Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Михаил Александрович Шолохов
Роман-эпопея «ТИХИЙ ДОН»
Композиция романа
Композиционным принципом построения романа становится антитеза: мирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь, с одной стороны, — война, смерть, ненависть и жестокость враждующих между собой людей, с другой. «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах...» «Земля звала» — эти слова периодически повторяются в романе, переводя в эпический план сказания о великой трагедии «тихого Дона» каждый конкретный эпизод повествования.
|
Образ Григория Мелехова
1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни: на рыбалке, с конем у водопоя, в любви, сцены крестьянского труда
| “Ноги его уверенно топтали землю”
| Мелехов слит с миром, является его частью.
Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.
| Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей
| Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания
| Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок
| Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи
| Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.
| Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.
Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.
| “Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.
| На первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)
| Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”
| Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям
| И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.
Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.
“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.
| Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания
| Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.
| Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.
| Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”
| И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям.
| Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)
| Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте.
| Очерчен идеал Григория: “ Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”
| Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи.
| Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.
Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.
| Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.
| “Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).
“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.
В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.
В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “ перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”
| Мнение критиков о финале.
Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.
Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет сутьгуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: “ под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.
| Вывод
Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.
“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)
Жизненный путь Григория Мелехова
|
Женские образы в романе
Наталья
| Аксинья
| Портрет
| Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. "Глаза лучились трепетной красотой", после замужества угасла.
| Женщина большого обаяния, пленительная внешняя и внутренняя красота. Огнисто-черные глаза, пухлые губы, пушистые крупные кольца волос. Гордится своей вызывающей, яркой, манящей красотой.
| Детство, юность
| Жила в хорошей, крепкой семье, где была любимице. Сама настояла на замужестве с Мелеховым.
| Рано испытала рабское положение женщины, изнасиловал отец, в 17 лет выдана замуж за Степана Астахова, который постоянно ее бил.
| Материнство
| Расцвела и похорошела, гордилась своими детьми. Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье. Счастливая мать, она отдает свою неистраченную ласку детям.
| Нежно заботится о дочери, глубоко переживает ее смерть. Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям Григория и Натальи. Лаской и материнской заботой подкупает Мищатку. Человеческая чуткость и доброта.
| Отношение к Григорию
| Нежно любила, бесконечно верная и бескорыстная в любви. Скромная и сдержанная, стыдится проявлять свои чувства на людях, застенчиво скрывает из от чужих глаз.
| Борется за любимого, не стесняется грубых слов, настойчива, непреклонна. Ослеплена своею любовью. Верит, что найдет с ним счастье, но трагически гибнет.
| Смерть
| Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.
Любовь погубила Наталью.
| Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.
Любовь к Григорию погубила и Аксинью.
| Трудолюбивая, способна легко и вдохновенно отдавать свои силы работе, не жалея своих рабочих рук.
| По-своему искала пути к лучшей жизни. Была далека от участия в развернувшихся революционных событиях, но ее судьба зависела от их исхода.
| Ильинична - мать Григория
| Женщина-казачка: нелегкий труд дома, в поле, человек мудрого сердца. Вся жизнь прошла в труде. Вынесла много побоев от мужа. Скромная, трудолюбивая, обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим любящим сердцем. Сумела обуздать мужа, незаметно, но твердо руководит им. Самую горячую любовь таила к младшему сыну - Григорию
|
|