Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыцарский роман. «Тристан и Изольда».

Поиск

а) Основные жанровые признаки рыцарского романа.

б) Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов.

в) Кельтское сказание о Тристане и Изольде.

г) Особенность ситуации, в которую поставлены герои, концепция их чувств.

д) Функция символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа.

2. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»: особенности жанра. Система персонажей, образ Карла Великого. Роланд – эпический герой, персонажи, противопоставленные ему: Аэльрот, Ганелон, Оливье. Изображение мусульманского мира, принцип параллелизма-противопоставления. Отражение в «Песни» эпохи первых крестовых походов. Понятие о чести, долге, вассальном служении. Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда, в чем заключается «трагическая вина» героя?

3. Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах»: история возникновения, фабула, идейное содержание, образная система, художественные особенности поэмы. Черты архаики и куртуазии, особенности художественного пространства-времени, черты разных культурных эпох в основных героях (архаическая проблематика в образах Зигфрида и Брюнхильды, раннесредневековые проблемы мести в образе Кримхильды. Вассальной верности в образе Хагена).

Литература

  1. Волкова З.Н. Эпос Франции. – М., 1986.
  2. Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975, С.5-25. Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.623- 698.
  3. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М., 1962.
  4. История французской литературы / Л.Г. андреев и др. – М., 1987. – С. 21-30 (раздел «Героический эпос»).
  5. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975.
  6. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.
  7. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976. С. 5–24.
  8. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986.

 

Занятие 4. Трагедии Шекспира «Гамлет», «Отелло»

Вопросы для обсуждения:

1.Вопрос о времени создания и исторической основе сюжета трагедии «Гамлет». Источники сюжета трагедии.

2.Образ датского принца в системе персонажей. Культурно-исторический смысл гамлетовской рефлексии; времени, вышедшего из пазов; распад всеобщих связей человека, времени и вселенной как центр размышлений Гамлета. Переосмысление гуманистического образа человека – хозяина вселенной; своеобразие трактовки темы достоинства человека: достоинство и «цена» человека, проблема лица и маски; тема «быть или казаться»; внутренний мир человека, его сознание как предмет гамлетовской рефлексии: анализ монолога «Быть или не быть»: соотношение страха и совести, доблести и беззакония.

3. Функции сюжетно-образных параллелей в «Гамлете»: Гамлет и Лаэрт, Гамлет и Фортинбрас: разные варианты решения проблемы родовой мести.

4. Образ Клавдия и представление о механизме государственной власти; смысл образа «Дания – тюрьма»; образы Полония, Розенкранца и Гильденстерна.

5. Женские образы трагедии: своеобразие положения женских персонажей в трагедийном мире; природная образность в характеристике женских персонажей.

6. Трагедия «Гамлет»: опыт анализа (трактовки Белинского В.Г., Тургенева И.С.).

7. «Отелло». Источники сюжета. Жанровое своеобразие: «Отелло» как «семейная» трагедия.

8. Отелло как трагический герой: проблема возникновения внутреннего разлада из состояния эпической цельности.

9. Образ Яго: проблема интерпретации.

10. Женские образы трагедии, их сопоставление.

11. Тема достоинства человека, проблема чести.

Литература

1. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Литературный комментарий. - М., 1986.

2.Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира: Мочалов в роли Гамлета. – М., 1956. (Или любое издание).

3.Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира» // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1998. (Или любое издание).

4. Горбунов А.Н. К истории русского «Гамлета» // Шекспир У. Гамлет: Избранные переводы. - М.: Радуга, 1985. С. 7–26.

5. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. - Л., 1971.

6. Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс, барокко (К вопросу о природе и развитии шекспировского гуманизма) // Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. - М.; Л., 1965.

7. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (любое издание).

8. Флоренский П.А. Гамлет // Флоренский П.А. Соч.: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1994. С. 250–280.

9. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы // Элиот Т.С. Назначение поэзии: Пер. с англ. Киев: Air Land. - М.: Совершенство, 1997. С. 151–156.

10. Блок А. Тайный смысл трагедии «Отелло» // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. М.А. Дудина и др. - Л.: Худож. лит., 1980–1983. Т. 4. Очерки; статьи; речи, 1905–1921. Л., 1982. С. 364–385.

11. Берковский Н.Я. «Отелло», трагедия Шекспира // Н.Я. Берковский. Статьи о литературе. - М.; Л., 1962. С. 64–106.

12. Кошкарян М. Платон. Шекспир: Слово и онтологическое обоснование справедливости. М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2003. С. 125–300.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.008 с.)