Упражнение 1.1.1. «Дирижеры» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 1.1.1. «Дирижеры»



Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

 

Упражнение 1.1.2. «Лесенка»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

 

Упражнение 1.1.3. «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

 

Упражнение 1.1.4. «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.

Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

Упражнение 1.1.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики

повествовательных предложений.

Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.

Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

 

Упражнение 1.1.6. «Диктант»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

 

Пример текста: «Лиса и собаки».

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л.Толстой)

 

Упражнение 1.1.7. «»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

 

Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

 

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

 

Упражнение 1.1.8. «»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.016 с.)