Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные виды психологизма и приемы, и способы их формирующие
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Идея личности, ее высочайшей ценности для культуры приобретает в ЗО-е годы исключительное значение и становится отправной точкой в исканиях передовой дворянской интеллигенции. Лермонтов был подлинным выразителем духовной жизни России 30-х годов, и в его миросозерцании с исключительной полнотой отразились те характерные свойства общественного сознания эпохи, о которых шла речь. Объектом художественного осмысления в романе становится характер, в известной мере близкий самому Лермонтову. При этом принцип типизации в романе таков, что Печорин предстает личностью, в максимальной мере воплощающей в себе все характерные черты общественного сознания 30-х годов. Главный герой наделен такими чертами, как необычайная интенсивность нравственно - философских поисков. Такой принцип типизации потребовался Лермонтову для того, чтобы волновавшие его самого вопросы могли быть поставлены Печориным на самом серьезном и авторитетном уровне. Такого рода проблематика прямо требовала достаточно развитого и глубокого психологизма. Содержательные особенности лермонтовского романа обусловили возникновение в нем оригинального психологического стиля. Этот стиль можно было бы назвать аналитическим психологизмом — по ведущему принципу изображения душевной жизни. Психологический мир в романе предстает как сложный, наполненный противоречиями, которые необходимо художественно выявить, объяснить и разгадать. Самоанализ Печорина всегда очень смел, а потому всякое душевное состояние выписано в романе четко и подробно. Психологический анализ, сосредоточенный лишь на одной, пусть самой одаренной и сложной личности, в большом повествовании рискует сделаться монотонным, однако психологизм как принцип изображения в лермонтовском романе распространяется и на других персонажей. Психологическую загадочность героя усиливает и его изображение глазами другого повествователя - «публикатора» дневника. В дневнике Печорина психологический анализ становится основной стихией повествования. Совершенно немотивированный внешне ход мыслей настораживает, заставляет предполагать большую психологическую глубину, чем та, которая выражена в дневниковой записи. В дневниковой форме повествования события заносятся на бумагу с некоторым временным разрывом. Эта временная дистанция позволяет рационально осмыслить и проанализировать психологическое состояние героя, особенно относиться к эмоциональной сфере чувств. Еще одной важной формой психологического изображения в романе является внутренний монолог, то есть такое воспроизведение мыслей, которое непосредственно фиксирует работу сознания в данный момент у героя. Можно сказать, что роман Лермонтова «Герой нашего времени» - первый в полном смысле психологический роман в русской литературе 19 века.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Всилу особенностей миросозерцания Тургенев в этой предреформенной эпохе, в стремительной динамике общественной жизни, в любом социальном типе ищет прежде всего нравственные проблемы, рассматривает изменения в социальной жизни с точки зрения того духовного содержания, которое проявляется в этих изменениях. Превосходство разночинцев над дворянами связано в сознании Тургенева именно с тем, что «новые люди» - это не созерцатели, а деятели. Эмоциональная, почти не зависящая от доводов разума реакция на героев - основная форма воплощения идейно - нравственной проблематики в тургеневском романе. Отсюда и главная особенность его психологизма: основным объектом изображения становится не последовательность мыслей и рассуждений героев, не рационально - аналитическая рефлексия, а эмоциональные переживания, задушевная, тайная внутренняя жизнь, в которой герои иногда и сами не отдают себе отчета. Психологическое изображение у Тургенева очень правдоподобно: писателю удалось максимально приблизиться к воспроизведению внутренней жизни человека в ее реальном виде. Тонкость тургеневского психологизма, его умение художественно осваивать нюансы переживаний единодушно отмечались современниками как бесспорная заслуга писателя. Изображение душевного состояния представляется нам довольно простым и естественным, но это та простота, которая не приходит сама собой, а требует мастерства. Мастерство Тургенева - психолога проявляется в том, как он справляется с этой задачей: содержание душевных движений дается в виде предложения и сопровождается авторским «трудно сказать» - тем самым достигается определенная ясность в картине внутреннего мира, а в то же время понятно и то, что сам герой не дает себе точного отчета в своем состоянии; ощущение смятенности, зыбкости картины внутреннего мира еще усиливается итоговым: «все эти чувства были в нем, но в виде ощущений - и то неясных». Тургенев использует еще и обрамление собственно психологической зарисовки физиологическими приметами взволнованности. При воссоздании сложных душевных движений Тургенев обращает особое внимание на противоречивые состояния внутреннего мира человека. Для Тургенева важно и интересно, каков человек в его глубинной сущности, каким проявляет он себя неосознанно.
Общим принципам тургеневского психологизма подчинена и система конкретных способов, приемов психологического изображения. Ведущее место в этой системе занимает авторское повествование - рассказ о внутреннем состоянии героя ведется от третьего лица. Новаторством Тургенева явилось то, что он решительно отошел в своих романах от форм самопсихологизма, который ставил определенные ограничения изображению душевных состояний и движений. В целом можно сказать, что психологическое повествование от третьего лица, используя различные приемы изображения, дает картину внутреннего мира, с одной стороны, объективно - точную, взятую как бы со стороны, а с другой - достаточно подробную и многостороннюю, воссоздающую тонкие, скрытые душевные движения. Психологическое состояние героя под пером Тургенева делается ясным и близким читателю, вызывает ощущение полной психологической достоверности. Принцип «тайного психологизма» проявляется и в широком применении Тургеневым средств и приемов косвенного изображения внутреннего мира. Это такие приемы, как изображение внутреннего состояния через подробности внешнего поведения, через детали пейзажа, портрета и интерьера, умолчание. Эти формы в системе тургеневского психологизма тем более важны, что писатель имел дело в основном с тончайшей душевной субстанцией эмоциональных переживаний. Тургенев не был новатором - он использовал уже найденные в литературе приемы, но находил им особое место в системе своего «тайного психологизма». Л.Н. Толстой «Война и мир» Общим и частным особенностям психологизма Льва Толстого посвящена огромная научная литература. Одной из художественных задач Толстого была воспитательная: ему необходимо было заставить читателя поверить в то, что нравственное самосовершенствование непросто возможно и необходимо, а является единственным способом нахождения смысла жизни, достижения добра и справедливости. Толстой никогда не изображал внутренний мир своих героев только ради него самого. В любом душевном движении, в любом эмоциональном или мыслительном процессе ему было важно выделить и акцентировать нравственный смысл, показать, где в мыслях и чувствах героя правда, а где ложь, внутренняя фальшь, неестественность. Любое психологическое изображение у Толстого насыщено авторской субъективностью, авторским пристрастно - оценочным отношением. Особенности проблемного подхода Толстого к человеку и его внутренней жизни обусловили принципы психологизма в его романах. Важнейшим из них стал принцип «диалектики души», то есть постоянного изображения внутреннего мира героев в движении, в развитии. В «Войне и мире» диалектика души применяется еще шире и в более многообразных формах, чем в тех рассказах, на которые обратил внимание Чернышевский.
Психологический процесс здесь включает в себя и логическое рассуждение, и интуитивно приходящие мысли, и непроизвольные образы памяти, и эмоциональные порывы, но все это многообразие - вокруг единого центра. Диалектика души, проведенная как последовательный принцип в подавляющем большинстве психологических эпизодов, позволяла наглядно и художественно убедительно проследить во всех подробностях процесс нравственного самосовершенствования человека, представляла добытую им морально - этическую истину как закономерный итог внутренней работы. Диалектика души, естественно, требовала очень подробного и, главное, многостороннего воспроизведения внутренних процессов. Толстой изображает психологический поток, но в этом потоке никогда не тонет главное: нравственное содержание мыслей, переживаний, настроений героев. Можно сказать, что Толстой свободно использовал все средства психологического изображения, доступные литературе Даже внутренний монолог, в художественном построении которого Толстой достиг вершин мастерства, обязательно сопровождается авторским психологическим комментарием. Внутренний монолог фиксирует конкретное, частное, а авторский психологический комментарий обобщает картину внутреннего мира, выделяет в ней главное, то есть осуществляет собственно аналитическую работу. Кроме того, одной из важных задач Толстого - психолога было изобразить и раскрыть ту невольную неискренность, которая свойственна людям, а значит, интуитивно искать самооправданий. Иногда персонажи Толстого вообще не способны, в силу тех или иных причин, выразить свой внутренний мир, и он выражается не словесно - например, в мимическом движении. Авторское психологическое повествование играет безусловно решающую роль в системе толстовского психологизма. Удивительная естественность толстовских внутренних монологов создает впечатление «подслушанных мыслей», реальной необразованности и прихотливости потока внутренней жизни. Внутренний монолог здесь почти переходит в несколько иную форму изображения, которую в литературоведении называют «потомком создания», - эта форма создает иллюзию абсолютно хаотично, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Исключительного жизнеподобия достигает Толстой и в такой форме психологического изображения, как сон. Сны часто применяются Толстым как форма воспроизведения душевных движений; они выполняют свою естественную функцию - раскрыть подсознательные процессы, игру сознания, неподконтрольную разуму. Своеобразие толстовского психологизма в том, что состояния сна, а также - и особенно - перехода от бодрствования к сну и обратно запечатлены Толстым в максимальном соответствии с реальными психическими закономерностями. Одним из приемов психологического анализа становится передача впечатлений героев от внешнего мира. В описательных деталях и подробностях Толстой впервые в литературе ощутимо переместил акценты. Иными словами, предметная изобразительность в большой степени была поставлена писателем на службу психологизму.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.01 с.) |