Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина, В.Розова, А.Вампилова.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория: В 1950-е в СССР был издан ряд постановлений, направленных на повышение качества драматургии. Пристальный интерес правящих кругов к современной драматургии обусловливался не только общими идеологическими соображениями, но и еще одной дополнительной причиной. Сезонный репертуар советского театра должен был состоять из тематических разделов (русская классика, зарубежная классика, спектакль, посвященный юбилейной или праздничной дате, и т.д.). Не менее половины премьер должны были готовиться по современной драматургии. Желательным было, чтобы основные спектакли ставились не по легким комедийным пьесам, но по произведениям серьезной тематики. В этих условиях большинство театров страны, озабоченных проблемой оригинального репертуара, искали новые пьесы. Общий подъем театрального искусства в конце 1950-х повлек за собой и подъем драматургии. Появились произведения новых талантливых авторов, многие из которых определили основные пути развития драматургии ближайших десятилетий. Примерно в этот период сформировались индивидуальности трех драматургов, чьи пьесы много ставились на протяжении всего советского периода — В.Розова, А.Володина, А.Арбузова. Среди всего многообразия жанров и стилей, захлестнувших театр с конца 50-х годов XX века вплоть до наших дней, в современной драматургии можно отметить явное преобладание традиционной для русского театра социально-психологической пьесы. Несмотря на откровенно будничный, даже бытовой фон самого действия, большинство подобных произведений имели очень глубокий, многослойный философский и этический подтекст. Здесь писателями активно использовались такие приемы, как: · создание «подводного течения» · встроенного сюжета, · расширения сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов. · Например, маленький цветник с маргаритками в пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», как и старый вишневый сад из известной одноименной драмы А. Чехова, становится для героев Вампилова своеобразным тестом на способность любить, человечность, жизнелюбие. · Очень эффектными, усиливающими психоэмоциональное воздействие на зрителя, оказались такие приемы, как внесценические «голоса», иногда составляющие, по сути, отдельный план действия, или фантастические видения героев. Конец 1950 — начало 1970-х отмечены яркой индивидуальностью А.Вампилова. За свою недолгую жизнь он написал всего несколько пьес: «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Двадцать минут с ангелом» и «Случай с метранпажем», «Прошлым летом в Чулимске» и неоконченный водевиль «Несравненный Наконечников». Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития российской драматургии двух последующих десятилетий. Задание: п рочитайте одну из пьес предложенных авторов (А. Володина, В. Розова, А.Вампилова) и подготовьте краткий пересказ. Самостоятельная работа № 55-56. Тема: Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. Теория: учебник В.А.Чалмаева, С.А.Зинина «Литература XX ВЕКА. Часть 2», стр. 326 – 352. Задание: опираясь на теоретический материал учебника, подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Какие события литературной жизни последних лет вы считаете наиболее значимыми? Какие книги (публикации) привлекли ваше внимание и почему? По каким критериям вы определяете степень значимости того или иного художественного произведения в современной культуре? 2. На основе материалов сайта http:// magazines.russ.ru подготовьте краткие сообщения о ведущих «толстых» литературных журналах: «Новый мир», «Знамя», «Звезда, «Октябрь», «Нева». Найдите информацию о времени создания журнала, восстановите его краткую историю, охарактеризуйте его место в литературном процессе последних десятилетий. 3. Объясните, как вы понимаете значение понятий постмодернизм, постреализм, неонатурализм, неосементализм. Охарактеризуйте основные черты каждого из названных течений. 4. Какие социокультурные факторы оказывают определяющее влияние на развитие современной культурной и общественной жизни? 5. Подготовьте сообщение о современных российских литературных премиях (Букеровская премия, Антибукеровская премия, премия Аполлона Григорьева, премия Андрея Белого, премия имени Ивана Петровича Белкина), Обратите внимание на то, какие литературные достоинства отмечены каждой премией. Самостоятельная работа № 57 В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо», И.-В.Гете. «Фауст», Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). Задание: подготовить рецензию (письменно)на самостоятельно прочитанное произведение зарубежной литературы 19 века. Примерный план рецензии: 1. Краткие библиографические сведения о книге. 2. Смысл названия произведения. 3.Личные впечатления от прочитанного. 4. Особенности сюжета и композиции. 5. Мастерство писателя в изображении характеров героев. 6. Язык и стиль поведения. 7. Основная идея произведения. 8. Актуальность проблематики. Самостоятельная работа № 58. Э. Хемингуэй. «Старик и море», Э.- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества», П. Коэльо. «Алхимик». Задание: подготовьте электронную презентацию по одной из предложенных тем: 1. Опираясь на материал учебника и дополнительную литературу, подготовьте обзор творчества Э.Хемингуэя. Каковы основные темы его произведений. Раскройте содержание, основную тему и идею рассказа «Старик и море». Какие произведения автора вы порекомендовали бы прочитать? 2. Познакомьтесь с творчеством Г. – Г. Маркеса. Раскройте содержание, основные темы и идею романа «Сто лет одиночества». Что заинтересовало вас в творчестве писателя? С какими произведениями порекомендовали бы познакомиться? 3. Познакомьтесь с творчеством П.Коэльо. Раскройте содержание, основную тему и идею одного из произведений этого писателя. Что заинтересовало вас в творчестве этого писателя? Какие произведения порекомендовали бы прочесть? ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Схема анализа стихотворения · Определить тему (О чем?) · Лирический сюжет: каким представляется лирический герой в начале, изменяется ли его состояние в конце? · Каким настроением проникнуто? Меняется ли оно на протяжении стихотворения? · Роль пейзажа (если есть) · Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (анафора, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы литоты); · Жанр стиха (элегия, послание, обращение, ода, пейзажная лирика, мадригал, эпиграмма, эпитафия) · Композиция стихотворения (можно ли разделить стих на смысловые части) · Особенности синтаксического строя (какие предложения по цели высказывания и интонации преобладают) · Звуковой строй языка (преобладание звуков) · Ваше отношение к прочитанному. Изобразительно-выразительные средства · Анафора – повторение слова или словосочетания в начале нескольких стихотворных строк · Гипербола – преувеличение · Литота – преуменьшение · Метафора – скрытое сравнение предмета или явления на основе сходства признаков. · Олицетворение – одушевление неживых предметов. · Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов (горячий снег, живой труп, сладкий яд) · Сравнение – сопоставление предметов по принципу их сходства (есть слово как). · Эпитет – образное определение предмета или явления Жанры лирики: ü Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героический подвиг. ü Пейзажная зарисовка – картина природы. ü Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. ü Послание – обращение к другому лицу. ü Сатира – произведение, высмеивающее недостатки. ü Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. ü Мадригал – небольшое стихотворение, выражающее восхищение, комплимент. ü Эпитафия - надгробная надпись в стихотворной форме, посвященная усопшему.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Теория: Эпизод - часть текста, которая обнаруживает смысловое и композиционное единство. 1. Определите место данного эпизода в развитии сюжета: · В какой момент жизни героя встречаемся с ним? · Что уже знаем о нем и об отношении к нему автора? · Какой вопрос важно решить автору на материале этого эпизода? 2. Сформулируйте общее впечатление от прочитанного, подумай, чем оно вызвано. Какими способами автор его создает? · Что интересного в событиях, поступках героя, в отношении к нему людей? · Почему автору важно об этом рассказать? · Обратите внимание на форму повествования: от чьего лица оно ведется? В чем преимущество этого приема? · Представьте, чьими глазами мы видим картину? · Подумайте, как изображено место и время (иначе говоря, в чем своеобразие хронотопа)? · Обратите внимание на особенности словоотбора, грамматической организации текста. Как уточняют они свое понимание происходящего? 3. Сделайте вывод о главной мысли эпизода: · Что нового о герое вы узнали? Какие вопросы возникли? · Какой представили дальнейшую судьбу героя? 4. Сравните свое понимание эпизода с его интерпретацией в критике, в других видах искусства. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Как составить конспект? Конспект – это жанры работы с другим источником. Цель этого жанра – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст. Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике. Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом: 1. Уяснить цели и задачи конспектирования. 2. Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление е выделить информационно значимые разделы текста. 3. Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. 4. Составить конспект, для этого: - последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией; - написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку. Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. План анализа драматического произведения: 1. Заглавие пьесы: имя автора, название, жанр, эпиграф. 2. Афиша (список действующих лиц): в чем главном они уже охарактеризованы? Как расстановка героев помогает догадаться о характере (социальный, любовный, философский, психологический) драматического произведения? Обращаем внимание на выбор имен, последовательность их представления, авторские ремарки. 3. Оформительские ремарки пьесы: какие «подсказки» режиссеру, актерам таят они в себе. Какие особенности временной и пространственной организации действия поясняют догадку о конфликте пьесы? 4. Первое появление главных действующих лиц. Как раскрываются они в системе монологов, диалогов, реплик в сторону? О внешнем или внутреннем (психологическом), осознанном или бессознательном конфликте героя идет речь? 5. Основные этапы развития драматического конфликта: его кульминация и развязка действия. Как связаны они с авторской идеей пьесы? 6. Отдельные сцены произведения вам известны. Попробуйте объяснить одну из них.
Перечень литературы Основная литература: 1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: « Просвещение » 2. Зинин С.А. Сахаров В. И Литература XIX века. 10 классХрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.,ООО « ТИД « Русское слово - РС » 3. Белокурова С.П., Сухих И. Н. Литература. 10 класс(базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование - М.: Издательский центр «Академия» - 176 с. 4. Зинин С.А. Литература XX века. 11 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2007.-600с. Дополнительная литература: 1.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002. 3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001. 4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001. 5. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002. 6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001. 7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001. 8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000. 9.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.009 с.) |