Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1: Понятие и история науки.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тематический план дисциплины
Лекционные занятия. Лекция 1: Понятие и история науки. 1. Что есть наука? 2. Структура научного знания; 3. Специфика научного метода; 4. Развитие европейской науки: основные этапы Лекция 2: Онтология науки. Философские проблемы научной картины мира. 1. Научная картина мира; 2. Рациональность и типы рациональностей в конструировании современной научной картины мира. Наука и псевдонаука; 3. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира. Лекция 3: Современные проблемы научной методологии. 1. Что такое метод, методология, гносеология. Структура научного метода;
2. Основные гносеологические идеи науки и научного метода;
3. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.
Лекция 4: Естествознание, гуманитарные и технические науки. 1. Специфика естественных наук; 2. Разделение наук на «естественные» и гуманитарные; 3. Первые технические науки как прикладное естествознание.
Практические занятия Занятие 1-2: Понятие и история науки.(4 часа) 1. Развитие европейской науки: основные этапы 2. Классическая наука: основные открытия, деятели, идеи 3. Неклассическая наука. Занятие 3-4: Онтология науки. Философские проблемы научной картины мира.(4 часа) 1. Функции научной картины мира. 2. Исторические формы научной картины мира. 3. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Занятие 5-7: Современные проблемы научной методологии (6 часа)
1. Структура эмпирического знания. 2. Научный факт и проблема его интерпретации.
3. Научные методы и логика эмпирического исследования. Занятие 8-10: Естествознание, гуманитарные и технические науки (6 час) 1. Специфика естественнонаучного познания; 2. Основные методологические идеи классического естествознания; 3. Проблемы и кризис классического естествознания; 4. Идейные основания рождения гуманитарных наук; 5. Принципы гуманитарных наук; 6. Виды гуманитарных наук и их методологическая специфика. 7. Место и роль техники в структуре научной картины мира. 8. Отношение технических наук к естественным и гуманитарным наукам. 9. Основные типы технических наук. 10. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Линейная и эволюционная модели развития.
Занятие 11-13: Наука, человек, культура и общество. 1. Значение науки в жизни человека и общества; 2. Изменение соотношения науки и техники в истории развития общества. 3. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. 4. Технический оптимизм и технический пессимизм как две альтернативные парадигмы. 5. Образы науки и техники в культуре: традиционная и проектная культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Что есть наука, какова ее структура и законы. 2 Что такое метод, методология, гносеология. 3 Структура научного метода. 4 Основные гносеологические идеи науки и научного метода 5 Основные исторические этапы формирования европейской науки. 6 Основные открытия в истории европейской науки. 7 Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение. 8 Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. 9 Структура эмпирического знания. 10 Научные методы и логика эмпирического исследования. 11 Специфика естественных, гуманитарных и технических наук. 12 Научно-техническое развитие и культурный прогресс. Образы науки и техники в культуре. 13 Карл Поппер и логический позитивизм 14 Методология антикумулятивизма Томаса Куна 15 Парадигма и научное сообщество 16 Научная революция 17 Методологические идеи науки Пола Фейерабенда 18 Кризис аналитической философии науки 19 Гипотеза. Виды гипотез 20 Абстрагирование и идеализация 21 Гипотетико-дедуктивный метод 22 Эмпирические методы научного познания:наблюдение,измерение,эксперимент 23 Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм 24 Взаимоотношение теории с фактами 25 Научное объяснение. Виды научного объяснения. 26 Метод понимания в науке. 27 Понятие истины в философии науки XX века 28 Научная рациональность и истина 29 Историческое происхождение дифференциации наук, их Методологическое основание и социальное значение 30 Этический смысл науки и техники
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ 1. Принцип верифицируемости как современная идея философии науки 2. Методология фальсифиционизма в современной философии науки 3. Содержание и правдоподобие научных теорий 4. Условия роста научного знания 5. Модельразвития науки 6. Карл Поппер и логический позитивизм 7. Методология антикумулятивизма Томаса Куна 8. Парадигма и научное сообщество 9. Научная революция 10. Методологические идеи науки Пола Фейерабенда 11. Кризис аналитической философии науки 12. Гипотеза. Виды гипотез 13. Абстрагирование и идеализация 14. Гипотетико-дедуктивный метод 15. Эмпирические методы научного познания:наблюдение,измерение,эксперимент 16. Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм 17. Взаимоотношение теории с фактами 18. Научное объяснение. Виды научного объяснения. 19. Метод понимания в науке. 20. Понятие истины в философии науки XX века 21. Научная рациональность и истина 22. Историческое происхождение дифференциации наук, их Методологическое основание и социальное значение 23. Этический смысл науки и техники ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература
1. Введение в историю и философию науки / Под ред. проф. С.А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. М., 2007. 2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2011.
3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007. 4. Ивин А.А. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. М., 2007. 5. История информатики и философия информационной реальности: Учебное пособие для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Р.М. Юсупова, проф. В.П. Котенко. М., 2007. 6. История и философия науки / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2007. 7. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. М., 2007. 8. Лекции по философии науки: Учебное пособие / Отв. ред. В.И. Пржиленский М.- Ростов на/Д., 2008. 9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005. 10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2008. 11. Никифоров А.Л. Философия науки: теория и история. М., 2010. 12. Степин B.C. История и философия науки. М., 2012. 13. Философия естественных наук. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 14. Философия математики и технических наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 15. Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. Коллектив авторов. М., 2007. 16. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2010.
Энциклопедии, хрестоматии 1. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции категории). М., 2008. 2. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Изд. 2-е. / Под ред. В.С. Стёпина. М., 2010. 3. Хрестоматия по истории науки и техники / Под ред Ю.Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005. 4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. В.А. Лекторского. М., 2009.
Дополнительная литература 1. Агацци Эвандро. Моральное измерение науки и техники. М., 1999. 2. Бердяев А.Н. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. 3. Воронин А.А. Миф техники. М., 2004. 4. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 5. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Изд. 2-е. М., 2010. 6. Клейнпетер Г. Теория познания современного естествознания. Изд 2-е. М., 2007. 7. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной. М., 2001. 8. Кохановский В. П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999. 9. Майцнер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. М., 2009. 10. Мамфорд. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. 11. Митчам К. Что такое философия техники. М., 1995. 12. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. Учебное пособие. М., 1998. 13. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 14. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 15. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Что есть наука? Наука ‑ культурная форма и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Суть науки ‑ исследование. Содержанием Н. является познание ‑ способность человека к постижению Истины. Но это содержание требует соответствующей формы. Такая форма вырабатывается в культуре. Принцип этой культурной формы ‑ независимость знания от мнения какого-либо лица. Гарантом такой независимости являлся объективный (или, как говорят сегодня ‑ «интерсубъектиный») метод получения знания. Структура научного знания. Структура научного познания может быть представлена в совокупности таких элементов: 1. Субъект науки — отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в конечном счете — общество в целом. Субъекты науки исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных или духовных) в данных условиях и в определенное время. Чтобы стать субъектом научной деятельности необходимы: специфическая подготовка, в ходе которой он осваивает предшествующий и современный ему концептуальный материал, сложившиеся средства и методы его постижения, делает их своим достоянием, учится грамотно им оперировать, усваивает определенную систему ценностных, мировоззренческих и нравственных ориентации и целевых установок, специфичных именно для научного познания. б. Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, т.е. - это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п. В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; во-вторых, — объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания. в структуре всякого научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т. д. Имея в виду подобные элементы, В. И. Вернадский указывал, что «есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений»2. Этим наука отличается и от всякого другого знания и духовного проявления человечества. Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). 3) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов: фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; философские установки (основания); социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные). 4) Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).
Специфика научного метода. Понятие и определение научного метода – Метод – от гречес. «методос.» - путь исследования, познания, теория, учение. Идея метода в соответствии с учением И. Канта: человек в своем мышлении осуществляет переход от разрозненных смутных представлений к рационально сформированному цельному представлению.(«Критика чистого разума») Характерные признаки метода и научного подхода, т.е. рационалистического познания 1) Понятийность 2) Логизм 3) Объективизм 4) Предметность 5) Многоаспектность 6) Системность 7) Эмпиризм 8) Универсальность
Научная картина мира. Два рабочих определения понятия научной картины мира: « Картина мира – целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира» (Философский словарь, под ред. И. Т. Фролова, 1991.) 2) «Картина мира – это более или менее целостная, ценностно-значимая совокупность обобщенных представлений об окружающей действительности» (С. В. Каменев «Европейская наука: от расцвета – к новому рождению», 2005). Автор понятия «картина мира» - австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Смысловое предназначение понятия картины мира – формировать мировоззрение человека. Специфические признаки картины мира 1) Целостность 2) Схематическая(геометрическая) образность 3) Историчность 4) Социальность 5) Осмысленность 6) Этичность 7) Реалистичность 8) Дискурсивность 9) Идеальность
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Философия техники (15 час.) 1. Техническое развитие и культурный прогресс. Образы техники в культуре. Исторические этапы и закономерности развития техники. 2. Философия техники в системе западноевропейской философии: основные теории. 3. Философии техники в русской философии и науке: основные теории. Литература:
1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007. 2. Философия математики и технических наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 3. Агацци Эвандро. Моральное измерение науки и техники. М., 1999. 4. Бердяев А.Н. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. 5. Воронин А.А. Миф техники. М., 2004. 6. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 7. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Изд. 2-е. М., 2010. 8. Мамфорд. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. 9. Митчам К. Что такое философия техники. М., 1995.
Тема 5: Литература. 1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2011. 2. Лекции по философии науки: Учебное пособие / Отв. ред. В.И. Пржиленский М.- Ростов на/Д., 2008. 3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005. 4. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2008. 5. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ТЕСТЫ. Контрольные тесты предназначены для магистров очной формы обучения, изучающих курс «История и методология науки». Тесты необходимы как для контроля знаний в процессе текущей промежуточной аттестации, так и для оценки знаний, результатом которой может быть допуск к экзамену или выставление зачета. При работе с тестами студенту предлагается выбрать один вариант ответа из трех – четырех предложенных. В то же время тесты по своей сложности неодинаковы. Среди предложенных имеются тесты, которые содержат несколько вариантов правильных ответов. Студенту необходимо указать все правильные ответы. Тесты рассчитаны как на индивидуальное, так и на коллективное их решение. Они могут быть использованы в процессе и аудиторных занятий, и самостоятельной работы. Отбор тестов, необходимых для контроля знаний в процессе промежуточной и итоговой аттестации производится каждым преподавателем индивидуально. Результаты выполнения тестовых заданий оцениваются преподавателем по пятибалльной шкале для выставления аттестации или по системе «зачет» – «не зачет». Оценка «отлично» выставляется при правильном ответе на более чем 90% предложенных преподавателем тестов. Оценка «хорошо» – при правильном ответе на более чем 70% тестов. Оценка «удовлетворительно» – при правильном ответе на 50% предложенных студенту тестов. Один из философов Нового времени был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия - индуктивное обобщение данных опыта. Кто был этот философ? а) Р. Бэкон; б) Ф. Бэкон; в) Р. Декарт; г) О. Конт. 9. Р. Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. «Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению». Какие это два пути, по Декарту: а) интуиция и дедукция; б) наблюдение и индукция; в) моделирование и эксперимент; г) анализ и синтез. 10. Кто впервые сформулировал в науке отличие абсолютного и относительного характера пространства и времени: а) Аристотель; б) Н. Кузанский; в) И. Ньютон; г) Д. Бруно. 11. Какое из приведенных положений лежит в основе эмпирического метода Ф. Бэкона: а) ведущая роль в процессе познания принадлежит опыту, приобретаемому, прежде всего в эксперименте; б) по своей достоверности чувственное познание стоит на самой низкой ступени и не достигает ясности и отчетливости; в) эмпирический уровень познания основывается на индивидуально-психологических особенностях человека; г) эмпирическое знание способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное – особенности. 12. Какое из перечисленных положений раскрывает содержание «интеллектуальной интуиции» Р. Декарта: а) отчетливое представление ума, не вызывающее никакого сомнения; б) вершина достоверного знания; в) «внутренний свет» человеческого сознания, дающий непосредственное, целостное понимание действительности; г) форма знания, постигающего всю мировую связь причин и следствий. 13. Какой из перечисленных методов познания Ф. Бэкон называл индуктивным: а) метод восхождения от абстрактного к конкретному; б) метод познания, опирающийся на показания органов чувств и предусматривающий движение мысли от частного к общему; в) метод определения неизвестного через ранее познанное и известное; г) умозаключения, выводящиеся из определенных предпосылок. 14. В структуре научного познания различают уровни: а) эмпирический, статистический; б) динамический, виртуальный; в) теоретический, эмпирический; г) динамический, теоретический. 15. Какой метод научного познания не относится к методам эмпирического уровня познания: а) наблюдение; б) абстрагирование; в) измерение; г) эксперимент. 16. Какая форма научного познания наиболее ярко выражает необходимость дальнейшего развития познания: а) факт; б) проблема; в) гипотеза; г) теория. 17. Найдите наиболее правильное определение категории «научный закон»: а) это вероятность наступления ожидаемого события, равная единице; б) это общее и необходимое в существовании вещей; в) это существенная связь между явлениями в природе и обществе; г) внутренняя, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений и процессов, обусловливающая их упорядоченное изменение; д) это категория, отражающая сложность реальных связей, отношений и взаимодействий внешнего мира. 18. Принцип верификации утверждает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно: а) логически непротиворечиво; б) эмпирически проверяемо; в) математически достоверно; г) теоретически неопровержимо. ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература
1. Введение в историю и философию науки / Под ред. проф. С.А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. М., 2007. 2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2011.
3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007. 4. Ивин А.А. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. М., 2007. 5. История информатики и философия информационной реальности: Учебное пособие для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Р.М. Юсупова, проф. В.П. Котенко. М., 2007. 6. История и философия науки / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2007. 7. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. М., 2007. 8. Лекции по философии науки: Учебное пособие / Отв. ред. В.И. Пржиленский М.- Ростов на/Д., 2008. 9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005. 10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2008. 11. Никифоров А.Л. Философия науки: теория и история. М., 2010. 12. Степин B.C. История и философия науки. М., 2012. 13. Философия естественных наук. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 14. Философия математики и технических наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 15. Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. Коллектив авторов. М., 2007. 16. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2010.
Энциклопедии, хрестоматии 1. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции категории). М., 2008. 2. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Изд. 2-е. / Под ред. В.С. Стёпина. М., 2010. 3. Хрестоматия по истории науки и техники / Под ред Ю.Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005. 4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. В.А. Лекторского. М., 2009.
Дополнительная литература 1. Агацци Эвандро. Моральное измерение науки и техники. М., 1999. 2. Бердяев А.Н. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. 3. Воронин А.А. Миф техники. М., 2004. 4. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 5. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Изд. 2-е. М., 2010. 6. Клейнпетер Г. Теория познания современного естествознания. Изд 2-е. М., 2007. 7. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной. М., 2001. 8. Кохановский В. П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999. 9. Майцнер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. М., 2009. 10. Мамфорд. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. 11. Митчам К. Что такое философия техники. М., 1995. 12. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. Учебное пособие. М., 1998. 13. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 14. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 15. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ГЛОССАРИЙ Словарь основных понятий Абстракция ‑ ( от лат. «отвлечение») формирование образов реальности посредством отвлечения свойств от их носителей и вещей от условий их существования. Абстрагирование есть формальная сторона идеирования, т.е. общей способности разума видеть сущность (всеобщее) за единичным существованием. Верификация, верифицируемость (лат. verificare — доказать истину) — понятие методологии науки, характеризующее возможность установления истины научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Гипотеза ‑ теоретическое предположение о сущности предмета познания. Г. вызревает вместе с постановкой проблемы и является необходимой предпосылкой для начала научного исследования. Бессмысленно вступать в область неизвестного не имея никаких предположений, что можно там встретить.
Гипотетико-дедуктивный метод — способ научного исследования, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путем дедуктивного вывода из нее эмпирически проверяемых следствий. Дедукция и индукция – основные методы рационалистического познания, которыми пользуется любой учёный, создавая свою теорию. Метод Д.был открыт и представлен Аристотелем. Основной принцип данного метода состоит в том, что мысль движется от общего к частному, когда данные опыта осмысливаются в соответствии с некоторыми аксиомами, которые выше всякого частного опыта и определяют его понимание.Метод И.был представлен Ф.Бэконом. Метод И. есть обратное движение мысли – от частного к общему. Этот метод опирается на данные чувств, которые впоследствии систематизируются в сознании, в результате выводятся общие признаки различных. Детерминизм - Детерминизм и индетерминизм ‑ Д. ‑ мировоззренческая (1) позиция, имеющая место, как в философском, так и научном познании, согласно которой все явления причинно(2) обусловлены. Очевидная недостаточность принципа причинности для объяснения многих явлений, открытие роли вероятностных процессов (в квантовой физике) и самоорганизующихся систем ‑ привело к появлению И. (отрицание или ограничение принципа причинности). Тем не менее, Д. сохраняет свою силу, поскольку расширяет идею причинности до взаимодействия (а понятие закона не сводит только к причине). И. не отрицает понятия закона и закономерности, поэтому роль И. не является самостоятельной, но значима только в рамках критики всеобщности принципа причинности Закон ‑ ( слово происходит от сущ. Конъ, которое означает «предел», кон ец, начало. З. есть устойчивое, повторяющееся отношение между вещами или событиями, которое определяет их существование. Интерпретация ‑ (от лат. «разъяснение», «истолкование») ‑ осмысленный выбор из множества значений слова, высказывания или любого наблюдаемого факта тех из них, которые соответствуют данной ситуации или контексту. Интуиция и интуитивизм ‑ интуиция ‑ безусловная способность человека к непосредственному пониманию смысла и познанию, минуя обоснование и доказательство. Иррационализм ‑ направление в философии, которое отрицает или ограничивает, с одной стороны, возможности разума в познании мира, а с другой, отвергает или снижает степень разумности порядков мира. На место разума выдвигаются другие духовные способности человека: мистическая интуиция, откровение, воля, вера, инстинкт и т.п. Информация ‑ (от лат. Information – разъяснение, изложение, осведомленность) передаваемое сведение, знание. Истина – объективный закон, воспринимаемый разумом. В истории философии было выдвинуто несколько концепций критерия истинности: 1) Критерий соответствия суждения (теории) фактам. 2) Критерий логического соответствия суждений, теорий и наблюдений некоторым самоочевидным принципам (основоположениям). 3) Критерий логической полноты и непротиворечивости. 4) Критерий практики. 6) Герменевтический критерий. 5) Прагматический критерий. Категории ‑ наиболееобщие определения существования, имеющие универсальное значение для любых вещей или событий. Например, такие категории как время, пространство, бытие и др. Критерий научности ‑ один из самых острых вопросов, которые обсуждаются в современной философии и методологии науки. В чем состоит отличие научного познания (знания), от обыденного ‑ с одной стороны, и философского ‑ с другой. Можно ли, например, провести различие между научным и ненаучным как между истинным и ложным? Можно ли каждый опыт философствования назвать научным? Каузальный (от лат. causa — причина) — причинный.
Квантификация (от лат. quantum — сколько) — количественное измерение качественных признаков.
Логика – комплекс знаний (наука) об основных законах интеллектуальной деятельности человека. В основе Л. лежит учение о принципах связности мышления и последовательности его представления в суждениях. Л. учит как должно делать умозаключения. Л. является одновременной и объективной наукой, которая изучает, исследует пути, которые проходит человеческое мышление от незнания к знанию, и одновременно с этим, Л. является образцом правильного последовательного мышления. Метод ‑ ( отгреч. «путь») ‑ «путь» познания (синоним «научного подхода»), суть научного исследования. М. есть ни что иное как последовательное (методическое) использование основных категорий. Именно наличие метода отличает научное познание от обыденного. Методология ‑ учение о принципах, методах, средствах и процедурах научного познания. М. есть философское, т.е. предельно обобщающее обоснование того или иного научного подхода и метода. М. – это философия научного метода. Моделирование (модель) ‑ универсальный метод познания (общий как теоретическому, так и эмпирическому уровню), основанный на замещении одного объекта (А) подобным в некотором отношении другим (В) так, что знание о (В) обратимо считается знанием о (А). Замещение, подобие и обратимость ‑ три необходимых условия М. (построения моделей). Объект считается моделью, если соблюдены все эти условия. Каких-либо иных ограничений для модели не существует. Она может быть вещественной (материальной) и идеальной, структурной и субстратной, физической и математической, статической и динамической, синтетической и аналитической, дедуктивной и индуктивной. Наблюдение научное – целенаправленное получение данных о лбом объекте и субъекте через внешние органы чувств.Общая цельН.(как и эксперимента) установить причину или вычленить воздействующий фактор некоторого явления в его естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях. Общим условием такого вычленения является по возможности точная фиксация условий наблюдения (для чего обязателен протокол Н.) и, следовательно, повторяемость. Наука ‑ культурная форма и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Суть науки ‑ исследование. Содержанием Н. является познание ‑ способность человека к постижению Истины. Научно-исследовательская программа - серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов. Н. - и. п. явл. осн. единицей развития научного знания. Она состоит из ядра программы (совокупность конкретно-научных и онтологических допущений, сохраняющаяся без изменений во всех теориях Н.-и. и:защитного пояса (совокупность вспомогательных гипотез, предохраняющих ядро от фальсификации и изменяемых от теории к теории); позитивной и негативной эвристики (методологические правила, способствующие позитивному развитию Н.-и. п. и ограничивающие множество возможных путей исследования).
Натурфилософия, или философия природы — абстрактно-умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук.
Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направления.
Нелинейность — подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции. Линейный подход отрицает многовариантность, наличие выбора направления и темпов эволюции.
Объект и субъект ‑ О. (лат. «предмет», «противолежащее») ‑ то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности. О. следует отличать от предмета познания или деятельности. Предмет или «предметная область» ‑ та совокупность свойств О., которая вычленяется познавательными или практическими средствами. С. ‑ (букв. с лат. «под-лежащее») источник и носитель активного отношения к О. Противопоставление С. и О. (субъективного и объективного) идет от Декарта и основано на характеристике познавательного (гно
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.015 с.) |