Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь литературоведческих терминов↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задания по курсу 1. Читательский дневник (возможный вариант) 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Краткие сведения об авторе (возможны фотографии) 4. Характеристика эпохи, в которой жил и творил художник 5. История создания произведения 6. Краткое содержание произведения (до 10 предложений) 7. Основная идея произведения (возможны фотографии, иллюстрации) 8. Ваши наблюдения, мысли, умозаключения
Реферат Тематика работ реферативного и исследовательского характера. Тесты с ключами по произведению (не менее 5)
1. Греческий театр 2. Жанровая система русского классицизма: опыт описания. 3. Что такое «обломовщина»? (реферативный обзор литературы) 4. Характер конфликта в пьесе А. П. Чехова «Три сестры». 5. Хаос и гармония в романе Ф. М. Достоевксого «Идиот». 6. «Обломов». Заслуги И. А. Гончарова в разработке русского реалистического романа. 7. Категории любви и природы в эстетике романтиков 8. Исторический конфликт в романе В. Гюго «Собор парижской богоматери» 9. Трагедия Эммы Бовари в мире «цвета плесени», провинциальной пошлости. Средства создания характеров (Г. Флобер «Госпожа Бовари») 10. Трагедия «физической» любви (линия Анны – Вронского), гармония «метафизической» любви (линия Кити – Левина), «связующая» линия Облонского – Долли (Л.Н. Толстой «Анна Каренина») 11. «Обломов» И. А. Гончарова как отражение русского национального характера. 12. Проблема человеческого самостояния и ее решение в литературе: сравнительный анализ произведений Э. Хемингуэя «Старик и море» и В. П. Астафьева «Царь-рыба» 13. Противостояние личности и нумера в романе Е. Замятина «Мы» 14. Человек и время в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» 15. Тип христианского праведника в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» 16. Нравственно-философские идеи романа Ч. Айтматова «Плаха» 17. Проблема «отчуждения» человека в новеллах Ф.Кафки («Превращение», «В исправительной колонии») 18. Тема творчества в драматургии А. П. Чехова (на примере пьесы «Чайка») 19. «Тургеневские девушки» в драматургии А. П. Чехова (на примере пьес «Чайка», «Три сестры») 20. Тема власти денег и ее раскрытие в повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» 21. Тема революции в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» 22. Противопоставление «старого» и «нового» в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» 23. Русский национальный характер в романе И. А. Гончарова «Обломов» 24. Положительно прекрасный герой в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» 25. Тема России «старой» и «новой» сквозь призму женских образов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» 26. Тема «отцов» и «детей» в драматургии А. Вампилова («Старший сын») 27. Тема достоинства человека, проблема чести в трагедии В. Шекспира «Отелло» 28. Основная проблематика новеллы Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок», ее философская идея, особенности поэтики 29. Гуманизм и человеконенавистничество в комедии Ж.-Б. Мольера «Мизантроп» 30. Проблема нравственного выбора в романе Ч. Айтматова «Плаха» 31. Противостояние человека и природы в романе Ч. Айтматова «Плаха» 32. Нравственно-философский смысл сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 33. «Старинные старухи» в творчестве В. Распутина («Прощание с Матерой») 34. Образ подростка в повести Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: психологическая характеристика 35. Основные идеи пьесы А. Вампилова «Утиная охота» 36. Функции сюжетно-образных параллелей в «Гамлете» В. Шекспира: Гамлет и Лаэрт, Гамлет и Фортинбрас. 37. Свободная тема (по выбору студента) Контрольные точки 1 семестр: Мифология Древней Греции. Гомер, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Роман о Тристане и Изольде», Ж.-Б. Мольер, Э.Т.А. Гофман, В. Гюго, О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер 2 семестр: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Ф. Кафка, Е. Замятин, Б.Л. Пастернак, В. Распутин, В. Астафьев, А.В. Вампилов, Ч. Айтматов.
Вариант задания: Проанализируйте предложенный фрагмент по следующим вопросам: 1. определите название текста, частью которого является фрагмент, его автора; 2. укажите время создания произведения, литературный род и жанр (докажите), литературное направление, к которому принадлежит текст; 3. назовите основные признаки литературного направления, к которому относится произведение (подтвердите примерами из отрывка); 4. определите основные изобразительно-выразительные средства, фигуры речи, используемые автором, и их назначение в раскрытии идейно-тематического замысла; 5. определите место данного фрагмента в художественном целом произведения. Проводятся в конце каждого семестра
Подготовка и участие в зачетах-концертах, посвященных русской поэзии 1 семестр: Русская поэзия IXX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой и др. по выбору студентов)
2 семестр: Русская поэзия XX века (А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Н.А.Заболоцкий, Б.Л.Пастернак и др. по выбору студентов)
Работа в группах (примерный план): 1. Сообщение (рассказ) о жизни и творчестве поэта 2. История создания произведения (при необходимости) 3. Выразительное чтение стихотворений (обязательно!!!) 4. Использование слайд-презентации (по возможности) 5. Музыкальное сопровождение (по желанию)
На практическом занятии обязательно должны быть тексты анализируемых произведений
План семинарских занятий по курсу «Литература с основами литературоведения» 42+44 Курс логопеды Л-10-01 I полугодие 18 часов Литература
Древнерусской литературы Вопросы для обсуждения:
а) сюжетно-композиционная организация; б) образная система (образ Бояна, образы русских князей, образы половцев, женские образы) (характеристика, значение, функции образов); в) роль пейзажных картин; г) язык «Слова» (фольклорное начало) д) идейно-тематическое многообразие; е) вопрос о жанровой принадлежности «Слова». 4. «Слово» в оценке критиков. Место и роль произведения в истории русской литературы. Литература
Литература
Литература 1. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Литературный комментарий. - М., 1986. 2.Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира: Мочалов в роли Гамлета. – М., 1956. (Или любое издание). 3.Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира» // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1998. (Или любое издание). 4. Горбунов А.Н. К истории русского «Гамлета» // Шекспир У. Гамлет: Избранные переводы. - М.: Радуга, 1985. С. 7–26. 5. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. - Л., 1971. 6. Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс, барокко (К вопросу о природе и развитии шекспировского гуманизма) // Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. - М.; Л., 1965. 7. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (любое издание). 8. Флоренский П.А. Гамлет // Флоренский П.А. Соч.: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1994. С. 250–280. 9. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы // Элиот Т.С. Назначение поэзии: Пер. с англ. Киев: Air Land. - М.: Совершенство, 1997. С. 151–156. 10. Блок А. Тайный смысл трагедии «Отелло» // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. М.А. Дудина и др. - Л.: Худож. лит., 1980–1983. Т. 4. Очерки; статьи; речи, 1905–1921. Л., 1982. С. 364–385. 11. Берковский Н.Я. «Отелло», трагедия Шекспира // Н.Я. Берковский. Статьи о литературе. - М.; Л., 1962. С. 64–106. 12. Кошкарян М. Платон. Шекспир: Слово и онтологическое обоснование справедливости. М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2003. С. 125–300. Литература 1.Артамонов, С. Д. Литература эпохи Возрождения [Текст] / С. Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1994. 2.Бордонов, Ж. Мольер [Текст] / Ж. Бордонов. – М.: Искусство, 1983. 3.Бояджиев, Г. Н. Мольер [Текст] / Г. Н. Бояджиев. – М., 1967. 4.Гликман, И. Д. Мольер. Критико-биографический очерк [Текст] / И. Д. Гликман. – М. – Л.: Худ. Лит., 1966. 5.Клейнер, И. Мастерство Мольера [Текст] / И. Клейнер. – М., 1970.
Гофмана «Золотой горшок» Вопросы для обсуждения: 1. Место сказочных новелл в творчестве Э.Т.А.Гофмана. 2. Эстетический идеал художника и своеобразие его воплощения в сказочных новеллах. 3. Основная проблематика новеллы «Золотой горшок», ее философская идея, особенности поэтики (фантастика как важнейший компонент художественной системы, использование канонов традиционной сказки, двуплановость композиции, образной системы и т.д.). 4. Категории любви и природы в эстетике романтиков, роль природы, любви в судьбе героев сказки. Представление писателя о счастье, развенчание его собственной эстетической утопии. 5. Своеобразие творческой манеры Гофмана-новеллиста. Литература 1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л.: Худ. лит., 1973. 2. Дмитриев А.С. Э.Т.А.Гофман // Гофман Э.Т.А. Новеллы. – М.: Худ. лит., 1983. – С.5–19. 3. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978. 4. История немецкой литературы: В 5 т. – Т.3. – М., 1966. 5. Карельский А. Э.Т.А.Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. – Т.1. – М.: Просвещение, 1991. – С.5–26. 6. Миримский И.В. Э.Т.А.Гофман // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. – Т.1. – М.: Худ. лит., 1962. 7. Художественный мир Э.Гофмана. – М., 1982. 8. Рейман П. Основные течения в немецкой литературе (1750–1848 гг.) / Пер. с нем. – М., 1959. Литература 1. Ладыгин М.Б. Романтический роман. – М., 1981. 2. Мешкова И.В. Творчество В.Гюго. – Саратов, 1971. 3. Муравьева Н.И. В.Гюго. – М., 1961. 4. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л.: Худож. лит., 1958. 5. Реизов Б.Г. Французский роман XIX. – М., 1977. 6. Трескунов М.С. Виктор Гюго: очерк творчества. – М., 1961. Литература 1.Верцман И.Е. Проблемы художественного познания (глава «Эстетика Бальзака»). – М.: Искусство, 1967. 2.Елизарова М. Бальзак. Очерк творчества. – М., 1951. 3. История французской литературы: В 4 т. – Т.2. – М., Л., 1956. 4.Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. – М.: Высшая школа, 1970. 5.Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. – М., 1988. 6. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. – М.: Просвещение, 1961. 7.Реизов Б. Г. Бальзак. Сб. ст. – М., 1960. 8.Реизов Б. Г. Бальзак // Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. – М.: Высшая школа, 1977. 9. Реизов Б.Г. Французский роман XIX. – М., 1977. 10. Реизов Б. Г. Творчество Бальзака (любое издание). 11. Рубцова Г. В. Творчество Бальзака. – Л., 1957. Литература 1. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX века. – Киев, 1984. 2. История всемирной литературы: В 9 т. – Т.7. – М., 1989. 3. История французской литературы: В 4 т. – Т.3. – М.-Л., 1956. 4. Литературный энциклопедический словарь. –М., 1987. 5. Портреты французских писателей. – М., 1976. 6. Реизов Б.Г. Французский роман XIX. – М., 1977. 7. Реизов Б.Г. Творчество Г.Флобера. – М., 1955.
II полугодие 26 часов Литература 1.Батюто, А. И. Тургенев-романист [Текст] / А. И. Батюто. – Л., 1972. 2.Бялый, Г. А. Мастерство Тургенева-романиста [Текст] / Г. А. Бялый. – М., 1958. 3.Бялый, Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову [Текст] / Г. А. Бялый. – Л., 1990. 4.Бялый, Г. А. Тургенев и русский реализм [Текст] / Г. А. Бялый. – М. – Л., 1962. 5.Григорьев, А. А. И. С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо» [Текст] / А. А. Григорьев // А. А. Григорьев. Литературная критика. – М., 1967. – С. 243-322. 6.Маркович, В. М. Человек в романах И. С. Тургенева [Текст] / В. М. Маркович. – Л., 1975. 7.Романова, Г. И. Повесть и роман в творчестве И. С. Тургенева («Ася» и «Дворянское гнездо») [Текст] / Г. И. Романова // Русская словесность. – 2004. - №7. – С. 12-20. 8.Русская литература ХIХ века. 1840-1860-е годы. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма [Текст]: учеб. пособие; Под ред. В. Н. Аношкиной, В. П. Зверева, Р. Т. Певцовой. – М., 2005. – С. 375-410 (Глава 2.)[2] 9.Тургенев, И. С. Гамлет и Дон-Кихот [Текст] / И. С. Тургенев. (Любое издание.) 10. Этов, В. И. «Их поколенье миновало». Рудин и Лаврецкий [Текст] / В. И. Этов // Русская словесность. – 2002. - №1. – С. 12-21. 11. Юрченко, А. А. Некоторые аспекты прочтения романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» [Текст] / А. А. Юрченко // Литература в школе. – 1998. - №6. – С. 28-34. Литература 1.Горелов, А. Обломовщина. И. А. Гончаров [Текст] / А. Горелов // А. Горелов. Очерки о русских писателях. – М., 1984. – С. 298–340. 2.Добролюбов, Н. А. Что такое обломовщина? [Текст] / Н. А. Добролюбов. (Любое издание.) 3.Дружинин, А. В. «Обломов», роман И.А. Гончарова [Текст] / А. В. Дружинин. (Любое издание.). 4.Кантор В. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова «Обломов» // Вопросы литературы. – 1989. - №1. 5.Комина, Р. В. Тургеневские девушки в романах Гончарова [Текст] / Р. В. Комина // Комина Р. В. Над страницами русской классики. – М., 1991. –С. 48–53. 6.Краснощекова, Е. А. «Обломов» И.А. Гончарова [Текст] / Е. А. Краснощекова. – М., 1970. 7.Кулешов, В. Роман – «знамение времени» («Обломов» И.А. Гончарова) [Текст] / В. Кулешов // Книга о выдающихся произведениях русской литературы; Сост. С. И. Машинского; Под общ. ред. В. И. Кулешова. – М., 1981. 8.Мельник, В. И. Философские мотивы в романе Гончарова «Обломов» [Текст] / В. И. Мельник // Русская литература. – 1982. - № 3. 9.Недзвецкий, В. А. И. А. Гончаров – романист и художник [Текст] / В. А. Недзвецкий. – М., 1992. 10. Недзвецкий, В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И.А. Гончарова «Обломов» [Текст] / В. А. Недзвецкий // Литература в школе. – 1997. - № 7. – С. 44–61. 11. Недзвецкий, В. А. Романы И.А. Гончарова [Текст] / В. А. Недзвецкий. – М., 1996. 12. Отрадин, М. «Сон Обломова» как художественное целое [Текст] / М. ОТрадин // Русская литература. – 1992. - №1. 13. Писарев, Д. И. «Обломов». Роман И. А. Гончарова [Текст] / Д. И. Писарев. (Любое издание.) 14. Роман И. А. Гончарова в русской критике [Текст]. – Л., 1991. 14. Русская литература ХIХ века. 1840-1860-е годы. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма [Текст]: учеб. пособие; Под ред. В. Н. Аношкиной, В. П. Зверева, Р. Т. Певцовой. – М., 2005. – С. 440-470-410 (Глава 3.)[3] 15. Тирген, П. Обломов как человек-обломок [Текст] / П. Тирген // Русская литература. – 1990. - №3.
Литература 1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. – М., 1979. 2. Белик, А. П. Художественные образы Ф. М. Достоевского [Текст] / А. П. Белик. – М.: Наука, 1974. 3. Белкин, А. А. Ф. М. Достоевский [Текст]: 1821-1881 / А. А. Белкин. – М.: Знание, 1956. 4. Гроссман, Л. П. Достоевский [Текст] / Л. П. Гроссман. – М., 1965. 5. Гус, М. С. Идеи и образы Ф. М. Достоевского [Текст] / М. С. Гус. – М., 1971. 6. Ермилов, В. Ф. М. Достоевский [Текст] / В. Ермилов. – М., 1956. 7. Ф. М. Достоевский в русской критике [Текст]. – М., 1956. 8. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского [Текст] / Г. Б. Курляндская. – М.: Просвещение, 1988. 9. Летопись жизни и творчества Ф. Достоевского [Текст]: в т3 тт; Институт русской литературы РАН. – Спб., 1993, 1994, 1995. 10. Опитц, Р. Человечность Достоевского (роман «Идиот») [Текст] / Р. Опитц // Материалы и исследования; Институт русской литературы РАН; т. 4. – Л., 1980. 11. Переверзев, В. Ф. У истоков русского реализма [Текст] / В. Ф. Переверзев. – М., 1989.
Литература 1. Бабаев Э.Г. "Анна Каренина" Л. Толстого. М., 1978. 2. Буланов А.М. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" // Русская литература. 1991. № 3. 3. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.- Л., 1963. 4. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1978. (Гл. 11-13). 5. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия "Анны Карениной" // Русская литература. 1990. № 3. 6. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. 7. Храпченко М. Лев Толстой как художник. М., 1963. Гл. 4. 8. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. М., 1974. (гл. "Анна Каренина").
Литература
Занятие 6. Проза И.А.Бунина Вопросы для обсуждения: 1. Особенность писательской манеры Бунина в лирической прозе 1890-1900-х годов («Антоновские яблоки», «Сосны»): бессюжетность, авторская субъективность (свободный поток чувств, мыслей, воспоминаний, ощущений и ассоциаций), мотивы распада патриархальной усадьбы. 2. Творчество Бунина 1910-х годов: § автоматическое существование и «настоящая» жизнь в рассказе «Человек из Сан-Франциско»; § мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). § концепция любви как «святого свойства души» («Святые»). § философская проблематика рассказа «Братья». 3. Эмигрантское творчество писателя как «преображение прошлого в памяти». Лабиринт бессознательных движений человеческой души и мотив безысходности личной судьбы («Митина любовь»). Конденсированность внутреннего действия, емкость художественного времени, драматический психологизм в рассказе «Солнечный удар». 4. Особенности стиля поздней прозы Бунина: артистизм заостренно-субъективного видения мира, трагизм мироощущения. Новеллы сборника «Темные аллеи» как итог мировоззренческих и творческих исканий Бунина: неисповедимость путей любви и неотвратимость смерти. Загадка рассказа «Чистый понедельник»: сложность русского национального характера, жажда душевной чистоты, веры, аскетической простоты и строгости бытия. Литература 1. Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи» (психологические заметки) // Русская литература. 1996. № 3. 2. Двинятина Т. М. Специфика прозаического в поэзии И. А. Бунина // Русская литература. 1996. № 3. 3. Клер Омар. «Окаянные дни» как начало нового периода в творчестве Бунина // Русская литература. 1996. № 4. 4. Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989. 5. Морозов С.Н. Жизнь и творчество И. А. Бунина. В кн.: Бунин И. А. Несрочная весна: Стихотворения. Избранная проза. М., 1994. 6. Сливицкая О. В. «Что такое искусство?» (бунинский ответ на толстовский вопрос) // Русская литература. 1998. № 1. 7. Ясенский С. Ю. Пессимизм Бунина как эстетическая проблема // Русская литература. 1996. № 4. На сайте «Русский путь» расположена следующая подборка критической литературы о творчестве 1. И.А. Бунина (http://russianway.rchgi.spb.ru/Bunin/bunin.html) 2. Л.С. Выготский. “Легкое дыхание”
Литература
3. Затонский Д.В. Ф. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
5. Днепров В.Д. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965.
Литература. 1. Гиленсон, Борис Александрович. Эрнест Хемингуэй. – М.: Просвещение, 1991. 2. Грибанов, Борис Тимофеевич. Зрнест Хемингуэй: герой и время. – М.: Худ. лит., 1980. 3. Маянц, Зильма Иосифовна. Человек один не может… Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1966. 4. Кашкин И. Э. Хемингуэй. – М., 1966. 5. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М., 1975. 6. Маску З. Человек один не может. Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. – М., 1960. 7. Грибанов Б. Хемингуэй: герой и время. – М., 1976.
Литература
Литература 1. Борисова В. Пастернак Е. Материалы к творческой истории романа "Доктор Живаго". // Новый мир. 1988. № 6. С. 205-248. 2. Дискуссия о романе "Доктор Живаго". //Вопросы литературы. 1988. №9. 3. Лихачев Д. Размышления над романом "Доктор Живаго". //Новый мир. 1988. №1. 4. Кондаков И.В. Роман "Доктор Живаго" в свете традиций русской литературы.//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1990. № 6. С. 527-539. 5. Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т.1. М., 2003. с. 51-74. 6. Пискунова С. Пискунов В. Вседневное наше бессмертие//Литературное обозрение. 1988. №8. Дополнительная литература 1. Бертнес Е. Христианская тема в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск. 1994. 2. О творческой судьбе Бориса Пастернака.//Молодая гвардия. 1988. №2. С. 269-279. 3. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго.//Юность 1988. № 5. 4. Косачевский И. К истории публикации "Доктора Живаго" за границей//Москва. 1988. № 10. с. 139-149.
Задания по курсу 1. Читательский дневник (возможный вариант) 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Краткие сведения об авторе (возможны фотографии) 4. Характеристика эпохи, в которой жил и творил художник 5. История создания произведения 6. Краткое содержание произведения (до 10 предложений) 7. Основная идея произведения (возможны фотографии, иллюстрации) 8. Ваши наблюдения, мысли, умозаключения
Реферат Тематика работ реферативного и исследовательского характера. Тесты с ключами по произведению (не менее 5)
1. Греческий театр 2. Жанровая система русского классицизма: опыт описания. 3. Что такое «обломовщина»? (реферативный обзор литературы) 4. Характер конфликта в пьесе А. П. Чехова «Три сестры». 5. Хаос и гармония в романе Ф. М. Достоевксого «Идиот». 6. «Обломов». Заслуги И. А. Гончарова в разработке русского реалистического романа. 7. Категории любви и природы в эстетике романтиков 8. Исторический конфликт в романе В. Гюго «Собор парижской богоматери» 9. Трагедия Эммы Бовари в мире «цвета плесени», провинциальной пошлости. Средства создания характеров (Г. Флобер «Госпожа Бовари») 10. Трагедия «физической» любви (линия Анны – Вронского), гармония «метафизической» любви (линия Кити – Левина), «связующая» линия Облонского – Долли (Л.Н. Толстой «Анна Каренина») 11. «Обломов» И. А. Гончарова как отражение русского национального характера. 12. Проблема человеческого самостояния и ее решение в литературе: сравнительный анализ произведений Э. Хемингуэя «Старик и море» и В. П. Астафьева «Царь-рыба» 13. Противостояние личности и нумера в романе Е. Замятина «Мы» 14. Человек и время в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» 15. Тип христианского праведника в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» 16. Нравственно-философские идеи романа Ч. Айтматова «Плаха» 17. Проблема «отчуждения» человека в новеллах Ф.Кафки («Превращение», «В исправительной колонии») 18. Тема творчества в драматургии А. П. Чехова (на примере пьесы «Чайка») 19. «Тургеневские девушки» в драматургии А. П. Чехова (на примере пьес «Чайка», «Три сестры») 20. Тема власти денег и ее раскрытие в повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» 21. Тема революции в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» 22. Противопоставление «старого» и «нового» в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» 23. Русский национальный характер в романе И. А. Гончарова «Обломов» 24. Положительно прекрасный герой в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» 25. Тема России «старой» и «новой» сквозь призму женских образов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» 26. Тема «отцов» и «детей» в драматургии А. Вампилова («Старший сын») 27. Тема достоинства человека, проблема чести в трагедии В. Шекспира «Отелло» 28. Основная проблематика новеллы Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок», ее философская идея, особенности поэтики 29. Гуманизм и человеконенавистничество в комедии Ж.-Б. Мольера «Мизантроп» 30. Проблема нравственного выбора в романе Ч. Айтматова «Плаха» 31. Противостояние человека и природы в романе Ч. Айтматова «Плаха» 32. Нравственно-философский смысл сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 33. «Старинные старухи» в творчестве В. Распутина («Прощание с Матерой») 34. Образ подростка в повести Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: психологическая характеристика 35. Основные идеи пьесы А. Вампилова «Утиная охота» 36. Функции сюжетно-образных параллелей в «Гамлете» В. Шекспира: Гамлет и Лаэрт, Гамлет и Фортинбрас. 37. Свободная тема (по выбору студента) Словарь литературоведческих терминов Расположите в алфавитном порядке. Дайте определение. Приведите примеры. 1. Историко-литературный процесс 2. Содержание и форма литературного произведения 3. Миф, мифология 4. Изобразительные средства 5. Композиция 6. Фольклор 7. Летопись. Слово. Житие. Хожение. Поучение 8. Тема и идея литературного произведения 9. Мотив. Лейтмотив 10. Литературный род и литературный жанр 11. Комедия 12. Трагедия 13. Драма как род литературы и жанр 14. Сюжет 15. Эпос 16. Лирика 17. Классицизм 18. Романтизм 19. Сентиментализм 20. Реализм (критический реализм) 21. Подтекст 22. Проблематика 23. Контекст 24. Конфликт 25. Сюжет и фабула литературного произведения. 26. Конфликт как основная движущая сила произведения 27. Композиция художественного произведения 28. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог 29. Беллетристика. Паралитература. Литературная классика 30. Художественное восприятие
Контрольные точки 1 семестр: Мифология Древней Греции. Гомер, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Роман о Тристане и Изольде», Ж.-Б. Мольер, Э.Т.А. Гофман, В. Гюго, О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер 2 семестр: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Ф. Кафка, Е. Замятин, Б.Л. Пастернак, В. Распутин, В. Астафьев, А.В. Вампилов, Ч. Айтматов.
Вариант задания: Проанализируйте предложенный фрагмент по следующим вопросам: 1. определите название текста, частью которого является фрагмент, его автора; 2. укажите время создания произведения, литературный род и жанр (докажите), литературное направление, к которому принадлежит текст; 3. назовите основные признаки литературного направления, к которому относится произведение (подтвердите примерами из отрывка); 4. определите основные изобразительно-выразительные средства, фигуры речи, используемые автором, и их назначение в раскрытии идейно-тематического замысла; 5. определите место данного фрагмента в художественном целом произведения. Проводятся в конце каждого семестра
Подготовка и участие в зачетах-концертах, посвященных русской поэзии 1 семестр: Русская поэзия IXX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой и др. по выбору студентов)
2 семестр: Русская поэзия XX века (А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Н.А.Заболоцкий, Б.Л.Пастернак и др. по выбору студентов)
Работа в группах (примерный план): 1. Сообщение (рассказ) о жизни и творчестве поэта 2. История создания произведения (при необходимости) 3. Выразительное чтение стихотворений (обязательно!!!) 4. Использование слайд-презентации (по возможности) 5. Музыкальное сопровождение (по желанию)
На практическом занятии обязательно должны быть тексты анализируемых произведений
План семинарских занятий по курсу «Литература с основами литературоведения» 42+44 Курс логопеды Л-10-01
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.013 с.) |