Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия и проза Вл. Соловьева

Поиск

Поэзия: «В тумане утреннем...», «Иммануэль», «Панмонголизм», «Милый друг, иль ты не видишь...», «Если желанья бегут...», «У царицы моей...», «Бедный друг, истомил тебя путь...», «Под чуждой властью знойной вьюги...», «Сказочным чем-то повеяло снова...», «Свет с Востока» и др. Поэма «Три свидания».

Охарактеризуйте основные лирические темы стихов В. Соловьева. Подготовьте анализы отдельных стихотворений. (Примерный план: Что составляет основу лирического сюжета? Какие сферы реальности осваивает лирическое сознание? Каковы структура, композиция, эмоциональный тон стихотворения и характер образности?) Как стихотворения связаны с мироощущением и философией автора?

Проза: «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...»

  1. Диалогичная форма произведения, ее смысл и значение. Роль рассказов и вставных новелл в произведении.
  2. Охарактеризуйте участников диалогов, их позиции.
  3. Раскройте основное содержание разговоров, их полемический аспект. Как проявляется в произведении антитолстовский пафос? Чьи аргументы убедительнее?
  4. Как связана с проблематикой разговоров «Краткая повесть об Антихристе...»? В чем сходство и различие «Краткой повести...» и «Легенды о Великом Инквизиторе»?

 

Литература

Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974; любые другие издания, а также подборки стихов В. Соловьева в сборниках, например: Русская поэзия ХIХ - начала XX в. М., 1987.

Он же. Смысл любви. Избр. произв. М., 1991.

Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983.

 

Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880–1890-х годов. Поэтика лирических стихотворений

Самостоятельная работа со стихотворениями С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, Вл. С. Соловьева, К. Р. (Константина Романова), Мирры Лохвицкой.

 

Задание 1.

Определить доминанту в концепции любви каждого из названных поэтов.

 

Задание 2.

Определить особенности художественной системы каждого поэта в отдельности:

  • специфика жанров, структурно-композиционные особенности произведений;
  • отношение автора и лирического героя;
  • психологический анализ, его формы и место в стихотворении;
  • контрасты, гиперболы, гротеск;
  • тропы и их функции;
  • звукопись, цветопись, музыкальность («романсность») и живописность стиха;
  • культурные традиции и «аура»; связь с мифологией, фольклором; религиозной культурой;
  • символика и символы;
  • «смеховые» символы и приемы (4 типа смеха: юмор, сатира, ирония, сарказм).

Показать, как все эти средства служат выражению концепции любви.

 

Литература

Поэты 1880-1890-х годов / Вступ. ст. Г. А. Бялого. М.; Л., 1964. С. 161-221; 359-397; 539-570 (Сер. «Б-ка поэта»).

Русский сонет. Первая четверть XX века. Петрозаводск, 1991. С. 24—28.

«Мне нужен свет любви твоей...»: Любовная лирика 80-90 годов ХIХ века / Сост., автор вступ. ст. и примеч. Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1992. С. 5-82; 221-262; 313-355.

Апухтин А. Н. Стихотворения / Вступ. ст. Ц. Коварского; Подгот. текста и примеч. Р. А. Шацевой. Л., 1961 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Он же. Сочинения: Стихотворения. Проза / Сост. и подг. текста А. Ф. Захаркина; Вступ. ст. М. В. Отрадина; Примеч. Р. А. Щацевой. М., 1995.

Он же. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М. В. Отрадина. Л., 1991 (Б-ка поэта. Большая серия. 3-е изд.).

Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Т. Я. Бялого; Подг. текста и примеч. Ф. И. Шушковского. М.; Л., 1962 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Г. Минц. Л., 1974 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Щенникова Л. П. История русской поэзии 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен. Екатеринбург, 2002.

 

26) «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова (по повести «Скучная история»)

  1. Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».
  2. Типология ученых в повести «Скучная история».
  3. Художественные способы авторской оценки ученого человека (отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).
  4. Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.
  5. Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).
  6. Поэтика повести:
    • особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;
    • авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);
    • портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.
    • Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.
    • Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5-2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).

 

Литература

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.

Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210-238.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.

 

Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика

  1. Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.
  2. Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.
  3. Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?
  4. Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?
  5. Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?
  6. Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.
  1. Общие черты авторской философии Чехова во всех трех произведениях, характер его отношения к человеку. Основные особенности поэтики прозы писателя.

 

Литература

Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.

Смирнов М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск, 1997.

Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.

Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.

См. также список к теме 26.

 

Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»

Задание 1.

  1. Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.
  2. Определить топосы (место действия) этих фрагментов.
  3. Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.
  4. Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб - вдовы Василисы и ее дочери.
  5. Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (почему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.
  6. Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?
  7. Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.
  8. Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.
  9. Детали, используемые автором для характеристики персона­жей: студента, женщин.
  10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.

 

Задание 2.

  1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках». Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма и его чтение?
  2. Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?
  3. Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа (один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой - в изображении Василисы и Ефимьи).
  4. Определите характер комического в рассказе. Какие словесные и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.
  5. Речь крестьянок как средство их характеристики.
  6. Антитеза топосов - реальных и мифологических.
  7. Семантика имен персонажей рассказа.

 

Литература

Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.

Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125-130.

Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведе­ния и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145-158.

Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. С. 278-394.

Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370-383.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова. СПб., 1994.

Тамарченко Н. Д. Усилие воскресения («Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики) // Литературное произведение: Слово и бытие (К 60-летию М. М. Гиршмана). Донецк, 1997.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А. П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.

Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

Щербенок А. Цепь времен и риторика прозрения // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых / Под общ. ред. И. В. Фоменко. Тверь, 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.007 с.)