Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданская проблематика в лирике Лермонтова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема Родины может разделиться на две части в лирике Лермонтова. Во-первых, это Кавказ, поэтическая родина поэта, а во-вторых, это уже Россия. Поэт очень любил Россию, эта любовь соединялась в нём с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. «Бородино» (1837) - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Это разговор между старым солдатом и новобранцем. Мотив противопоставления поколений: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя, богатыри - не вы!» Преданность родине: «Уж постоим мы головою за родину свою!» «Дума» (1838): судит своё поколение, а с ним и себя. Неспособность к действию, душевный холод, отсутствие идеалов: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто иль темно!» «И прах наш, с строгостью судьбы и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом, насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом». Осуждение рабства, бездушности, грязи, политического беспредела: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!» Россия - тюрьма, из которой надо бежать. Николаевская Россия для Лермонтова - темница. Поэт тревожится за своё отечество, потому что близок к своему народу. Особо это чувствуется в одном из самых значимых стихотворений - «Родина» (1841): «Люблю отчизну я, но странною любовью. Не победит её рассудок мой!» «Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз». (Образ малой родины, картины быта). Стихотворение написано на Кавказе. Нет высокого слога, поэт говорит о личном чувстве, исходящем из сердца. Тема одиночества на Родине: «Как часто, пёстрою толпою окружён»: вокруг лишь приличьем стянутые маски. Человек словно бежит из света, пытаясь сохранить в душе и сердце самое дорогое и ценное.
Белинский и Шевырев о «Герое нашего времени». С.П. Шевырев (1806-1864): у господина Лермонтова талант. Он и одушевлённый лирик и замечательный повествователь. Оба мира поэзии (внутренний душевный, и внешний действительный) равно для него доступны. 1) Из побочных лиц 1 место - М.М. Цельный характер коренного русского добряка, не тронутого Западом. Верит в любовь и дружбу. В характере его отзывается наша Русь. 2) Грушницкий (не привлекательная личность). Пустой малый. Тщеславный. Любит без любви. Нет чувства чести. 3) Доктор Вернер - материалист и скептик. 4) Две женщины: обе отдались в жертву герою. Бэла (дикая, робкое дитя природы) противопоставлена княжне Мери (произведение общества искусственного, которая заранее вообразила своего героя и ищет его во всех). Печорин - 25 лет, а кажется старше. Когда он смеётся, глаза его не смеются (потому что в глазах горит душа, которой в Печорине нет). Он жаден ненасытно, в нём страсть противоречить. Счастье для него - насыщенная гордость. Развратил Бэлу чувственно, Мери - душевно. Он забавлялся княжною. Апатия - следствие развращённой юности и всех пороков воспитания - породили в нём томительную скуку. Скука же сочеталась с непомерною гордостью духа властолюбивого произвела в Печорине злодея. Корень всему злу - западное воспитание, лишённое веры. Век наш тяжко болен. И недуг его - в гордости духа и в низости пресыщенного тела. Шевырев настроен был против запада, который мы копируем.. Он обвинил Запад в дурном влиянии на характер Печорина. Белинский: В романе выразилось единство мысли, оконченность, полнота и замкнутость целого. Говорит о двойственности Печорина: в нём словно два человека: один действует, а другой смотрит на действия первого и осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Белинский видит всю сущность Печорина в его признании доктору Вернеру перед дуэлью: «Думая о близкой смерти, я думаю о самом себе. Из жизненной бури я вынес только несколько идей и ни одного чувства. Я давно уже живу головою». Белинский говорит о том, что нельзя винить Печорина за то, что у него нет веры. Просто он сам от этого страдает. Душа его не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. Это всё не эгоизм. Он не апатично и не равнодушно несёт своё страдание, а он гоняется за жизнью бешено, ища её повсюду. «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени.
19. Драма <Маскарад> сочетает в себе элементы романтизма и реализма, полной
21. Поэма <Демон>: поэт использовал библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а также фольклор кавказских народов, что придает сюжету иносказательный характер. Но под фантастикой скрывается глубокий психологический, фантастический,
20. Поэма <Мцыри> противоположный Демону характер. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди <вольных людей>. Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем <печать свою тюрьма оставила>.
Песня о купце Калашникове». Написана в фольклорной традиции. Это романтическая поэма. Калашников Степан Парамонович - цельный русский характер, воин, храбрец, хранит святость народных обычаев, человек чести. Бросает вызов Кирибеевичу - борется за правду, за честь, бьётся до последнего. Он чист перед Богом. Кирибеевич -смелый воин, предан царю, человек сильных страстей. Способен на обман, на нечестный поступок. Проигрывает, потому что вышел на потеху, а не на правдивый бой. Противоречив образ Ивана Грозного. Он символ судьбы и рока в поэме. Это жестокость (казнить Калашникова) и благородство (пожаловать семью, детей). Концовка - народное сочувствие герою. Добрая память о нём жива. «Пройдёт стар человек - перекрестится, пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку»! Тема личности и власти, тема человека и государства, тема свободы. Калашников - земец, Кирибеевич - опричник, а по тем законам земец не мог подать в суд на опричника. Поэтому и состоялся бой - чисто спортивное состязание. Царь даёт возможность отступиться и спастись: если бы Калашников признал, что убил опричника нехотя, неспециально, то был бы свободен. Здесь всё более глобально - не просто месть за обруганную жену, а противостояние личности и власти. Своим поступком Калашников показывает, что он сильнее самого государства, он не поддаётся его влиянию. Личность в первую очередь должна быть свободной.
В эстетике был ярким представителем романтического идеализма, а худ.произведения писал и в романтической и реалистической манере. В своих лит.произведениях отразил преходное состояние рус. Литературы. Одним их излюбленных жанров была философско-мистическая повесть. <Сильфида>(1837) автор обыкновенным деревенским помещикам противопоставляет героя, кот.из различного рода мистических произведений почерпнул искусство вызывать природных духов. Вызванная им Сильфида открывает ему другой, новый, таинственный мир, где нет страдания, где <поэзия - истина>. Героя признали сумасшедшим, лечили, и он опять стал заурядным помещиком. В этой концепции <высшего мира> не трудно увидеть утопическую мечту философа, не идущего дальше пассивного недовольства <низшим> миром.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.009 с.) |