Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика приемов и методов, применяемых на занятиях элективного курса

Поиск

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 2016 – 2017 УЧЕБНОГО ГОДА»

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны

знать:

ü требования, предъявляемые к итоговому сочинению;

ü критерии оценивания итогового сочинения;

ü теоретико-литературные понятия

-

Уметь

1. создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели,

2. рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений:

ü выбрать одну тему;

ü выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;

ü сформулировать свою точку зрения;

ü аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (повашему выбору);

ü продумать композицию сочинения;

ü грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).

3. применять на практике теоретико-литературные понятия;

4. - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

5. осуществлять речевое оформления собственных работ;

6. уместно употреблять средства художественной выразительности;

7. редактировать собственные и чужие сочинения.

Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.

 

Содержание элективного курса.

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Пять тематических направления, утверждённые на 2016-2017 учебный год

Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

Редактирование текста сочинения

 

 

3. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п Название раздела кол-во часов
  Введение:что, когда, зачем и как? Тематические направления 2016-2017 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.  
  Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение. Приём «Слово-магнит»[1]:  
  Сбалансированность частей сочинения. Практическая работа над вступлением к темам направления 1 «Разум и чувства»  
  Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения  
  Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».Отбор литературного материала. Приём «Облако мыслей». Подготовка к домашнему сочинению  
  Работа над сочинением (направление 2)  
  Тематическое направление 3 «Победа и поражение».Отбор литературного материала. Приём «Вершина»  
  Работа над сочинением (направление 3)  
  Тематическое направление 4 «Опыт и ошибки».Отбор литературного материала. Приём «Предмет как проблема».  
  Работа над сочинением (направление 4)  
  Тематическое направление 5 «Дружба и вражда».Отбор литературного материала. Приём «Дерево предсказаний»  
  Работа над сочинением (направление 5)  
  «Проба пера»: коллективно-групповое написание сочинения.  
  Итоговое занятие. Занятие-консультация  
Итого 19 часов

 

Табличное представление календарно - тематического планирования.

IIполугодие–19 часов

Всего: часов 19часов

 

№ урока Дата   Наименование разделов и тем Количество часов
Планируемая Фактическая
  12.01.   Введение:что, когда, зачем и как? Тематические направления 2016-2017 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.  
2-3 17.01. 24.01   Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение.  
  07.02.   Сбалансированность частей сочинения. Практическая работа над вступлением к темам направления 1 «Разум и чувства».
5-6 14.02. 21.02.   Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения  
  28.02.   Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению.  
8-9 07.03 14.03.   Самостоятельная работа над сочинением по темам направления 2 «Честь и бесчестие»  
  21.03.   Тематическое направление 3 «Победа и поражение».Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению.  
11-12 04.04. 11.04.   Работа над сочинением по темам направления 3 «Победа и поражение»  
  18.04.   Тематическое направление 4 «Опыт и ошибки».Отбор литературного материала.  
  25.04.   Подготовка к домашнему сочинению (направление 4)  
  02.05.   Тематическое направление 5 «Дружба и вражда».Подготовка к домашнему сочинению.  
  10.05.   Анализ и редактирование домашних сочинений по темам направления 5«Дружба и вражда».  
17 -18 16.05. 23.05.   «Проба пера»: самостоятельное написание сочинения (тема на выбор) сочинения.  
  30.05.   Итоговое занятие. Занятие-консультация  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: Введение: что, когда, зачем и как? Тематические направления 2016-2017 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема – проблема – тезис.

Методические рекомендации:

1) На первом занятии необходимо ответить на несколько вопросов: ЧТО? КОГДА? ЗАЧЕМ? И КАК?

2) Познакомить с пятью направлениями сочинений 2016-2017 учебного года.

3) Познакомить с критериями оценивания.

4) Научить различать понятия ТЕМА – ПРОБЛЕМА – ТЕЗИС.

Ход занятия

I. ОТВЕТЫ НА ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСА

ЗАЧЕМ?

Решение о том, что выпускники школ должны писать итоговое сочинение, принято во исполнение подпункта 9 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. Оно обусловлено тем, что школа должна воспитывать личность. Введение итогового сочинения как формы допуска к государственной итоговой аттестации подтолкнет школьников к изучению русского языка и литературы, а также к развитию умения правильно формулировать и излагать собственные мысли.

КАК?

Анализ критериев оценивания и требований к итоговому сочинению

Требование № 1. «Объем итогового сочинения».

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

ЗАНЯТИЯ 2-3

Тема: Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение.

Ход занятия

I. И ВНОВЬ ВОПРОСЫ...

Ответы на вопросы, которые волнуют выпускников,

Приём «Слово-магнит»

Прочитайте внимательно тему сочинения и найдите ключевые слова. (Тема:... Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой (В. Г. Белинский) (Ключевые слова: разум и чувства – две силы, нуждающиеся друг в друге)

Как вы это понимаете? Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде «магнитного поля», то есть запишем слова, которые притягиваются к понятиям РАЗУМ и ЧУВСТВА:

истины

РАЗУМ познание мира

ценностей

самого себя связи вещей и явлений

рациональное начало в человеке

 

ЧУВСТВА эмоциональный процесс человека

оценочное отношение к реальным и абстрактным объектам

иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку)

 

Мы выяснили, чем отличаются слова РАЗУМ и ЧУВСТВА. А что их объединяет, ведь в теме говорится о том, что эти две силы нуждаются друг в друге? (Гармонияразумаичувстввозможна и необходима, при этом конкретнаяструктура гармониисостоит не в равноправииразумаичувств, а в ихиерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают[3])

Практикум

Коллективная работа класса

Попробует составить «магнитное поле» слов по теме «Конфликт разума и чувства» на примере одного произведения

  Пьер Безухов     Порой человек всю жизнь познаёт себя, и в ходе этого поиска его разум конфликтует с чувствами, заставляя человека «метаться», а иногда и страдать конфликт разума и чувства Жизнь, в которой чувства преобладают над разумом, нельзя назвать разумной, однако человек от этого не становится несчастным: чувства делают его жизнь яркой, привлекают к такому человеку других людей, а холодный расчёт, наоборот, отталкивает   Наташа Ростова
  роман Л.Н.Толстого «Война и мир»     роман Л.Н.Толстого «Война и мир»  
  Андрей Болконский       Элен Курагина

 

Продолжаем отвечать на второй вопрос.

Алгоритм рассуждения

1. Внимательно прочитать пять тем.

2.Определите, какая из предложенных тем кажется вам наиболее конкретной и понятной.

3. Ещё раз внимательно прочитайте выбранную тему, выделив ключевые слова (слова-подсказки, в которых заложен главный смысл)

4. Подумайте, сможете ли вы раскрыть понравившуюся тему на конкретных литературных примерах.

 

ЗАНЯТИЕ4

Ход занятия

Проба пера»

Ребята, перед вами тема сочинения, которая дана в форме высказывания немецкого мыслителя XX века

Тема: Разум — счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

Пишем вместе вступление

Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания Эрика Фромма и даст своё толкование этому афоризму.

Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание Эрика Фромма.

Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору.

Группа 4 начнёт сочинениес обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности

2) Проверка написанных учениками вступлений [7]

Группа 1. ЭрихФромм, крупнейший мыслитель XX века, сказал: «Разум — счастливый дар человека и его проклятие». Так ли это? Почему разум является и даром человека, и его проклятием? На мой взгляд, Господь дал разум человеку, чтобы тот мог управлять своими эмоциями, чтобы мог мыслить, действовать, познавать мир, находить связь вещей и явлений. Разум является величайшим подарком. И в то же время, если бы человек меньше задумывался о славе, о карьере, об отношении окружающих, то реже бы испытывал зависть, злобу, ненависть, разочарование... В этом, мне кажется, и проявляется проклятие разума. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (96 слов).

Группа 2. Почему ЭрихФромм, крупнейший мыслитель XX века, назвал разум даром и проклятием человека? Думается, разум дан человеку как дар для того, чтобы его жизнь не была пустой и бессмысленной, чтобы им правили не только инстинкты и эмоции. Однако, когда человек подчиняет разуму все свои чувства, в том числе и добрые, то разум становится проклятием: он порабощает человека. Могу доказать свою точку зрения, обратившись к художественным произведениям. (66 слов)

 

Группа 3. Слышали ли Вы утверждение Эриха Фромма, который назвал разум даром и проклятием человека? Согласитесь, в этом высказывании скрыт глубокий философский смысл. Мне кажется, разум дан человеку для того, чтобы он познавал мир, а потом использовал свои знания для утверждения добра на Земле. В этом смысле разум – дар. Но человек придумал оружие, изобрёл орудие пыток, научился убивать... Всё это тоже действия разума, и в этом – его проклятие. Человек, слушая голос разума, не должен забывать о чувствах, особенно о чувстве милосердия. Только тогда разум будет приносить пользу и радость. За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы. (94 слов)

 

Группа 4. Век XXI отличается рационализмом: рвутся связи, созданные поколениями, растёт влияние техники на человека, его духовное здоровье. Дети перестают играть на свежем воздухе, их поработил компьютер – искусственный интеллект. Всё это влияние разума на человека. Достижения разума стали, как ни парадоксально это звучит, его проклятием. Наверное, поэтому проблема влияния разума на человека актуальна сегодня, как никогда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (63 слова)

 

III. Домашнее задание. [8]

Продолжите работу над сочинением, используя прием «Цветные поля”.

 

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»

 

ЗАНЯТИЯ 5-6

Ход занятия

I. Проверка домашнего задания. Редактирование домашних сочинений [9]

Ребята, на предыдущем занятии работали в группах над написанием вступления к сочинению. Дома вы завершили работу. Наша задача – проверить, что же получилось, а что не удалось сделать дома. Я предлагаю вашему вниманию четыре сочинения (от каждой группы), которые мы проанализируем по плану:

1) Объём итогового сочинения (требование 1)

2) «Самостоятельность написания итогового сочинения» (требование 2)

3) Соответствие теме сочинения (критерий 1)

4) Удачный (неудачный) выбор аргументов (критерий 2)

5) Соблюдение соотнесённости частей сочинения (критерий 3: композиция и логика рассуждения)

6) Качество письменной речи (критерий 4)

7) Грамотность (критерий 5)

Общая тема для данных ниже сочинений: Разум — счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

Методические рекомендации: Ученики определяют оценку качества вступления, основной части и заключения написанных дома сочинений
Оценка качества вступления к сочинению[10]: • 1. Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? 2. Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения? • 3. Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.)
Оценка качества главной части сочинения: • 1. Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? • 2. Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль? • 3. Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли? • 4. Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли? • 5. Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой? • 6. Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод? • 7. Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению? • 8. Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персон ажей, проблематикой произведения и т. д.?
Оценка качества заключения: • 1. Есть ли в заключении связь со вступлением? • 2. Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?

Сочинение № 1 [11]

Текст сочинения[12] Пометы
Эрих Фромм -крупнейший мыслитель XX века сказал: «Разум — счастливый дар человека и его проклятие». Так ли это? Почему разум является и даром человека, и его проклятием? На мой взгляд, Господь дал разум человеку, чтобы тот мог управлять своими эмоциями, чтобы мог мыслить, действовать, познавать мир, находить связь вещей и явлений. Разум является величайшим подарком. В то же время разум заставляет человека задумываться о славе, о карьере, об отношении окружающих, о власти, личной и государственной, заставляет испытывать зависть, злобу, ненависть, разочарование... В этом думаю и проявляется проклятие разума. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Вступление + тезис - 96 слово
Обратимся к повести А.И.Куприна «Олеся. Олеся, лесная колдунья, вопреки огромной любви, под влиянием разума уезжает оставляя своего возлюбленного. Что же легло в основу этого решения? Вспомним: главная героиня горячо любит Ивана Тимофеевича, и он отвечает ей взаимностью. Чтобы понять, почему они расстались, надо сказать, что они относятся к разным социальным сословиям: он городской интеллигент. Его восхищает красота и естественность Олеси, её чуткая душа. Она внучка местной колдуньи презираемая населением близлежащей деревни. Казалось, их чистой и светлой любви ничего не угрожает. Однако хрупкий мир гармонии разрушен суевериями, царящими в обществе. Поступок Олеси, её решение уехать продиктованы разумом: она понимает, что вместе им никогда не быть. Так разум победил чувство. Так из дара превратился в проклятие... Основная часть – 114 слова
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам малоизвестной современной поэтессы Любовь Соколик, которая сказала: «Мне разум не велит ошибки делать». Действительно, жизнь устроена так, что человек иногда должен чувства подчинять разуму, чтобы не было беды. Заключение – 35 слова
Всего слов 245 слов

Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения.

Оцените работу (зачет//незачет)[13]

Внесите правку.

Сочинение № 2

Текст сочинения[14] Пометы
Почему ЭрихФромм, крупнейший мыслитель XX века, назвал разум даром и проклятием человека? Думается, разум дан человеку как дар для того, чтобы его жизнь не была пустой ибессмысленной, чтобы он посвящал свою жизнь другим людям... Однако когда человек подчиняет разуму все свои чувства, в том числе и добрые, то разум становится проклятием: он порабощает человека.Могу доказать свою точку зрения, опираясь на произведения художественной литературы. В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о разуме как даре, как силе добра, и о разуме, как силе зла, заставляющего человека страдать, возьму рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Всю жизнь Андрея Соколова, главного героя произведения, можно разделить на три части: до войны (семейное счастье), во время войны (плен, побег, потеря близких) и после войны (встреча с Ваней). Во время войны разум отказывается понять весь ужас происходящего. Чувства берут верх и в церкви, когда герой убивает, а лучше сказать, казнит предателя, и в плену, когда оказывается в нечеловеческих условиях, но остается верным себе, и в Воронеже, когда стоит на том месте, где когда-то был родной дом, и в Берлине, когда гибнет сын... Разум становится проклятием, потому что человеку хочется забыться, уйти в беспамятство, а он не может... Однако именно разум даёт Соколову силы выстоять: Андрей понимает, что фашисты будут побеждены... Разум делает его каменным, потому что от горя можно было сойти с ума. Разум дает ему возможность понять, что в мальчике-сироте, которого он встретил, его спасение. Так, став отцом обездоленного ребёнка, он приобретает желание жить. Разве в этом случае разум не является даром, способным вылечить человека. В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама». Германн не позволяет чувствам взять верх над его разумом: он хладнокровно наблюдает за карточной игрой, он обдуманно, всё рассчитав, начинает ухаживать на Лизой, бедной воспитанницей Анны Федоровны... Хладнокровно доводит до смерти графиню... Даже в монастырь, где должны были отпевать графиню, он пришёл не из-за чувства раскаяния, а потому, что боялся: мёртвая графиня может ему навредить... Расчёт губит его, его разум становится его проклятием. И в заключение мне бы хотелось сказать, что прав был известный немецкий философ XX века Эрих Фромм, когда сказал, что «разум — счастливый дар человека и его проклятие». Любой из нас в полной мере испытал на себе, что разум может быть другом и врагом, даром и проклятьем, помощником и разрушителем. В разных жизненных ситуациях человек испытывает влияние разума, который или даёт силы, или забирает их... Вступление + тезис 68 слов Основная часть 262 слово Заключение – 64 слова
Всего слов  

Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения.

Оцените работу (зачет//незачет).

Внесите правку.

Сочинение № 3

Текст сочинения[15] Пометы
Слышали ли Вы утверждение ЭрихаФромма, крупнейшего мыслителя XX века, который назвал разум даром и проклятием человека? Согласитесь, в этом высказывании скрыт глубокий философский смысл. Мне кажется, разумданчеловекудля того, чтобы он познавал мир, а потомиспользовал свои знания для утверждения добра на Земле. В этом смысле разум – дар. Но человек придумал оружие, изобрёл орудие пыток, научился убивать... Всё это тоже действия разума, и в этом – его проклятие. Человек, слушая голос разума, не должен забывать о чувствах, особенно о чувстве милосердия. Только тогда разум будет приносить пользу и радость. За доказательствами обращусь к произведениям художественной литературы. Вступление + тезис 98 слов
Конечно же, вы читали рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Давайте подумаем, какую роль в этом рассказе играет разум. Беликов, главный чеховский герой, держит «в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!». Разум отступил, такое чувство, как страх, поработил всех. «Почему? – спросите Вы. Власть страха, а не разума разрушает отношения людей... Этот человек уподоблен животным, улитке или раку-отшельнику... Он лишен разума, потому что всё в нём подчинено страху, который герой насаждает вокруг себя. В конце рассказа Буркин, завершая своё повествование, высказывает глубокую философскую мысль: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?» Футлярная жизнь – это всего лишь существование, где нет места чувствам, где нет места разуму: человек перестает мыслить и размышлять, искать и сомневаться, отказывается от любви... Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Атмосфера на протяжении всего рассказа пронизана страхом, даже не перед явной угрозой наказания, а страхом неизвестно перед чем. Разум, который должен был научить людей противостоять Беликову, отступил, а чувство страха вышло вперёд, поглощая всех. На мой взгляд, свободные люди, разумные люди не должны подчиняться страху, не должны терпеть существующий порядок вещей, разум как дар свыше должен восторжествовать, не превращаясь в проклятие. Основная часть – 212 слов
К какому же выводу я пришёл, размышляя над высказыванием немецкого философа ЭрихаФромма? Человек, который относит себя к Homosapiens, человеку разумному, должен и вести себя как человек разумный: не портить жизнь себе и другим, не поддаваться отрицательным эмоциям, жить, смеясь и огорчаясь, любя и ненавидя, чтобы разум стал Божьим даром, а не проклятием! Заключение – 54 слова
Всего слов 364 слово
Объясните, почему за эту работу следует ставить «незачет»  

Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения.

Оцените работу (зачет//незачет)

Внесите правку.

Сочинение № 4

Текст сочинения[16] Пометы
Век XXI отличается рационализмом: рвутся родственные связи, созданные поколениями. Растёт негативное влияние техники на человека, его духовное и физическое здоровье. Дети перестают играть на свежем воздухе, их поработил компьютер – искусственный интеллект. Всё это негативное влияние разума на человека. Достижения разума стали, как ни парадоксально это звучит, его проклятием.Попробую доказать свою точку зрения. Вступление - 53 слов
Во-первых, такой же рационализм мы видим и в XX веке, на заре научно-технического прогресса. Вспомним произведение художественной литературы, в котором раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис. Это научно-фантастический роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», написанный в далёком 1927 году. Индивидуалист Гарин возомнил себя сверхчеловеком. Его научное изобретение попадает в руки монополий, использующих гиперболоид в своих корыстных целях. Сверхиндивидуалист Гарин одержим манией господства над миром, он мечтает захватить власть над людьми с помощью изобретенного смертоносного луча, Его рассуждения напоминают идеологию фашизма. Он хвастается своим цинизмом, необузданным сластолюбием. Однако, добившись неограниченной власти, он не испытывает удовлетворения, его натура находится в раздвоенности, его разъедает скептицизм. Приключенческий сюжет, увлекательность социальной и научной фантастики в романе “Гиперболоид инженера Гарина” сочетаются с актуальностью темы: разум становится проклятием, никому не принеся радости. Основная часть: тезис 1 + первый аргумент = 127 слов
Во-вторых, главный принцип и роль разума заключается в том, чтобы избежать того, что доставляет человеку неприятные ощущения, чтобы забыть, исключить из памяти, предать забвению страшные моменты жизни. Об этом говорит Анна Ахматова в своей поэме «Реквием»: У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. Чувства (материнская боль, одиночество, страх) мешают героине, и она понимает: для того чтобы выжить, надо стать каменной, бесчувственной, надо отказаться от памяти, от эмоций, от разума... Основная часть: тезис 2 + второй аргумент = 80 слов
Завершая рассуждение над темой сочинения, я вспоминаю древнегреческую богиню разума Метиду, первую жену Зевса. Узнав, что Метида родит ему двоих детей: дочь, которая не уступит ему в мудрости, и сына, который будет так силен, что свергнет его с трона, верховный бог убаюкиваетсупругу приятными и лестными речами, а потом съедает ее. Дай бог, чтобы наш разум был с нами, чтобы никто и ничто не угрожало ему... Заключение – 66 слов
Всего слов:  

Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения.

Оцените работу (зачет//незачет)

Подумайте, как можно легко увеличить объем сочинения.

Внесите правку.

II.Домашнее задание

1. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1. Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. (Фирдоуси)

2. Героизм как высшее проявление разума

3. Справедлива ли народная мудрость: добрый разум не наживают разом?

4. Спор разума и сердца...

5. Кому принадлежат чувства – душе или разуму?

6. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». (М.М.Пришвин)

7. Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти. (Шамфор)

8.Лишь в разуме счастье, беда без него.

Лишь разум - богатство, нужда без него...

Коль разум вожатым не станет тебе.

Дела твои сердце изранят тебе... (Фирдоуси)

ПРОБА ПЕРА

(ученические сочинения без учительской правки)

Для редактирования

1.

Спор разума и сердца

У каждого из нас были случаи, когда разум вступал в спор с сердцем. Действительно, часто мы замечаем, как чувства подсказывают нам одно, а разум говорит другое. Возникает вопрос: кого же в данной ситуации нужно слушать? Одни скажут: "разум", а другие: "чувства". Однако однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь нужно делать так, как считаешь правильным, и одновременно слушать своё сердце. (60 слов)

В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова на себе испытала спор разума и сердца. Девушка любила одного единственного мужчину, князя Андрея Болконского, но когда встретила Анатоля Курагина, то поддалась страсти, увлечению и влюбилась в него. Наташа умом понимала, что хорошего из этого ничего не выйдет, но всё же последовала воле чувств. Спустя время настоящая любовь к Андрею победила, и Наташа поняла: князь Андрей всегда жил в её сердце. Героиня осознала свою вину и в последние дни жизни Болконского была с ним рядом. Конечно же, описанные в романе события могут произойти и уже происходили в реальной жизни, но не всегда спор разума и чувств разрешается именно так, когда побеждает сердце, чувства и эмоции.

Нередко человек приходит к выводу о том, что разум и чувства - это два компонента единого целого. Жить без разума, одним лишь сердцем, люди не могут, иначе станут влюблёнными глупцами, также они не могут жить и без чувств,иначе станут машинами. На этот счёт поэтесса Людмила Тетьянчева в одном из своих произведений сказала:

...Не сразу узнать нам дано,

Что сердце и разум

Сильны лишь тогда,

Когда они заодно.

И, правда, только лишь с годами, набравшись жизненного опыта, мы можем понять: спор разума и сердца бессмыслен, ведь они едины; это то же самое, что спорить с самим собой. Если представить, что разум и чувства - это прутики в метле, то по отдельности мы можем сломать каждое из них, но вместе - никогда, как и сам веник. Именно поэтому в человеке ум и сердце должны быть вместе, чтобы никто и ничто не смогли его сломать и уничтожить. (260 слово)

Итак, завершая рассуждение над темой данного сочинения, мне хотелось бы сказать о том, что каждый человек должен контролировать себя и все свои поступки согласовывать не только с разумом, но и с чувствами. Тогда и только тогда человек сможет быть человеком и будет в гармонии с самим собой. Даже если и возникнет спор между умом и сердцем, то он быстро разрешится. (60 слов) (Всего 380 слов) Роговая Аня, 11 класс

2.

Героизм как высшее проявление разума.

Разум и героизм неразрывносвязаныдруг с другом. Я считаю, чтобы совершить какой-нибудь поступок, надо его сначала осмыслить. Но не всегда это получается. Давайте вспомним годы Великой Отечественной войны, когда солдаты, не задумываясь, отдавали свои жизни для счастья грядущих поколений. Разум руководит всеми нашими поступками, в том числе и во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.015 с.)