Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданская проблематика в лирике Лермонтова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Тема Родины может разделиться на две части в лирике Лермонтова. Во-первых, это Кавказ, поэтическая родина поэта, а во-вторых, это уже Россия. Поэт очень любил Россию, эта любовь соединялась в нём с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. «Бородино» (1837) - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Это разговор между старым солдатом и новобранцем. Мотив противопоставления поколений: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя, богатыри - не вы!» Преданность родине: «Уж постоим мы головою за родину свою!» «Дума» (1838): судит своё поколение, а с ним и себя. Неспособность к действию, душевный холод, отсутствие идеалов: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто иль темно!» «И прах наш, с строгостью судьбы и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом, насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом». Осуждение рабства, бездушности, грязи, политического беспредела: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!» Россия - тюрьма, из которой надо бежать. Николаевская Россия для Лермонтова - темница. Поэт тревожится за своё отечество, потому что близок к своему народу. Особо это чувствуется в одном из самых значимых стихотворений - «Родина» (1841): «Люблю отчизну я, но странною любовью. Не победит её рассудок мой!» «Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз». (Образ малой родины, картины быта). Стихотворение написано на Кавказе. Нет высокого слога, поэт говорит о личном чувстве, исходящем из сердца. Тема одиночества на Родине: «Как часто, пёстрою толпою окружён»: вокруг лишь приличьем стянутые маски. Человек словно бежит из света, пытаясь сохранить в душе и сердце самое дорогое и ценное.
Белинский и Шевырев о «Герое нашего времени». С.П. Шевырев (1806-1864): у господина Лермонтова талант. Он и одушевлённый лирик и замечательный повествователь. Оба мира поэзии (внутренний душевный, и внешний действительный) равно для него доступны. 1) Из побочных лиц 1 место - М.М. Цельный характер коренного русского добряка, не тронутого Западом. Верит в любовь и дружбу. В характере его отзывается наша Русь. 2) Грушницкий (не привлекательная личность). Пустой малый. Тщеславный. Любит без любви. Нет чувства чести. 3) Доктор Вернер - материалист и скептик. 4) Две женщины: обе отдались в жертву герою. Бэла (дикая, робкое дитя природы) противопоставлена княжне Мери (произведение общества искусственного, которая заранее вообразила своего героя и ищет его во всех). Печорин - 25 лет, а кажется старше. Когда он смеётся, глаза его не смеются (потому что в глазах горит душа, которой в Печорине нет). Он жаден ненасытно, в нём страсть противоречить. Счастье для него - насыщенная гордость. Развратил Бэлу чувственно, Мери - душевно. Он забавлялся княжною. Апатия - следствие развращённой юности и всех пороков воспитания - породили в нём томительную скуку. Скука же сочеталась с непомерною гордостью духа властолюбивого произвела в Печорине злодея. Корень всему злу - западное воспитание, лишённое веры. Век наш тяжко болен. И недуг его - в гордости духа и в низости пресыщенного тела. Шевырев настроен был против запада, который мы копируем.. Он обвинил Запад в дурном влиянии на характер Печорина. Белинский: В романе выразилось единство мысли, оконченность, полнота и замкнутость целого. Говорит о двойственности Печорина: в нём словно два человека: один действует, а другой смотрит на действия первого и осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Белинский видит всю сущность Печорина в его признании доктору Вернеру перед дуэлью: «Думая о близкой смерти, я думаю о самом себе. Из жизненной бури я вынес только несколько идей и ни одного чувства. Я давно уже живу головою». Белинский говорит о том, что нельзя винить Печорина за то, что у него нет веры. Просто он сам от этого страдает. Душа его не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. Это всё не эгоизм. Он не апатично и не равнодушно несёт своё страдание, а он гоняется за жизнью бешено, ища её повсюду. «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени.
19. Драма <Маскарад> сочетает в себе элементы романтизма и реализма, полной
21. Поэма <Демон>: поэт использовал библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а также фольклор кавказских народов, что придает сюжету иносказательный характер. Но под фантастикой скрывается глубокий психологический, фантастический,
20. Поэма <Мцыри> противоположный Демону характер. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди <вольных людей>. Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем <печать свою тюрьма оставила>.
Песня о купце Калашникове». Написана в фольклорной традиции. Это романтическая поэма. Калашников Степан Парамонович - цельный русский характер, воин, храбрец, хранит святость народных обычаев, человек чести. Бросает вызов Кирибеевичу - борется за правду, за честь, бьётся до последнего. Он чист перед Богом. Кирибеевич -смелый воин, предан царю, человек сильных страстей. Способен на обман, на нечестный поступок. Проигрывает, потому что вышел на потеху, а не на правдивый бой. Противоречив образ Ивана Грозного. Он символ судьбы и рока в поэме. Это жестокость (казнить Калашникова) и благородство (пожаловать семью, детей). Концовка - народное сочувствие герою. Добрая память о нём жива. «Пройдёт стар человек - перекрестится, пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку»! Тема личности и власти, тема человека и государства, тема свободы. Калашников - земец, Кирибеевич - опричник, а по тем законам земец не мог подать в суд на опричника. Поэтому и состоялся бой - чисто спортивное состязание. Царь даёт возможность отступиться и спастись: если бы Калашников признал, что убил опричника нехотя, неспециально, то был бы свободен. Здесь всё более глобально - не просто месть за обруганную жену, а противостояние личности и власти. Своим поступком Калашников показывает, что он сильнее самого государства, он не поддаётся его влиянию. Личность в первую очередь должна быть свободной.
В эстетике был ярким представителем романтического идеализма, а худ.произведения писал и в романтической и реалистической манере. В своих лит.произведениях отразил преходное состояние рус. Литературы. Одним их излюбленных жанров была философско-мистическая повесть. <Сильфида>(1837) автор обыкновенным деревенским помещикам противопоставляет героя, кот.из различного рода мистических произведений почерпнул искусство вызывать природных духов. Вызванная им Сильфида открывает ему другой, новый, таинственный мир, где нет страдания, где <поэзия - истина>. Героя признали сумасшедшим, лечили, и он опять стал заурядным помещиком. В этой концепции <высшего мира> не трудно увидеть утопическую мечту философа, не идущего дальше пассивного недовольства <низшим> миром.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |