Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданская проблематика в лирике Лермонтова.

Поиск

Тема Родины может разделиться на две части в лирике Лермонтова. Во-первых, это Кавказ, поэтическая родина поэта, а во-вторых, это уже Россия.

Поэт очень любил Россию, эта любовь соединялась в нём с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью.

«Бородино» (1837) - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Это разговор между старым солдатом и новобранцем. Мотив противопоставления поколений: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя, богатыри - не вы!»

Преданность родине: «Уж постоим мы головою за родину свою!»

«Дума» (1838): судит своё поколение, а с ним и себя. Неспособность к действию, душевный холод, отсутствие идеалов:

«Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто иль темно!»

«И прах наш, с строгостью судьбы и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом, насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

Осуждение рабства, бездушности, грязи, политического беспредела: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!» Россия - тюрьма, из которой надо бежать.

Николаевская Россия для Лермонтова - темница. Поэт тревожится за своё отечество, потому что близок к своему народу. Особо это чувствуется в одном из самых значимых стихотворений - «Родина» (1841): «Люблю отчизну я, но странною любовью. Не победит её рассудок мой!» «Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз».

(Образ малой родины, картины быта). Стихотворение написано на Кавказе. Нет высокого слога, поэт говорит о личном чувстве, исходящем из сердца.

Тема одиночества на Родине: «Как часто, пёстрою толпою окружён»: вокруг лишь приличьем стянутые маски. Человек словно бежит из света, пытаясь сохранить в душе и сердце самое дорогое и ценное.

 

Белинский и Шевырев о «Герое нашего времени».

С.П. Шевырев (1806-1864): у господина Лермонтова талант. Он и одушевлённый лирик и замечательный повествователь. Оба мира поэзии (внутренний душевный, и внешний действительный) равно для него доступны.

1) Из побочных лиц 1 место - М.М. Цельный характер коренного русского добряка, не тронутого Западом. Верит в любовь и дружбу. В характере его отзывается наша Русь.

2) Грушницкий (не привлекательная личность). Пустой малый. Тщеславный. Любит без любви. Нет чувства чести.

3) Доктор Вернер - материалист и скептик.

4) Две женщины: обе отдались в жертву герою. Бэла (дикая, робкое дитя природы) противопоставлена княжне Мери (произведение общества искусственного, которая заранее вообразила своего героя и ищет его во всех).

Печорин - 25 лет, а кажется старше. Когда он смеётся, глаза его не смеются (потому что в глазах горит душа, которой в Печорине нет). Он жаден ненасытно, в нём страсть противоречить.

Счастье для него - насыщенная гордость. Развратил Бэлу чувственно, Мери - душевно. Он забавлялся княжною. Апатия - следствие развращённой юности и всех пороков воспитания - породили в нём томительную скуку. Скука же сочеталась с непомерною гордостью духа властолюбивого произвела в Печорине злодея.

Корень всему злу - западное воспитание, лишённое веры. Век наш тяжко болен. И недуг его - в гордости духа и в низости пресыщенного тела.

Шевырев настроен был против запада, который мы копируем.. Он обвинил Запад в дурном влиянии на характер Печорина.

Белинский: В романе выразилось единство мысли, оконченность, полнота и замкнутость целого. Говорит о двойственности Печорина: в нём словно два человека: один действует, а другой смотрит на действия первого и осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Белинский видит всю сущность Печорина в его признании доктору Вернеру перед дуэлью: «Думая о близкой смерти, я думаю о самом себе. Из жизненной бури я вынес только несколько идей и ни одного чувства. Я давно уже живу головою».

Белинский говорит о том, что нельзя винить Печорина за то, что у него нет веры. Просто он сам от этого страдает. Душа его не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. Это всё не эгоизм. Он не апатично и не равнодушно несёт своё страдание, а он гоняется за жизнью бешено, ища её повсюду. «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени.

 

 

19. Драма <Маскарад> сочетает в себе элементы романтизма и реализма, полной
высокой патетики и бунтарского духа, гротескного изображения дворянского
общества. Сюжетная основа - конфликт между героем и средой. Евгений Арбенин <странный человек>, богато одаренная натура, умный, с могучей волей. Но среда и эпоха обрекают его на пустое и ничтожное существование. В его образе - черты дворянской интеллигенции: разочарование, пессимизм,
бездеятельность, рефлексия. Арбенин - попытка Лермонтова дать в
реально-бытовой обстановке тот характер, кот. аллегорически воплощен в
Демоне. Подобно Демону герой в любви ищет возрождения, возвращения к
положительным ценностям жизни. Но светское общество, слухи, интриги,
вызывает в нем необоснованную ревность. Он отравляет Нину, сам сходит с ума.
Арбенин так и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма,
ни безверия в положительные начала жизни.
В драме резко критически даны зарисовки ряда характеров, типичных для
высшего дворянского общества: Звездич, Шприх.
Некоторые черты Арбенина сближают его с Чацким: антагонизм с дворянским
обществом, отношение к чинам, критическое отношение к житейской морали.

 

21. Поэма <Демон>: поэт использовал библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а также фольклор кавказских народов, что придает сюжету иносказательный характер. Но под фантастикой скрывается глубокий психологический, фантастический,
философский, социальный смысл. В поэме критики почувствовали огромную силу отрицания старого мира, всего отживающего феодально-авторитарного
миропонимания. Демон осудил <ничтожную землю>. Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицаемому миропорядку, звучит в словах демона: <Я царь познанья и свободы>. Став на путь абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. В начале поэмы герой находится в одиночестве, с чувством опустошенности. Идеал достойного человека, прекрасной, свободной жизни находит он в Тамаре. Это попытка возрождения Демона, о кот. в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но развязка трагична: он признал свои мечты <безумными > и проклял их. Автор показывает, что в развитии переживаний и событий благородный общественный идеал подменяется эгоистическим. Д. Не смог преодолеть в себе романтического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона. В судьбе Д. Проявились противоречия романтизма.

 

20. Поэма <Мцыри> противоположный Демону характер. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди <вольных людей>. Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем <печать свою тюрьма оставила>.
Но здесь нет внутреннего крушения, к которому приходит романтический
индивидуалист. Мцыри падает жертвой объективных обстоятельств, оказавшихся сильнее его. В герое поэмы воплощен пафос борьбы за идеал, Мцыри, по Белинскому, <любимый идеал> Лермонтова. Оба героя Мцыри и Демона связаны традициями рус. Романтизма.
Типично ром.поэма: единство человека с природой - Мцыри и гроза,
ром.любовь - встреча с грузинкой, борьба - поединок с барсом, свобода -
побег из монастыря, любовь к родине.

 

Песня о купце Калашникове».

Написана в фольклорной традиции. Это романтическая поэма.

Калашников Степан Парамонович - цельный русский характер, воин, храбрец, хранит святость народных обычаев, человек чести. Бросает вызов Кирибеевичу - борется за правду, за честь, бьётся до последнего. Он чист перед Богом.

Кирибеевич -смелый воин, предан царю, человек сильных страстей. Способен на обман, на нечестный поступок. Проигрывает, потому что вышел на потеху, а не на правдивый бой.

Противоречив образ Ивана Грозного. Он символ судьбы и рока в поэме. Это жестокость (казнить Калашникова) и благородство (пожаловать семью, детей).

Концовка - народное сочувствие герою. Добрая память о нём жива. «Пройдёт стар человек - перекрестится, пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку»!

Тема личности и власти, тема человека и государства, тема свободы.

Калашников - земец, Кирибеевич - опричник, а по тем законам земец не мог подать в суд на опричника. Поэтому и состоялся бой - чисто спортивное состязание.

Царь даёт возможность отступиться и спастись: если бы Калашников признал, что убил опричника нехотя, неспециально, то был бы свободен. Здесь всё более глобально - не просто месть за обруганную жену, а противостояние личности и власти. Своим поступком Калашников показывает, что он сильнее самого государства, он не поддаётся его влиянию.

Личность в первую очередь должна быть свободной.


13-14. Повести В.Ф.Одоевского.

В эстетике был ярким представителем романтического идеализма, а худ.произведения писал и в романтической и реалистической манере. В своих лит.произведениях отразил преходное состояние рус. Литературы. Одним их излюбленных жанров была философско-мистическая повесть. <Сильфида>(1837) автор обыкновенным деревенским помещикам противопоставляет героя, кот.из различного рода мистических произведений почерпнул искусство вызывать природных духов. Вызванная им Сильфида открывает ему другой, новый, таинственный мир, где нет страдания, где <поэзия - истина>. Героя признали сумасшедшим, лечили, и он опять стал заурядным помещиком. В этой концепции <высшего мира> не трудно увидеть утопическую мечту философа, не идущего дальше пассивного недовольства <низшим> миром.
В бытовых повестях О. Нашли выражение реалистические тенденции. Критическое изображение высшего света дается в повети <Княжна Мими>(1834). Героиня осталась старой девой и вымещает свою неудачу на других (Баронессу), пуская в ход сплетни, слухи, интриги. Став причиной горя и гибели троих невинных, достойных людей (Баронесса, Границкий,?Дауерталь?), она со спокойной совестью играет в карты.
Светская повесть О. далека от шаблона, который сложился в те годы. Но и
Одоевский ограничивается критикой <нравов>, не поднимаясь до той социальной критики дворянского общества, кот.можно найти у Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.009 с.)