Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»



  1. История создания романа «Идиот». Замысел писателя. Когда в записных тетрадях автора появилась запись «князь-Христос», на каком этапе работы над романом?
  2. Отражение в романе Латинских мотивов. Новаторство писателя в воссоздании образа «положительно прекрасного человека»
  3. Связь образа Мышкина с размышлением Достоевского о природе человека в записке у гроба жены и заметке «Социализм и христианство». Достоевский о значении лика и подвига Христа для возрождения человечества.
  4. Мотивация психологического комплекса князя Мышкина особыми условиями его жизни и воспитания. Рассказы Мышкина о своей жизни в Швейцарии.
  5. Князь Мышкин как «естественный человек». Его убеждения. Обличие Мышкинской любви к человеку.
  6. Сюжет романа «Идиот» как постоянное испытание князя Мышкина.
  7. Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Почему ему не удалось возродить и спасти Настасью Филипповну? Мышкин и Аглая. Проблема красоты в романе.
  8. Герои-соперники: Мышкин и Рогожин. Развитие их отношений в сюжете. Смысл финала романа.
  9. Салтыков-Щедрин о романе «Идиот». Споры о романе в современном литературоведении.

 

Литература

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти томах. т.8, 9 (текст, записки, тетради, комментарии). Т. 20 («Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?..», «Социализм и христианство»).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. СПб., 2008. С.93-109.

Салтыков-Щедрин М. Е. Светлов, его взгляды, характер и деятельность (отрывок) //

Ф.М. Достоевский в русской критике. М.1956. С.229-232

Ермилова Т. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993.

Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.

Касаткина Т. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. СПб., 1998. № 11.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения». М.: «Наследие», 2001.

Розенблюм Л. «Красота спасет мир»…// Вопросы литературы. 1991. № 11-12.

Свительский В. А. «Сбились мы, что делать нам!..» // Достоевский и мировая культура: Альманах, СПб., 2000. № 15.

Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Он же. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Щенников Г. К. Метафизика романа «Идиот» // Он же. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001.

 

Доп.) Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»

  1. В чем, по признанию автора, состоит «главная мысль романа»?
  2. «Князь Христос» и русская действительность.
  3. Что мы узнаем о герое в начале романа? Проанализируйте портрет Мышкина, сцены в доме Епанчиных.
  4. Отметьте в тексте, какие литературные и культурные традиции, образы упоминаются в связи с главным героем. Как это «работает» на концепцию автора? Покажите, как раскрывается в романе «полнота духовной природы» Мышкина. В каких ситуациях, отношениях испытывается герой?
  5. Братство-соперничество с Рогожиным. (Смысл сопоставления героев в начале романа, сцен объяснения-диалога, мены крестами, описания переживаний и предчувствий Мышкина, сцены покушения (2-ая часть, 3-5 главы), финала и др.).
  6. Князь и Ипполит.
  7. Ипполит в гостях у князя (2-я часть). Исповедь Ипполита (3-я часть).
  8. «Двойная» любовь Мышкина.
  9. Знакомство с Н.Ф. и Аглаей, предложение Н.Ф., чтение Аглаей «Рыцаря бедного», поединок женщин, выбор князя.
  10. Как связан образ Мышкина с темой красоты? В чем смысл обобщающего суждения о том, что «красота спасет мир»?

 

Литература

См. тему 11.

 

Роман Достоевского «Бесы»

  1. «Бесы» и «бесовщина» в романе. Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?
  2. Верховенские: отец и сын. Смысл конфликта. Концепция нигилизма.
  3. Загадка Ставрогина. Проанализируйте главы «Ночь», «Ночь (продолжение)», «У Тихона» (специфика хронотопа, характер и проблематика диалогов). Как раскрываются в диалогах Ставрогин и его оппоненты? «Идеи» Шатова и Кириллова.
  4. «Лавинообразный» характер 3-ей части. «Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом». Покажите это на конкретных примерах.

 

Литература

Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»).

Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в трех частях // «Бесы»: Антология рус­ской критики. М., 1996.

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 19-31.

Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).

Он же. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.

Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Сараскина Л. И. «Бесы», роман-предупреждение. М., 1990.

Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

 

13) Роман Достоевского «Братья Карамазовы». (Тема рассчитана на 2 практических занятия)

  1. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского. Связь с темами и образами предыдущих романов писателя.
  2. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.
  3. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.
  4. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека – кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.
  5. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе.
  6. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.
  7. Два судебных процесса в романе и суд над Россией.
  8. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).

 

Литература

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 34-45.

Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399-604.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, разд. 3..

Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41-157.

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.

Свительский В.А. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»// Он же. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860–1870-х годов). Воронеж, 2005. С. 164-183.

Степанян К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964 (гл. 7).

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967 (гл. И).

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145-342.

 

13а) Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

  1. Смысл названия и эпиграфа. Как связан эпиграф с концепцией романа? Когда автор вновь обращается к этому высказыванию из Евангелия? Почему?
  2. Как построено произведение? Как соотносятся в произведении позиции и судьбы братьев? Полифонизм романа. Объясните, в чем состоит обобщающий и моделирующий характер сюжета.
  3. Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Ве­ликий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова).
  4. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта.
  5. Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога.
  6. Как реализуется в романе мысль Зосимы о «метафизической вине» всех братьев?

 

Литература

Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 1-11 (Мф. 4, /-//).

Евангелие от Иоанна. Гл. 2. Ст. 1-11, 20-28 (Ин. 2,1-11, 20-28).

См. также литературу к теме 13.

 

14) Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского (по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»).

  1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому.
  2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского.
  3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.
  4. Культурно-литературные источники полифонического романа.
  5. Специфика повествования в полифоническом романе.
  6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского с точки зрения Бахтина.
  7. Современные проблемы «бахтиноведения».

 

Литература

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).

Бахтин в зеркале критики. М., 1995.

Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. № 1, 3. Ответы на анкету о книге Бахтина.

Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.

 

15) Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». (Тема рассчитана на 2 практических занятия).

  1. Творческая история романа «Война и мир». Способы использования Л. Толстым исторических документов и мемуаров.
  2. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Н. Толстого как исторического романа? Как входят война и история в быт и нравы людей? (Показать на анализе первых четырех глав первой части).
  3. Философия истории Л. Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?
  4. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805-1807 годов и Отечественной войны 1812 года.
  5. Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Способы изображения батальных сцен. Смысл названия романа «Война и мир». Главенствующие идеи романа.
  6. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Взгляд Толстого на брак и семью Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей. Что соединяет людей в семьях Ростовых и Болконских? Какие традиции позволяют лучшим дворянским семьям быть передовой силой общества и чувствовать связь с народом?
  7. Проблемы любви в романс. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого.
  8. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухого. Особенности духовной эволюции главных героев Л. Толстого. Сходство и различие в поведении у Пьера и князя Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в героях романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности
  9. Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью.
  10. Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Как входит природа в сознание героев романа? Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа.
  11. Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира человека?
  12. Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев.
  13. Проблемы жанра «Войны и мир». Концепция романа-эпопеи.

 

Литература

Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание).

Он же. Л. Толстой и новое понимание человека // Список литературы и новый человек. М., 1977. Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4).

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл.2.

Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Зайденшнур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-е годы. Саратов, 1974.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.043 с.)