Творческий путь Достоевского. Поэтика романов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий путь Достоевского. Поэтика романов



Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии, от которых сохранились только названия: «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».

Настоящий дебют в литературе — повесть в письмах (иногда называется романом) «Бедные люди», опубликованная в «Петербургском сборнике» в 1846 г. Повесть вызвала восторженный отзыв Белинского и сразу же принесла автору огромную славу. В это время Достоевский сблизился с Белинским и кругом «Отечественных записок». Дружеские отношения продлились недолго, и уже вскоре последовал разрыв, отчасти скандального характера. О причинах разрыва до сих пор ведутся споры. Среди причин были и принципиально творческие: уже в следующих произведениях («Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка») Достоевский отходит от принципов натуральной школы с ее стремлением к описаниям социологического типа, обращается к глубинам человеческого сознания, и эти последующие произведения вызывают резкую отповедь Белинского. Разрывая с Белинским, писатель входит в общество Петрашевского. В это время Достоевскому стали близки идеи социалистические, идеи достижения «золотого века», счастья человечества с помощью разума, переустройства общества на разумных началах. В основе своей это были просветительские идеи, согласно которым образованные люди должны нести свет знания в массу, пребывающую во тьме и невежестве.

Связь с Петрашевским сыграла трагическую роль в жизни писателя. Достоевский был арестован и впоследствии приговорен к смертной казни. В последний момент, уже на эшафоте, смертная казнь была заменена каторгой. Почти десять лет провел писатель сначала на каторге, затем в солдатах.

Убеждение, к которому приходит Достоевский после каторги, заключается в том, что народ сам по себе является обладателем некоей истины, ее носителем и хранителем, истины, недоступной образованным людям. Это истина веры в Христа, причем подлинной веры. В русском народе есть жажда греха, и такого греха, которому нет равного в мире, но есть и жажда раскаяния, искупления. Эти идеи Достоевского впервые появляются в книге «Записки из Мертвого дома» (1860—1861), где многочисленные образы каторжников составляют коллективный образ русского народа.

В 1864 г. написаны «Записки из подполья». В них дан портрет интеллигентского разума — изощренного, склонного к парадоксам, играющего логическими противоречиями. Этот разум, декларирующий абсолютную свободу воли, создает иллюзию господства над людьми, превосходства и обладания ими.

Так от увлечения разумом Достоевский переходит к мыслям о его тайной греховности. И эпоха, в которую он сам входил в литературу — сороковые годы, — начинает им осмысляться как время ошибок, время ложных идеалов и ценностей. Между этим противопоставлением народа и интеллигенции, веры и разума будет в дальнейшем развертываться поиск писателем духовной истины, осмысление трагедии интеллекта.

Стремление к активной проповеди своих идей заставляет Достоевского издавать вместе с братом М.М. Достоевским литературные журналы (сначала «Время» — 1861—1863 гг., а после его запрета в 1864—1865 гг. журнал «Эпоха»).

Постоянные финансовые проблемы сыграли определенную роль и в творчестве Достоевского: вынудили его работать быстрее, чем ему хотелось, поставили в серьезную материальную зависимость от издателя журнала «Русский вестник» М.Н. Каткова, который вмешивался в его работу, требовал от писателя исправлений в соответствии с идеологией издания.

За границей Достоевский создает второй после «Преступления и наказания» (1866) большой роман «Идиот» (1868) — роман о «положительно прекрасном человеке». В него вошли впечатления писателя от Швейцарии, от увиденной им смертной казни. Положительное, прекрасное, по мысли Достоевского, может быть связано только с религиозным началом. Князь Мышкин — образ великого праведника, пожертвовавшего любовью и в конечном счете душевным здоровьем для спасения падшей женщины, руководствующегося евангельским этическим идеалом.

Находясь в Швейцарии, Достоевский присутствовал на заседании Лиги мира и свободы, где слушал речь Бакунина — великого анархиста и революционера, который произвел на него неизгладимое впечатление. К этому прибавилось еще и впечатление от происшествия, потрясшего всю Россию, — убийства студента Иванова членами созданной авантюристом Нечаевым подпольной революционной организации «Народная расправа». Само это убийство и процесс над «нечаевцами» заставляют Достоевского серьезно задуматься о природе и происхождении русского радикализма, о его духовной связи с идеями поколения сороковых годов, о смысле и цели русского революционного движения. Достоевский создает роман «Бесы» (1871).

Последнее большое произведение Достоевского — роман «Братья Карамазовы» (1879—1880) — часть более обширного замысла. Написанный текст, производящий впечатление совершенного монументального создания, по собственному утверждению автора, является только изложением предыстории главного героя будущего замысла — Алексея Карамазова. В центре романа тема отцеубийства, тесно переплетающаяся с размышлениями над атеизмом, подлинной и ложной верой в Бога.

В творчестве Достоевского важна тема сна. Сны присутствуют во многих произведениях: сны Свидригайлова, «Сон смешного человека»(1877), «Дядюшкин сон» (1859).

 

 

 

Преступление и наказание

Достоевский анализирует «больную» психику, описывает людей в состоянии нравственной и умственной одержимости. Герои переживают внутреннюю катастрофу.

Психологизм скрытый и явный:

- внутренний монолог (перетекающий в своеобразный внутренний диалог, когда собственно слово тяготеет к монологу). Сквозь слово автора «прорывается» слово героя. Сопроникновение речей.

- исповедь, попытка самообъяснения, самооправдания, которая часто принимает форму скандала

- письма (внесюжетные элементы)

- свобода и самостоятельность героев в самой структуре романа по отношению к автору, точнее, по отношению к обычным овнешняющим и завершающим авторским определениям. Это не значит, конечно, что герой выпадает из авторского замысла. Нет, эта самостоятельность и свобода его как раз входят в авторский замысел. Этот замысел как бы предопределяет героя к свободе (относительной, конечно) и, как такового, вводит в строгий и рассчитанный план целого.

Относительная свобода героя не нарушает строгой определенности построения- сны

Сон- результат работы подсознания. Во время сна Раскольников сталкивается с тем, что скрывает от себя в реальной жизни. Сон Раскольникова – всегда завершение этапа внутренней жизни, и герой занимается подведением итогов. Всегда момент перехода, он видит сон в момент наивысшего напряжения.

1ый сон – «некрасовский»(«сон под кустом») Лошадь- фокус человеческих страданий. Символика + образы-символы, которые получают расшифровку в самом романе (трактир, кабак, кладбище, церковь). Сны проливают свет и на внутренний сюжет: Раскольников идет к истине через грех.

Цифровая символика – 7 лет.

Цвет – красный, серый, синий.

Сон показывает и двойственность Раскольникова: герой сочувствует лошади, но, пробуждаясь, отождествляет себя с преступником. В душе его живут преступник и жертва.

1ый сон доказывает, что преступление несовместимо с душой Раскольникова, с детским.

2ой сон – «лермонтовский». По мнению Белова автор рассчитывал на неосознанные воспоминания читателя.

Цветовая символика: золотой, голубой

Тема: разрушение идиллии. Т.о. автор вводит «лермонтовскую» идею: пальмы – жертвы собственных идей -> Раскольников – жертва своих идей.

Оазис связан с образом пустыни – одиночества героя, который жаждет примкнуть к роднику, примкнуть к людям, жаждет живой жизни.

3ий сон – сон об избиении хозяйки

Библейский план: «кричит кровь убиенного»

4ый сон – сон «пушкинский» - сон о смеющейся старухе. Пушкинский т.к. перекличка с «Пиковой дамой».

Сон на каторге – библейский, апокалиптический.

Значение: сон показывает последствие идеи Раскольникова. Люди, запутавшись в своих идеях, начинают истреблять самих себя.

Сны видит и Свидригайлов. Свидригайлову приходят его жертвы во сне, мы видим его трансформировавшуюся совесть.

Психологический портрет – попытка постижения внутреннего мира через внешний облик. Лермонтов выявляет некоторые постоянные черты в характеристике героя.

Достоевский не только наследует, но и развивает идеи Лермонтова. Толстой использует портретный лейтмотив, Достоевский – двоекратное портретирование (сталкивает в сознании читателя 2 описания внешности героя, фиксируя ключевые моменты его жизни). Достоевский показывает, что герои переживают драму, из-за которой меняются.

2 портрета Раскольникова:

До убийства «хорош собой», после – производит отталкивающий эффект.

Красота спасет мир. Достоевский показывает, как жестокие идеи уродуют человека, его душу, внешний облик.

Соня – 2 портрета:

1ый – прич. Мармеладова

2ой –приглаш. на поминки

Соня в своем кричащем пестром наряде + в скромном наряде.

Двойничество

Тотальное двойничество

Помимо двойников есть антиподы.

Соня(гордость смирение, детскость), Разумихин (не разделяет теорию Раскольникова, активная жизненная позиция, в нем преобладает сознание), Мармеладов (смирение, но не подлинное)

Двойники: философия Свидригайлова, его концепция вечности(вечность, деревенская банька с науками»)(замкнутое пространство.он обрекает себя на существование в замкнутом пространстве)

Лужин(теория «целого кафтана».("Ели мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? <...> выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы <...> Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе обосновано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой остался цел. Экономическая правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем общее дело. Стало быть приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностью, а казалось бы немного надо остроумия, чтобы догадаться..." (6, 116)) Автор вкладывает в уста мужика искаженные пословицы и поговорки, показывая отдаленность от русского народа, он человек европеизированный. Нет ничего хорошего, если общество разорвет кафтан.

Лир отступление)[Согласно этой "простой" мысли, получается, что если возлюбить одного себя и, вопреки евангельской заповеди, не делясь ни с кем ни верхней, ни нижней одеждой[11], остаться с целым кафтаном, то от этого выгадают и другие, выгадают все, так как в целом кафтане означает исключение по крайней мере одного из числа раздетых, голодных и обездоленных (т. е. все нищие минус один; еще кафтан - и еще один утешительный минус). Чем больше в обществе будет обеспеченных людей, тем меньше в нем нищих. Вопрос, который Лужин не ставит, заключается в том, за счет чего или кого появится эта обеспеченность. Ведь если любовь к ближнему, как ясно из рассуждений Лужина, предрассудок, то, спрашивается, откуда возмутся нравственные основания (о которых бормочет поборник "экономической правды": "Но, однако же, нравственность? И, так сказать, правила..." - 6, 118) для того, чтобы, добывая себе целый кафтан или добиваясь любой иной выгоды, человек удержался и не раздел как-нибудь другого (ср. в дальнейшем поведение Лужина с Раскольниковым, Соней, Катериной Ивановной, Лебезятниковым). А если уж очень понадобится или если тот, другой, начнет топорщиться и сопротивляться, то почему бы при удобном случае и ради той же цели (того же кафтана или любой иной выгоды) не расправиться с ним самим? И выходит, Раскольников прав: "людей можно резать".

 

2 сна Свидригайлова

 

Ф. М. Достоевский «Идиот»

Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно сложна, противоречива, трагична. Писателю нестерпимо больно за человека, за его искалеченную жизнь, поруганное достоинство, и он страстно ищет выход из царства зла и насилия в мир добра и правды. Ищет, но не находит.

О том, насколько сложной и противоречивой была его общественная позиция, свидетельствует знаменитый роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1869 году.

В этом произведении не общество судит героя, а герой — общество. В центре романа не “дело” героя, не проступок, а “неделание”, житейская суета сует, засасывающая героя. Он невольно принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой нисколько не старается возвыситься над людьми, он сам уязвим. Но он оказывается выше их как добрый человек. Он ничего для себя ни от кого не хочет и не просит. В “Идиоте” нет предопределенного логикой конца событий. Мышкин выбывает из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в “нейтральную” Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты, людей не переделаешь.

В поисках нравственного идеала Достоевский пленился “личностью” Христа и говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Писатель поступал как глубоко верующий в осуществимость идеала. Истина для него — плод усилий разума, а Христос — нечто органическое, вселенское, всепокоряющее.

Конечно, знак равенства (Мышкин — Христос) условный, Мышкин — обыкновенный человек. Но тенденция приравнять героя к Христу есть: полная нравственная чистота сближает Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии,,ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это имеет печать идеальности.

Христос еще с детства поразил воображение Достоевского. После каторги он тем более возлюбил его, ибо ни одна система воззрений, ни один земной образец для него не были уже авторитетами.

Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Но деяния героя излагались как вполне реальная биография. Швейцария введена в роман не случайно: с ее горных вершин и снизошел Мышкин к людям. Бедность и болезненность героя, когда и титул “князь” звучит как-то некстати, знаки его духовной просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто страдальческое, родственное христианскому идеалу, и в Мышкине вечно остается нечто младенческое.

История Мари, побиенной каменьями односельчан, которую он рассказывает уже в петербургском салоне, напоминает евангельскую историю о Марии Магдалине, смысл которой — сострадание к согрешившей.

Это качество всепрощающей доброты проявится у Мышкина много раз. Еще в поезде, по пути в Петербург, ему обрисуют образ Натальи Филипповны, уже приобретшей дурную славу наложницы Троцкого, любовницы Рогожина, а он не осудит ее. Затем у Епанчиных Мышкину покажут ее портрет, и он с восхищением “узнает ее, отзовется о ее красоте и объяснит главное в ее лице: печать “страдания”, она многое перенесла”. Для Мышкина “страдание” — высший повод для уважения.

Всегда у Мышкина на устах заповеди: “Кто из нас не без греха”, “Не брось камень в кающегося грешника”.

Как художник и мыслитель Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показал страшный, бесчеловечный характер буржуазно-дворянского общества, раздираемого корыстью, честолюбием, чудовищным эгоизмом. Созданные им образы Троцкого, Рогожина, генерала Епанчина, Гани Иволгина и многих других с бесстрашной достоверностью запечатлели нравственное разложение, отравленную атмосферу этого общества с его вопиющими противоречиями.

Как умел, Мышкин старался возвысить всех людей над пошлостью, поднять до каких-то идеалов добра, но безуспешно.

Мышкин — воплощение любви христианской. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна: “надо любовью любить”. Достоевский оставляет этот девиз Мышкина без всякой оценки; такая любовь не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Жалость, сострадание — вот первое, в чем нуждается человек.

Мышкин-Христос явно и безнадежно запутался в земных делах, невольно, по самой неодолимой логике жизни, посеял не добро, а зло. До обличителя он не дорос, но его, как и Чацкого, неразумный свет назвал сумасшедшим. Он вынужден был с разбитым сердцем вернуться в Швейцарию, лечебницу Шнейдера, где и признали у него совершенное повреждение ума. Людской мир его разрушил.

Смысл произведения — в широком отображении противоречий русской пореформенной жизни, всеобщего разлада, потери “приличия”, “благовидности”.

Сила романа — в художественном использовании контраста между выработанными человечеством за многие века идеальными духовными ценностями, представлениями о добре и красоте поступков, с одной стороны, и подлинными сложившимися отношениями между людьми, основанными на деньгах, расчете, предрассудках, — с другой.

Князь-Христос не смог предложить взамен порочной любви убедительные решения: как жить и каким путем идти.

Достоевский в романе “Идиот” пытался создать образ “вполне прекрасного человека”. И оценивать произведение нужно не по мелким сюжетным ситуациям, а исходя из общего замысла. Вопрос о совершенствовании человечества — вечный, он ставится всеми поколениями, он — “содержание истории”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.032 с.)