Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Предмет и метод иконографии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины «Иконография христианского искусства»
Направление подготовки История искусств
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Москва
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является развитие высокого уровня духовно-нравственной культуры студентов и формирования их общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
Конкретные цели изучения дисциплины:
1.1. Задачи изучения дисциплины:
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: Дисциплина «Иконография христианского искусства» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: описанию и анализу памятников, введению в историю искусства, истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, введению в вероучение, библеистике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению; на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь. Усваивание курса «Иконография христианского искусства» продолжает предмет «Основные принципы христианской иконографии», а также углубляет и суммирует знания студентов по дисциплинам, «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноевропейское искусство Средних веков» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. ОК-1, владение культурой мышления и ведения дискуссий, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее путей её достижения
ОК-6, способность осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышение своей квалификации и мастерства ОК-9, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знание основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы ОК-18, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия ПК-1, способность использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства ПК-8, способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории ПК-11, способность применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях
3. Знания, умения и навыки,
3.1. Студент должен знать:
3.2. Студент должен уметь: · использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия; · воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации; · анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства; · грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства; · понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач; · критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии; · использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия.
· понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства;
· ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.
3.3. Студент должен иметь навыки:
Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.
Объем рабочего времени на изучение дисциплины
4. Содержание дисциплины
Тема I. Введение. Рекомендации по использованию информационных технологий. Электронное издание Православной Энциклопедии: http://www.pravenc.ru/ База данных электронной библиотеки ПСТГУ по иконам VI-XIX вв.: http://lib.pstgu.ru/cgi-bin/DataStoreCGI.exe/data/base?style=start Ссылки на сайты, на которых размещены материалы (изображения, статьи) по христианской иконографии: http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?begin=on http://www.icon-art.info/gallery.php?lng=ru http://www.bogoslov.ru/topics/28969/index.html http://www.pravoslavie.ru/jurnal/457.htm http://palomnic.org/art/ http://www.sedmitza.ru/text/1066485.html http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cont.htm http://www.pravoslavieto.com/ikonopis/ http://pravicon.com/ 6. Итоговый контроль знаний студентов. 6.1. Форма контроля__ зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр). 6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету): 1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова. 2. Лингвистико-иконографический метод А. Грабара. Понятия «иконографическая формула» и «иконографическая вокабула», «язык иконографии». 3. Искусство поздней античности и раннехристианское искусство: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии. Влияние античных типологических циклов на христианскую иконографию. 4. Изображения императора и триумфальный цикл в официальном римском искусстве и их рефлексы в христианском искусстве. 5. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве (Христос-Добрый Пастырь, Христос-Учитель, Христос-Чудотворец). Античные истоки их иконографии. 6. Эволюция облика Спасителя в христианском искусстве. 7. «Спас в силах» и его параллель в иконографии Западной Европы – композиция «Майестас Домини». 8. Особенности иконографии Богоматери в христианском искусстве доиконоборческого периода. 9. «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла в византийском и древнерусском искусстве VI-XVIII вв. 10. Сложение первоначальной иконографической схемы Рождества Христова в раннехристианском искусстве. Канонические и апокрифические источники иконографии 11. Трансформация раннехристианской иконографии Рождества Христова в юстиниановскую эпоху. Отражение позднеантичной формулы рождества в «классической» иконографии Рождества Христова.
12. Иконография Рождества Христова в западноевропейском искусстве и ее реплики в русском церковном искусстве позднего средневековья и Нового времени. 13. Иконография Рождества Богородицы (Восток и Запад). 14. Композиции, созданные по иконографической формуле рождества: Рождество Иоанна Предтечи, свт. Николая и др. 15. Иконография Преображения Господня на православном Востоке 16. Праздник Преображения и его иконография в искусстве Западной Европы 17. Иконография праздника Вознесения Господня (Восток и Запад). 18. Русский праздник Покрова Богородицы и Богородичные святыни храма во Влахернах. Первые памятники с изображением Покрова XII-XIII вв. 19. Два иконографических извода Покрова в древнерусском искусстве XIV-XV вв. 20. Сложение «общерусского» извода Покрова в XV-XVI вв. 21. Модификации иконографии Покрова в искусстве XVII - начала ХX вв. 22. Тема Покрова Богоматери в искусстве Западной Европы. 23. Сложение триумфальной композиции «Анастасис» в ранневизантийском искусстве, позднеантичные истоки ее иконографии. Символика жеста «захват запястья» 24. Трактовка темы Воскресения в католическом средневековом искусстве: сложение композиций «Сошествие Христа во ад» и «Восстание Христа от Гроба». 25. Эволюция иконографии «Анастасис» под влиянием западных прототипов в поздневизантийский период. Апокрифические источники о Сошествии Христа во ад. 26. Развернутые изображения «Воскресения – Сошествия во ад» в русском искусстве XVI-XVII вв. 27. Литургическая традиция празднования Пятидесятницы и особенности ранней иконографии праздника. Первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы и их поздние реплики в искусстве Западной Европы и Армении. 28. «Классическая» иконография Пятидесятницы: создание самостоятельной композиции на основе античной формулы учительства. Эволюция imago clipeata с исходящими лучами 29. «Адресаты» апостольской проповеди в композиции Пятидесятницы, эволюция их изображения. 30. Модификации иконографии Пятидесятницы в русском искусстве XVII века 31. Особенности иконографии Пятидесятницы в искусстве Западной Европы 32. Праздники с общей иконографической формулой «встречи» - краткий обзор сюжетов и их характеристика 33. Иконография Сретения в восточно-христианском искусстве 34. «Очищение Блаженной Марии» и «Представление Господа в храме» как параллель композиции «Сретения» в искусстве Западной Европы 35. Иконография Благовещения в раннехристианском искусстве 36. Иконография Благовещения на Православном Востоке в IX-XVI вв. 37. «Благовещение Устюжское» - особенности извода 38. Иконография Благовещения на Западе 39. Иконография праздника Введение во Храм на Востоке и на Западе 40. Особенности иконографии Воскрешения Лазаря в раннехристианском искусстве 41. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Византии и Древней Руси 42. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Западной Европы 43. Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим в искусстве православного Востока 44. «Вход Господень в Иерусалим» в искусстве Западной Европы 45. Иконография композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 46. Иконография Тайной вечери на Востоке 47. Иконография Тайной вечери на Западе 48. Иконография Евхаристии – «Причащение апостолов» 49. Иконография теофании у Мамврийского дуба: от «Гостеприимства Авраама» до «Ветхозаветной Троицы» 50. Вариации темы Св. Троицы в искусстве Востока и Запада. «Троица Новозаветная»: Распятие в лоне Отчем, Отечество, Сопрестолие. 51. Иконография композиции «Положение во Гроб» в восточно-христианском искусстве 52. Тема Положения во Гроб в искусстве Западной Европы 53. Иконография праздника Успение Пресвятой Богородицы в восточно-христианском искусстве. 54. «Успение Богоматери» на Западе. Вознесение Богоматери – «Санта Мария Ассунта» 55. Иконография праздника Крещение Господне – Богоявление на Востоке 56. Иконография Крещения в искусстве Западной Европы 57. Особенности иконографии Распятия до иконоборчества 58. Эволюция иконографии Распятия в послеиконоборческий период 59. Западноевропейская иконография Распятия 60. Иконография Крестовоздвижения 61. Тема Страшного Суда в раннехристианском искусстве 62. Сложение византийского извода Страшного Суда 63. Иконография Страшного Суда в древнерусском искусстве XV-XVII вв. 64. «Страшный Суд» в романском и готическом искусстве 65. Вариации темы Страшного Суда в эпоху Возрождения
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Аудитория, оборудованная для показа слайдов (темные шторы или жалюзи на окнах). Ноутбуки: Toshiba Satellite L 100, Toshiba Satellite L 500 Мультимедийные диапроекторы: МР 626 (2 шт.) Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки __ 035400 История искусств. Автор (ы) _____ к. иск., доц. Виноградова Е.А.__ Рецензент (ы) ____ ст. преп. Сусленков В.Е. ___
Программа одобрена на заседании ______ кафедры ИТХИ
от __ 30.08.2012 года, протокол № _ 1-2012/2013.
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины «Иконография христианского искусства»
Направление подготовки История искусств
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Москва
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является развитие высокого уровня духовно-нравственной культуры студентов и формирования их общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
Конкретные цели изучения дисциплины:
1.1. Задачи изучения дисциплины:
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: Дисциплина «Иконография христианского искусства» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: описанию и анализу памятников, введению в историю искусства, истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, введению в вероучение, библеистике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению; на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь. Усваивание курса «Иконография христианского искусства» продолжает предмет «Основные принципы христианской иконографии», а также углубляет и суммирует знания студентов по дисциплинам, «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноевропейское искусство Средних веков» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. ОК-1, владение культурой мышления и ведения дискуссий, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее путей её достижения ОК-6, способность осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышение своей квалификации и мастерства ОК-9, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знание основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы ОК-18, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия ПК-1, способность использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства ПК-8, способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории ПК-11, способность применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях
3. Знания, умения и навыки,
3.1. Студент должен знать:
3.2. Студент должен уметь: · использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия; · воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации; · анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства; · грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства; · понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач; · критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии; · использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия. · понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства;
· ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.
3.3. Студент должен иметь навыки:
Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.
Объем рабочего времени на изучение дисциплины
4. Содержание дисциплины Тема I. Введение. Лекция 1. Предмет и метод иконографии. 1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа в искусствоведении. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Л.А. Успенского. Н.В. Покровский, А.И. Кирпичников и их труды по христианской иконографии. Судьба иконографического метода в советском искусствознании. 2. Лингвистико-иконографический метод А.Н. Грабара в изучении процесса создания христианских сюжетов в эпоху поздней античности. Понятия «иконография», «иконографическая вокабула», «иконографическая формула», «язык иконографии». Примеры иконографических вокабул: «оранта», «тайнозритель», «чудотворец», «автор», «говорящий», «спящий», «клипеус» и др., иконографических формул: «рождество», «видение», «встреча» и др. Лекция 2. Механизмы формирования христианской иконографии в искусстве до Миланского эдикта (II – начало IV вв). 1. Раннехристианское искусство – период начала формирования христианской иконографии. Сложение языка раннехристианского искусства - процесс «крещения эллинизма», в котором происходило восприятие христианской культурой художественного языка Римской империи эпохи поздней античности и его трансформация. Живопись христианских катакомб и скульптура саркофагов: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии в живописи языческих гипогеев. 2. «История Ионы», «Добрый Пастырь», «Богоматерь Галактотрофусса» и др. излюбленные сюжеты раннехристианского искусства, античные истоки их иконографии. Соотношение роли текста и античного художественного образца в процессе создания иконографии христианских сюжетов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.149 с.) |