Лекция 2: Онтология науки. Философские проблемы научной картины мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2: Онтология науки. Философские проблемы научной картины мира.



1. Научная картина мира;

2. Рациональность и типы рациональностей в конструировании

современной научной картины мира. Наука и псевдонаука;

3. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

Лекция 3: Современные проблемы научной методологии.

1. Что такое метод, методология, гносеология. Структура научного метода;

 

2. Основные гносеологические идеи науки и научного метода;

 

3. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.

 

Лекция 4: Естествознание, гуманитарные и технические науки.

1. Специфика естественных наук;

2. Разделение наук на «естественные» и гуманитарные;

3. Первые технические науки как прикладное естествознание.

 

Практические занятия

Занятие 1-2: Понятие и история науки.(4 часа)

1. Развитие европейской науки: основные этапы

2. Классическая наука: основные открытия, деятели, идеи

3. Неклассическая наука.

Занятие 3-4: Онтология науки. Философские проблемы научной картины мира.(4 часа)

1. Функции научной картины мира.

2. Исторические формы научной картины мира.

3. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры

цивилизационного развития.

Занятие 5-7: Современные проблемы научной методологии (6 часа)

 

1. Структура эмпирического знания.

2. Научный факт и проблема его интерпретации.

 

3. Научные методы и логика эмпирического исследования.

Занятие 8-10: Естествознание, гуманитарные и технические науки (6 час)

1. Специфика естественнонаучного познания;

2. Основные методологические идеи классического естествознания;

3. Проблемы и кризис классического естествознания;

4. Идейные основания рождения гуманитарных наук;

5. Принципы гуманитарных наук;

6. Виды гуманитарных наук и их методологическая специфика.

7. Место и роль техники в структуре научной картины мира.

8. Отношение технических наук к естественным и

гуманитарным наукам.

9. Основные типы технических наук.

10. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Линейная и эволюционная модели развития.

 

Занятие 11-13: Наука, человек, культура и общество.

1. Значение науки в жизни человека и общества;

2. Изменение соотношения науки и техники в истории развития общества.

3. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

4. Технический оптимизм и технический пессимизм как две альтернативные парадигмы.

5. Образы науки и техники в культуре: традиционная и проектная культуры.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что есть наука, какова ее структура и законы.

2 Что такое метод, методология, гносеология.

3 Структура научного метода.

4 Основные гносеологические идеи науки и научного метода

5 Основные исторические этапы формирования европейской науки.

6 Основные открытия в истории европейской науки.

7 Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.

8 Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.

9 Структура эмпирического знания.

10 Научные методы и логика эмпирического исследования.

11 Специфика естественных, гуманитарных и технических наук.

12 Научно-техническое развитие и культурный прогресс. Образы науки и техники в культуре.

13 Карл Поппер и логический позитивизм

14 Методология антикумулятивизма Томаса Куна

15 Парадигма и научное сообщество

16 Научная революция

17 Методологические идеи науки Пола Фейерабенда

18 Кризис аналитической философии науки

19 Гипотеза. Виды гипотез

20 Абстрагирование и идеализация

21 Гипотетико-дедуктивный метод

22 Эмпирические методы научного познания:наблюдение,измерение,эксперимент

23 Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм

24 Взаимоотношение теории с фактами

25 Научное объяснение. Виды научного объяснения.

26 Метод понимания в науке.

27 Понятие истины в философии науки XX века

28 Научная рациональность и истина

29 Историческое происхождение дифференциации наук, их Методологическое основание и социальное значение

30 Этический смысл науки и техники

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

1. Принцип верифицируемости как современная идея философии науки

2. Методология фальсифиционизма в современной философии науки

3. Содержание и правдоподобие научных теорий

4. Условия роста научного знания

5. Модельразвития науки

6. Карл Поппер и логический позитивизм

7. Методология антикумулятивизма Томаса Куна

8. Парадигма и научное сообщество

9. Научная революция

10. Методологические идеи науки Пола Фейерабенда

11. Кризис аналитической философии науки

12. Гипотеза. Виды гипотез

13. Абстрагирование и идеализация

14. Гипотетико-дедуктивный метод

15. Эмпирические методы научного познания:наблюдение,измерение,эксперимент

16. Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм

17. Взаимоотношение теории с фактами

18. Научное объяснение. Виды научного объяснения.

19. Метод понимания в науке.

20. Понятие истины в философии науки XX века

21. Научная рациональность и истина

22. Историческое происхождение дифференциации наук, их Методологическое основание и социальное значение

23. Этический смысл науки и техники

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная учебная литература

 

1. Введение в историю и философию науки / Под ред. проф. С.А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. М., 2007.

2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2011.

 

3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007.

4. Ивин А.А. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. М., 2007.

5. История информатики и философия информационной реальности: Учебное пособие для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Р.М. Юсупова, проф. В.П. Котенко. М., 2007.

6. История и философия науки / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2007.

7. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. М., 2007.

8. Лекции по философии науки: Учебное пособие / Отв. ред. В.И. Пржиленский М.- Ростов на/Д., 2008.

9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2008.

11. Никифоров А.Л. Философия науки: теория и история. М., 2010.

12. Степин B.C. История и философия науки. М., 2012.

13. Философия естественных наук. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2006.

14. Философия математики и технических наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2006.

15. Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. Коллектив авторов. М., 2007.

16. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2010.

 

Энциклопедии, хрестоматии

1. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции категории). М., 2008.

2. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Изд. 2-е. / Под ред. В.С. Стёпина. М., 2010.

3. Хрестоматия по истории науки и техники / Под ред Ю.Н. Афанасьева и В.М. Орла. М., 2005.

4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. В.А. Лекторского. М., 2009.

 

Дополнительная литература

1. Агацци Эвандро. Моральное измерение науки и техники. М., 1999.

2. Бердяев А.Н. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1994.

3. Воронин А.А. Миф техники. М., 2004.

4. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

5. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Изд. 2-е. М., 2010.

6. Клейнпетер Г. Теория познания современного естествознания. Изд 2-е. М., 2007.

7. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной. М., 2001.

8. Кохановский В. П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999.

9. Майцнер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. М., 2009.

10. Мамфорд. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001.

11. Митчам К. Что такое философия техники. М., 1995.

12. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. Учебное пособие. М., 1998.

13. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

14. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

15. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.017 с.)