Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1: Определение риторики. Особенности устной публичной нехудожественной речи.

Поиск

2. Вид: Лекция

3. Время: 4 часа (180 мин.)

4. Цели:

1. Расширить представления студентов о риторической деятельности человека, о его способе отношения к общению с людьми.

2.Изучить важнейшие характеристики и виды речевой деятельности.

3. Подробно рассмотреть характеристики устной речи.

4. Развить у студентов умения применять полученные знания в ходе монологического общения.

5. Способствовать формированию у студентов трудолюбия, желания делать свою речь привлекательной и эффективной.

5. Учебные вопросы:

1.Риторика как наука.

2.Виды речевой деятельности.

3.Структура риторики.

6. Распределение времени:

Вводная часть –10 мин.

Вопрос – 60 мин.

Вопрос – 50 мин.

Вопрос – 50 мин.

Заключительная часть – 10 мин.

7. Краткое содержание учебных вопросов:

1 вопрос: Риторика как наука.

Значение языка, мышления и речи в деятельности человека. Риторика как наука, учебная и прикладная дисциплина. Место риторики в системе гуманитарных дисциплин. Краткая история становления и развития риторики. Зарождение риторики. Античные этапы формирования ораторской речи: нахождение материала, расположение, говорение, запоминание, произнесение. Античная риторика. Педагогическая деятельность Сократа как реализация принципиальных требований риторики. Феномен "риторической философии" Древнего Рима и результаты риторики Цицерона в истории культуры. Риторика средних веков. Красноречие в средневековых университетах - культура публичного спора.

2 вопрос: Виды речевой деятельности.

Ораторы эпохи Просвещения. Труды Мерзлякова и Кошанского по риторике - творческое продолжение идей Ломоносова. Риторика и неориторика XX века. Политическая риторика XX века. Значение риторики в истории современной культуры. Риторика: красноречие или ораторское искусство. Расширение понятия риторики и установление ее активных взаимосвязей с философией, логикой, психологией, культурологией, теорией маркетинга и дизайном.

3 вопрос:Структура риторики.

Структура риторики как науки. Содержание современной риторики как науки и учебного предмета. Общие представления о сущности риторического изобретения. Определение темы и цели речи. Виды речевой деятельности. Уровни владения речью. Стили речи (функциональные): художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный. Стилистически сниженная лексика устной речи. Полифункциональность речи во всех ее стилях. Авторство устной речи. Разговорная и устная речь. Порождение и формирование устной речи. Особенности монологовой и диалоговой устной речи. Дистантность и контактность устной речи. Непосредственная реакция слушателей на речь говорящего.

 

8.Вопросы текущего контроля:

Вопросы вербального контроля (выборочно, спрашивать в основном тех, кто не очень внимательно слушал):

1. Зачем нужна риторика? Ответьте на этот вопрос самостоятельно, приведя ситуации, связанные с "опасностью" языка и необходимостью владеть уместной и убедительной речью.

2. Приведите классические определения риторики. Какие требования предъяв­ляет к речи классическая риторика? Почему логика и риторика считаются "общи­ми" для всех профессий науками?

3. Почему определение риторики как искусства убеждения не может считаться достаточным? Что следует добавить к такому определению?

4. Почему слова риторика, красноречие могут вызвать к себе разное отноше­ние у людей, не знакомых с точным значением этих слов?

5. Как риторика связана с философией, этикой, другими науками?

 

Дидактические материалы, используемые на занятии

· Изречения мудрецов, народные пословицы и поговорки, выражающие в образной форме соответствующее риторическое знание;

· Образцовые риторические материалы, собранные в книге «Антология русской риторики».

· Страничка из хрестоматии. Об ораторе.

· Страничка из хрестоматии. Демосфен - канонический оратор Древней Греции.

 

 

10.Задание студентам на самоподготовку

· Выучить материал темы по конспекту и учебнику, глава 1, ответить на контрольные вопросы, сформулированные в конце главы.

· Входное тестирование. "Трансформация информации" (пересказ прочитанного текста).

План

Проведения занятия

Тема 1.2: Нормативность устной речи. Лексическая культура говорящего.

Вид: Лекция

Время: 4 часа (180 мин)

4. Цели:

1. Расширить представления студентов о риторике и основных стилях устной речи.

2.Изучить важнейшие характеристики устной речи, требованиях, предъявляемых к лексике.

3. Рассмотреть логический аспект категориального аппарата теории развития и показать способы его использования в функции форм познания и мышления.

4. Развивать у студентов умения применять полученные риторические знания в процессе коммуникации.

5. Способствовать формированию у студентов желания развивать свою устную речь, полнее реализовывать себя в речевой деятельности.

5. Учебные вопросы:

1.Культура речи.

2.Коммуникативная достаточность речи.

6. Распределение времени:

Вводная часть – 10 мин.

Вопрос – 80 мин

Вопрос – 80 мин.

Заключительная часть – 10 мин.

7.Краткое содержание учебных вопросов:

1 вопрос: Культура речи.

Культура речи. Пуризм и антинормализаторство. Частотность использования слов. Иноязычные слова. Диалектизмы, архаизмы, сленг. Жаргонная лексика. Терминология и профессиональная лексика. Заимствованная лексика. Специальная лексика. Лексическая культура говорящего и риторическое изобретение речи. Активная и пассивная лексика. Происхождение лексики. Функции лексики. Требования к лексике. Синтагма и парадигма. Многозначность слов в языке. Омонимы в устной речи. Синонимы в речи. Антонимы в речи.

2 вопрос: Коммуникативная достаточность речи.

Отношение разговорно-просторечной лексики к литературно-языковой норме. Коммуникативная достаточность речи. Характерные ошибки в словоупотреблении. Избыточность выражения, употребление плеоназмов. Устойчивые фразеологические сочетания. Штампы, клише, стереотипные выражения в речи. Повторы, афоризмы, крылатые слова.

 

 

8.Вопросы текущего контроля:

Вопросы вербального контроля:

1. В чем причина двойственных оценок языка и риторики?

2. Каковы синонимы слова речь в разных видах словесности (фольклоре. Биб­лии, научных текстах, публицистике)?

3. Каковы основные значения слов язык -речь - слово - уста'?

4. Почему в истории общества происходит спорадически критика риторики и учений о речи?

5. Какая разница Между словами риторика - красноречие — ораторское искусство?

6. Объясните происхождение и значения слов, обозначающих качества речи:

убедительность, украшениость, уместность, эффективность, точность, ясность и т.д.

 

Дидактические материалы, используемые на занятии

 

· Опыт Демосфена.

· Страничка из хрестоматии. Вопросы профессору В.С. Барулину на встрече со студентами.

· Перескажите текст из книги Г. О. Винокура «Культура языка».

 

 

10.Задание студентам на самоподготовку

· Выучить материал темы по конспекту и учебнику, глава 3,4, ответить на контрольные вопросы, сформулированные в конце главы.

· Входное тестирование: "Трансформация информации" (пересказ прочитанного текста); "Описание картины" (словесное воплощение образного восприятия).

 

1. Тема 1.3 Грамматическая культура говорящего.

Вид: Лекция

Время: 4 часа (180 мин)

4. Цели:

1. Овладеть основами создания понятных текстов публичных выступлений.

2. Выработать индивидуальный стиль речевого поведения в зависимости от характера решаемых задач и ситуации общения;

3. Осознать психологические характеристики ораторского искусства, его виды и формы.

5. Учебные вопросы:

1.Грамматические нормы устной речи.

2. Формирование высказываний.

3.Числительные в устной речи.

6. Распределение времени:

Вводная часть – 10 мин.

Вопрос – 50 мин

Вопрос – 50 мин.

Вопрос – 60 мин.

Заключительная часть – 10 мин.

7.Краткое содержание учебных вопросов:

1 вопрос: Грамматические нормы устной речи.

Понятие о грамматике. Фонетические и орфоэпические трудности. Грамматические нормы устной речи. Формирование высказываний. Ключевые слова. Слова - предложения. Порядок слов в предложении: прямой, инверсный. Словосочетание. Словосочетание и предложение. Реплики. Односоставные предложения. Ядерные предложения. Полные и неполные предложения. Сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с чужой речью. Вводные слова и предложения. Границы предложения.

2 вопрос: Формирование высказываний. Грамматические ошибки устной речи. Анализ языковых и речевых ошибок. Грамматические ошибки: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Речевые недочеты: в словоупотреблении (семантические, стилистические), в построении текста. Знания, умения и навыки формирования устной речи. Саморегулирование речи. Внутреннее и внешнее, смысловое и нормативное регулирование речи. Обмолвки в речи.

3 вопрос: Числительные в устной речи. Вариантные и синонимические формы числительных. Сложные, составные количественные числи­тельные. Дробные числа. Трудности в употреблении собирательных числительных.

 

 

 

8.Вопросы текущего контроля:

Вопросы вербального контроля:

1. Можно ли научиться хорошо говорить и выступать публично?

2. Каковы классические способы обучения риторике? Какие из этих способов представляются вам самыми эффективными и полезными?

3. Как учились риторике в античности. Древней Руси? Какую риторическую выучку проходили в университетах русские ученые и писатели XIX века?

4. Какова роль письменной речи в подготовке оратора?

5. Знаете ли вы людей, которые, на ваш взгляд, хорошо и ясно говорят, выступа­ют публично? Как вы думаете, за счет чего это происходит?

6. Составьте речевой портрет знакомого вам хорошего оратора. Благодаря чему, на ваш взгляд, люди добиваются успеха в речи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.009 с.)