ТОП 10:

Лекция 1. Предмет и метод иконографии.



ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

_______________________

 

"_____"__________________20__ г.

 

Рабочая программа дисциплины

«Иконография христианского искусства»

 

 

Направление подготовки

История искусств

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Москва


 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является развитие высокого уровня духовно-нравственной культуры студентов и формирования их общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

 

 

Конкретные цели изучения дисциплины:

  • приобретение знаний по иконографии значительного числа сюжетов христианского Востока и Запада;
  • уяснение тесной связи иконографии христианского искусства с искусством греко-римской античности;
  • сравнительное сопоставление иконографии аналогичных сюжетов в искусстве восточно-христианского православного мира с одной стороны, и католической и протестантской Европы - с другой, их расхождений и взаимных влияний;
  • понимание обусловленности иконографических расхождений догматическими и литургически-обрядовыми различиями Восточной и Западных Церквей;
  • закрепление навыков верного восприятия условного символического художественного языка средневекового христианского искусства и умения постигать содержание произведений и систематизировать их через знание основных составляющих языка иконографии - иконографических «вокабул» и «формул»
  • овладевание приемами лингвистико-иконографического метода анализа художественных произведений (метод А.Н. Грабара).

 

1.1. Задачи изучения дисциплины:

  • Познакомить слушателей с особенностями и спецификой языка христианской иконографии;
  • привить глубокое понимание принципов его формирования, основанных на общности иконографического вокабуляра искусства христианского Востока и греко-римского искусства эпохи поздней античности;
  • упорядочить и углубить знания по иконографии большинства христианских изображений, о хронологических этапах развития иконографии каждого отдельного сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;
  • ввести слушателей в круг проблем, связанных с изучением иконографии памятников христианского средневековья;
  • изучить основные тенденции и пути развития иконографии христианского искусства Востока и Запада;
  • углубить базовый понятийный аппарат для проведения иконографического анализа произведений;
  • освоить методику иконографического анализа по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

1.2. Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина «Иконография христианского искусства» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: описанию и анализу памятников, введению в историю искусства, истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, введению в вероучение, библеистике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению; на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь. Усваивание курса «Иконография христианского искусства» продолжает предмет «Основные принципы христианской иконографии», а также углубляет и суммирует знания студентов по дисциплинам, «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноевропейское искусство Средних веков» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

ОК-1, владение культурой мышления и ведения дискуссий, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее путей её достижения

ОК-6, способность осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышение своей квалификации и мастерства

ОК-9, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знание основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы

ОК-18, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

ПК-1, способность использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-8, способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-11, способность применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

 

 

3. Знания, умения и навыки,
получаемые после усвоения дисциплины

 

3.1. Студент должен знать:

  • литературные источники иконографии каждого из изучаемых сюжетов, его художественные истоки и образцы в искусстве предшествующих эпох (если таковые имели место);
  • хронологические рамки возникновения и развития иконографии сюжета, этапы ее эволюции;
  • мировоззренческий и богословско-философский контекст, в котором происходило становление иконографии сюжета;
  • причины, повлиявшие на изменения иконографии;
  • общие черты и различия в иконографии сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;
  • наиболее значимые памятники изобразительного искусства христианского Востока и Запада, историко-культурный контекст их создания, их семантический и образный строй;
  • основы методики проведения самостоятельного иконографического анализа произведений по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

3.2. Студент должен уметь:

· использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия;

· воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации;

· анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства;

· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства;

· понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач;

· критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии;

· использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия.

· понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства;

  • различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения;

· ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.

 

3.3. Студент должен иметь навыки:

  • свободно ориентироваться в сюжетах христианского искусства;
  • безошибочно узнавать и интерпретировать художественное произведение с точки зрения его содержания;
  • производить самостоятельный иконографический анализ художественного произведения;
  • атрибутировать памятник на основе анализа его иконографических признаков.

Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

Объем рабочего времени на изучение дисциплины

Наименование темы Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Всего в том числе
Лекции Практические и семинарские занятия Самостоятельная работа (с указанием вида) Чтение рекомендованной литературы подготовка к контр. работам, подготовка к зачету Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Тема I.Введение. Предмет и метод иконографии. Механизмы формирования христианской иконографии    
Тема II. Иконография Спасителя и Богоматери    
Тема III.Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой рождества.   Контрольная работа
Тема IV. Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой видения.   Устный опрос, письменная работа, дискуссия
Тема V.Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой учительства   Контрольная работа
Тема VI. Иконография праздников с общей иконографической формулой встречи   Устный опрос, обсуждение текущих выставок
Тема VII. Иконография композиций с общей иконографической формулой трапезы.   Эссе, дискуссия
Тема VIII. Иконография композиций с общей иконографической формулой успения, кончины.   Обсуждение прочитанных книг по предмету
Тема IX.Иконография композиций с общей иконографической формулой крещения.   Консультация к зачету
Тема X.Иконография праздников с самостоятельными иконографическими формулами.   Устный опрос, дискуссии
Тема XI.Иконография многочастных композиций и сюжетных циклов.    
  Всего    
                 

4. Содержание дисциплины

Тема I. Введение.

Рекомендации по использованию информационных технологий.

Электронное издание Православной Энциклопедии:

http://www.pravenc.ru/

База данных электронной библиотеки ПСТГУ по иконам VI-XIX вв.: http://lib.pstgu.ru/cgi-bin/DataStoreCGI.exe/data/base?style=start

Ссылки на сайты, на которых размещены материалы (изображения, статьи) по христианской иконографии:

http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?begin=on

http://www.icon-art.info/gallery.php?lng=ru

http://www.bogoslov.ru/topics/28969/index.html

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/457.htm

http://palomnic.org/art/

http://www.sedmitza.ru/text/1066485.html

http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cont.htm

http://www.pravoslavieto.com/ikonopis/

http://pravicon.com/

6. Итоговый контроль знаний студентов.

6.1. Форма контроля__зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр).

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):

1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова.

2. Лингвистико-иконографический метод А. Грабара. Понятия «иконографическая формула» и «иконографическая вокабула», «язык иконографии».

3. Искусство поздней античности и раннехристианское искусство: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии. Влияние античных типологических циклов на христианскую иконографию.

4. Изображения императора и триумфальный цикл в официальном римском искусстве и их рефлексы в христианском искусстве.

5. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве (Христос-Добрый Пастырь, Христос-Учитель, Христос-Чудотворец). Античные истоки их иконографии.

6. Эволюция облика Спасителя в христианском искусстве.

7. «Спас в силах» и его параллель в иконографии Западной Европы – композиция «Майестас Домини».

8. Особенности иконографии Богоматери в христианском искусстве доиконоборческого периода.

9. «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла в византийском и древнерусском искусстве VI-XVIII вв.

10. Сложение первоначальной иконографической схемы Рождества Христова в раннехристианском искусстве. Канонические и апокрифические источники иконографии

11. Трансформация раннехристианской иконографии Рождества Христова в юстиниановскую эпоху. Отражение позднеантичной формулы рождества в «классической» иконографии Рождества Христова.

12. Иконография Рождества Христова в западноевропейском искусстве и ее реплики в русском церковном искусстве позднего средневековья и Нового времени.

13. Иконография Рождества Богородицы (Восток и Запад).

14. Композиции, созданные по иконографической формуле рождества: Рождество Иоанна Предтечи, свт. Николая и др.

15. Иконография Преображения Господня на православном Востоке

16. Праздник Преображения и его иконография в искусстве Западной Европы

17. Иконография праздника Вознесения Господня (Восток и Запад).

18. Русский праздник Покрова Богородицы и Богородичные святыни храма во Влахернах. Первые памятники с изображением Покрова XII-XIII вв.

19. Два иконографических извода Покрова в древнерусском искусстве XIV-XV вв.

20. Сложение «общерусского» извода Покрова в XV-XVI вв.

21. Модификации иконографии Покрова в искусстве XVII - начала ХX вв.

22. Тема Покрова Богоматери в искусстве Западной Европы.

23. Сложение триумфальной композиции «Анастасис» в ранневизантийском искусстве, позднеантичные истоки ее иконографии. Символика жеста «захват запястья»

24. Трактовка темы Воскресения в католическом средневековом искусстве: сложение композиций «Сошествие Христа во ад» и «Восстание Христа от Гроба».

25. Эволюция иконографии «Анастасис» под влиянием западных прототипов в поздневизантийский период. Апокрифические источники о Сошествии Христа во ад.

26. Развернутые изображения «Воскресения – Сошествия во ад» в русском искусстве XVI-XVII вв.

27. Литургическая традиция празднования Пятидесятницы и особенности ранней иконографии праздника. Первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы и их поздние реплики в искусстве Западной Европы и Армении.

28. «Классическая» иконография Пятидесятницы: создание самостоятельной композиции на основе античной формулы учительства. Эволюция imago clipeata с исходящими лучами

29. «Адресаты» апостольской проповеди в композиции Пятидесятницы, эволюция их изображения.

30. Модификации иконографии Пятидесятницы в русском искусстве XVII века

31. Особенности иконографии Пятидесятницы в искусстве Западной Европы

32. Праздники с общей иконографической формулой «встречи» - краткий обзор сюжетов и их характеристика

33. Иконография Сретения в восточно-христианском искусстве

34. «Очищение Блаженной Марии» и «Представление Господа в храме» как параллель композиции «Сретения» в искусстве Западной Европы

35. Иконография Благовещения в раннехристианском искусстве

36. Иконография Благовещения на Православном Востоке в IX-XVI вв.

37. «Благовещение Устюжское» - особенности извода

38. Иконография Благовещения на Западе

39. Иконография праздника Введение во Храм на Востоке и на Западе

40. Особенности иконографии Воскрешения Лазаря в раннехристианском искусстве

41. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Византии и Древней Руси

42. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Западной Европы

43. Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим в искусстве православного Востока

44. «Вход Господень в Иерусалим» в искусстве Западной Европы

45. Иконография композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня»

46. Иконография Тайной вечери на Востоке

47. Иконография Тайной вечери на Западе

48. Иконография Евхаристии – «Причащение апостолов»

49. Иконография теофании у Мамврийского дуба: от «Гостеприимства Авраама» до «Ветхозаветной Троицы»

50. Вариации темы Св. Троицы в искусстве Востока и Запада. «Троица Новозаветная»: Распятие в лоне Отчем, Отечество, Сопрестолие.

51. Иконография композиции «Положение во Гроб» в восточно-христианском искусстве

52. Тема Положения во Гроб в искусстве Западной Европы

53. Иконография праздника Успение Пресвятой Богородицы в восточно-христианском искусстве.

54. «Успение Богоматери» на Западе. Вознесение Богоматери – «Санта Мария Ассунта»

55. Иконография праздника Крещение Господне – Богоявление на Востоке

56. Иконография Крещения в искусстве Западной Европы

57. Особенности иконографии Распятия до иконоборчества

58. Эволюция иконографии Распятия в послеиконоборческий период

59. Западноевропейская иконография Распятия

60. Иконография Крестовоздвижения

61. Тема Страшного Суда в раннехристианском искусстве

62. Сложение византийского извода Страшного Суда

63. Иконография Страшного Суда в древнерусском искусстве XV-XVII вв.

64. «Страшный Суд» в романском и готическом искусстве

65. Вариации темы Страшного Суда в эпоху Возрождения

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Аудитория, оборудованная для показа слайдов (темные шторы или жалюзи на окнах).

Ноутбуки: Toshiba Satellite L 100, Toshiba Satellite L 500

Мультимедийные диапроекторы: МР 626 (2 шт.)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки __035400 История искусств .

Автор (ы) _____ к. иск., доц. Виноградова Е.А.__

Рецензент (ы) ____ ст. преп. Сусленков В.Е. ___

 

Программа одобрена на заседании ______кафедры ИТХИ

 

от __30.08.2012 года, протокол № _1-2012/2013.

 

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

_______________________

 

"_____"__________________20__ г.

 

Рабочая программа дисциплины

«Иконография христианского искусства»

 

 

Направление подготовки

История искусств

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Москва


 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является развитие высокого уровня духовно-нравственной культуры студентов и формирования их общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

 

 

Конкретные цели изучения дисциплины:

  • приобретение знаний по иконографии значительного числа сюжетов христианского Востока и Запада;
  • уяснение тесной связи иконографии христианского искусства с искусством греко-римской античности;
  • сравнительное сопоставление иконографии аналогичных сюжетов в искусстве восточно-христианского православного мира с одной стороны, и католической и протестантской Европы - с другой, их расхождений и взаимных влияний;
  • понимание обусловленности иконографических расхождений догматическими и литургически-обрядовыми различиями Восточной и Западных Церквей;
  • закрепление навыков верного восприятия условного символического художественного языка средневекового христианского искусства и умения постигать содержание произведений и систематизировать их через знание основных составляющих языка иконографии - иконографических «вокабул» и «формул»
  • овладевание приемами лингвистико-иконографического метода анализа художественных произведений (метод А.Н. Грабара).

 

1.1. Задачи изучения дисциплины:

  • Познакомить слушателей с особенностями и спецификой языка христианской иконографии;
  • привить глубокое понимание принципов его формирования, основанных на общности иконографического вокабуляра искусства христианского Востока и греко-римского искусства эпохи поздней античности;
  • упорядочить и углубить знания по иконографии большинства христианских изображений, о хронологических этапах развития иконографии каждого отдельного сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;
  • ввести слушателей в круг проблем, связанных с изучением иконографии памятников христианского средневековья;
  • изучить основные тенденции и пути развития иконографии христианского искусства Востока и Запада;
  • углубить базовый понятийный аппарат для проведения иконографического анализа произведений;
  • освоить методику иконографического анализа по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

1.2. Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина «Иконография христианского искусства» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: описанию и анализу памятников, введению в историю искусства, истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, введению в вероучение, библеистике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению; на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь. Усваивание курса «Иконография христианского искусства» продолжает предмет «Основные принципы христианской иконографии», а также углубляет и суммирует знания студентов по дисциплинам, «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноевропейское искусство Средних веков» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

ОК-1, владение культурой мышления и ведения дискуссий, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее путей её достижения

ОК-6, способность осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышение своей квалификации и мастерства

ОК-9, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знание основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы

ОК-18, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

ПК-1, способность использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-8, способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-11, способность применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

 

 

3. Знания, умения и навыки,
получаемые после усвоения дисциплины

 

3.1. Студент должен знать:

  • литературные источники иконографии каждого из изучаемых сюжетов, его художественные истоки и образцы в искусстве предшествующих эпох (если таковые имели место);
  • хронологические рамки возникновения и развития иконографии сюжета, этапы ее эволюции;
  • мировоззренческий и богословско-философский контекст, в котором происходило становление иконографии сюжета;
  • причины, повлиявшие на изменения иконографии;
  • общие черты и различия в иконографии сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;
  • наиболее значимые памятники изобразительного искусства христианского Востока и Запада, историко-культурный контекст их создания, их семантический и образный строй;
  • основы методики проведения самостоятельного иконографического анализа произведений по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

 

3.2. Студент должен уметь:

· использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия;

· воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации;

· анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства;

· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства;

· понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач;

· критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии;

· использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия.

· понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства;

  • различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения;

· ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.

 

3.3. Студент должен иметь навыки:

  • свободно ориентироваться в сюжетах христианского искусства;
  • безошибочно узнавать и интерпретировать художественное произведение с точки зрения его содержания;
  • производить самостоятельный иконографический анализ художественного произведения;
  • атрибутировать памятник на основе анализа его иконографических признаков.

Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

Объем рабочего времени на изучение дисциплины

Наименование темы Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Всего в том числе
Лекции Практические и семинарские занятия Самостоятельная работа (с указанием вида) Чтение рекомендованной литературы подготовка к контр. работам, подготовка к зачету Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Тема I.Введение. Предмет и метод иконографии. Механизмы формирования христианской иконографии    
Тема II. Иконография Спасителя и Богоматери    
Тема III.Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой рождества.   Контрольная работа
Тема IV. Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой видения.   Устный опрос, письменная работа, дискуссия
Тема V.Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой учительства   Контрольная работа
Тема VI. Иконография праздников с общей иконографической формулой встречи   Устный опрос, обсуждение текущих выставок
Тема VII. Иконография композиций с общей иконографической формулой трапезы.   Эссе, дискуссия
Тема VIII. Иконография композиций с общей иконографической формулой успения, кончины.   Обсуждение прочитанных книг по предмету
Тема IX.Иконография композиций с общей иконографической формулой крещения.   Консультация к зачету
Тема X.Иконография праздников с самостоятельными иконографическими формулами.   Устный опрос, дискуссии
Тема XI.Иконография многочастных композиций и сюжетных циклов.    
  Всего    
                 

4. Содержание дисциплины

Тема I. Введение.

Лекция 1. Предмет и метод иконографии.

1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа в искусствоведении. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Л.А. Успенского. Н.В. Покровский, А.И. Кирпичников и их труды по христианской иконографии. Судьба иконографического метода в советском искусствознании.

2. Лингвистико-иконографический метод А.Н. Грабара в изучении процесса создания христианских сюжетов в эпоху поздней античности. Понятия «иконография», «иконографическая вокабула», «иконографическая формула», «язык иконографии». Примеры иконографических вокабул: «оранта», «тайнозритель», «чудотворец», «автор», «говорящий», «спящий», «клипеус» и др., иконографических формул: «рождество», «видение», «встреча» и др.

Лекция 2. Механизмы формирования христианской иконографии в искусстве до Миланского эдикта ( II – начало IV вв).

1.Раннехристианское искусство – период начала формирования христианской иконографии. Сложение языка раннехристианского искусства - процесс «крещения эллинизма», в котором происходило восприятие христианской культурой художественного языка Римской империи эпохи поздней античности и его трансформация. Живопись христианских катакомб и скульптура саркофагов: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии в живописи языческих гипогеев.

2.«История Ионы», «Добрый Пастырь», «Богоматерь Галактотрофусса» и др. излюбленные сюжеты раннехристианского искусства, античные истоки их иконографии. Соотношение роли текста и античного художественного образца в процессе создания иконографии христианских сюжетов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.249.15 (0.038 с.)