Выбранные места» в творческой биографии Гоголя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбранные места» в творческой биографии Гоголя.



Книга «Выбранные места» выходит в 1846 году.

В «Чтениях русских поэтов перед публикой» Гоголь говорит о том, что надобно изучить наших поэтов, на которых хоть и писалась критика, но больше там каждый критик высказывался о самом себе. Нужно, чтобы читали стихи такие чтецы, которые могут донести до слушателя то неуловимое, что хотел сказать поэт. «Чтение наших поэтов может принести много публичного добра».

«4 письма к разным лицам по поводу «М.Д.»: Гоголь говорит о критике своего произведения, что это очень хорошо, но только бы он хотел критику не от литераторов, а от людей, занятых делом самой жизни. Он просит читателей поучить его. Также он говорит о превратном восприятии лирических отступлений, особенно о том, где он говорит «какой русский не любит быстрой езды?» Ведь действительно - тоска глядеть на все эти пустынные поля русской земли. Он отрицает, что был самонадеян и хвастлив. В одном из писем Гоголь говорит, что бог наделил его желанием быть лучшим и он никогда не любил своих дурных качеств. Поэтому он все дурные качества свои передавал своим героям. Родились помещики. И вообще все М.Д. - это то, что было в душе Гоголя и что из неё вышло. Он вспоминает также, как нелегко ему было сжечь второй том, который стоил ему 5 лет напряжённого труда. Но «нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть». Во втором томе не было показано дорог к прекрасному, поэтому автор посчитал его ненужным. «Дряхлею телом, но не духом. Поэтому напишу ещё второй том. Верю, что, если придёт урочное время, в несколько недель совершится то, над чем провел пять болезненных лет».

«О сущности русской поэзии». Гоголь обращается к Ломоносову, который случаем попал в поэты, но родил поэзию. За ним шёл Державин, Жуковский, Пушкин. Он говорит о том, что другие дела наступают сейчас для поэзии. Теперь ей придётся не вызывать бранолюбивый дух, а вызывать на высшую битву человека - на битву не за временную нашу свободу и привилегии, а за нашу душу. Три источника поэзии - песни, пословицы, церковные слова. Никто ещё, по словам Гоголя, не черпал из самой глубины именно этих трёх источников.

Во всей книге автор выступает и в защиту крепостного права и монархии. Он рассматривает российскую систему управления, видит в ней проявление законодательной мудрости.

 

Белинский, Аксаков и Шевырев о «Мёртвых душах».

Шевырев: «Давно не встречали мы произведения, в котором внешняя жизнь и содержание представляли бы такую резкую и крайнюю противоположность с чудным миром искусства. Плутоватый человек - герой жизни внешней. Страсть к приобретению. Чичиков - настоящий герой нашего времени.

Всех помещиков объединяет черта гостеприимства, этого русского радушия к гостю, которое живёт в них как инстинкт народный. Петрушка - лакей Чичикова - это его живой ходячий атрибут.

Русская жизнь своею грубою, животною, материальною стороною глубоко лежит в содержании 1 части поэмы и даёт ей важное, в глубине грустное значение. Конец поэмы исполнен благородного, высокого предчувствия иной светлой половины нашего бытия».

Шевырев видел, что неистощим комический юмор Гоголя. Смех сквозь слёзы. Перемена настроений - от смешного к печальному. 1-я черта фантазии гоголя есть живое ясновидение мира, им переносимого из бытия существенного в бытие идеальное искусства.

Гоголь - единственный писатель, который остаётся верен своему назначению - не отвлекается ничем посторонним, твёрдо и постоянно служит искусству.

Аксаков («Несколько слов о поэме» - 1842): Истолковал поэму в духе славянофильского учения о том, что России якобы присуща общественная гармония, совпадение интересов всех сословий, в отличие от Запада. Сравнивает с Гомером и Шекспиром. Спокойное, величавое и мудрое созерцание мира. Всеобъемлющее эпическое содержание. Именно оно допускает спокойной появление одного лица за другим без внешней связи, тогда как один мир объемлет их, связуя глубоко и неразрывно единством внутренним. Полные живые лица, как у Гомера и Шекспира. Ещё Аксаков намекает на происхождение Гоголя - из Малороссии, где худ. Характер лежит глубоко и заложен природой. Звучность. Песни. Образ и дух великого, могучего пространства лежит в русской песне, пропетой Гоголем. Она бесконечна. Уносится вдаль и вечно поётся.

Белинский: Белинский же наоборот видел в поэме русский дух. То есть он говорил, что Гоголь совершенно здесь отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом. И в юморе этот русский дух, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений. Он отрицает позицию Аксакова, говорит, что тот уничтожил роман. Он принимает сходство между Гоголем и Гомером, но объединяет их только творчество. Думать так - быть чуждым всякого исторического созерцания. Он соглашается с Аксаковым насчёт великой творческой силы фантазии Гоголя. Статья Белинского полностью посвящена полемике с Аксаковым.

 

Белинский о литературе 1830-х 1840-х годов. «Натуральная школа в оценке критика».

В статье о русской литературе 1847 года Белинский говорит о фельентонистах, которых стало очень много к тому времени. Он разбирает болезненное слово «прогресс», которое стало двигать литературу. В альманахах появились годичные обозрения, вследствие начинавшего возникать критического духа.

Критик говорит о публике, которая очень поменялась. Произвол критики уже не может убить хорошей книги и дать ход дурной.

Появляется натуральная школа, которая владеет умами читателей и писателей. Происхождение её - ещё у Кантемира. Первый светский писатель.

Но основным конечно представителем натуральной школы является Гоголь. После «М.Д.» Гоголь ничего не писал, но на сцене литературы только его школа. Сперва нападали на эту школу за её якобы нападки на чиновников, в её изображениях быта этого сословия одни искренно, другие умышленно видели злонамеренные карикатуры. Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то, что они любят изображать людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков, дворников, извозчиков, описывают углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности.

Натуральная школа следует правилу: близкое сходство изображаемых ею лиц с их образцами. Когда в романе или повести нет образов или лиц, нет характеров, нет ничего типического, читатель не найдёт тут никакой натуральности, не заметит ничего верно подмеченного, ловко схваченного.

В лице писателей натуральной школы русская литература пошла по пути истинному и настоящему, обратилась к самобытным источникам вдохновения и идеалов и через это сделалась и современною и русскою.

Натуральная школа - особое течение в реализме, но нельзя ставить между ними знак равенства (между реализмом и нат.школой). Реализм более широкое понятие. Источник обновления литературы - интерес к низшим сословиям и их духовное обогащение. Шла демократизация литературы.

1840-е: движение натуральной школы. Городская проза.

 

Тарантас» Соллогуба.

Соллогуб относился к писателям жанра физиологического очерка (когда не затрагиваются моралистические тенденции, читатель сам призван делать выводы).

1840г - «Тарантас» напечатан в «Отечественных записках». Это панорама общественного бытия, русской жизни. Иван Васильевич - мечтательный славянофил, он не может жить и действовать в реальной жизни. Василий Иванович - помещик и отличается к примеру от Собакевича человеколюбием.

Иван Васильевич - молодой человек из-за границы. Решил узнать родину. Василий Иванович - друг его отца. Они встречаются на Тверском бульваре, едут на тарантасе в Казань домой.

Путевые заметки.

1. Станция. Нет лошадей и они ночуют на станции у станционного смотрителя.

2. Гостиница между Москвой и Владимиром. Нет уютной постели, зато изысканное меню. (разговор о том, что важнее).

3. Владимир. Встреча Ив. Вас. с однокурсником Федей. История Феди: кутил, пытался жить богато в Питере с богатой женой, всё спустил, жену отпустил, в сам во Владимире под присмотром суда.

4. Цыгане. Проводник. История: В остроге сидел за кольцо (как бы украл у частного пристава. На самом деле у него был роман с женой пристава).

5. Разговор о двух типах литературы: одна настоящая, но усталая, а другая - кричащая, чтобы её приняли за настоящую.

6. Рассказ о судьбе Ив. Вас., а потом Вас. Ив. Встреча в маленьком городке с церковным и разговор о раскольниках (тех, кто верует, и кто нет).

7. Ив. Вас в поисках народности, которую он пропускает мимо. «О чиновники! Уж не вы ли, по привычке к воровству, украли у нас народность?» Бедный чиновник, бедный станц.смотритель, все бедные.

8. Казань, рынок. Ив.Вас. покупает халат, бирюзу, тушь и т.д., его дурят татары, продают за дорого.

9.Фантастика - ночью пропал Вас.Ив., и Ив. Вас. один в тарантасе. Тарантас летел, спас Ив.Вас. от нападения злых привидений. Хвала тарантасу. Ив.Вас. снова оказывается в Москве, на Тверском бульваре, а потом вдруг толчок - тарантас перевернулся. Оказалось, что всё это сон. И они приезжают в Казань. В родной дом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.015 с.)