Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские проблемы пьесы М. Горького «на дне»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если бы меня спросили, что больше всего привлекло меня в горьковской пьесе, я бы сказала: её философская мудрость. Меня поразило, как Горькому удалось погрузить нас в быт костылёвской ночлежки, заставить задуматься над теми проблемами, которые волнуют его, драматурга, и некоторых из его героев. И ещё меня захватило то, что среди грязи, тряпья, пьяных криков, карточных игр, шулерства, денежных расчётов живут и не растворяются в том быте люди, способные подниматься до философских высот в осмыслении сложных и трудных вопросов жизни. Прежде всего обращает на себя внимание Лука, явившийся в середине первого действия в костылёвскую ночлежку. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно явно происходит от слова “лукавый”, которое имеет двоякий смысл. Это хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий — и в то же время добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти смысловые полюса заключены в слове “лукавый” и в характере этого персонажа. С другой стороны, имя это напоминает об одном из апостолов, создателе Евангелия от Луки. Значит, перед нами некий носитель мудрости, несущий людям какое-то новое, своё евангелие — определённую правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием “правдоискатель”. В чём же состоит правда мудрости Луки? Этот герой убеждён, что человека надо пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Эта позиция по-своему близка нам сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о помощи обездоленным людям; но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшнее подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, “обух для людей”. Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман, розовую мечту, “золотой сон”. Любопытно, что после рассуждений Луки Актёр, который внимательно слушает его, неожиданно вспоминает стихи на эту тему. Господа, если к правде святой Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. В роли безумца, навевающего золотой сон для каждого из ночлежников, выступает именно Лука. Поэтому он так ласков с людьми, называя их “милый”, “голубка”, “детынька”; поэтому он рассказывает Анне о загробной жизни, Пеплу — о золотой стране Сибири, а Актёру — о лечебнице с мраморными полами. Всё это разновидности того же самого “золотого сна”. На вопрос Пепла: “Зачем ты всё врёшь?” — Лука отвечает: “И что тебе правда больно нужна, подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя”. Совершенно иной точки зрения придерживаются в ночлежке два других её обитателя — Барон и Бубнов. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенёра, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели и прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и Сатин метко замечает ему: “В карете прошлого далеко не уедешь”. И ныне Барон полностью опустошённый, ни во что не верит, ни о чём не мечтает. И это стало его позицией, философией. Он произносит, например, такую заветную свою фразу: “Я — ничего не жду. Всё уже… было! Прошло… кончено!” Поэтому он никого не утешает, настаивает на голых фактах, от которых никуда не уйдёшь. Родственных позиций придерживается Бубнов. Когда-то этот человек много натерпелся в жизни. Он потерпел крах как владелец скорняжного заведения, полностью разорившись, пережил большую личную неудачу: ему изменила жена, и он ушёл в запой. Жизнь сделала его равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Бубнов признаёт только то, что есть. Для него абсурдны рассказы Луки, наивная фантазия Насти, и он констатирует суровую правду жизни: “А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?” И Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. И не случайно Пепел так его и называет: “Ворон”. Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей умереть спокойно, а Бубнов констатирует: “Шум — смерти не помеха”. Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает сделать её счастливой. А Бубнов изрекает: “А ниточки-то гнилые”. Он вроде говорит о своём, ибо шьёт картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта получает дополнительный, глубокий смысл. Всё, о чём говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: “Лишняя я здесь!”, на что Бубнов реагирует так: “Ты везде лишняя”. Сообщают о смерти Анны, а Бубнов роняет такие слова: “Кашлять перестала, значит”. Все мечтания людей Бубнов объявляет ненужными, лживыми. “Раскрашивай, ворона, перья… валяй!” — говорит он Насте в ответ на её мечтания о любви студента. Бубнов глубоко убеждён в том, что подобные “раскрашивания” ему не нужны, и в назидание другим рассказывает о том, как он, Бубнов, когда-то в красильной мастерской собак в енотов перекрашивал, отчего руки были постоянно красные, а теперь они стали просто грязными. Так что “как себя ни раскрашивай, всё сотрётся, один голый человек останется”. Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту философию голого факта, которую Бубнов исповедует. Он говорит: “Люди все живут… как щепки по реке плывут”. Правда Бубнова — это очень жестокая, бескрылая правда. Третью философскую позицию в пьесе выражает и отстаивает Сатин. Это бывший телеграфист, который когда-то много читал, выступал на сцене. Читая, он не слепо доверял написанному, а анализировал, проверял усвоенное своим незаурядным критическим умом. Сатин отвергает ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о жизни. По его словам, “ложь — это религия рабов и хозяев”. Костылёвым ложь нужна, чтобы обманывать таких, как ночлежники. А последним она нужна, чтобы оправдать своё униженное и бесправное положение или чтобы утешать себя жалкими и тщетными надеждами. Поэтому Сатин совершенно откровенно говорит, что Лука врал, вводил всех в заблуждение. В то же время Сатин выступает и против бесчеловечной “правды” Бубнова и Барона. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его исключительные потенциальные силы, является “Богом свободного человека”. Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это именно философский взгляд на жизнь. И тут вспоминается замечательный сатинский монолог: “Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном. Это — огромно! В этом — все начала и концы”. Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчуждённого человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Всё будет в человеке и всё — для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека; не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, поэтому имя Человека будет звучать гордо. Пожалуй, Сатин напрасно отрицает сострадание, жалость, милосердие. Эти чувства, мне кажется, могут прекрасно уживаться с уважением к человеку. Но Сатину дорого то внимание к человеческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: “Старик не шарлатан… он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету”; иначе говоря, Лука дал горьковскому герою импульс для размышлений и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую правду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокровенные мысли. Вот это столкновение трёх основных позиций в горьковской пьесе высекает удивительные искры. Они дают пищу уму. Они глубоко волнуют меня и не оставляют равнодушной. Ведь и сегодня, через девяносто пять лет после написания пьесы, мы размышляем о том, в чём правда и смысл жизни, нужно ли постоянно говорить в газетах, по радио и телевидению, в быту о её трудностях, не скрывая правды от людей, или, может быть, нужно доверяться оптимистическим прогнозам, пророчествам экстрасенсов, политологов, гадалок. И сегодня мы размышляем о сострадании к человеку, которому особенно тяжко живётся в наши дни. А разобраться во всём этом помогает горьковская пьеса, её глубокая философская мудрость. Информационное обеспечение: Основные источники: 1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 кл.: в 2ч.– М.: русское слово,2014.- 280 с. и 480с. 2.Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014 3. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014. Дополнительные источники: 1.Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014. 2.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и д р. Литература: учебник для учреждений сред.проф.образования: в 2 ч./ под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015. 3. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014. 4. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014. Электронные ресурсы: 1.Горький, Максим. Форма доступа: search.rsl.ru/ru/record/01004967042 2. https://gorky.media/ 3. Мудей детства Горького. Форма доступа: www. museum gorkogo.ru Критерии оценки: В основу оценки сочинений по литературе положены следующие главные критерии: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков студентов по русскому языку». Отметка «5» ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Самостоятельная работа №16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 5482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.013 с.) |