Тема: А. Н. Островский драма «бесприданница». Идейно – художественные Особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: А. Н. Островский драма «бесприданница». Идейно – художественные Особенности.



Теория

Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни.

Задания.

1. Устно ответьте на следующие вопросы.

1. Где происходит действие, когда?

2.Что мы узнали из списка действующих лиц и текста об общественном положении героев?

3.Объясните название пьесы.

4. Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

5. Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

6. Что мы знаем о Паратове?

7. Перескажите разговор Вожеватова и Кнурова.

8. Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

9. Как вы считаете, какова роль данной сцены?

10. Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

11. Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

12. Какова же кульминация пьесы?

13. Перескажите события четвертого действия

14. Какое решение принимает Лариса и почему?

15. Как показано автором убийство Ларисы?

2. Напишите сопоставительный анализ эпизодов:

А) Последний монолог Катерины (Анализ сцены действия 5, явл. 5 драмы А.Н. Островского «Гроза».)

Б) Объяснение Ларисы с Паратовым (Анализ сцены действия 4, явления 11 драмы А.Н.Островского «Бесприданница»)

(Алгоритм анализа см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Самостоятельная работа № 6.

Тема: Драматургия А.Н.Островского в русской критике.

 

Теория: Русская критика о драме А.Н.Островского «Гроза».

Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве», 1860 г.
Добролюбов считает, что «темное царство» порождает самодуров и их жертв: «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». Этот бунт исходит из глубин народной жизни. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Критик замечает, что «жить в «темном царстве» хуже смерти».
А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского», 1860 г.
В «Грозе» показаны фундаментальные начала народной жизни. Островский «не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не «самодурство», а «народность»». Катерина и Кабанова представляют два полюса народной жизни.
Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы», 1864 г.
«Темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые – пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Героиня – не «луч света», она «вечный ребенок», который своим ужасным поступком, самоубийством, делает «последнюю и величайшую нелепость».

 

Задание: прочитайте статью учебника Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2» «Н.А.Добролюбов и А.А.Григорьев о «Грозе»» стр. 16 – 18 и составьте конспект в тетради по предложенной выше схеме.

 

Самостоятельная работа № 7.

Тема: И. А. Гончаров. Обзор творчества

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске.

— 40-е годы — начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман «Обыкновенная история». Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский.

— В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле — фрегате «Паллада» — в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке— Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“» Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно.

— Вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855—1857) — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами

— В 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение — «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах».

— Закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России.

— Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно.

— Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе»

Задание: используя данный материал, заполните таблицу

Этапы Творчество
Начало творчества  
Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада»  
Расцвет творчества  
Последние годы жизни  

Самостоятельная работа № 8-9

Тема: А.И.Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость.

Теория: Общая характеристика романа «Обломов»

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Главные герои.

Оппозиция персонажей
Обломов Штольц
Итоговый, исторически уходящий тип носителя русской культуры Новый положительный тип русского прогрессивного деятеля.

 

  Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц
Значение имени Фамилия героя ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В.И.Даля) Имя героя - Илья Ильич – замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение.  
Портрет Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души». Внешность героя носит отпечаток его образа жизни – Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический страх. При описании внешности героя используются детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала… могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов, нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет,… есть кость да мускул,но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватый, но выразительные»
Происхож-дение, биография. Обломов – дворянин 32 – 33 лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет 12 год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки – родового имения, расположенного в глухой провинции. По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя».   Отец Штольца – немец, воспитывавший сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность и исполнительность. Мать Штольца – русская, это поэтическая, сентиментальная натура. По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность – с другой.
  В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности он подал в отставку. Не испытал Обломов и любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». В итоге жизнь Обломова свелась к «еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа. Штольц – антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение, - «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. … он ездит и в свет и читает: когда он успевает – Бог весть».
  Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искаженье нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку …», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной. Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется «сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резво отзывался об образе Штольца и А.П.Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».
Вывод Идеал автора не воплотился ни в одном из героев произведения, вместе с тем почти каждый из них несёт в себе какую-то грань этого идеала.Этико-эстетический идеал автора: сохранение целостности естественной личности во всей полноте её эмоциональных деятельных и рациональных начал, в её активном общественном самоутверждении. При переведении разговора об идеале автора в более социальный план отмечается, что Гончарову, без сомнения, дорог образ патриархальной России (не случайно и центральное положение именно Обломова, и особое место главы «Сон Обломова» в структуре романа). Вместе с тем патриархальная Россия не является абсолютным авторским идеалом. И.А. Гончаров, без сомнения, видит жизненно важную необходимость движения России вперёд. Покой (застой) оборачивается сном и смертью. Таким образом, главенствующим в авторской концепции является принцип меры, гармонии, “золотой середины”. Он проявляется как в этике, эстетике, так и в поэтике произведения.

Задания: напишите сравнительную характеристику героев, Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца.

Самостоятельная работа № 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.011 с.)