Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19. Формы массового поведения. Типология социальных движений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поведение как процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Понятие массового социального поведения. Субъекты массового социального поведения: массы, толпа, публика и отдельные индивиды. Народные массы как решающая сила социального прогресса. Толпа как неорганизованная общность. Работа Г. Лебона «Психология толп». Подражание как механизм взаимодействия человека и толпы. Отличие «толпы» от «массы». Разновидности толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Социальные движения как форма массового поведения. Виды социального движения: утопические, движения реформ, регрессивные движения (движения сопротивления), революционные движения. Причины возникновения социальных движений. Социальные движения как показатель нестабильности общества. Понятие «культурные движения». СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Планы семинаров (18 часов)
Тема 1. Развитие социологической теории. (4 час., 6 час. с/р) Занятие 1. 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. 2. Становление социологии как науки. 3. Социология «отцов-основоположников» социологии (О. Конт, Г. Спенсер). Занятие 2. 1. История развития социологической мысли в России. 2. Современная западная социология. Основная литература: 1. Асп, Э.К. Введение в социологию. Пер. с финск. / СПб., 1998. – 248 с. 2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник 3-е издание. Издательство: Феникс Ростов/Д, 2007. – 572 с. 3. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с. 4. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Издательство: Проспект, 2008 – 384 с.
Дополнительная литература: 1. Горшков, М.К. Уроки и перспективы отечественной социологии // Социс. – 2008. – № 7. 2. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995. 3. Ерекешева, Л.Б. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма // Социс. – 2008. – № 12. 4. Осипов, Г.В. Отечественная социология: история и современность // Социс. – 2009. – № 3. 5. Осипов, Г.В. Социология в России. Как это было на самом деле // Социс. – 2008. – № 7. 6. Титаренко, Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социс. – 2009. – № 1. Тема 2. Социологический способ исследования. (2 час., 6 час. с/р) Занятие 3. 1. Понятие социологического исследования. 2. Программа социологического исследования. 3. Опрос как основной метод сбора социологической информации. 4. Анализ документов в социологии. 5. Наблюдение как метод социологического исследования Основная литература: 1. Асп, Э.К. Введение в социологию. Пер. с финск. СПб., 1998. – 248 с. 2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник 3-е издание. Издательство: Феникс Ростов/Д, 2007. – 572 с. 3. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с. 4. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Издательство: Проспект, 2008 – 384 с.
Дополнительная литература: 1. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1989. 2. Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования: Учебное пособие / М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Олейник, А.Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирийная проверка // Социс. – 2008. – № 7. 4. Савинская, О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социс. – 2007. – № 10. 5. Стацевич, Т.Л. Особенности работы интервьюера при телефонных опросах // Социс. – 1993. – № 7. 6. Шереги, Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М., 1990. 7. Ядов, В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М., 1987. Тема 3. Общество и мировая система. (42 час., 6 час. с/р) Занятие 4. 1. Понятие общества и его основные характеристики. 2. Типология общества. 3. Культура в информационном обществе. Занятие 5. 1. Социальное изменение и социальное развитие. 2. Виды социальных изменений. 3. Синтетические теории социальных изменений. 4. Социальная революция и социальная реформа. Социальная стабильность. 5. Процессы глобализации в современном обществе. 6. Глобальные проблемы современности. 7. Место России в мировых процессах.
Тема 12. Социальный прогресс. Мировая система и процессы глобализации Социальный прогресс как переход социального объекта на более высокую ступень. Теория прогресса П. Сорокина. Термин «глобализация социальных и культурных процессов». Общепланетарное единство человечества. Технологический переворот как детерминанта изменений в образе жизни людей. Негативные стороны глобализации. Глобальные проблемы современности. Их классификация. Проблемы терроризма в современном мире. Исследования «Римского клуба». Концепция «глобального равновесия». Попытки решить глобальные проблемы современности. Роль России в современном мире. Основная литература: 1. Асп, Э.К. Введение в социологию. пер. с финск. СПб., 1998. – 248 с. 2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник 3-е издание. Издательство: Феникс Ростов/Д, 2007. – 572 с. 3. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с. 4. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Издательство: Проспект, 2008 – 384 с. Дополнительная литература:
Тема 4. Социальная организация общества. (4 час., 2 час. с/р)
Занятие 6. 1. Понятие и исторические типы стратификации. 2. Марксистская теория социальной структуры общества. 3. Современные теории социальной стратификации. 4. Теории социальной мобильности. Занятие 7. 1. Социальные группы и общности. 2. Понятие «социальный институт»: структура и функции. 3. Семья как социальный институт. 4. Социальный институт религии. 5. Труд и экономическая жизнь. 6. Образование как социальный институт. 7. Средства массовой информации и общественное мнение как институты гражданского общества. Основная литература: 1. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. 2. Пригожин, А.И. Современная социология организаций. М., 1995. 3. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. 4. Фролов, С.С. Социология / Учебник. Издательство: Проспект, 2008. Дополнительная литература: 1. Беляева, Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции // Социс. – 2007. – № 11. 2. Дементьва, И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социс. – 2008. – № 9. 3. Карпичев, В.С. Идея неравновесности – возможности для социологии // Социс. – 2008. – № 10. 4. Полтавская, Е.И. О понятии «социальный институт» // Социс. – 2009. – № 3. 5. Симонян, Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // Социс. – 2009. – № 1. 6. Тихонова, Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социс. – 2000. – № 3. 7. Шматко, Н.А. Практические и конструируемые социальные группы: деятельностно-активистский подход / Россия трансформирующееся общество // Под редакцией В.А. Ядова. – М.: Издательство "КАНОН-пресс-Ц", 2001. 8. Штомпка, П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс. – 2001. – № 9.
Тема 5. Личность и общество. (4 час., 4 час. с/р) Занятие 8. 1. Личность как объект и субъект общественных отношений. 2. Ролевая теория личности. 3. Процесс социализации и становление социального «Я». 4. Девиантное и деликвентное поведение. 5. Понятие социального контроля. Агенты социального контроля. Занятие 9. 1. Понятие и типология социального взаимодействия. 2. Формы социального взаимодействия. 3. Социальные конфликты. 4. Формы массового поведения. 5. Типология социальных движений.
Основная литература: 1. Гидденс, Э. Социология. Издательство: Едиториал УРСС, 2005. 2. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. 3. Фролов, С.С. Социология / Учебник. Издательство: Проспект, 2008.
Дополнительная литература: 1. Грошева, И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации //Социс. – 2008. – № 2. 2. Проханов, С.Л. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала XX века // Социс. – 2007. – № 12. 3. Самарин, А.Н. Социальные конфликты в меняющемся обществе // Социс. – 1997. – № 2. 4. Ушакова, Е.С. Суицидальные риски //Социс. – 2008. – № 2. 5. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // Социс. – 2007. – № 12. 6. Явчуновская, Т.М., Степанова, И.Б. Социальная характеристика женской наркопреступности //Социс. – 2008. – № 2.
Примерный перечень тем для составления программы социологического исследования (модульный контроль№2) 1. Досуг школьников. 2. Круг чтения школьников. 3. Музыкальные вкусы школьников. 4. Социально-бытовые проблемы школьников, проживающих в общежитии. 5. Проблема алкогольной зависимости студентов. 6. Проблема никотиновой зависимости школьников. 7. Иерархия ценностей современного школьников. 8. Проблема межполовых отношений. 9. Мотивы выбора экономической профессии. 10. Политическая культура школьников. 11. Проблема студенческой неуспеваемости. 12. Религиозность школьников. 13. Мотивы выбора высшего образования. 14. Роль автомобиля в жизни современной школьников. 15. Ненормативная лексика в речи школьников. 16. Наркотики и школьник. 17. Отношение молодёжи к армии. 18. Использование молодежного жаргона в речи школьников. 19. Телевизионный досуг школьников. 20. Роль физической культуры в жизни школьников. 21. Мотив выбора специальности. 22. Личный бюджет школьников. 23. Подработка в студенческой жизни. 24. Студенческая дружба. 25. Психологический климат в классе. 26. Проблемы адаптации к студенческой жизни. 27. Влияние общественно-политических организаций на школьников. 28. Компьютер в жизни школьников. 29. Интернет и школьник. 30. Семейная перспектива глазами школьников. 31. Проблема поиска работы после института. 32. Проведение летних каникул. 33. Роль радиостанций в досуге. 34. Телевидение в жизни школьников. 35. Влияние учреждений культуры на досуг школьников. 36. Перспектива эмиграции молодежи из России. 37. Отношение школьников к межнациональным конфликтам. 38. Проблема патриотизма в среде школьников. 39. Оценка школьниками перспектив России. 2.7. Вопросы к зачету по дисциплине «Социология» 1. Основоположники социологии как науки (О. Конт, Г. Спенсер). 2. Марксистская социология. 3. Натуралистические школы в социологии. 4. Психологическое направление в социологии. 5. Вклад Э. Дюркгейма в развитие социологии. 6. Основные положения социологической теории М. Вебера. 7. Структурный функционализм. 8. Социологическая теория конфликта. 9. Теория социального обмена. 10. Символический интеракционизм и этнометодология 11. Особенности и этапы развития отечественной социологии. 12. Методология, методика, техника социологического исследования. 13. Стратегический план социологического исследования. 14. Анализ документов в социологическом исследовании. 15. Понятие интервью, виды, специфика применения. 16. Социометрический опрос, его особенности. 17. Эксперимент в социологии. 18. Социальная общность как субъект самостоятельного действия. 19. Социальные группы как форма социальных общностей. 20. Ролевая структура и групповая деятельность. 21. Понятие личности в социологии. Взаимоотношения личности и общества. 22. Статусно-ролевая теория личности. 23. Классификация и иерархия социальных статусов. 24. Характеристики и структура социальной роли. 25. Понятие социализации. Теории социализации. 26. Сущность, этапы, виды социализации. 27. Социологические концепции личности. 28. Сущность и виды социальных контактов. 29. Теория социального действия М. Вебера. 30. Понятие девиации. Девиация и социализация. 31. Типы отклоняющегося поведения. 32. Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. 33. Нормы и ценности в социальных отношениях. 34. Основные понятия и категории социальной стратификации. 35. Социальная мобильность: понятие, формы, факторы, последствия. 36. Современные теории социальной стратификации. 37. Социальный институт. Процесс институционализации. 38. Характерные признаки и структурные элементы основных социальных институтов. 39. Образование как социальный институт 40. Организация как социальный феномен 41. Основные теории социальных изменений. 42. Типология, уровни и направления социальных изменений. 43. Социальные процессы и социальные изменения, их взаимосвязь. 44. Содержание понятия культура. Субкультура, контркультура 45. Культурная идентичность и этноцентризм.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.007 с.) |