Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2: Онтология науки. Философские проблемы научной картины мира.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Научная картина мира; 2. Рациональность и типы рациональностей в конструировании современной научной картины мира. Наука и псевдонаука; 3. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира. Лекция 3: Современные проблемы научной методологии. 1. Что такое метод, методология, гносеология. Структура научного метода;
2. Основные гносеологические идеи науки и научного метода;
3. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.
Лекция 4: Естествознание, гуманитарные и технические науки. 1. Специфика естественных наук; 2. Разделение наук на «естественные» и гуманитарные; 3. Первые технические науки как прикладное естествознание.
Практические занятия Занятие 1-2: Понятие и история науки.(4 часа) 1. Развитие европейской науки: основные этапы 2. Классическая наука: основные открытия, деятели, идеи 3. Неклассическая наука. Занятие 3-4: Онтология науки. Философские проблемы научной картины мира.(4 часа) 1. Функции научной картины мира. 2. Исторические формы научной картины мира. 3. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Занятие 5-7: Современные проблемы научной методологии (6 часа)
1. Структура эмпирического знания. 2. Научный факт и проблема его интерпретации.
3. Научные методы и логика эмпирического исследования. Занятие 8-10: Естествознание, гуманитарные и технические науки (6 час) 1. Специфика естественнонаучного познания; 2. Основные методологические идеи классического естествознания; 3. Проблемы и кризис классического естествознания; 4. Идейные основания рождения гуманитарных наук; 5. Принципы гуманитарных наук; 6. Виды гуманитарных наук и их методологическая специфика. 7. Место и роль техники в структуре научной картины мира. 8. Отношение технических наук к естественным и гуманитарным наукам. 9. Основные типы технических наук. 10. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Линейная и эволюционная модели развития.
Занятие 11-13: Наука, человек, культура и общество. 1. Значение науки в жизни человека и общества; 2. Изменение соотношения науки и техники в истории развития общества. 3. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. 4. Технический оптимизм и технический пессимизм как две альтернативные парадигмы. 5. Образы науки и техники в культуре: традиционная и проектная культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Что есть наука, какова ее структура и законы. 2 Что такое метод, методология, гносеология. 3 Структура научного метода. 4 Основные гносеологические идеи науки и научного метода 5 Основные исторические этапы формирования европейской науки. 6 Основные открытия в истории европейской науки. 7 Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение. 8 Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. 9 Структура эмпирического знания. 10 Научные методы и логика эмпирического исследования. 11 Специфика естественных, гуманитарных и технических наук. 12 Научно-техническое развитие и культурный прогресс. Образы науки и техники в культуре. 13 Карл Поппер и логический позитивизм 14 Методология антикумулятивизма Томаса Куна 15 Парадигма и научное сообщество 16 Научная революция 17 Методологические идеи науки Пола Фейерабенда 18 Кризис аналитической философии науки 19 Гипотеза. Виды гипотез 20 Абстрагирование и идеализация 21 Гипотетико-дедуктивный метод 22 Эмпирические методы научного познания:наблюдение,измерение,эксперимент 23 Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм 24 Взаимоотношение теории с фактами 25 Научное объяснение. Виды научного объяснения. 26 Метод понимания в науке. 27 Понятие истины в философии науки XX века 28 Научная рациональность и истина 29 Историческое происхождение дифференциации наук, их Методологическое основание и социальное значение 30 Этический смысл науки и техники
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ 1. Принцип верифицируемости как современная идея философии науки 2. Методология фальсифиционизма в современной философии науки 3. Содержание и правдоподобие научных теорий 4. Условия роста научного знания 5. Модельразвития науки 6. Карл Поппер и логический позитивизм 7. Методология антикумулятивизма Томаса Куна 8. Парадигма и научное сообщество 9. Научная революция 10. Методологические идеи науки Пола Фейерабенда 11. Кризис аналитической философии науки 12. Гипотеза. Виды гипотез 13. Абстрагирование и идеализация 14. Гипотетико-дедуктивный метод 15. Эмпирические методы научного познания:наблюдение,измерение,эксперимент 16. Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм 17. Взаимоотношение теории с фактами 18. Научное объяснение. Виды научного объяснения. 19. Метод понимания в науке. 20. Понятие истины в философии науки XX века 21. Научная рациональность и истина 22. Историческое происхождение дифференциации наук, их Методологическое основание и социальное значение 23. Этический смысл науки и техники ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература
1. Введение в историю и философию науки / Под ред. проф. С.А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. М., 2007. 2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2011.
3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007. 4. Ивин А.А. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. М., 2007. 5. История информатики и философия информационной реальности: Учебное пособие для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Р.М. Юсупова, проф. В.П. Котенко. М., 2007. 6. История и философия науки / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2007. 7. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. М., 2007. 8. Лекции по философии науки: Учебное пособие / Отв. ред. В.И. Пржиленский М.- Ростов на/Д., 2008. 9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005. 10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2008. 11. Никифоров А.Л. Философия науки: теория и история. М., 2010. 12. Степин B.C. История и философия науки. М., 2012. 13. Философия естественных наук. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 14. Философия математики и технических наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 15. Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. Коллектив авторов. М., 2007. 16. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2010.
Энциклопедии, хрестоматии 1. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции категории). М., 2008. 2. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Изд. 2-е. / Под ред. В.С. Стёпина. М., 2010. 3. Хрестоматия по истории науки и техники / Под ред Ю.Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005. 4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. В.А. Лекторского. М., 2009.
Дополнительная литература 1. Агацци Эвандро. Моральное измерение науки и техники. М., 1999. 2. Бердяев А.Н. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. 3. Воронин А.А. Миф техники. М., 2004. 4. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. 5. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Изд. 2-е. М., 2010. 6. Клейнпетер Г. Теория познания современного естествознания. Изд 2-е. М., 2007. 7. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной. М., 2001. 8. Кохановский В. П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999. 9. Майцнер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. М., 2009. 10. Мамфорд. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. 11. Митчам К. Что такое философия техники. М., 1995. 12. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. Учебное пособие. М., 1998. 13. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 14. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 15. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.006 с.) |