Занятие 4. Роман Л. Н. Толстого «анна каренина» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Роман Л. Н. Толстого «анна каренина»



Вопросы для обсуждения:

1. "Анна Каренина" и духовные искания Толстого в 1870-е годы. Переход писателя на позиции патриархального кресть­янства.

2. «Мысль семейная» в романе. Каренины, Облонские, Левины. Смысл изображения в романе их семейных судеб.

3. Трагедия «физической» любви (линия Анны – Вронского), гармония «метафизической» любви (линия Кити – Левина), «связующая» линия Облонского – Долли.

4. Интерпретация эпиграфа. Образ Анны в ряду героинь русского романа (Татьяна Ларина Лиза Калитина, Ольга Ильинская, Настасья Филипповна, Наташа Ростова). Смысл конфликта Анны с обществом и собой.

5. Образ Вронского (конфликт между страстью и самолюбием, попытка самоубийства как «скрытая» дуэль). Образ Каренина («человек-шаблон»). «Легковесность» Стивы Облонского.

6. Автобографичность образа Левина (духовные искания Константина Левина и жизненный опыт Льва Толстого). Направление и смысл исканий героя. Левин и проблема народа в романе.

7. Изображение аристократии, бюрократии, нравов петербугского и московского общества Толстым.

8. Поэтика романа «Анна Каренина. Мотивная структура (мотивы дома, смерти-рождения, крови и железа). Символика имен. «Двойной» сон-кошмар Анны и Вронского. Внутренний монолог Анны (поток сознания).

Литература

1. Бабаев Э.Г. "Анна Каренина" Л. Толстого. М., 1978.

2. Буланов А.М. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" // Русская литература. 1991. № 3.

3. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.- Л., 1963.

4. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1978. (Гл. 11-13).

5. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия "Анны Карениной" // Русская литература. 1990. № 3.

6. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

7. Храпченко М. Лев Толстой как художник. М., 1963. Гл. 4.

8. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. М., 1974. (гл. "Анна Каренина").

 

Занятие 5. Традиции и новаторство в литературе конца XIX — начала XX века.

(1880-1917 гг.)

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика литературного процесса конца XIX — начала XX века. Традиции литературы XVIII-XIX вв. в литературе рубежа веков. Духовный кризис конца XIX века и его отражение в искусстве.

2. Философские течения (марксизм, богоискательство, софизм) и их влияние на развитие культуры.

3. Место литературы критического реализма в литературном процессе этого периода.

4. Изучение и издание фольклора. Деревенская поэзия (Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин и др.).

5. Нереалистическая литература. Многообразие литературных направлений в конце XIX — начале XX века. Художественные особенности творческого метода символизма, акмеизма, футуризма.

6. Критика и публицистика. Сатира и юмор. Журналы «Сатирикон», «Новый Сатирикон». А. Аверченко, Н. А. Лохвицкая (Тэффи), А. М. Гликберг (Саша Черный).

Литература

  1. Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий — М., 1991..,.;
  2. Анненский И.Ф. Книги отражений. — М., 1979.
  3. Базин С. П., Семибратова И. В. Судьба поэтов серебряного века. — М., 1993.
  4. Белый А. На рубеже двух столетий. — Начало века. — Между двух революций. — М., 1990.
  5. Блок А. Без божества, без вдохновенья (Цех акмеистов). Собр. соч. в 8 т. Т. 5. — М., 1963.
  6. Брюсов В. Из книги «Далекие и близкие» / Брюсов В. Собр. соч. в 7 т. Т. 6. — М., 1975.
  7. Воспоминания о серебряном веке. — М., 1993.
  8. «Закрыт нам путь проверенных орбит...» М. Волошин, О. Мандельштам, Н. Гумилев // Возвращение поэзии. — М., 1990.
  9. Ермилова ЕЯ. Теория и образный мир русского символизма. — М., 1989.
  10. История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. — М., 1995.
  11. Карсалова Е., Леденев А., Шаповалова Ю. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей. — М., 1994.
  12. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала XX века. — М., 1995.
  13. Лукницкая В. Ник. Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашних архивов семьи Лукницких. — Л., 1990.
  14. Одоевцева Н. На берегах Невы. — М., 1989.
  15. Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Г. Соколов. — М., 1988.
  16. Русская поэзия XX века: Антология лирики первой четверти XX века / Сост. И.С. Ежов, Е.И. Шамурин. — М., 1991.
  17. Серебряный век: Мемуары. — М., 1990.
  18. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебря­ного века. — М., 1996.
  19. Элиан Мок-Бикер. Коломбина десятых годов... — СПб., 1993.

 

Занятие 6. Проза И.А.Бунина

Вопросы для обсуждения:

1. Особенность писательской манеры Бунина в лирической прозе 1890-1900-х годов («Антоновские яблоки», «Сосны»): бессюжетность, авторская субъективность (свободный поток чувств, мыслей, воспоминаний, ощущений и ассоциаций), мотивы распада патриархальной усадьбы.

2. Творчество Бунина 1910-х годов:

§ автоматическое существование и «настоящая» жизнь в рассказе «Человек из Сан-Франциско»;

§ мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»).

§ концепция любви как «святого свойства души» («Святые»).

§ философская проблематика рассказа «Братья».

3. Эмигрантское творчество писателя как «преображение прошлого в памяти». Лабиринт бессознательных движений человеческой души и мотив безысходности личной судьбы («Митина любовь»). Конденсированность внутреннего действия, емкость художественного времени, драматический психологизм в рассказе «Солнечный удар».

4. Особенности стиля поздней прозы Бунина: артистизм заостренно-субъективного видения мира, трагизм мироощущения. Новеллы сборника «Темные аллеи» как итог мировоззренческих и творческих исканий Бунина: неисповедимость путей любви и неотвратимость смерти. Загадка рассказа «Чистый понедельник»: сложность русского национального характера, жажда душевной чистоты, веры, аскетической простоты и строгости бытия.

Литература

1. Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи» (психологические заметки) // Русская литература. 1996. № 3.

2. Двинятина Т. М. Специфика прозаического в поэзии И. А. Бунина // Русская литература. 1996. № 3.

3. Клер Омар. «Окаянные дни» как начало нового периода в творчестве Бунина // Русская литература. 1996. № 4.

4. Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989.

5. Морозов С.Н. Жизнь и творчество И. А. Бунина. В кн.: Бунин И. А. Несрочная весна: Стихотворения. Избранная проза. М., 1994.

6. Сливицкая О. В. «Что такое искусство?» (бунинский ответ на толстовский вопрос) // Русская литература. 1998. № 1.

7. Ясенский С. Ю. Пессимизм Бунина как эстетическая проблема // Русская литература. 1996. № 4.

На сайте «Русский путь» расположена следующая подборка критической литературы о творчестве 1. И.А. Бунина (http://russianway.rchgi.spb.ru/Bunin/bunin.html)

2. Л.С. Выготский. “Легкое дыхание”
3. О. В. Сливицкая. Основы эстетики Бунина
4. Л. В. Крутикова. “...В этом злом и прекрасном мире...”
5. Г. А. Голотина. Эволюция темы природы в лирике И. Бунина 1900-х годов
6. Т.М.Двинятина. Поэзия Ивана Бунина и акмеизм: Заметки к теме
7. Е. Г. Мущенко. Светотени “Маленького романа” И. А. Бунина
8. Л. А. Иезуитова. Роль семантико-композиционных повторов в создании символического строя повести-поэмы И. А. Бунина “Деревня”
9. Т. А. Никонова. О смысле человеческого существования в творчестве И. Бунина
10. Д. Риникер. “Окаянные дни” как часть творческого наследия И. А. Бунина
11. Б.В. Аверин. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: Поэтика воспоминания
12. Н. В. Лощинская. “Уникальность”, “традиция”, “модернизм”: Творчество И. А. Бунина в восприятии английских и американских славистов на рубеже 1960—1970-х годов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.39.127 (0.007 с.)