь в разных видах словесности (фольклоре. Библии, научных текстах, публицистике)? 3. Каковы основные значения слов язык -речь - слово - уста'? 4. Почему в истории общества происходит спорадически критика риторики и учений о речи? 5. Какая разница Между словами риторика - красноречие — ораторское искусство? 6. Объясните происхождение и значения слов, обозначающих качества речи: убедительность, украшениость, уместность, эффективность, точность, ясность и т.д.
Дидактические материалы, используемые на занятии
· Опыт Демосфена. · Страничка из хрестоматии. Вопросы профессору В.С. Барулину на встрече со студентами. · Перескажите текст из книги Г. О. Винокура «Культура языка».
10.Задание студентам на самоподготовку · Выучить материал темы по конспекту и учебнику, глава 3,4, ответить на контрольные вопросы, сформулированные в конце главы. · Входное тестирование: "Трансформация информации" (пересказ прочитанного текста); "Описание картины" (словесное воплощение образного восприятия).
1. Тема 1.3 Грамматическая культура говорящего. Вид: Лекция Время: 4 часа (180 мин) 4. Цели: 1. Овладеть основами создания понятных текстов публичных выступлений. 2. Выработать индивидуальный стиль речевого поведения в зависимости от характера решаемых задач и ситуации общения; 3. Осознать психологические характеристики ораторского искусства, его виды и формы. 5. Учебные вопросы: 1.Грамматические нормы устной речи. 2. Формирование высказываний. 3.Числительные в устной речи. 6. Распределение времени: Вводная часть – 10 мин. Вопрос – 50 мин Вопрос – 50 мин. Вопрос – 60 мин. Заключительная часть – 10 мин. 7.Краткое содержание учебных вопросов: 1 вопрос: Грамматические нормы устной речи. Понятие о грамматике. Фонетические и орфоэпические трудности. Грамматические нормы устной речи. Формирование высказываний. Ключевые слова. Слова - предложения. Порядок слов в предложении: прямой, инверсный. Словосочетание. Словосочетание и предложение. Реплики. Односоставные предложения. Ядерные предложения. Полные и неполные предложения. Сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с чужой речью. Вводные слова и предложения. Границы предложения. 2 вопрос: Формирование высказываний. Грамматические ошибки устной речи. Анализ языковых и речевых ошибок. Грамматические ошибки: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Речевые недочеты: в словоупотреблении (семантические, стилистические), в построении текста. Знания, умения и навыки формирования устной речи. Саморегулирование речи. Внутреннее и внешнее, смысловое и нормативное регулирование речи. Обмолвки в речи. 3 вопрос: Числительные в устной речи. Вариантные и синонимические формы числительных. Сложные, составные количественные числительные. Дробные числа. Трудности в употреблении собирательных числительных.
8.Вопросы текущего контроля: Вопросы вербального контроля: 1. Можно ли научиться хорошо говорить и выступать публично? 2. Каковы классические способы обучения риторике? Какие из этих способов представляются вам самыми эффективными и полезными? 3. Как учились риторике в античности. Древней Руси? Какую риторическую выучку проходили в университетах русские ученые и писатели XIX века? 4. Какова роль письменной речи в подготовке оратора? 5. Знаете ли вы людей, которые, на ваш взгляд, хорошо и ясно говорят, выступают публично? Как вы думаете, за счет чего это происходит? 6. Составьте речевой портрет знакомого вам хорошего оратора. Благодаря чему, на ваш взгляд, люди добиваются успеха в речи?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.009 с.) |