Братья карамазовы»: проблема замысла, место глав «бунт» и «великий инквизитор» в романе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Братья карамазовы»: проблема замысла, место глав «бунт» и «великий инквизитор» в романе



В романе мы видим целую галерею образов. Отец и сыновья-это разные стороны русского характера.

Фёдор Павлович, отец братьев Карамазовых. Это человек прошлого, бывший крепостник, он привык управлять людьми. Главные черты характера: цинизм, скандальность, он сладострастник и вызывает всем своим видом и действиями омерзение у окружающих, в том числе и у сыновей. Фёдор Павлович был дважды женат. Первая жена-своевольная барышня, сильный характер. Брак разрушился, но в нем родился сын Дмитрий.

Это страстная натура, способен любить. Но также он порывист, способен на опрометчивые поступки, в которых потом сам раскаивается..

Хотелось бы отметить любовь Дмитрия-Грушеньку. Г.Светлова, как и все женщины у Достоевского, не имеет своей личной истории, составляя часть биографии и судьбы других героев. Это образ грешницы, стоящей на распутье между нравственными угрызениями, связывающими ее с прошлым, и настоящим, к которому призывает новая, чистая любовь. Г. находит в себе силы, чтобы порвать с прошлым и соединиться с Митей в любви и страдании. Исследователями творчества Достоевского замечено, что Г. претерпевает в романе метаморфозу, ведущую ее «многогрешную» душу на путь покаяния и нравственного обновления.

Вторая жена Фёдора Павловича – Софья Ивановна- полная противоположность первой. Это тихая кроткая женщина, но ФП пытается вызвать в ней бурю. Но вызывает только приступы отчаяния. Она замучена и не может больше жить. Двое детей от второго брака -Иван и Алёша - осиротели.

Остановимся подробнее на образах Ивана и Алёши Карамазовых.

Алёша-младший сын - чистой души человек, праведник, болеет за всех, а особенно за братьев. Он хотел бы быть священником, но духовный наставник старец Зосима перед смертью не благословляет его, потому что в церкви человек спасает свою душу, а за ее пределами другие души.

Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом

их воплощенной в человеческий облик совестью.

Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти духовные испытания, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. — открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их.

Что касается среднего сына, Ивана, то это был человек рассудка. Рационалист. Он очень умен, но это глубокий, едкий ум, загадочен, мучается вопросом о существовании Бога, а также ищет ответ на главнй вопрос романа: всё дозволено или не всё.По идейной концепции романа, настоящий отцеубийца не Смердяков, а богоборец Иван. (Для Достоевского атеизм-это не безбожие, а богоборство) Ведь Павел убивает ФП под давлением и внушением Ивана. Образ И.К. — дальнейшее развитие в творчестве Достоевского героя-бунтаря, исповедующего атеистические убеждения, призывающего к пересмотру существующих нравственных устоев. Фигура И.К. окружена загадочностью. Он рос в чужой семье угрюмым мальчиком, рано обнаружил блестящие способности. Учился в университете естественным наукам, сам содержал себя грошовыми уроками и журнальной работой. Алеша Карамазов признается ему в сцене в трактире: «Брат Дмитрий говорит про тебя: Иван — могила. Я говорю про тебя: Иван — загадка».

Сам Достоевский называет Ивана «одним из главнейших характеров». Идейная нагрузка образа И.К. обусловлена уже тем, что ему Достоевский отдает авторство «Поэмы о Великом инквизиторе» — вершины своих религиозно-философских размышлений. Это вставная новелла, в романе она занимает центральное место. Это — пространный пересказ Иваном Карамазовым брату Алеше содержания своей уничтоженной поэмы. Здесь — один из кульминационных пунктов композиции романа, средоточие ведущихся его героями идейных споров. Великий Инквизитор духовным ценностям противопоставляет первобытную силу инстинктов, идеалу героической личности — суровую стихию человеческих масс, внутренней свободе — потребность каждодневно добывать хлеб насущный, идеалу красоты — кровавый ужас исторической действительности.

Гордыня Великого Инквизитора, мечтающего заместить собою Бога, прямиком ведет его душу в ад. Христос же, которому, как показывает писатель, при втором пришествии был бы уготован застенок инквизиции и костер, остается победителем в споре. Палачу-инквизитору нечего противопоставить его молчанию и последнему всепрощающему поцелую.

И.К. с Инквизитором, со «страшным и умным духом» против Христа. Иван считает, что Инквизитор прав, доверять людям нельзя. Его идея «все позволено» реализуется в отцеубийстве, совершенном Смердяковым, «дух самоуничтожения и небытия» воплощается в «чёрте». У И.К. два «двойника» — черт, повторяющий его мысли, «самые гадкие и глупые», и лакей Смердяков, снижающий его «идею» до уголовного преступления.

 

Творческий путь Толстого

Толстой происходил из знатной дворянской семьи. Толстой родился в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. в 1844 г. поступил в Казанский университет, где учился сначала на восточном факультете, затем на юридическом. В студенческие годы Толстой изучал философию эпохи Просвещения: «Наказ» Екатерины II, труды Ж.Ж. Руссо. От Руссо он воспринял представления о «естественном человеке», веру в то, что близость к природе делает человека лучше, недоверие к прогрессу и цивилизации.

Оставив университет, который он не закончил, Толстой после короткого пребывания в Москве отправляется юнкером на Кавказ.

В печати Толстой дебютировал в 1852 г. повестью «Детство», за которой последовали «Отрочество» и «Юность», составившие вместе так называемую «автобиографическую трилогию». Этим произведением Толстой начинает важную для становления психологического реализма в литературе тему детства и взросления человека, формирования его личности. Повести Толстого, рассказывающие о дворянском мальчике, оказываются совсем непохожими на изображение «золотого детства», которое к тому времени уже стало традиционным в литературе. На судьбу героя Толстого и его внутренний мир оказывают влияние и социальные впечатления, и семейные противоречия, он драматически переживает постепенно обнаруживающуюся перед ним неизбежную «фальшь» взрослой жизни, где нет и не может быть места искренности и равенству. Повествователь — взрослый человек, вспоминающий свое детство, поэтому он способен аналитически отнестись к себе самому и окружающим.

Личный военный опыт стал основой для знаменитого цикла очерков, за которым закрепилось название «Севастопольские рассказы» (1855) и который ввел Толстого в большую литературу и принес ему славу. В этих произведениях писатель стремится показать подлинный облик войны, противопоставив его сложившимся романтическим шаблонам.

Выйдя в отставку в 1856 г., Толстой начинает ощущать себя прежде всего писателем. В это время он входит в круг «Современника». В спорах, сопутствующих расколу в журнале, Толстой занимает позицию, враждебную по отношению к Чернышевскому. В этот же период он создает рассказы, главные герои которых — люди искусства («Альберт», «Люцерн»).

Свой первый писательский кризис Толстой переживает в начале шестидесятых годов: он решает порвать с литературой, которая кажется ему бесполезным и безнравственным занятием, и обратиться к практическим делам. Толстой уезжает в свое поместье, становится мировым посредником, заводит деревенскую школу, где сам учит крестьянских детей, пишет публи-цистические статьи и издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862).

В это же время меняется его личная жизнь. Он встречается с Софьей Андреевной Берс, которая становится его женой.

Период отказа Толстого от литературы длится недолго: после нескольких появившихся в этот период замыслов, оставшихся незавершенными, он начинает работать над произведением, которое впоследствии станет романом «Война и мир» (1863—1868). После выхода в свет роман вызвал разнообразные отзывы, часто негативные. Великое значение происшедшего понял Н.Н. Страхов. Он рискнул утверждать, что «Война и мир» обеспечила нашей литературе всемирное значение. «Совершенно ясно, что с 1868 года, то есть с появления "Войны и мира", состав того, что собственно называется русскою литературою <...> получил иной вид и иной смысл. <...> Западные литературы в настоящее время не представляют ничего равного и даже ничего близко подходящего к тому, чем мы теперь обладаем»1, — писал он.

В 1872 г. выходит первое издание знаменитой «Азбуки» Толстого.

В семидесятые годы Толстой пишет роман «Анна Каренина» (1873—1877). Две основные сюжетные линии: история Анны Карениной и Вронского и история духовных исканий Левина — развиваются здесь параллельно, практически не пересекаясь.

Вслед за публикацией «Анны Карениной» у Толстого наступает серьезный и глубокий душевный кризис, в результате которого великий писатель действительно надолго отходит от литературы. В это время рождается то учение, которое уже вскоре будут называть «толстовством». Основа его, изложенная в наиболее полном виде в трактатах «Исповедь» (1879—1882, опубл. 1884) и «В чем моя вера?» (1882—1884), заключается в полемике Толстого с Православной Церковью, которая, по его мнению, исказила учение Христа: предала главное в нем — его моральные требования — во имя второстепенного.

Толстой обращается в это время и к образованному читателю («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «После бала»); содержание этих произведений далеко выходит за пределы моралистической проповеди, в них Толстой снова показывает человека, по-прежнему мучительно решающего вопросы жизни и смерти.

В повести «Смерть Ивана Ильича» анализируется ситуация, когда человек перед лицом смерти обретает понимание того, что его жизнь прожита абсолютно бессмысленно. Собственно, существование героя нельзя было даже назвать его жизнью: речь идет о жизни вообще. Оглядываясь на прожитые годы, Иван Ильич понимает, что только в детстве он был самим собой. Чувствуя ужас перед смертью, он ненавидит людей, остающихся в живых, в том числе свою жену и детей. Все они делают вид, что ничего не происходит, что он вот-вот выздоровеет. Единственный человек, не вызывающий у умирающего отвращения, — это слуга, который ухаживает за ним, облегчая страдания, и спокойно, ничего не скрывая, говорит с ним о его приближающейся смерти.

Последние десятилетия жизни Толстой занимается активной публицистической деятельностью. В начале восьмидесятых годов писатель переезжает в Москву, чтобы дать образование своим детям. Он участвует в проходившей тогда переписи населения и испытывает потрясение, видя жизнь низов общества. Это усиливает его социально-критические настроения. Толстой откликается на события общественной жизни, протестует против смертной казни, обращается с личным письмом к Николаю II, только что вступившему на престол, в котором называет его «братом» и объясняет императору, что самодержавие как форма правления себя изжила.

Растет мировая слава Толстого, его произведения переводятся на множество языков. Растет и число сторонников и «учеников» Толстого, последователей его учения — таковыми признавали себя Лесков, Гаршин. Создается типография, в которой печатаются брошюры писателя для народа.

Одновременно учение Толстого, предложившего собственную веру взамен традиционного христианства, вызывает резкий отпор со стороны Православной Церкви; в конце концов Толстой был официально отлучен от церкви. Последней каплей, переполнившей чашу терпения церкви и властей, были сцены в его романе «Воскресение», где крайне презрительно автор изобразил не только духовенство, но и само таинство Причастия. Роман представляет собой историю воскресения двух душ: Нехлюдова и Катюши Масловой, его бывшей возлюбленной, ставшей падшей женщиной и по нелепой судебной ошибке осужденной за убийство. В романе широко представлены картины жизни разных слоев русского общества, дана резкая критика бюрократии, всей государственной системы в целом. Сочувственно изображены автором заключенные ре-волюционеры, с одним из которых связывает свою судьбу Катюша Маслова. Главные герои по мере развития действия приходят к пониманию «простой» Истины, которой и будут руко-водствоваться в праведной жизни, остающейся за пределами повествования.

Несмотря на презрение к литературному творчеству и искусству вообще, не раз высказываемому и ставшему краеугольным камнем толстовства (см. например, трактат «Что такое искусство?»), творческие силы Толстого не слабеют до конца жизни и желание творить не покидает его. Свидетельством того является одно из самых поздних произведений великого писателя — повесть «Хаджи Мурат», опубликованная нскоре после его смерти. В этой повести Толстой возвращается к своей ранней теме — кавказской войне — и рассказывает об одном из военачальников Шамиля — Хаджи Мурате, перешедшем на сторону русских.

В последние годы жизни Толстой испытывает нарастание душевного кризиса, связанного с ощущением раздвоенности и лицемерия, проникшего в его семейную жизнь.

Отношения с женой, некогда очень любимой, становятся сложными. Толстой болезненно переживал то, что Софья Андреевна не понимала, как ему казалось, ситуации, в которой он находился, и была озабочена только материальным положением семьи и стремлением создать комфорт, по ее мнению, необходимый ему для работы. Вероятно, именно стремлени. разорвать все одним ударом, вырваться из паутины лжи, начать вопреки всему жить не «как все» хотя бы на пороге смерти и объясняется загадочный уход Толстого из дома. Совершая свое последнее странствие, он посетил знаменитый православный монастырь Оптину пустынь. Усталый и больной. Толстой умирает на станции Астапово в ноябре 1910 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.012 с.)