Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.А.Сухомлинский и его педагогическая система.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. в с. Омельник под Кременчугом. Окончив рабфак, а потом Полтавский педагогический институт, он посвятил свою жизнь воспитанию детей. С 1944 г. до последнего дня своей жизни (2 сентября 1970 г.) В. А. Сухомлинский руководил Павлышской средней школой. Воспитание - это постоянное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и к злу, подготовка к активной борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания лишь как воздействие на формирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру.
В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания: 1) заранее продуманная воспитательная работа с детьми; 2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского - воспитание не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их "вытесняет бурная поросль достоинств". Воспитание осуществляется в отношениях, в основе которых должны лежать не власть и подчинение, - они не вызовут взаимного доверия, податливости, - а уважение и любовь. В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспитание. Главным в нравственном воспитании он считает формирование личного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед коллективом, перед самим собой - перед совестью. Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к преодолению трудностей, к борьбе к сдержанности к самообладанию. Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить - это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя - видеть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития. Воспитательным идеалом Павлышской средней школы была всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного процесса. "Гармония способностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье". (В. А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа). Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых и аквариум. Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой ступени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости. Так ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков. Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видит в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого вступающего в жизнь юноши, каждой девушки. Поэтому каждый ученик в старших классах в школе Сухомлинского имел возможность выходить за рамки программы по тому предмету, который его в наибольшей мере интересует. Сухомлинский говорит о целесообразности создания особой программы интеллектуального и трудового развития и совершенствования. Во многом проблему выявления способностей и задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т.д.). Надо сказать, что наряду с этим, кружки решали проблему профессиональной ориентации. Критерием воспитанности по В. А. Сухомлинскому является совесть человека, его умение видеть себя глазами людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самому и приносить радость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуманным. Гуманизм Сухомлинский определяет как справедливость, как сочетание уважения с требовательностью. По-настоящему требовать - значит уметь понять и почувствовать, что ребенку посильно и что непосильно, помочь ему в его усилиях. Важный элемент школьного воспитания - самовоспитание. Оно заключается в том, что, познавая окружающий мир - природу, труд, общественную жизнь - воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов. Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека. Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование сознания - мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступкам. Одна из центральных задач школы - воспитание благородных чувств - любовь к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих достоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами. Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой. Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он придает большое значение воздействию словом. СЛОВО должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспитанника. Сам В.А.Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, каждое из которых он посвятил явлениям природы, чувствам, переживаниям. Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, призывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуществлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлишской школы было такое объявление: «Юноши идевушки. Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красоту искусства". Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нет раздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных понятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлишской школы работал совместно с родительским коллективом. Была образована родительская школа, слушатели которой были разделены на 5 трупп (по возрасту детей): 1) дошкольники (5-7лет), 2) I-II классы, 3) III-IV классы, 4) V-VII классы, 5) VIII-X классы. Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и физического воспитания. Ребенка под свое покровительство школа брала с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своей Школе радости Сухомлинский учил дошкольников обращать внимание на красоту окружающей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке. Большое значение также предавалось прослушиванию классической музыки. Семью В.А.Сухомлинский считал подлинной школой воспитания любви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремиться всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к матери, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери, это: выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведение Праздника матери. Среди других традиций, существовавщих в Павлишской школе, можно отметить такие: 1) встреча семилетних малышей - будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу; 2) праздник первого звонка для первокласников: ученики выпускного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку; 3) праздник последнего звонка для выпускников; 4) вручение аттестатов; 5) ежегодные встречи выпускников (30 января); 6) праздник матери; 7) праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул); 8) весенние праздники - Праздник песни, Праздник цветов, Праздник птиц; 9) новогодняя елка для самых маленьких; 10) зимний праздник снежного городка и т.д. Павлишская школа Сухомлинского дала благополучную почву для раскрытия способностей и задатков учеников; учителя школы успешно справились с задачами воспитания, стоявшими перед ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.01 с.) |