Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

Поиск

 

Сегодня мы познакомимся с наследием Л.Н.Толстого: не как писателя, а как великого педагога, это наследие является актуальным и в наши дни. Мы рассмотрим отдельные этапы его педагогической деятельности и некоторые его взгляды. Педагогические идеи Толстого охватывают многие аспекты воспитания и обучения. И в рамках лекции невозможно рассмотреть все проблемы, которые волновали Толстого как педагога.

В пед. деятельности Толстого выделяют 4-е основные периода:

1. 1859-1861 гг.

2. 1861-1862 гг.

3. с 1869 - 70-е гг. XIX в.

4. кон.80-х - 90-е гг.

Первый период - самый ранний в пед. деятельности писателя, отмечен его мечтой об идиллических отношениях помещика со своими крепост­ными, какие он изобразил в повести "Утро помещика". 1-й пед. опыт Толстого - 1849 г. - когда он пытался в своей Ясной Поляне обучать крест, детей грамоте.

Серьезное увлечение педагогикой у Толстого началось в кон. 50-х гг. Открытию яснополянской школы предшествовала заграничная поездка Л.Н.Толстого, в ходе которой он познакомился с педагог. опытом в ряде учебных заведений, встречался с известными педагогами того времени, много читал педагогических сочинений, изучал учебные программы различных школ в передовых странах Европы.

1-я поездка 1857 г. В Париже приобрел нужные ему пед. книги, в Брюсселе заказал чугунные буквы для обучения грамоте яснополянских детей, из Америки выписал учебные программы.

На решении открыть школу сказалась атмосфера общественной жизни страны. Впоследствии он писал: "Народное образование в настоящее время для нас, русских, есть единственная законная созна­тельная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества". Не видя других средств, которые могли бы содейство­вать народному образованию, кроме того, "как учить самому и от­даться совершенно этому делу". Толстой в течение нескольких лет был захвачен им.

Итак, в 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу и до осени 1860 г. помогал организовывать подобные школы в соседних деревнях.

12 марта 1860 г. он писал Е.П.Ковалевскому: "... я уже 3-й год живу в деревне и занимаюсь хозяйством. Нынешний год /с осени/, кроме хозяйства, я занимаюсь еще школой для мальчиков, девочек и больших, которую я завел для всех желающих. У меня набралось около 50 учеников и все прибавляются."

Страстное увлечение педагогическим делом /так Толстой сам харак­теризовал свою работу в Яснополянской школе/ было для него жизненно важно, он эту работу считал выполнением долга перед народом. При этом, обращаясь к образованным людям, он писал: "Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко, тому, что мы знаем».

Первоначально: чтение, письмо, арифметика, закон Божий - предметы в школе Толстого.

На 1-м этапе пед. деят-сти Толстой выступает и как учитель крест. детей, и как просветитель, стремящийся внести посильный вклад в дело просвещения всего русского народа. С этой целью он хочет создать просветительское общество. Это общество должно решить очень важную задачу: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДЕ.

Толстой уже на 1-м этапе пед. деятельности в самых ранних своих пед. заметках и статьях /1860 г./ резко выступает против господствовав­шей в сер. 19 в. "эмпирической, абстрактной " педагогики. "Общест­во, - по его словам,- нуждается в новом образовании". Народу нуж­на не просто грамотность, "грамотность есть орудие образования, но не ступень"; "Первоначальные школы не должны быть школами грамот­ности, в которых учат кое-как, а должны быть школами первоначаль­ного образования, самого трудного и требующего наибольшего чело­веческого образования." "Образование должно быть доступно для всех." В этот п-д Толстой пишет Проект устава учебных заведений, разрабатывает проект Общества народного образования, которое будет издавать пед. журнал, открывать новые школы составлять программы назначать учителей, контролировать преподавание и решение хозяйственных и управленческих вопросов в этих школах и т.п.

В то же время Толстой испытывал недостаток педагогических знаний и пед. опыта для реализации такой глобальной задачи как «образование народа» в России. Ему необходимо было глубже познако­миться с постановкой народного образования в странах Зап. Европы, современной педагогической наукой, учебной и методической литера­турой, с тем, чтобы быть "на уровне" всего нового в педагогике.

2-я его загран. поездка, предпринятая в 1861 году. носила более целенаправленный характер по сравнению с первой. Ее результатом явилось убеждение Толстого в том, что Россия не должна подражать капиталистическому Западу/ это вам, напоминает чем-то высказывания К.Д.Ушинского в его статье о народности, не правда ли?/,(вопрос студентам об Ушинском), народное образование в России и педагогика в России должны развиваться своим путем. Вернувшись из-за границы, Толстой реорганизует свою школу в Ясной Поляне и очень серьезно готовится к изданию педаго­гического журнала, который станет особой вехой не только в его педагогической деятельности, но и в развитии всей русской педагогической мысли.

2-й период пед. деятельности, охватывавший 1861-1862 гг. значи­тельно отличается от 1-го, охарактеризованного в педагогике как филантропический. И отличается глав. образом тем, что, если в предыдущий период Толстой не подвергал критике официальную школу, то теперь на страницах своего журнала "Ясная Поляна" он не только настойчиво и широко пропагандирует теорию "свободного воспитания", но и остро критикует современную школу, отмечая, что в ней учат не тому, что необходимо народу. А народ после отмены крепостного права выразил убеждение, что ему " необходима теперь большая степень образования" и для его приобретения он готов делать из­вестные пожертвования.

Некоторые педагоги объединяют периоды работы Толстого в ясно­полянской школе в 1859-60 гг. и 1861-62 гг. /послезаграничный/. Я думаю, что всё-таки следует их разделять.

Л.Н.Толстой сам говорил, что вначале у него не было никакой сис­темы, никакой теории воспитания, на основе чего он строил работу в яснополянской школе. И руководствовался, прежде всего, тем, что изучал потребности детей, которых обучал. После же второй поездки за границу работа яснополянской школы строится на его теории "свободного воспитания". Изменяются подходы к определению цели обучения, содержания обучения и методике. ГЛАВНОЕ:

- важнейшая задача школы - воспитание творческой личности ребенка;

- школа превращается в творческую лабораторию, мастерскую, где творили и учителя, и ученики;

- целью педагогического эксперимента Толстого было: поиск содер­жания и форм обучения, которые позволили бы в сельской школе обеспечить не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и всесторонне развить его индивидуальные творческие возможности. В этой связи Л.Н.Толстой расширяет содержание учебного плана, включая в него 12 предметов, тщательно продумывает содержание каждого предмета в соответствии с интересами учеников, с их инди­видуальными особенностями. Это было крайне трудное дело, т.к. в шкоду приходили, дели с разным уровнем подготовки в возрасте от 7 до 13 лет. Учебный план, программа обучения, расписание занятий не отличались стабильностью, постоянством. Расписание, хотя и составлялось на неделю, могло измениться в связи с тем, что разго­вор, начатый на 1-м уроке, затягивался на несколько часов. Увле­ченные дети не хотели расходиться по домам. Об этом писал Е.Д.Мар­ков /преподаватель тульской гимназии/: наблюдательных посетителей поражал дух школьников, их упорные, добровольные занятия в течение 7-8 часов ежедневно. "Постоянная работа мысли", заметная на каждом детском лице, постоянное желание самим докопаться, до истины, интерес к учению - вот что было характерно для школы Толстого того периода.

Подробно о работе Толстого в яснополянской школе мы можем прочитать в его дневнике, который он вел в тот период. В дневниковых записях за ноябрь и декабрь месяцы 1862 г. показана работа учителя на конкретном уроке, использование Толстым разнообразных методов и средств обучения и воспитания, анализируются воспитательные ситуации.

В школе Толстого естественно преобладало литературное направ­ление, и в этой связи Л.Н.Толстой разработал методику написания сочине­ния. Этой проблеме посвящена его статья "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" Я ниже остановлюсь на вопросах "идея "свободного воспитания" и "дидактические взгляды Толстого", /они обозначены в плане лекции/, а к сказанному выше следует добавить, что по инициативе Л.Н. Толстого было открыто свыше 20 школ, подобных яснополянской, в них работали сподвижники Толстого - и учителя, и студенты, которым Толстой помогал при составлении планов, поддерживал и идейно направлял их пед. деятельность, старался улучшить их материальное положение, условия жизни. 50-80 копеек серебром в месяц - платили родители. С молодыми учителями Толстой много занимался: не просто делился своими мыслями и приглашал посмотреть, как сам учит детей, а формировал у них уважение к крестьянской среде, к труду крестьян. Студенты не гнушались жить среди крестьян и даже были довольны, что их жизнь сливается с жизнью простых людей. Это сближение с жиз­нью народа искупало неподготовленность молодых учителей к профес­сиональной деятельности. Но почти во всех школах педа­гогический процесс строился на принципах, провозглашенных Толстым в его журнале "Ясная Поляна". Во всех школах повторялось одно и тоже явление: учитель влюблялся в свою школу, в свое дело и учеников - этот гуманистический принцип был самым главным педагогическим принципом.

С 4 февраля 1862 г. Толстой издавал журнал "ЯП ", который в то время был, пожалуй, единственным настоящим педагогическим - журналом. Страхов Н.Н. - критик, психолог, философ писал: этот журнал пронизан духом детской невинности, свежести и чистоты.

Каждый номер включал пед. раздел и рассказы для детей всего вышло 12 номеров. Некоторые статьи, опубликованные в этом журнале, я вам уже назвала в начале нашей лекции - это статьи о народ­ном образовании, о воспитании, о методах обучения, о формирова­нии творческого мышления, нравственного сознания учеников. Автор и редактор этого журнала. Толстой, должен был при этом постоянно вести борьбу с цензурой. И как бы не было велико значение этого журнала для учителей и общественности, все-таки врагов у Толстого, как у всего передового первоначально, было немало.

Во время его отъезда в Самарскую губернию в Ясной Поляне был произведен обыск: искали тайную типографию и нелегальную литературу.

Жандармский полковник Воейков писал, что: «Толстой восстановил про­тив себя помещиков, а обращение его с крестьянами слишком просто и даже дружеское..." Для Толстого этот обыск явился отрадным ударом, личным оскорблением и пренебрежением ко всему тому, чему он отдавался со всей страстностью и что приносило ему большое нравственное удовлетворение.

Обыск, придирки цензоров при издании журнала, некоторые обсто­ятельства личной жизни в связи с женитьбой на С.А.Берс, начало работы над романом "Война и мир" - все это привело к тому, что Толстой в 1862 г. прекратил свою работу в Яснополянской школе.

Готовясь к семинару, вы прочтете рекомендованные вам статьи из журнала "Ясная Поляна", это даст вам возможность более глубо­ко изучить содержание 2-го этапа пед. деятельности Толстого.

3-й период педагогической деятельности Толстого. Уже в 1868г., в процессе работы над романом "Война и мир", Л.Н.Толстой составил план книги для чтения в народной школе. Пос­ле завершения работы над романом начинается 3-й период - 1869-1876 гг. Л.Н.Толстой составляет "АЗБУКУ" - своеобразный комплекс учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике славян, языку и арифметике (сообщение на 5 минут об "Азбуке").

"Азбука" состояла их четырех книг:

1. собственно АЗБУКА/ букварь, тексты для первоначального чтения, славянские тексты, материал для обучения счету, методические указания для учителя.

2. Следующие три книги включали художественные и научно-популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию.

Это была своеобразная энциклопедия знаний для первоначального этапа обучения. В популярной форме раскрывались понятия физики, химии, бота­ники, зоологии. Многие рассказы имели проблемный характер, содер­жание научных понятий связывалось со знакомыми детям явлениями.

"АЗБУКУ" Толстого педагогическая общественность ждала с боль­шим нетерпением,... но рецензенты её забраковали, объясняя это не той методикой обучения грамматике, какую они хотели бы видеть, не тем отделом арифметики. Министерство нар. просвещения отказалось рекомендовать "Азбуку" Толстого для школ.

"Новая азбука" вышла в свет в 1875 г. значительно отличалась от первого пособия. "Новая азбука" была самостоятельным учебни­ком, также были самостоятельными три прежние части: учебник, "Арифметика", учебники-книги для чтения. Эту азбуку министерство народ­ного просвещения рекомендовало использовать в школе, где начина­ют обучение с азбуки.

В период работы над «Азбукой» Толстой вновь начал обучать крестьянских детей. Таким образом, он на практике проверял эффективность своей методики обучения грамоте. К Толстому съезжались учителя из разных школ: знакомясь с его методикой, и даже привозили своих учеников.

Общаясь с молодыми учителями, Л.Н. Толстой отметил, что у них мало пед. знаний, опыта. А в школе должны работать квалифицированные учителя. И он решил в 1875 г. открыть 2 годичные пед. курсы (учительскую семинарию): 50 человек должно было обучаться. Долго решался этот вопрос. Наконец-то, почти через год было получено разрешение. Но, как писал секретарь Толстого Гусев, в силу ряда причин, это предприятие успеха не имело: мало было желающих и др. причины.

Толстой не только занимался разработкой методики обучения, но и › времени посвящал организационным, административным вопросам, заботился о быте учителей, добился прибавки оплаты учительского труда в открытых крестьянских школах, снабжает учащихся учебниками и письменными принадлежностями.

В этот период появляется его статья «О народном образовании»- это ответ тем, кто не верил в его методику. Он проанализировал причины неудачного эксперимента. Он писал, что взяты слишком малые дети, не готовые к учению, не достигшие «возраста школьной зрелости». Во- вторых, в школе много было посетителей, отвлекающих внимание учеников. Далее, должен быть свободным интерес ученика, никакого принуждения, никакого строгого режима и палочной дисциплины. Читать книги надо только в школе, объясняя каждое слово ¾ времени надо отводить наглядному обучению: описание комнаты, стола и т.п.

Толстой в этой статье удовлетворительным результатом обучения грамоте:

1. способ обучения должен быть способом, развивающим умственные силы ребёнка, чтобы учение грамоте достигалось вместе с развитием и укреплением мышления.

2. Он должен вносить в обучение личный интерес ребёнка, подвигая дело этим интересом, а не притупляющим насилием.

3. Он должен представлять собой процесс самообучения, возбуждая, поддерживая и направляя интерес ребёнка.

4. Он должен основываться на впечатлениях слуха, как того чувства, которое служит для восприятия языка.

5. Он должен соединять анализ с синтезом, начиная разложением сложного целого на простые части и переходя к сложению простых начал в сложное целое.

4 и 5 – не обязательно, а вот первые 3 условия – это как программа. Обязательно должны выполняться! В этой статье разбирает и критикует немецкую школу. При этом сам пытается ответить на вопрос:

1. чему нужно учить? (какие предметы)

2. как нужно учить? (какие методы)

Это вопрос о том, какое отношение между учащим и учащимся будет наилучшим.

Административные вопросы рассматривают:

1. школьное помещение

2. распределение времени учения

3. распределение школ по местностям

4. выбор учителя

5. материальные средства вознаграждения учителей.

В этой статье говорится о важности специальной подготовки и широкого общего образования для народного учителя, о стремлении придавать обучению развивающий характер. Эта статья напоминала, что не народ существует для школы, а школа для народа.

Сам Толстой называл эту статью педагогической исповедью.

Важный момент. Здесь мы находим систему дидактических взглядов Толстого, особый интерес представляют его высказывания о соотношении науки и учебного предмета, роли обобщения в формировании научных понятий.

Задание: сделать выписки из этой статьи Л,Н.Толстого.

Во второй половине 70-х гг. Толстой отошёл от педагогической деятельности → «Анна Каренина». На рубеже 70-80 –х. гг. в мировоззрении Толстого произошёл переворот: его стала сильно тяготить жизнь богатых людей, жизнь людей его круга. И притягивает к себе всё › и › жизнь трудящегося народа.

IV период педагогической деятельности - конец 80-х гг. – 1910 г. Это период духовного кризиса. Толстой пишет произведения, в которых срывает все и всяческие маски, вскрывает наиболее кричащие противоречия современной ему действительности, весь ход его рассуждений приводил к признанию классовой борьбы в том случае, если правительство не уступит. В этот период времени он обосновал новую для своего времени идею о нравственной революции на основе свободного самоулучшения личности, которая была направлена против первоначально выдвинутого им положения постепенного «выпрямления» «кривых» людей. Для пропаганды своих идей Л.Н. Толстой использовал издательство «Посредник», где напечатал для простых людей немало книг. Он работает над энциклопедическим словарём для крестьян и целым рядом учебников по все отраслям знаний, печатает (через «Посредник») «круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни» и др.

Педагогические взгляды IV периода отмечены влиянием его увеличения религиозно- нравственными вопросами. И в основу воспитания детей Толстой ставит свою религию – признание, что человек носит Бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием и в то же время – отрицание обрядовой, церковной религии.

Если в 60-х гг. Толстой разделял образование и воспитание и считал, что детей не нужно воспитывать, то теперь он уже отказывается от этих своих прежних убеждений и считает их ошибочными. Теперь Толстой считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать, и воспитывать именно в духе проповедуемого им «очищенного христианства». Эти взгляды Толстой не только высказал в своих статьях того периода, но в 1907- 1908 гг. проводил занятия с детьми именно в духе своего религиозно-нравственного учения. В статье «О народном образовании» он подчёркивал: «Повторяю ещё раз: религия есть единственное законное и разумное основание воспитания».

Но какие бы методы и теории образования и воспитания детей не пропагандировал Толстой, и как бы они не были противоречивы и ошибочны, он всегда считал, что просвещение народа, воспитание и образование его детей является важной задачей, для решения которой стоит жить, бороться и неустанно работать.

В последние месяцы жизни Толстой много думает о нравственном воспитании детей, о занятиях с мальчиками по вопросам морали.

Толстого интересует и проблема подготовки учителя: «каким он должен быть?» → статья «В чём главная задача учителя?» \за год до смерти.

До последних дней жизни Толстой думает о школе, о детях. Перед уходом из Ясной Поляны он принёс ученикам Яснополянской школы экземпляры детского журнала «Солнышко». Сам беседовал с детьми об этом журнале.

 

7. Л.Н.Толстой о "свободном воспитании" и творческом развитии личности.

С понятием «свободное воспитание» мы уже с вами встречались. Впервые на теоретическом уровне проблему свободного воспитания как форму развития личности обосновал и изложил французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он разработал структуру, содержание, формы и методы свободного воспитания, органически связав его с природой и естественным развитием ребёнка.

Л.Н. Толстой впервые в России серьёзно апробировал экспериментально и внедрил в практику «свободное воспитание». Для такого эксперимента существовали достаточно объективные предпосылки:

Содержание эксперимента отражало состояние конкретно исторической обстановки – демократизации в России. Пед. деятельность Толстого в Яснополянской школе осуществлялась как раз в период подъёма общественно-педагогического движения \характеристику этого движения я давала в лекции об Ушинском - наиболее ярко представляют нам содержание общественно-педагогического движения начала 60-х гг.: статьи Добролюбова, Чернышевского и др/.

Л. Н. Толстой не был одинок в своих воззрениях на проблему свободного воспитания. Вопросы свободы, свободного развития человека просматриваются во многих произведениях, статьях того периода и, в частности, в знаменитой работе К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении», в которой поднимается проблема свободного труда.

Идею свободного воспитания мог реализовать в России достаточно «свободный», состоятельный и авторитетный человек, каким и был граф Толстой – известный писатель.

Теория свободного воспитания Толстого на протяжении 100 лет развивалась в нескольких аспектах. Один из них – это идея защиты детства. В основу воспитания и обучения, взаимоотношений учителя и учащихся в школе Толстой положил принцип полной свободы детей. Идею эту развили впоследствии К.Н. Вентцель /1857-1947 гг./, Дьюи, Ян Корчак и др. великие педагоги. Взрослые не вправе «ломать» детство, диктовать ему свою волю. Детство имеет свои законы, и оно должно быть счастливым. Взрослый не возглавляет, а действует рядом с ребёнком. Примером сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся была Яснополянская школа Толстого, где Лев Николаевич всей душой любил детей и призывал своих коллег, последователей любить и принимать ребёнка таким, какой он есть.

2-ая линия развития идеи свободного воспитания – линия противостояния традиционной авторитарной системе образования и воспитания.

Л.Н.Толстой резко критиковал современную ему школу, всю систему образования в России, предлагая передать дело народного образования в руки самого народа. Народ сам должен решать вопрос о создании школ, о приемлемом для него типе школы, определять круг учебных предметов /чему учить?/, по своему усмотрению приглашать учителей.

На семинарском занятии мы более подробно остановимся на этом вопросе и сравним некоторые положения педагогических статей Толстого с содержанием современного Закона РФ «Об образовании». А пока на полях отметьте – см. Закон РФ «Об образовании» /статьи 2, 12 об участии народа в решении проблем демократизации и гуманизации системы народного образования/.

И в заключение 2-го вопроса лекции, я хотела бы обратить ваше внимание на следующее:

 

9. Л.Н.Толстой о труде учителя, его подготовке и назначении в обществе.

 

Анализ практики Л.Н. Толстого, содержание его пед. трудов и статей журнала «Ясная Поляна» позволяет сделать вывод о создании в его школе определённой системы свободного воспитания. Системообразующим фактором такого воспитания являлось отсутствие обязательности и принуждения в обучении и воспитании. /Базисом/

Основанием его системы была спонтанная, вариативная образовательно - воспитательная деятельность учителей. Главной составной частью системы такого воспитания – своеобразная организация учебного процесса, учёта и контроля знаний учащихся.

Компоненты этой системы были связаны принципами гуманного отношения к детям, глубокой веры в творческие силы детей, полной свободы, отсутствия насилия и всяких средств подавления личности ребёнка, постоянной заботы об удовлетворении запросов детей и др. Отличительной особенностью системы свободного воспитания является её локальный характер. Функционирование системы было локализовано стенами школы и временем пребывания в ней. Это было ежедневное «свободное» 5-6-ти часовое воспитание в условиях крепостнически-авторитарных отношений в окружающем социуме, в условиях авторитарной семьи. Иными словами: полная свобода в школе и всеобъемлющий авторитаризм вокруг.

Пед. процесс, основанный на принципе свободы учащихся Яснополянской школы, был направлен, как я отмечала выше, на развитие творческой личности. Творческая индивидуальность, самостоятельность учащихся развивалась и укреплялась и в решении организационных вопросов, и в выборе предмета обучения, и выборе содержания учебной деятельности учениками / особенно ярко это проявлялось в написании сочинений/; а также способствовали творческому развитию детей разнообразнейшие формы организации познавательной деятельности /необычные для того времени/: групповые, парные /по 2, 3 или 5 человек, «выбирая себе партнёра по силам»/.

Некоторый отход от принципа свобод, наметившийся в более поздний период деятельности Л.Н. Толстого, был обусловлен тем, что в массовой практике его педагогическая концепция ещё не могла быть признанной, в силу её необычности. В 1875 г. он писал, что граница свободы учащихся сама собою определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой; «свобода эта не может быть предписываема: мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя. Свобода эта не есть правило. По-видимому, речь идёт в данном случае о смещении акцента со скрытой ведущей роли учителя на открытую позицию как более доступную и понятную массовому педагогическому сознанию того времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.123.103 (0.017 с.)