Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. История становления и развития социологии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели учебной дисциплины
В результате изучения дисциплины «Социология» студенты должны получить: - теоретические представления о методологии познания общества как социальной системы и ее элементов, а также представления о технологии анализа (диагностики) и управления социальными процессами; - практические навыки выявления социальных проблем и их социологического анализа; применение основных подходов к анализу социальных явлений и процессов, выработка практических решений анализируемых проблем.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Знать: · культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; · основные концепции социального прогресса; · основные методы социологического исследования; · виды социальных общностей, групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; · особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности; · социологическое понимание личности как социально типического в индивидах, понятия социализации, девиации и социального контроля; . Уметь: · анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; · применять методы эмпирического социологического исследования в своей профессиональной деятельности. Владеть: · современными методами и техниками социологического исследования; · навыками организации научно-исследовательской работы в области социологии
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование а) общекультурные (ОК): · способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); б) профессиональными(ПК) · способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2). .
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по направление подготовки 050100 – «Педагогическое образование» «Философия», «История».
1. 4. Организационно-методический план
1.5. Описание структуры учебно-методического комплекса дисциплины
2. Тематический план учебной дисциплины 2.1. Тематический план для очной формы обучения
2.2. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
2.3. модульно-рейтинговая карта дисциплины «социолоГиЯ»
РЕЙТИНГ-КАРТА СТУДЕНТА по изучению дисциплины «Социология»
2.5. Содержание теоретических разделов дисциплины СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Планы семинаров (18 часов)
Тема 1. Развитие социологической теории. (4 час., 6 час. с/р) Занятие 1. 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. 2. Становление социологии как науки. 3. Социология «отцов-основоположников» социологии (О. Конт, Г. Спенсер). Занятие 2. 1. История развития социологической мысли в России. 2. Современная западная социология. Основная литература: 1. Асп, Э.К. Введение в социологию. Пер. с финск. / СПб., 1998. – 248 с. 2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник 3-е издание. Издательство: Феникс Ростов/Д, 2007. – 572 с. 3. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с. 4. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Издательство: Проспект, 2008 – 384 с.
Дополнительная литература: 1. Горшков, М.К. Уроки и перспективы отечественной социологии // Социс. – 2008. – № 7. 2. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995. 3. Ерекешева, Л.Б. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма // Социс. – 2008. – № 12. 4. Осипов, Г.В. Отечественная социология: история и современность // Социс. – 2009. – № 3. 5. Осипов, Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле // Социс. – 2008. – № 7. 6. Титаренко, Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социс. – 2009. – № 1. Тема 2. Социологический способ исследования. (2 час., 6 час. с/р) Занятие 3. 1. Понятие социологического исследования. 2. Программа социологического исследования. 3. Опрос как основной метод сбора социологической информации. 4. Анализ документов в социологии. 5. Наблюдение как метод социологического исследования Основная литература: 1. Асп, Э.К. Введение в социологию. Пер. с финск. СПб., 1998. – 248 с. 2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник 3-е издание. Издательство: Феникс Ростов/Д, 2007. – 572 с. 3. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с. 4. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Издательство: Проспект, 2008 – 384 с.
Дополнительная литература: 1. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1989. 2. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования: Учебное пособие / М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Олейник, А.Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирийная проверка // Социс. – 2008. – № 7. 4. Савинская, О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социс. – 2007. – № 10. 5. Стацевич, Т.Л. Особенности работы интервьюера при телефонных опросах // Социс. – 1993. – № 7. 6. Шереги, Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М., 1990. 7. Ядов, В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М., 1987. Тема 3. Общество и мировая система. (42 час., 6 час. с/р) Занятие 4. 1. Понятие общества и его основные характеристики. 2. Типология общества. 3. Культура в информационном обществе. Занятие 5. 1. Социальное изменение и социальное развитие. 2. Виды социальных изменений. 3. Синтетические теории социальных изменений. 4. Социальная революция и социальная реформа. Социальная стабильность. 5. Процессы глобализации в современном обществе. 6. Глобальные проблемы современности. 7. Место России в мировых процессах.
Занятие 6. 1. Понятие и исторические типы стратификации. 2. Марксистская теория социальной структуры общества. 3. Современные теории социальной стратификации. 4. Теории социальной мобильности. Занятие 7. 1. Социальные группы и общности. 2. Понятие «социальный институт»: структура и функции. 3. Семья как социальный институт. 4. Социальный институт религии. 5. Труд и экономическая жизнь. 6. Образование как социальный институт. 7. Средства массовой информации и общественное мнение как институты гражданского общества. Основная литература: 1. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. 2. Пригожин, А.И. Современная социология организаций. М., 1995. 3. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. 4. Фролов, С.С. Социология / Учебник. Издательство: Проспект, 2008. Дополнительная литература: 1. Беляева, Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции // Социс. – 2007. – № 11. 2. Дементьва, И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социс. – 2008. – № 9. 3. Карпичев, В.С. Идея неравновесности – возможности для социологии // Социс. – 2008. – № 10. 4. Полтавская, Е.И. О понятии «социальный институт» // Социс. – 2009. – № 3. 5. Симонян, Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // Социс. – 2009. – № 1. 6. Тихонова, Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социс. – 2000. – № 3. 7. Шматко, Н.А. Практические и конструируемые социальные группы: деятельностно-активистский подход / Россия трансформирующееся общество // Под редакцией В.А. Ядова. – М.: Издательство "КАНОН-пресс-Ц", 2001. 8. Штомпка, П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс. – 2001. – № 9.
Тема 5. Личность и общество. (4 час., 4 час. с/р) Занятие 8. 1. Личность как объект и субъект общественных отношений. 2. Ролевая теория личности. 3. Процесс социализации и становление социального «Я». 4. Девиантное и деликвентное поведение. 5. Понятие социального контроля. Агенты социального контроля. Занятие 9. 1. Понятие и типология социального взаимодействия. 2. Формы социального взаимодействия. 3. Социальные конфликты. 4. Формы массового поведения. 5. Типология социальных движений.
Основная литература: 1. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. 2. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. 3. Фролов, С.С. Социология / Учебник. Издательство: Проспект, 2008.
Дополнительная литература: 1. Грошева, И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации //Социс. – 2008. – № 2. 2. Проханов, С.Л. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала XX века // Социс. – 2007. – № 12. 3. Самарин, А.Н. Социальные конфликты в меняющемся обществе // Социс. – 1997. – № 2. 4. Ушакова, Е.С. Суицидальные риски //Социс. – 2008. – № 2. 5. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // Социс. – 2007. – № 12. 6. Явчуновская, Т.М., Степанова, И.Б. Социальная характеристика женской наркопреступности //Социс. – 2008. – № 2.
Примерный перечень тем для составления программы социологического исследования (модульный контроль№2) 1. Досуг школьников. 2. Круг чтения школьников. 3. Музыкальные вкусы школьников. 4. Социально-бытовые проблемы школьников, проживающих в общежитии. 5. Проблема алкогольной зависимости студентов. 6. Проблема никотиновой зависимости школьников. 7. Иерархия ценностей современного школьников. 8. Проблема межполовых отношений. 9. Мотивы выбора экономической профессии. 10. Политическая культура школьников. 11. Проблема студенческой неуспеваемости. 12. Религиозность школьников. 13. Мотивы выбора высшего образования. 14. Роль автомобиля в жизни современной школьников. 15. Ненормативная лексика в речи школьников. 16. Наркотики и школьник. 17. Отношение молодёжи к армии. 18. Использование молодежного жаргона в речи школьников. 19. Телевизионный досуг школьников. 20. Роль физической культуры в жизни школьников. 21. Мотив выбора специальности. 22. Личный бюджет школьников. 23. Подработка в студенческой жизни. 24. Студенческая дружба. 25. Психологический климат в классе. 26. Проблемы адаптации к студенческой жизни. 27. Влияние общественно-политических организаций на школьников. 28. Компьютер в жизни школьников. 29. Интернет и школьник. 30. Семейная перспектива глазами школьников. 31. Проблема поиска работы после института. 32. Проведение летних каникул. 33. Роль радиостанций в досуге. 34. Телевидение в жизни школьников. 35. Влияние учреждений культуры на досуг школьников. 36. Перспектива эмиграции молодежи из России. 37. Отношение школьников к межнациональным конфликтам. 38. Проблема патриотизма в среде школьников. 39. Оценка школьниками перспектив России. 2.7. Вопросы к зачету по дисциплине «Социология» 1. Основоположники социологии как науки (О. Конт, Г. Спенсер). 2. Марксистская социология. 3. Натуралистические школы в социологии. 4. Психологическое направление в социологии. 5. Вклад Э. Дюркгейма в развитие социологии. 6. Основные положения социологической теории М. Вебера. 7. Структурный функционализм. 8. Социологическая теория конфликта. 9. Теория социального обмена. 10. Символический интеракционизм и этнометодология 11. Особенности и этапы развития отечественной социологии. 12. Методология, методика, техника социологического исследования. 13. Стратегический план социологического исследования. 14. Анализ документов в социологическом исследовании. 15. Понятие интервью, виды, специфика применения. 16. Социометрический опрос, его особенности. 17. Эксперимент в социологии. 18. Социальная общность как субъект самостоятельного действия. 19. Социальные группы как форма социальных общностей. 20. Ролевая структура и групповая деятельность. 21. Понятие личности в социологии. Взаимоотношения личности и общества. 22. Статусно-ролевая теория личности. 23. Классификация и иерархия социальных статусов. 24. Характеристики и структура социальной роли. 25. Понятие социализации. Теории социализации. 26. Сущность, этапы, виды социализации. 27. Социологические концепции личности. 28. Сущность и виды социальных контактов. 29. Теория социального действия М. Вебера. 30. Понятие девиации. Девиация и социализация. 31. Типы отклоняющегося поведения. 32. Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. 33. Нормы и ценности в социальных отношениях. 34. Основные понятия и категории социальной стратификации. 35. Социальная мобильность: понятие, формы, факторы, последствия. 36. Современные теории социальной стратификации. 37. Социальный институт. Процесс институционализации. 38. Характерные признаки и структурные элементы основных социальных институтов. 39. Образование как социальный институт 40. Организация как социальный феномен 41. Основные теории социальных изменений. 42. Типология, уровни и направления социальных изменений. 43. Социальные процессы и социальные изменения, их взаимосвязь. 44. Содержание понятия культура. Субкультура, контркультура 45. Культурная идентичность и этноцентризм.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Функции лекций Информационная функция заключается в изложении учебного материала в пределах программы. Преимущества лекции (по сравнению с печатными пособиями) заключается в том, что она возмещает разрыв, неизбежно возникающий между учебником и жизнью. Лектор обязан обеспечить оперативность отбора, обобщения и передачи научной информации, учитывая профиль вуза и подготовленность слушателей к её восприятию. Мировоззренческая функция имманентно присуща лекционному курсу социологии. Логико-методологическая функция призвана формировать мышление студентов. Анализируя состояние науки, лектор вскрывает современную логику её развития и тем самым вооружает слушателей самостоятельного анализа. Воспитательная функция реализуется, отвечая на множество вопросов, возникающих у студентов в связи с событиями в жизни страны и за её пределами. Поэтому воспитательный потенциал лекционного курса в целом и каждой его отдельной темы должен продумываться не менее тщательно, чем его информационная нагрузка. Методическая функция. Через логику науки, а также путем непосредственных методических указаний лектор призван направлять работу студентов над изучением курса. Функции взаимосвязаны между собой и их расчленение является условным, относительным. Но для того, чтобы их синтезировать в едином лекционном процессе, необходим их предварительный анализ и осознание.
Виды лекций Классификацию можно проводить по различным признакам: 1) по специфической роли, которую они играют в процессе обучения; 2) по характеру подхода к излагаемому материалу. Деление лекций на виды не носит, конечно, линейного характера. В живом лекционном процессе всегда можно найти грани лекций разных видов. Но в то же время каждый вид лекций требует при подготовке его особого подхода, а определить этот подход помогает систематизация. Преимущество учебно-программных лекций заключается в том, что с их помощью преподаватель систематически, не нарушая цельности и логической стройности курса, излагает главные, узловые вопросы науки. Вместе с тем, опыт показывает, что чтение учебно-программных лекций порой создает у преподавателя психологическую установку на пересказ учебника, вернее – компиляцию из учебников (по принципу: где какая тема лучше изложена). Подобный вид лекций сформировался в период, когда вузы были плохо обеспечены учебными пособиями и лектор был вынужден давать полный объем информации, знание которой потребуется от студентов на экзамене. Сейчас, когда мы имеем достаточное количество хороших учебников, уже нет основания полагать, что наиболее ценна та лекция, в которой изложено большее количество материала. Информационная функция лекции все больше уступает место логико-методологической и воспитательной. Большинство преподавателей уже отказалось от пересказа учебника. Однако от студентов ещё можно довольно часто услышать такую «положительную» характеристику лекций: «Прочитаешь конспект и иди сдавать; ни в учебники, ни в первоисточники заглядывать не надо». Лекция превращается для них в разновидность шпаргалки - хрестоматийная ясность обеспечит сдачу экзамена, но она заставит незатронутыми ум и душу студента. Следующим видом следует назвать проблемный. Существует три различных толкования проблемной лекции: · лекция, характеризующая не решенные ещё наукой вопросы; · лекция, в которой лектор подходит к теме как к научной проблеме, т.е. не просто излагает факты и демонстрирует действие законов, но и показывает тенденции развития науки, значение её открытий для практики, их методологическую и мировоззренческую роль; · лекция, которая посвящена отдельным, наиболее важным вопросам курса. К вузовским проблемным лекциям по социологии применимы второе и третье определения в их совокупности; первое воплощается в лекционном процессе лишь частично, в зависимости от подготовленности аудитории. Разработанная лектором тематика проблемного курса должна быть обсуждена на заседании кафедры или методической комиссии. При этом очень важно построить учебный процесс так, чтобы все темы курса были изучены студентами – через прослушивание лекций, участие в работе семинара или самостоятельно. По темам, вынесенным на самостоятельное изучение, обязательно должны быть организованы консультации. Только в этом случае проблемные лекции будут способствовать более глубокому усвоению курса. Установочные лекции призваны помочь студентам организовать работу над изучением предмета, особенно для студентов заочного обучения. В установочной лекции преподаватель должен проанализировать программу курса социологии, разъяснить логическую последовательность тем, дать анализ исходных социологических понятий и законов, рассказать об основных учебных пособиях, о требованиях, которые предъявляются к знаниям студентов на экзаменах, дать методические советы по самостоятельному изучению первоисточников и написанию контрольных работ. От качества установочной лекции во многом зависит успех всей будущей работы студентов над изучением курса. Поэтому кафедра должна настойчиво добиваться, чтобы на неё б
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.011 с.) |