Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2.1. А. Н. Островский. История создания драмы «Гроза»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья Добролюбова (чтение и анализ). Ответить на вопросы. · Цель работы: Познакомить студентов со сложной и противоречивой борьбой, развернувшейся вокруг драмы А.Н.Островского. · Сопоставить противоположные мнения (Добролюбов - Писарев), помочь понять суть несогласия между двумя великими критиками, для чего глубже осмыслить отдельные положения статей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». · Научить воспринимать каждую критическую статью не только как глубокий анализ художественного произведения, но и как определенный документ эпохи. Воспитать формирование собственной позиции. Формировать «критическое мышление» студентов. Форма выполнения: анализ критических статей, характеристика главных героев пьесы. Необходимое оборудование: текст критических статей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». Требования: высказать свою точку зрения, аргументируя ее примерами из критических статей. Контрольные вопросы: -Почему Островский назвал пьесу «Гроза»? -Как характеризовали пьесу современники? -Когда и где была опубликована статья Добролюбова? -Сопоставьте мнение Писарева с мнением Добролюбова 1. Почему Добролюбов считал, что характер Катерины - «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе»? 2. Почему Добролюбов придает большое значение тому, что «сильный русский характер является у Островского в «женском типе»? 3. Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (Светлая личность. Яркое явление и в высшей степени положительное. Личность, не желающая быть жертвой «темного царства», способная на поступок. Всякое насилие возмущает ее и ведет к протесту). 4. Может показаться, что критику этот характер дорог только протестом, отрицанием. Так ли это? (Добролюбов приветствует творческое начало в характере героини). 5. Вдумайтесь в суждение критика: Катерина – характер «созидающий, любящий, идеальный». Как согласуется с созидательной натурой героини «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца»? (Истоки протеста как раз в гармоничности, простоте, благородстве, которые несовместимы с рабской моралью). 6. В чем, по мнению Добролюбова, драма Катерины? (В борьбе естественных, вытекающих из ее натуры стремлений к красоте, гармонии, счастью с предрассудками, моралью «темного царства»). 7. Почему критик видит в драме «Гроза» что-то «освежающее, ободряющее»? (Обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Характер Катерины веет новой жизнью, хотя открывается нам в самой ее гибели). 8. Прав ли Добролюбов в утверждении, что другого выхода для освобождения у Катерины не было? 9. Достоин ли Борис любви Катерины и повинен ли в ее смерти? 10. Почему Тихон – «живой труп»? 11. Как Добролюбов оценивает трагическую развязку «Грозы»? Согласны ли вы с мнением критика? 12. Отличается ли добролюбовское понимание характера Катерины от авторского? Основной теоретический материал: Страсти по «Грозе» разыгрались после авторских чтений, первых представлений пьесы на сцене и журнальной публикации и продолжались долго. Вот некоторые отзывы о пьесе: · «Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта», - писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора. · «Гроза» - драма только по названию, в сущности же это сатира, направленная против двух страшнейших зол, глубоко вкоренившихся в «темном царстве» - против семейного деспотизма и мистицизма». (Пальховский в статье «Гроза», драма Островского, 20 ноября 1859г.). · «Не опасаясь обвинения в преувеличении, - могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам», - писал в своем кратком отзыве Гончаров. · «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий (Н.А.Добролюбов). · «Гроза» Островского есть, по-моему, плачевное сочинение», писал Лев Толстой Фету. Как видим, по-разному толковалась современниками пьеса. Но эпицентром спора стала Катерина. Вот как о главной героине романа писали разные критики: · «В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чувства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком... Катерина – не возбуждает сочувствия зрителя, потому что сочувствовать-то нечему: не было в ее поступках ничего разумного, ничего человечного...» (Пальховский). · «Увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины - все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца» (И. Гончаров). · Катерина «безнравственная, бесстыжая женщина, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому» (Критик Павлов). · «В лице Катерины мы видим светлый луч на темном небе» (Гиероглифов). Литературное наследство Добролюбова велико (4 тома сочинений). Самым главным в этом наследстве являются его критические статьи, посвященные творчеству Гончарова, Тургенева, Островского, Щедрина, Достоевского. Свою критику Добролюбов назвал «реальной». В основе «реальной критики» лежит требование жизненной правды. «Реальная критика» подразумевает сопоставление художественного произведения с реальной действительностью и указывает читателям тот смысл, которые имеют произведения для общества. Достоинство и значение литературного произведения определяется тем, «как глубоко проникает взгляд писателя в самую сущность явлений, как широко захватывает он в своих изображениях различные стороны жизни». Пьесы Островского Добролюбов назвал «пьесами жизни», так как они отображают самые существенные стороны жизни. В статье «Луч света в темном царстве». Добролюбов указывает читателям тот «общий смысл», который «Гроза» имеет для русского общества.
Информационное обеспечение: Основные источники: 1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 кл.: в 2 ч. – М.: русское слово,2014.- 280 с. И 432с. 2.Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс /под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014. Дополнительные источники: 1. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014. 2. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014. 3. Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. 4.Сахаров В.И. А. Н. Островский в жизни и творчестве. М., 2012 5. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014. Электронные ресурсы: 1. Сайт, посвященный творчеству А. Н. Островского:http://www.ostrovskiy.ru. 2. Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье: http://www.мuzeum. ru/M308. 3. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково» (Костромская обл., Островский район, с. Щелыково.): http://www. Мuzeumschelykovo. ru. Критерии оценки: Критерии оценки конспекта 1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала. 2. Умение определить вступление, основную часть, заключение. 3. Выделение главной мысли, определение деталей. 4. Умение переработать и обобщить информацию. «Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. «Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. «Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк. «Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк. Устный ответ При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Самостоятельная работа №5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.221 (0.009 с.) |