Первый опыт в прозе - повесть «Андрей Колосов» (1844). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый опыт в прозе - повесть «Андрей Колосов» (1844).



Литература второй половины 19-го века: общая характеристика

Во второй половине 19 века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе.

Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным, Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов, Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма.

Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков – Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).

 

2. Творческий путь Тургенева.

И. С. Тургенев (1818 - 1883) родился в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе. В 1833 г. поступил в Московский университет, в 1834 перевелся в Петербургский, который и заканчивает в 1837 г. по словесному отделению философского факультета.

Первые литературные опыты - романтические стихотворения и драматическая поэма «Стено» (1834). В 1838 г. едет в Берлин, знакомится со Станкевичем и Бакуниным, чье мировоззрение оказало на него огромное влияние. После поэмы 1843г. «Параша» сближается с Белинским и прочими из журнала «Современник».

Первый опыт в прозе - повесть «Андрей Колосов» (1844).

В 1847 г. в «Современнике» появился первый очерк из «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч». «З. Ох.» положили начало общероссийской известности Тургенева. В них Тургенев впервые ввел в русскую литературу крестьянскую тему. Крестьяне предстали перед читателями как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Тургенев увидел и открыл в крестьянах чувства, считавшиеся развитыми лишь в дворянском сословии, как-то: любовь к прекрасному, художественный талант, способность к возвышенной жертвенной любви, глубокую и своеобразную религиозность. Крестьян Тургенев показал на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы. В «З. Ох.» до конца раскрылся талант Тургенева-пейзажиста, тонкого и лиричного художника.

В 1843 г. - знакомство с Полиной Виардо.

В 1850 г. возвращается из Европы в Москву, сближается с «Современником», начинает искать пути в большом прозаическом жанре. От рассказов и очерков переходит к повестям («Муму», 1854). Вместе с тем Тургенев заметно отходит от народной тематики и сосредотачивает свои писательские интересы на изображении русской дворянской интеллигенции, с ее мучительными поисками духовных и общественно-политических идеалов. С 1855 - 1862 г. Тургенев пишет целый ряд социально-психологических романов, где изображается типический «герой времени». Главный предмет изображения - личность в ее социальном аспекте. Строится роман как суд над социальной значимостью героя. В «Рудине» (1855) главным героем оказывается типичный интеллектуал 40-х гг., идеалист, воспитанный на философии Гегеля. В «Дворянском гнезде» (1859) на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого. В «Накануне» (1860) внимание Тургенева приковывает к себе болгарин Инсаров - борец за освобождение своей страны от турецкого ига. В «Отцах и детях» (1862) впервые главным героем оказывается человек, противопоставляющий себя дворянам - Базаров.

Будучи по своим взглядам либералом-западником, Тургенев старался в своих романах быть объективным и не впадать в тенденциозность, дабы его романы не проиграли в художественности и исторической ценности.

По своим словам, воплотил «the body and pressure of time».

В промежутках между романами написал несколько любовных повестей («Ася», 1858, «Первая любовь», 1860).

Последние 20 лет жизни Тургенев проводил преимущественно за границей вместе с семьей П. Виардо. В своем творчестве в это время он обращается к прошлому - к семейной хронике («Бригадир», 1868) или же к мотивам романов 60-х гг. («Вешние воды», 1872).

В конце творческого пути у Тургенева замечается тяготение к романтизму, и он пишет несколько фантастических вещей («Песнь торжествующей любви», 1881).

 

Творческий путь Гончарова

(по списку нужно читать – «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – один из создателей и крупнейших мастеров реалистического романа.

Родился в зажиточной купеческой семье. Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов – отставной моряк, человек просвещенный и нравственно независимый. Своими рассказами о дальних странах он заронил в душе будущего писателя стремление к иной, чем окружавшая его дремотно-провинциальная «обломовщина», яркой и деятельной жизни.

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище (1822-1831), откуда он увольняется, не закончив курса обучения. Однако здесь ему были даны прочные знания трех европейских языков.

1831-1834 гг. – продолжил обучение на словесном отделении Московского университета, увлеченно занимался наукой. Самым ярким университетским воспоминанием стала встреча с Пушкиным, который посетил МГУ в 1832 г. Гончаров стал свидетелем спора поэта с Каченовским о подлинности «Слова о полку Игореве» (Пушкин сумел доказать подлинность произведения).

Студенческие годысовпали с утверждением в русской литературе реализма, оживлением философско-эстетических и идейно-нравственных изысканий, отзвуки которых проникали в лекции университетских профессоров.

После кратковременной службы (оказалась скучной и неблагодарной) в канцелярии симбирского губернатора (в должности секретаря губернатора) Гончаров приезжает в Петербург и определяется в качестве переводчика иностранной переписки в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Эта работа тяготила его, и он искал отдохновения в любимой литературной работе, а также в общении с творчески близким ему кругом современников. С середины 30-х гг. это семья живописца Майкова, в которой Гончаров становится домашним учителем (преподавал латинский язык и русскую словесность двум старшим сыновьям главы семьи). Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.

С 1846 г. – это Белинский и члены кружка «Современника» - Панаев (журнальный деятель), Григорович (писатель), Некрасов, Дружинин (писатель, литературный критик, сотрудник журнала «Современник» и редактор журнала «Библиотека для чтения»), Боткин (русский очеркист, литературный критик, переводчик), Анненков, Тургенев.

В 60-80-е гг. – это Никитенко (историк литературы, цензор) и его дочери, А. К. Толстой, Стасюлевич (общественный деятель, публицист и историк), переводчик-датчанин Ганзен, юрист Кони.

1852-55 гг. – Гончаров в качестве секретаря экспедиции совершил кругосветное плавание на русском военном корабле «Паллада». С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат “Паллада”». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Великобритания, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Филиппины, обратный путь через Сибирь – главные вехи этого путешествия.

 

(часть 2)

И. А. Гончаров (1812-1891) обратился к литературному творчеству в годы учебы в Московском университете, на «словесном» отделении. Но в литературу он вошел спустя тринадцать лет - как автор романа «Обыкновенная история», который был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. и имел «успех неслыханный» и всеобщий (Белинский). Он вместе с Герценым становятся героями литературной жизни России. Белинский даже ставит Гончарова как писателя выше Герцена.

Тогда же писатель начал работу над романом «Обломов», напечатав из него в 1849 г. большой фрагмент под названием «Сон Обломова». С октября 1852 г. Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле, которое заканчивается для него в феврале 1855 г. Его творческим итогом стало двухтомное описание путешествия «Фрегат «Паллада»» - своего рода географический роман на материале современной автору всемирной жизни.

Завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову», и в 1859 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован его полный текст. Впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей.

В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта». Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность, снова началась его цензорская деятельность. Благодаря ему публикуется «Гроза» Островского. Считался либеральным цензором. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову». Гончаров защищал правительственные устои, был против нигилизма, социализма и коммунизма. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Последний роман писателя - «Обрыв» - появился спустя еще десять лет, в 1869 г., вызвав огромный интерес публики, но неодобрительные отзывы радикальной и охранительной критики. В последующие годы Гончаров, оставив крупную эпическую форму, пишет очерки, воспоминания, литературно-критические этюды, в числе которых знаменитый анализ комедии Грибоедова «Горе от ума» - «Мильон терзаний», а также «Заметки о личности Белинского», очерковый цикл «Слуги старого века», «Необыкновенная история» (впервые опубликованная в 1924 г.), в которой Гончаров рассказал о своих сложных творческих отношениях с Тургеневым. В последние годы не считал себя литератором, перед смертью сжег все незаконченные произведения.

Как личность был человеком был вялым и безыдейным, как Обломов, Медленно писал романы и в них «не попадал в нужное время», то есть не был актуальным писателем. Страдал безумием, во всем видел плагиат (конфликты с Тургеневым).

 

 

Творческий путь Герцена

Герцен родился 25 марта (6 апреля) 1812 г. в Москве, в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767—1846); мать — 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz). В 1833 Герцен закончил физико-математическое отделение Московского университета.

В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гёте, Шиллера с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических занятий не было, но гувернёры — французы и немцы — сообщили мальчику твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с Шиллером, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина: «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и пр.

Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; мальчики поклялись бороться за свержение Николая I. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был сначала Карл Моор, а потом Поза. В университете Герцен принимал участие в так называемой «маловской истории», но отделался сравнительно легко — заключением, вместе со многими товарищами, в карцере. Молодёжь была настроена довольно бурно; она приветствовала Июльскую революцию и другие народные движения. К этому времени относится встреча Герцена с Вадимом Пассеком, превратившаяся потом в дружбу, установление дружеской связи с Кетчером и др. Кучка молодых друзей росла, шумела, бурлила; допускала по временам и небольшие кутежи, вполне невинного, впрочем, характера; усердно занималась чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными, занимаясь изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона и др. социалистов. В 1834 году все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущему Александру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни. В 1840 г. Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Здесь ему пришлось столкнуться с знаменитым кружком гегельянцев Станкевича и Белинского, защищавших тезис полной разумности всякой действительности.. Герцен тоже принялся за Гегеля, но из основательного изучения его вынес результаты совершенно обратные тем, какие делали сторонники идеи о разумной действительности. Между тем, в русском обществе сильно распространились, одновременно с идеями немецкой философии, социалистические идеи Прудона, Кабе, Фурье, Луи Блана; они имели влияние на группировку литературных кружков того времени. Большая часть приятелей Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов, с Хомяковым и Киреевским во главе (1844). Несмотря на взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувство безграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому складу ума». В 1842 г., Герцен, отс, отслужив год в Новгороде, куда он попал не по своей воле, получает отставку, переезжает на жительство в Москву, а затем, вскоре после смерти своего отца, уезжает навсегда за границу (1847).

В Европу Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начавшаяся им публикация в "Отечественных записках" серии статей под заглавием "Письма с Avenue Marigny" (впоследствии опубликованных книгой под заглавием "Письма из Франции и Италии") шокировала его друзей - либералов-западников - своим антибуржуазным пафосом. Февральская революция 1848 года показалась Герцену осуществлением всех надежд. Последовавшая затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция потрясли Герцена, который решительно обратился к социализму. Он сблизился с Прудоном и другими выдающимися деятелями революции и европейского радикализма; вместе с Прудоном он издавал газету «Голос народа» («La Voix du Peuple») которую финансировал. В 1849 г., после разгрома радикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинуть Францию и переехал в Швейцарию, откуда он переехал в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству. Известность ему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производил расчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обреченности, «умирании» старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал. После смерти жены он выезжает в Лондон, где живёт около 10 лет, основав Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с 1857. г. издает еженедельную газету «Колокол».

Пик влияния «Колокола» приходится на годы, предшествующие освобождению крестьян; тогда газета регулярно читалась в Зимнем дворце. После крестьянской реформы влияние её начинает падать. В то время для либеральной общественности Герцен был уже слишком революционным, для радикальной - чересчур умеренным. 15 марта 1865 года под настойчивым требованием русского правительства к правительству Её величества редакция «Колокола» во главе с Герценом покидает Англию навсегда и переезжает в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени является. В апреле этого же 1865 года туда переводится и «Вольная русская типография». Вскоре начинают переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865 году туда переезжает Николай Огарёв.

9 (21) января 1870 года Александр Иванович Герцен умер от воспаления лёгких в Париже, куда незадолго перед тем прибыл по своим семейным делам.

Литературная деятельность Г. началась ещё в 30-х годах. В «Атенее» за 30 год (II т.) его имя встречается под одним переводом с франц. Первая статья, подписанная псевдонимом Искандер, напеч. в «Телескопе» за 1836 г. («Гофман»). К тому же времени относится «Речь, сказанная при открытии вятской публичной библиотеки» и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны: «Зап. одного молодого человека» и «Ещё из записок молодого человека» («Отд. Зап.», 1840-41; в этом рассказе в лице Трензинского изображен Чаадаев). С 1842 по 1847 г. помещает в «От. Зап.» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Здесь Г. восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Г. написаны: «По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новые вариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческом развитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват», «Сорока воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Из всех этих произведений, поразительно блестящих, и по глубине мысли, и по художественности и достоинству формы, — особенно выделяются: повесть «Сорока воровка», в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват», посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа та, что люди, основывающие свое благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.

Из произведений, написанных Герцена за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма из Франции и Италии», изд. 1855 г.), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847—1852 гг. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Г.: «С того берега», в котором Г. высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией — результат того умственного переворота, которым закончилось и определилось умственное развитие Г. в 1848—1851 г. Следует ещё отметить письмо к Мишле: «Русский народ и социализм» — страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле. «Былое и Думы» — ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Г. из пережитого и виденного им в России и за границей.

 

Творческий путь Некрасова

Н. А. Некрасов (1821 - 1877/78) пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова. Раннюю лирику поэта принято считать ученической, подражательной, перепевающей мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40-ч гг. им созданы поэтические шедевры, к числу которых относится и «Тройка». Тогда же он стал литератором «натуральной школы», основанной Белинским и призванной развивать гоголевские традиции в русле реалистического направления.

Несмотря ни на что, главным его делом осталась поэзия, а главным ее содержанием и пафосом - народ, народность и все, что с этим связано.

В 50-х гг. Некрасов освоил жанр поэмы. Центральное событие в отечественной истории тех лет - Крымская война, оставившая глубокий след и в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме «Тишина» (1856-1857).

И все-таки наиболее убедительные опыты подлинно «народной» поэмы удались Некрасову не в 50-е, а в начале 60-х гг.: «Коробейники» и «Мороз Красный Нос».

Во многих некрасовских стихотворениях преобладает тема народного страдания. Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. Судьбы трудящегося люда глубоко волнуют его. При всем том, Некрасов откликался на самые разные явления и проблемы русской жизни и мир его поэтических переживаний, конечно, далеко не исчерпывался сострадательной обращенностью к народному горю, все же именно ему посвящено то, что сам поэт понимал как нечто главное в своем творчестве.

 

Салтыков как сатирик

«Сказки» написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать:

• условия цензуры;

• воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;

• появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества;

• популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней;

• органическая близость сказки художественному методу Щедрина.

Именно в конце 60-х - начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности.

С народной сказкой сказки Щедрина объединяет сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. В основе лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.

Однако есть отличия. В мире Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. Герои не всегда бывают наказаны за свои поступки. Это политическая сатира, поэтому много реальных деталей окружающей автора действительности.

 

Творческий путь Лескова

Н. С. Лесков (1831-1895) известен прежде всего как прозаик, автор множества романов, повестей, рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника, Лесков рано поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, в 1849 г. перевелся в Киев, где познакомился с молодыми профессорами Киевского университета. Стал много читать, посещать лекции, выучил украинский и польский языки.

В 1857 г. отказался от госслужбы, перешел в частную коммерческую компанию и изъездил всю Россию. Накопленные впечатления послужили основой первых публицистических опытов писателя.

В 1861 г. переехал в СПб, потом в Москву, где стал сотрудником газеты «Русская речь» и одновременно публиковал свои статьи в «Отечественных записках» и других журналах. Привлек внимание властей как «крайний социалист», сочувствующий всему антиправительственному.

В 1862 г. опубликовал первый рассказ, «Погасшее дело». На первых этапах творчества Лесков отдавал предпочтение жанру очерка, что сближало его с литераторами демократического лагеря. Однако сразу же обнаружились и принципиальные различия между ними в подходах к изображению народной жизни.

В отличие от писателей-шестидесятников, призывавших изучать жизнь народа, Лесков воспринимал ее как нечто понятное и близкое, «изучению» противопоставлял «знание». Не будучи консерватором, еще в юности возненавидев крепостное право, писатель в то же время не принимал идеи революционного переустройства жизни. Свое неприятие он с присущей ему категоричностью и полемической страстностью выразил не только в публицистике, но и в романе «Некуда» (1864). Демократический лагерь русской литературы расценил роман как вызов и объявил ему войну. Свое отлучение от дем. прессы писатель переживал достаточно остро, однако он осознавал, что Россия не должна была идти революционным путем, и последовательно воплощал эту мысль в других произведениях.

Верой в неистощимые силы, скрытые в русском народе, в его национальном характере, проникнуты многие произведения Лескова. Он искал наиболее яркие проявления национального духа в разных сферах русской жизни и социальных слоях русского общества, среди крестьян, мастеровых, дворян и т.д. Его рассказы отразили представления писателя не только о русском национальном характере, но и о нравственном потенциале личности, об истоках ее внутренней силы, искренности и чистоте душевных порывов.

Лесков раскрывал сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие в них разных начал. Еще в 1865 г. в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» он показала страшный исход бунта героини, в которой трагически смешались, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность порывов, пробуждение потребности постичь другого человека, а с другой - отсутствие четких нравственных ориентиров, слепое подчинение законам среды, эгоизм и жестокость. И в более поздних произведениях Лесков изображает драматизм внутренней борьбы героев, подчеркивая, что ее итог зависит от способности человека осознавать свое предназначение, найти свой путь в жизни. Герой повести «Очарованный странник» (1873) пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание «отстрадать» за другого человека, а позже и «за народ…помереть».

Одним из наиболее значительных произведений Лескова стал роман-хроника «Соборяне» (1872), где он с большой симпатией воссоздал самобытный и гармоничный мир людей, силу которым давала вера. Но писатель не идеализировал церковный быт, он хотел лишь подчеркнуть необходимость существование идеала, веры, отсутствие которых, по словам главного героя хроники - протопопа Туберозова, «сгубит Россию».

Жанр хроники стал одним из основных в прозе писателя, сознательно стремившегося реформировать традиционную форму романа, не отвечающую, по его мнению, потребностям изображения реальной жизни. Плюс писатель отдавал предпочтение эпическим жанрам, которые в большей мере отвечали его стремлению к изображению «мелочей жизни».

Отличительной особенностью авторской манеры Лескова явилась способность соединять в творчестве утверждения высоких нравственных идеалов, изображение лучших черт национального характера и критику негативных сторон русской жизни. Сатирические тенденции с годами усилились и даже открыли ему путь на страницы демократической печати.

Последний год жизни был омрачен отказом в публикации рассказа «Заячий ремиз» (1895).

 

Из ШУРИКОВ:

Творческий путь Лескова (1831-1895), особенности поэтики (подходит и к 22-му и к 23-му билету).

Творческий путь Л., известный, прежде всего, как прозаик, начал с публицистики. Выходец из семьи небогатого орловского чиновника, Л., рано поступил на службу в уголовный суд г. Орла, а затем перешел в Киевскую казенную палату. Переезд в Киев сыграл важную роль в его жизни: он познакомился с молодыми профессорами Киевского университета, стал посещать лекции. В 1857 году Л. перешел в частную коммерческую компанию. Дела службы требовали многочисленных поездок по стране. Впечатления от них явились основой первых публицистических опытов писателя.

В 1861г. Л. переехал в Москву, где стал сотрудником газеты «Русская речь» и одновременно публиковал статьи в «Отечественных записках». В 1862 г. Было опубликовано первое беллетристическое произведение Л. – «Погасшее дело». На первых этапах Л. отдавал предпочтение жанру очерка, но, в отличие от писателей-шестидесятников, призывавших изучать жизнь народа, Л. воспринимал ее как нечто понятное и близкое. Кроме того, Л. не принимал идеи революции, что вызвало крайнее возмущение демократического лагеря русской литературы – Писарева, Салтыкова-Щедрина. Доступ во многие журналы для Л. стал закрыт, но писатель не поменял своего мнения и считал, что Россия не должна идти революционным путем. Эту мысль он воплотил, например, в рассказе «Овцебык».

В основу литературной эстетики Л. лежит мысль о теснейшим соприкосновении художника с современной действительностью. У писателя есть огромное преимущество – непосредственное столкновение с жизнью и накопление собственного, личного опыта. Отсюда его реалистические приемы.

Для Л. было три закона образцового произведения – 1. Достоверность характеров 2. Артистичность формы 3. Строгость композиции.

Л. искал наиболее яркие проявления национального духа в разных сферах русской жизни и разных слоях общества – среди крестьян, мастеровых, дворян.

Л. раскрывал также сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие нескольких начал. В 1865 г. в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» он показал исход бунта героини, в которой трагически смешалось, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность, а с другой – эгоизм и жестокость.

Одним из наиболее значительных произведений Л. стал роман-хроника «Соборяне», где он с большой симпатией воссоздал самобытный мир людей, силу которым давала вера. Л. хотел подчеркнуть необходимость существования идеала и веры, отсутствие которых может погубить Россию.

Излюбленные жанры Л. – хроника, очерк, рассказ. Кроме того, Л. очень любил биографический жанр (см. «Очарованный странник»). Л. не хотел, как он говорил, усекать значение одних событий и раздувать значение других, как это делается в романах, и поэтому сознательно отказывался от этого жанра, предпочитая изображать все так, как происходит в жизни.

Творчество Лескова имеет главные истоки не только в литературе, а в устной разговорной традиции, из разговоров и споров. Например, замысел рассказа «Левша» возник из ходившей в то время прибаутки о том, как англичане блоху сделали из стали, а туляки ее подковали и назад отослали.

С годами в его творчестве стали усиливаться сатирические мотивы, снова открывшие ему путь в демократическую печать. Последний год жизни был омрачен отказом от публикации рассказа «Заячий ремиз». В феврале 1895 года писатель умер от отека легких.

(взято из Шуриков, Гроссмана).

 

Своеобразие поэтики Лескова

Что касается собственного творчества, писатель шел «против течений». Он любит жанры новеллы и анекдота, в основе которых — новость, неожиданность, т.е. то, что вступает в противоречие с привычным взглядом на вещи.

Лесков стремился не выдумывать, а искать в жизни интересные сюжеты и характеры. В этих поисках он обратился к социальным группам, в которые никто до него пристально не всматривался: священникам, мастеровым, инженерам, управляющим, старообрядцам.

Лесков изобразил героя-«праведника», по терминологии писателя.

Размышляя над таким характером, Лесков искал проявления добра в повседневной жизни, среди служебной суеты и обыденных занятий. Писателя интересовало не столько наличие идеала, сколько возможность и разнообразие проявления его в конкретных жизненных ситуациях.

Самое главное, что большинство его положительных героев — не титаны и не «идиоты», им присущи человеческие слабости и вечные человеческие достоинства: честность, доброта, бескорыстие, умение прийти на помощь — то, что в общем-то по силам всякому. Не случайно в произведениях крупной формы (особенно в «Соборянах») Лесков окружает своих любимых героев близкими людьми. Протопоп Туберозов («Соборяне»), за которого весь город встал, до сих пор является непревзойденным примером человеческой стойкости и мужества, духовной независимости и силы. Туберозова сравнивали со знаменитым протопопом Аввакумом, но жил он в XIX в., когда аввакумовская твердая вера была, мягко говоря, не в моде.

Герои "Запечатленного ангела" - рабочие-каменщики, герой "Очарованного странника" - конюх, беглый крепостной, "Левши" - кузнец, тульский оружейник, "Тупейного художника" - крепостной парикмахер и театральный гример.

Чтобы ставить в центр повествования героя из народа, надо прежде всего овладеть его языком, суметь воспроизвести речь разных слоев народа, разных профессий, судеб, возрастов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.084 с.)