Тема: «роман «западня» Э. Золя». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «роман «западня» Э. Золя».



Практическое занятие № 1.

Тема: «Роман «Западня» Э. Золя».

План:

1. Смысл заголовка романа. Почему Золя называл свой роман драмой.

2. Соотношение реалистических и натуралистических элементов в романе.

3. Сюжет и композиция романа. Система образов

4. Проследить сюжетную линию Жервезы.

- Почему Золя писал о своей героине: «Жервеза – самый привлекательный, самый нежный образ из всех, которые я создал»?

- В какой мере героиня зависит от среды?

- Типические черты женщины-труженицы.

- С какого момента начинается «падение» Жервезы?

5. Проблема алкоголизма в романе.

- Алкоголизм – это медицинская или социальная проблема? Прокомментируйте лозунг Золя: «Закройте кабаки, откройте школы».

- Как деградация и пьянство разлагают его семью?

- Образ слесаря Бижара, соседа Жервезы.

- Кузнец Гуже – белая ворона на улице Гут-д’Ор. Есть ли в его образе нарочитая идеализация?

6. Трагизм финала романа.

- Вызывает ли сострадание Жервеза, брошенная на дно жизни?

- Почему не описана смерть Жервезы?

- Кто виноват в ее смерти? Согласны ли вы с мнением автора: «На самом деле она погибла от нищеты, от грязи, от усталости, от тяжести своей загубленной жизни»?

Задание: Тема труда в творчестве Золя. Как Золя отвечает на вопрос Флобера: «Чем в области искусства господа рабочие интереснее других людей»? (На примере романов «Западня» и «Жерминаль».)

Рекомендуемая литература:

1) Золя Э. Западня. Жерминаль / Под ред. А.И. Пузикова. – М., 1988.

2) Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.

3) Клеман М.К. Эмиль Золя. – М., 1934.

4) Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. «Ругон-Маккары» и проблема реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.

5) Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. – М., 1966.

6) Лилеева И. Краткая летопись жизни и творчества Эмиля Золя // Собр. соч.: в 26 т. – М., 1967. – Т. 26.

7) Миловидов В.А. Поэтика натурализма. – Тверь, 1996.

8) Пузиков А.И. Жизнь Золя // Портреты французских писателей. – М., 1981.

 

 

Практическое занятие № 2.

Тема: Новелла Г. де Мопассана «Пышка» и его роман «Милый друг»: общество и его «антигерои».

План:

1. Документальная основа новеллы.

- Прототипы героев;

- В чем своеобразие подхода Мопассана к изображению войны;

- Как воссоздаются в новелле приметы войны, ее атмосфера.

2. «Пышка» – классика композиционного искусства.

- Три главные части, определяющие сюжетное действие;

- Как «заговор порядочных людей» показывает сущность каждого из них;

- в чем драматизм финала «Пышки».

3. Какие стороны психологии героев, проблематики и стилистики этой новеллы получают развитие в романе «Милый друг»?

4. Чем обусловлено наличие двух частей в композиции романа.

5. Образ «Милого друга».

- Эволюция героя на страницах романа;

- Дебют Дюруа в журналистике;

- Четыре любовные истории Дюруа;

- Психологические портреты женщин Дюруа.

6. Роман «Милый друг» - как зеркало общественно-исторической жизни Франции эпохи Третьей республики

- пресса

-политика

-общественная мораль

7. Скрытая и явная ирония как важнейшее средство реализации авторского замысла.

Задание: 1) В чем своеобразие подхода Мопассана к изображению войны (На материале новелл «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Старуха Соваж»).

2) Сопоставьте образ Жоржа Дюруа с историями жизни амбициозных молодых людей – Жюльеном Сорелем Стендаля, Эженом Растиньяком Бальзака, Бекки Шарп Теккерея. В чем новизна трактовки этой темы Мопассаном?

 

Рекомендуемая литература:

1. Мопассан Г. де. Собрание сочинений: в 12 т. – М., 1995.

2. Данилин Ю.И. Жизнь и творчество. – М., 1968.

3. Лану А. Мопассан. – М., 1971.

4. Мениаль Э. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д., 1999.

 

Практическое занятие № 3.

Тема: «Таис» А. Франца: философский роман.

План:

1. Жанровое своеобразие «Таис».

- В чем своеобразие философской повести.

- Что сближает «Таис» с философскими повестями Вольтера «Простодушный», «Кандид», «Задиг».

- Имеются ли в романе «Таис» черты исторического романа?

2. Общие черты с литературой Просвещения.

3. Композиция романа

4. Образная система романа.

- Искренность веры антинойского настоятеля Пафнутия;

- Пафнутий – жертва собственного аскетизма и фанатизма;

- Почему имя Таис вынесено в заголовок романа?

- Новая концепция образа куртизанки;

- Антагонист Пафнутия – сторонник эпикуреизма Никий.

- Роль эпизодической фигуры скептика Тимокла Косского.

- Компания пирующих философов (Дорион, Евкрат, флотоводец Котта). Какие проблемы они обсуждают и как это характеризует духовную атмосферу эпохи.

5. Поэтика, язык и стиль романа.

- Диалог – как важнейший художественный принцип романа.

Рекомендуемая литература:

1. Франц А. Избранные произведения / Послесл. Л. Токарева. – М., 1994. (Сер. «Лауреаты Нобелевской премии»).

2. Дынник В. Анатоль Франц. – М.;Л., 1934.

3. Трыков В. Франс // Зарубежные писатели: библиографический словарь: в 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 2003. – Ч. 2.

4. Фрид Я.В. Анатоль Франц и его время. – М., 1975.

5. Юдьметова С.Ф. Анатоль Франц и некоторые вопросы эволюции реализма. – Саратов, 1978.

Практическое занятие № 4.

Тема: «Жан-Кристоф» Р. Роллана: музыкальный роман.

План:

1) Роль философии, нравственно-этических и эстетических воззрений Л.Н. Толстого на Р. Роллана.

2) Структура романа «Жан-Кристоф». Содержание и пафос всех частей «четырехчастной симфонии».

- Смысл посвящения романа («Свободным душам всех наций, которые страдают, борются и побеждают»).

- Жанровая природа романа – роман-эпопея, «роман-река».

- Романтическое начало в романе.

3) Реализация в романе структурообразующего музыкального принципа.

- Как Роллан достигает гармонического синтеза музыки и слова.

- Роллан – знаток искусства, музыки.

- Почему «Жан Кристоф» называют «музыкальным романом»?

4) Своеобразие обрисовки главного героя. На чем автор делает акцент: на изображении внешних событий или на мире чувств, эмоций и переживаний Жана Кристофа?

- Как Роллан изображает «жизнь души» своего героя?

5) Сюжетная линия Оливье Жанетта.

- Что лежит в основе дружбы Оливье и Жан Кристофа?

- Интернациолистские убеждения Роллана?

6) Тема политической борьбы в «Неопалимой купине».

- Как характеризуется в романе рабочее движение

- Какую позицию занимают Оливье и Жан Кристоф

- Отношение Роллана к революции и революционному насилию

- Какова роль первомайской демонстрации в судьбе героя.

7) Финал романа.

- В чем смысл отождествления Жана Кристофа со святым Христофором?

- Религиозно-христианские идеи романа.

- Мотив смены поколений.

-Мотив смерти, ухода самых близких людей главного героя.

Задание: Сравнить изображение коррумпированного искусства в «Ярмарке не площади» с «Утраченными иллюзиями» О. де Бальзака, «Деньги» Золя, «Милый друг» Мопассана. К кому Роллан ближе: к своим старшим современникам – Золя и Мопассану или к Бальзаку?

Рекомендуемая литература:

1) Роллан Р. Собрание сочинений: В 14 т. / Под ред. И.И. Анисимова. – М., 1954-1958.

2) Роллан Р. Воспоминания. – М., 1964.

3) Роллан Р. Статьи, письма. – М., 1985.

4) Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время. Ранние годы. – Л., 1972.

5) Дюшен И.Б. «Жан Кристоф» Ромена Роллана. – М., 1966.

6) Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. – М., 1957. – С. 389-416.

7) Мотылева Т.Л. Ромен Роллан. – М., 1969. (ЖЗЛ)

8) Мотылева Т.Л. Творчество Ромена Роллана. – М., 1959.

9) Цвейг С. Ромен Роллан. Жизнь и творчество // Собр. соч.: в 10 т.: пер. с нем. – М., 1992. – Т. 5.

10) Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи.

 

Практическое занятие № 5.

Практическое занятие № 6.

Практическое занятие № 7.

Тема: Пьесы Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен» и «Пигмалион»:

Практическое занятие № 8.

Практическое занятие № 9.

Художественные тексты по «Истории зарубежной литературы конца XIX- начала XIX века».

Золя Э. «Жерминаль».

Верлен П. Лирика.

Рембо А. Лирика.

Малларме С. Лирика.

Мопассан Ги де. «Милый друг», «Жизнь», «Пьер и Жан», «Пышка», «Сильна как смерть», «Наше сердце».

Франс А. «Преступление Сильвестра Боннара».

Роллан Р. «Жан-Кристоф» («Ярмарка на площади»).

Пруст М. «В поисках утраченного времени» («По направлению к Свану»).

Жид А. «Имморалист».

Метерлинк М. «Слепые», «Синяя птица».

Аполлинер Г. «Алкоголи».

Стивенсон Р.Л. «Остров сокровищ».

Киплинг Р. «Лиспет», «Время белых», «Маугли».

Уайльд О. «Портрет Дориана Грея».

Уэллс Г. Один из романов (по выбору).

Голсуорси Д. «Сага о Форсайтах» (один из романов по выбору).

Шоу Б. «Профессия миссис Уорен», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца».

Ибсен Г. «Пер Гюнт», «Кукольный дом», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес».

Гамсун К. «Плоды земли».

Ницше Ф. «Так говорил Заратустра».

Гауптман Г. «Перед восходом солнца».

Манн Т. «Будденброки», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции».

Рильке Р.М. Лирика.

Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекельберри Финна».

Лондон Д. «Мартин Иден».

Драйзер Т. «Сестра Керри».

 

 

Практическое занятие № 1.

Тема: «Роман «Западня» Э. Золя».

План:

1. Смысл заголовка романа. Почему Золя называл свой роман драмой.

2. Соотношение реалистических и натуралистических элементов в романе.

3. Сюжет и композиция романа. Система образов

4. Проследить сюжетную линию Жервезы.

- Почему Золя писал о своей героине: «Жервеза – самый привлекательный, самый нежный образ из всех, которые я создал»?

- В какой мере героиня зависит от среды?

- Типические черты женщины-труженицы.

- С какого момента начинается «падение» Жервезы?

5. Проблема алкоголизма в романе.

- Алкоголизм – это медицинская или социальная проблема? Прокомментируйте лозунг Золя: «Закройте кабаки, откройте школы».

- Как деградация и пьянство разлагают его семью?

- Образ слесаря Бижара, соседа Жервезы.

- Кузнец Гуже – белая ворона на улице Гут-д’Ор. Есть ли в его образе нарочитая идеализация?

6. Трагизм финала романа.

- Вызывает ли сострадание Жервеза, брошенная на дно жизни?

- Почему не описана смерть Жервезы?

- Кто виноват в ее смерти? Согласны ли вы с мнением автора: «На самом деле она погибла от нищеты, от грязи, от усталости, от тяжести своей загубленной жизни»?

Задание: Тема труда в творчестве Золя. Как Золя отвечает на вопрос Флобера: «Чем в области искусства господа рабочие интереснее других людей»? (На примере романов «Западня» и «Жерминаль».)

Рекомендуемая литература:

1) Золя Э. Западня. Жерминаль / Под ред. А.И. Пузикова. – М., 1988.

2) Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.

3) Клеман М.К. Эмиль Золя. – М., 1934.

4) Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. «Ругон-Маккары» и проблема реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.

5) Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. – М., 1966.

6) Лилеева И. Краткая летопись жизни и творчества Эмиля Золя // Собр. соч.: в 26 т. – М., 1967. – Т. 26.

7) Миловидов В.А. Поэтика натурализма. – Тверь, 1996.

8) Пузиков А.И. Жизнь Золя // Портреты французских писателей. – М., 1981.

 

 

Практическое занятие № 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.055 с.)