ТОП 10:

Исторические истоки «новой драмы»



Драмы Чехова выражают общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема:

а) недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию

б) идет неуклонное нарастание этого недовольства

в) освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека

г) беспокойность становится фактом повседневного существования

На этой исторической почве и вырастает чеховская драма.

«Вишневый сад» – не только характерная принадлежность дворянской усадьбы, но и олицетворение Родины, России, ее богатства, красоты, поэзии.

С ним связаны планы, надежды, мысли. радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят почти все персонажи, но как различно говорят, какие разные стороны его видят.

Лейтмотив пьесы – мотив продажи, гибели вишневого сада.

Своеобразие конфликта:

А) экономический

Б) социальный

В) личностный

Г) философский

Черты новой драмы

Классическая драма «Новая драма»
Театр действия. В основе – борьба характеров или столкновение героя с обстоятельствами Театр настроения. Внимание сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей
Герои
Деление героев на главных и второстепенных, «+» и « - » Нет деления героев, «каждый один на один со своей судьбой»
Речь
Диалог движет действие и раскрывает характер персонажей Каждый из участников ведет свою тему, произносит «случайные» реплики (т. е. диалог полифоничен)
Ремарки
Выполняют информационные функции Выражают внутреннее состояние персонажей

 

«Вишневый сад» - лирическая комедия. Своим произведением Чехов не только произносил приговор истории, утверждал невозможность «жить по-старому», но и пробуждал надежду на обновление жизни. Он поддерживал веру в справедливость, гармонию, красоту, человечность.

Задания:ответить письменно на вопрос:

Почему А.П.Чехов был недоволен, когда в театре его комедию «Вишневый сад» ставили как драму?

Самостоятельная работа № 27.

Тема: Жизнь и творчество И.А.Бунина.

Теория: учебник В.А.Чалмаев, С.А.Зинин «Литература XX века. Часть 1», стр. 28 – 47.

Задание:используя материал учебника, составить хронологическую таблицу «Жизнь и

творчество И.А.Бунина»

Самостоятельная работа № 28.

Тема: Поэзия И.А. Бунина - "Живопись словом"

Теория: учебник В.А.Чалмаев, С.А.Зинин «Литература XX века. Часть 1», стр. 32 – 36.

Бунин вступил в литературу стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем писатель». Однако у Бунина поэт – это человек особого взгляда на мир. Говоря о его лирике, мы не можем четко различить темы его поэзии, потому что поэзия и проза у Бунина как бы идут рядом. Его лирика – это совокупность тонких тематических граней. В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает человека.
Одна из таких граней – это стихотворения о мире природы и мире человека.

Бунин классичен. Он вобрал в свое творчество все богатство русской поэзии ХIХ в. и нередко подчеркивает эту преемственность в содержании и форме. В стихотворении «Призраки» он демонстративно заявляет: «Нет, мертвые не умерли для нас!». Зоркость к призракам для поэта равнозначна преданности ушедшим. Но это же стихотворение свидетельствует о чуткости Бунина к новейшим явлениям русской поэзии, об интересе его к поэтической интерпретации мифа, к передаче иррационального, подсознательного, грустно-музыкального. Отсюда – образы призраков, арф, дремлющих звуков, родственная Бальмонту напевность.
Пленительная красота поэмы «Листопад» осознается читателем сразу же: он не может остаться безучастным к этой поэтической панораме леса в пору его увядания, когда краски меняются на глазах, и природа претерпевает свое скорбно-неизбежное обновление. Подкупает и тесная сращенность нарисованных картин с фольклорными образами русских сказок и поверий. Отсюда – развернутое уподобление леса огромному расписному терему со своими стенами, оконцами и чудесной народной резьбой. Лес прекрасен, но с грустной очевидностью меняется, пустеет как родной дом, гибнет, как весь сложившийся годами уклад жизни. Как человек все более отчуждается от природы, так и лирический герой вынужден рвать нити, связывающие его с родными пенатами, отчим краем, прошлым. Такой подтекст лежит в основе поэмы и формирует символический образ Осени, чье имя пишется с большой буквы. Она же называется «угасающей вдовой» чье счастье, как и у лирического героя, оказался недолговечным. Это определяет символико-философский характер поэмы. Поэзия любви Бунина предвосхищает цикл рассказов «Темные аллеи».

Задание:

1. Используя теоретический материал самостоятельной работы и статьи о творчестве И.А.Бунина в учебнике, напишите анализ стихотворения (по выбору), опираясь на схему (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Самостоятельная работа № 29.

Тема: А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви.

Теория:

Тема любви в творчестве Куприна

Причины обращения автора к теме любви Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного обще­ства, продажных чувств, писатель создает образы, удиви­тельные по красоте и силе примера идеальной любви.
Представление автора о том, какой должна быть любовь «Для любви нужен особый талант, как для музыки, живо­писи, скульптуры, пения, стихотворства».
Какой представлена любовь в произведениях Куприна Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья, чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна, как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
Произведения, в которыхавтор пишет о любви «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.

 

«Гранатовый браслет» - повесть о любви, которая бывает только раз в тысячу лет

Главные герои повести

Княгиня Вера Николаевна Телеграфист Желтков
♦ Благородная натура, тонко чувствую­щая возвышенное и прекрасное. Одна­ко ее «Я» погружено в некий самоуспокоенный сон. Красивая и холодная. ♦ Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, не­зависимо и царственно спокойна». Она про­изводит впечатление равнодушной особы. ♦ «В эту секунду она поняла, что та лю­бовь, о которой мечтает каждая жен­щина, прошла мимо нее!» ♦ Небогатый, малограмотный чиновник, робкий меч­татель и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как смерть, любовью» к княгине Вере. ♦ Любит Веру Николаевну тем страстным, испе­пеляющим чувством, которое заключает в себе весь смысл жизни - всю вселенную!» ♦ Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти. Благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, маленького человека, над суетным миром, ми­ром несправедливости и злобы.

Главные герои произведения проходят испытание любовью:

Княгиня Телеграфист
Любовь - она чистая, высокая и недосягаемая мечта. Любовь - «крепка, как смерть...»
Он выше царей и цариц, ибо любовь открыла его избранни­чество, обнаружила в нем могучую и светлую силу жизни, человеческую красоту, которая останется в веках как памят­ник величия сердца простого человека.
Куприн верит в чудо любви. Он проповедует ее равной для всех.

 

Задания: Прочитайте повесть «Гранатовый браслет» и устно ответьте на следующие вопросы.

1. Какой предстает главная героиня перед читателями в первых главах повести? Опишите ее.

2. Прочитайте истории любви, рассказанные князем. Сделайте вывод:

· Как князь относится к любви?

· Почему у князя такое отношение к любви?

2. История любви генерала Аносова

3. Рассказ о любви прапорщика к жене полкового командира

· Почему эту любовь генерал называет глупостью?

4. Второй рассказ о любви генерала Аносова

· Почему данный случай генерал называет жалким?

· Верит ли генерал в женскую любовь?

· Что побуждает мужчин жениться, а женщин выходить замуж?

5. Какой же должна быть настоящая любовь?

6. Любовь Желткова к княгине Вере

· Когда Вера задумалась над любовью Желткова ?

7. Почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

· Как Желтков относится к своей любви?

· Какое значение имеет для Желткова браслет, подаренный Вере?

· Почему Вера плачет, слушая сонату?







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.006 с.)