Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика приемов и методов, применяемых на занятиях элективного курсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 2016 – 2017 УЧЕБНОГО ГОДА»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся Обучающиеся должны знать: ü требования, предъявляемые к итоговому сочинению; ü критерии оценивания итогового сочинения; ü теоретико-литературные понятия - Уметь 1. создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, 2. рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений: ü выбрать одну тему; ü выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы; ü сформулировать свою точку зрения; ü аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (повашему выбору); ü продумать композицию сочинения; ü грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём). 3. применять на практике теоретико-литературные понятия; 4. - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; 5. осуществлять речевое оформления собственных работ; 6. уместно употреблять средства художественной выразительности; 7. редактировать собственные и чужие сочинения. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.
Содержание элективного курса. Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Пять тематических направления, утверждённые на 2016-2017 учебный год Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Редактирование текста сочинения
3. Календарно-тематическое планирование.
Табличное представление календарно - тематического планирования. IIполугодие–19 часов Всего: часов 19часов
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Введение: что, когда, зачем и как? Тематические направления 2016-2017 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема – проблема – тезис. Методические рекомендации: 1) На первом занятии необходимо ответить на несколько вопросов: ЧТО? КОГДА? ЗАЧЕМ? И КАК? 2) Познакомить с пятью направлениями сочинений 2016-2017 учебного года. 3) Познакомить с критериями оценивания. 4) Научить различать понятия ТЕМА – ПРОБЛЕМА – ТЕЗИС. Ход занятия I. ОТВЕТЫ НА ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСА ЗАЧЕМ? Решение о том, что выпускники школ должны писать итоговое сочинение, принято во исполнение подпункта 9 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. Оно обусловлено тем, что школа должна воспитывать личность. Введение итогового сочинения как формы допуска к государственной итоговой аттестации подтолкнет школьников к изучению русского языка и литературы, а также к развитию умения правильно формулировать и излагать собственные мысли. КАК? Анализ критериев оценивания и требований к итоговому сочинению Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям: 1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»; 5. «Грамотность». Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5). ЗАНЯТИЯ 2-3 Тема: Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение. Ход занятия I. И ВНОВЬ ВОПРОСЫ... Ответы на вопросы, которые волнуют выпускников, Приём «Слово-магнит» Прочитайте внимательно тему сочинения и найдите ключевые слова. (Тема:... Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой (В. Г. Белинский) (Ключевые слова: разум и чувства – две силы, нуждающиеся друг в друге) Как вы это понимаете? Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде «магнитного поля», то есть запишем слова, которые притягиваются к понятиям РАЗУМ и ЧУВСТВА: истины РАЗУМ познание мира ценностей самого себя связи вещей и явлений рациональное начало в человеке
ЧУВСТВА эмоциональный процесс человека оценочное отношение к реальным и абстрактным объектам иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку)
Мы выяснили, чем отличаются слова РАЗУМ и ЧУВСТВА. А что их объединяет, ведь в теме говорится о том, что эти две силы нуждаются друг в друге? (Гармонияразумаичувстввозможна и необходима, при этом конкретнаяструктура гармониисостоит не в равноправииразумаичувств, а в ихиерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают[3]) Практикум Коллективная работа класса Попробует составить «магнитное поле» слов по теме «Конфликт разума и чувства» на примере одного произведения
Продолжаем отвечать на второй вопрос. Алгоритм рассуждения 1. Внимательно прочитать пять тем. 2.Определите, какая из предложенных тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. 3. Ещё раз внимательно прочитайте выбранную тему, выделив ключевые слова (слова-подсказки, в которых заложен главный смысл) 4. Подумайте, сможете ли вы раскрыть понравившуюся тему на конкретных литературных примерах.
ЗАНЯТИЕ4 Ход занятия Проба пера» Ребята, перед вами тема сочинения, которая дана в форме высказывания немецкого мыслителя XX века Тема: Разум — счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм) Пишем вместе вступление Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания Эрика Фромма и даст своё толкование этому афоризму. Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание Эрика Фромма. Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору. Группа 4 начнёт сочинениес обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности 2) Проверка написанных учениками вступлений [7] Группа 1. ЭрихФромм, крупнейший мыслитель XX века, сказал: «Разум — счастливый дар человека и его проклятие». Так ли это? Почему разум является и даром человека, и его проклятием? На мой взгляд, Господь дал разум человеку, чтобы тот мог управлять своими эмоциями, чтобы мог мыслить, действовать, познавать мир, находить связь вещей и явлений. Разум является величайшим подарком. И в то же время, если бы человек меньше задумывался о славе, о карьере, об отношении окружающих, то реже бы испытывал зависть, злобу, ненависть, разочарование... В этом, мне кажется, и проявляется проклятие разума. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (96 слов). Группа 2. Почему ЭрихФромм, крупнейший мыслитель XX века, назвал разум даром и проклятием человека? Думается, разум дан человеку как дар для того, чтобы его жизнь не была пустой и бессмысленной, чтобы им правили не только инстинкты и эмоции. Однако, когда человек подчиняет разуму все свои чувства, в том числе и добрые, то разум становится проклятием: он порабощает человека. Могу доказать свою точку зрения, обратившись к художественным произведениям. (66 слов)
Группа 3. Слышали ли Вы утверждение Эриха Фромма, который назвал разум даром и проклятием человека? Согласитесь, в этом высказывании скрыт глубокий философский смысл. Мне кажется, разум дан человеку для того, чтобы он познавал мир, а потом использовал свои знания для утверждения добра на Земле. В этом смысле разум – дар. Но человек придумал оружие, изобрёл орудие пыток, научился убивать... Всё это тоже действия разума, и в этом – его проклятие. Человек, слушая голос разума, не должен забывать о чувствах, особенно о чувстве милосердия. Только тогда разум будет приносить пользу и радость. За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы. (94 слов)
Группа 4. Век XXI отличается рационализмом: рвутся связи, созданные поколениями, растёт влияние техники на человека, его духовное здоровье. Дети перестают играть на свежем воздухе, их поработил компьютер – искусственный интеллект. Всё это влияние разума на человека. Достижения разума стали, как ни парадоксально это звучит, его проклятием. Наверное, поэтому проблема влияния разума на человека актуальна сегодня, как никогда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (63 слова)
III. Домашнее задание. [8] Продолжите работу над сочинением, используя прием «Цветные поля”.
ЗАНЯТИЯ 5-6 Ход занятия I. Проверка домашнего задания. Редактирование домашних сочинений [9] Ребята, на предыдущем занятии работали в группах над написанием вступления к сочинению. Дома вы завершили работу. Наша задача – проверить, что же получилось, а что не удалось сделать дома. Я предлагаю вашему вниманию четыре сочинения (от каждой группы), которые мы проанализируем по плану: 1) Объём итогового сочинения (требование 1) 2) «Самостоятельность написания итогового сочинения» (требование 2) 3) Соответствие теме сочинения (критерий 1) 4) Удачный (неудачный) выбор аргументов (критерий 2) 5) Соблюдение соотнесённости частей сочинения (критерий 3: композиция и логика рассуждения) 6) Качество письменной речи (критерий 4) 7) Грамотность (критерий 5) Общая тема для данных ниже сочинений: Разум — счастливый дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)
Сочинение № 1 [11]
Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения. Оцените работу (зачет//незачет)[13] Внесите правку. Сочинение № 2
Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения. Оцените работу (зачет//незачет). Внесите правку. Сочинение № 3
Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения. Оцените работу (зачет//незачет) Внесите правку. Сочинение № 4
Прокомментируйте сочинение, опираясь на предложенные критерии оценки качества каждой части сочинения. Оцените работу (зачет//незачет) Подумайте, как можно легко увеличить объем сочинения. Внесите правку. II.Домашнее задание 1. Напишите сочинение на одну из предложенных тем: 1. Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. (Фирдоуси) 2. Героизм как высшее проявление разума 3. Справедлива ли народная мудрость: добрый разум не наживают разом? 4. Спор разума и сердца... 5. Кому принадлежат чувства – душе или разуму? 6. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». (М.М.Пришвин) 7. Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти. (Шамфор) 8.Лишь в разуме счастье, беда без него. Лишь разум - богатство, нужда без него... Коль разум вожатым не станет тебе. Дела твои сердце изранят тебе... (Фирдоуси) ПРОБА ПЕРА (ученические сочинения без учительской правки) Для редактирования 1. Спор разума и сердца У каждого из нас были случаи, когда разум вступал в спор с сердцем. Действительно, часто мы замечаем, как чувства подсказывают нам одно, а разум говорит другое. Возникает вопрос: кого же в данной ситуации нужно слушать? Одни скажут: "разум", а другие: "чувства". Однако однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь нужно делать так, как считаешь правильным, и одновременно слушать своё сердце. (60 слов) В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова на себе испытала спор разума и сердца. Девушка любила одного единственного мужчину, князя Андрея Болконского, но когда встретила Анатоля Курагина, то поддалась страсти, увлечению и влюбилась в него. Наташа умом понимала, что хорошего из этого ничего не выйдет, но всё же последовала воле чувств. Спустя время настоящая любовь к Андрею победила, и Наташа поняла: князь Андрей всегда жил в её сердце. Героиня осознала свою вину и в последние дни жизни Болконского была с ним рядом. Конечно же, описанные в романе события могут произойти и уже происходили в реальной жизни, но не всегда спор разума и чувств разрешается именно так, когда побеждает сердце, чувства и эмоции. Нередко человек приходит к выводу о том, что разум и чувства - это два компонента единого целого. Жить без разума, одним лишь сердцем, люди не могут, иначе станут влюблёнными глупцами, также они не могут жить и без чувств,иначе станут машинами. На этот счёт поэтесса Людмила Тетьянчева в одном из своих произведений сказала: ...Не сразу узнать нам дано, Что сердце и разум Сильны лишь тогда, Когда они заодно. И, правда, только лишь с годами, набравшись жизненного опыта, мы можем понять: спор разума и сердца бессмыслен, ведь они едины; это то же самое, что спорить с самим собой. Если представить, что разум и чувства - это прутики в метле, то по отдельности мы можем сломать каждое из них, но вместе - никогда, как и сам веник. Именно поэтому в человеке ум и сердце должны быть вместе, чтобы никто и ничто не смогли его сломать и уничтожить. (260 слово) Итак, завершая рассуждение над темой данного сочинения, мне хотелось бы сказать о том, что каждый человек должен контролировать себя и все свои поступки согласовывать не только с разумом, но и с чувствами. Тогда и только тогда человек сможет быть человеком и будет в гармонии с самим собой. Даже если и возникнет спор между умом и сердцем, то он быстро разрешится. (60 слов) (Всего 380 слов) Роговая Аня, 11 класс 2. Героизм как высшее проявление разума. Разум и героизм неразрывносвязаныдруг с другом. Я считаю, чтобы совершить какой-нибудь поступок, надо его сначала осмыслить. Но не всегда это получается. Давайте вспомним годы Великой Отечественной войны, когда солдаты, не задумываясь, отдавали свои жизни для счастья грядущих поколений. Разум руководит всеми нашими поступками, в том числе и во
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.013 с.) |