Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 50. Классификация источников. Принцип классификации.

Поиск

В источниковедении нет единой классификации.

Первые попытки классификации источников прин6яты в 19 в. француским ученым Шарлем Сеньюозом:

  1. Непосредственные следы (вещественные)
  2. Косвенные (письменные)

Российский ученый Лапа –Данилевский классифиц. Источники по близости их к отражонному событию: изображающие и отображающие факты.

 

В середине 50-х гг 20 века Зимин приводит свою классификацию в зависимости от содержания (соц экономические, духовные и тд.)

 

В 70-х 20 века Пронштейн и Пушкарев предлагают сначала найти критерий для классификации.

 

Пушкарев (1975):

1.Способ кодирования информации

2.Принадлежность источников к той или иной гуманитарной науке. Их он выделяет 7 групп:

1. Вещественные или археологические Они интересны тем, что они дают представление о материальной культуре общества, о сырье, тканях и т.п. Материальные памятники свидетельствуют об уровне технологий (шлифовка, закаливание). Недостаток: материальные памятники – немые памятники.

2. Письменные. Занимают главенствующую роль в исторических источниках, т.к. они могли передать самую разнообразную информацию. Могут быть самими разными. Историки в первую очередь ищут такие источники.

 

3. Этнографические Интересны тем, что передают информацию об обычаях данного общества, о религиозных представлениях общества;

4.Устные (фольклор) Они интересны тем, что они передают события, факты, которые не находят отражения в письменных источниках. В них находят отражения факты дописьменного периода.

5.Лингвистические. Это данные языка. Существуют определённые законы развития языка.;

6. фото- кино документы. Они интересны тем, что дают внешнюю картину событий. Минусы: может не соответствовать исторической действительности.

7. фоно док-ты. Это восковые валики, магнитофонные плёнки, компакт диски. В июле 1877 г. Томас Эдисон создал звукозаписывающую аппаратуру, восковые валики. Они интересны тем, что передают звуковую атмосферу.

И.Д. Коваленченко (1981) по способу кодирования информации

1. Вещественные

2.Письменные

3.Изобразительные

4.фонетические

 

Шмидт предложил делить источники на: вещественные, изобразительные, словесные, конвенциональные, поведенческие и звуковые.

Определенные группы источников: различают виды письменных источников. Выделяют особую группу источников, исторически сложившееся, которые имеют устойчивые общие признаки.

 

Виды письменных источников:

Летописи, законодательные акты, делопроизводственные документы, актовые материалы, статистика, периодическая печать, документы личного происхождения(мемуары, переписка, дневники), литературные памятники, публицистика и политические сочинения, научные труды.

Также делят источники на массовые и индивидуальные.

Знание классификации письменных источников помогает:

Изучить видовые особенности письменных свидетельств

Выработать внутривидовой метод извлечения информации

 

Вопрос 51. Источники и объективность информации в источниках

 

Чтобы извлечь нужную информацию из источника, субъективно отражающего объективный мир, историку приходится соблюдать ряд условий и правил, приспосабливаться к обстоятельствам, от него не зависящим. Прежде всего, нужно определить подлинность источников, находящихся в распоряжении историка. Это требует от него чрезвычайно высокой квалификации. Необходимо знать очень многое: характер письма, писчего материала, особенности языка, его лексики и грамматических форм, специфику датировки событий и употребления метрических единиц... Но даже доказательство подлинности источника не означает, что историк может без опаски пользоваться содержащейся в нем информацией. Подлинность источника не гарантирует его достоверности. Часто извлеченные из него сведения неточны, ошибочны, ложны. Иногда причины искажения информации очевидны - достаточно, например, задуматься о том, в какой мере был осведомлен автор об описываемых им событиях или какие личные интересы преследовал, участвуя в них. Зачастую в поисках правды историку приходится проделывать скрупулезную работу, выявляя всю совокупность факторов, влиявших на достоверность сообщаемых источниками сведений. Он должен ясно представлять себе обстоятельства появления источника, личные, политические, сословные, религиозные, партийные пристрастия его создателя. Всё это важно для установления истины, без этого не пробиться к объективной основе сообщений источника о событиях.

Определение степени достоверности и подлинности источника составляет важнейшую задачу источниковедческой критики. Трудности работы с источниками этим, однако, не исчерпываются. Как уже было сказано, многое от историка просто не зависит.

Начать необходимо с того, что отдельные свидетельства, имеющие для науки огромное значение, вообще не сохранились. Часть из них содержалась в источниках, по разным причинам до нас не дошедшим. Сколько поистине бесценных для историка документов погибло в годы Великой французской революции! В огне костров и пожаров исчезли сеньориальные архивы с протоколами судебных заседаний, записями правовых норм, определявших экономическое и юридическое положение крестьянства. В огне войны 1812 г. был уничтожен список, в котором находился текст «Слова о полку Игореве», великой поэмы, обнаруженной А.И. Мусиным-Пушкиным лишь в конце XVIII в. Невозможно определить, какое количество источников унесли с собой войны, революции, перевороты, стихийные бедствия, трагические происшествия...

Но проблема состоит не только в том, что значительное число важных материалов безвозвратно утрачено. Мышление людей прошедших эпох существенно отличалось от мировосприятия и мировоззрения современного человека. То, что представляется нам случайным, не имевшим серьезных последствий, привлекало их внимание. Многие же стороны общественной жизни, кажущиеся нам чрезвычайно существенными, не нашли достойного отражения в источниках.

 

Вопрос 52. Новые методы источниковедческого анализа

 

В ходе исторического исследования были применены следующие методы:

1) Историко-генетический метод, который позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события. Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов.

2) Историко-типологический метод, который позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

3) Историко-сравнительный метод, который позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

 

Вопрос 53. Этапы исторического исследования

Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования строится по следующей схеме:

1) введение, в котором обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография (степень изученности данной темы в литературе), формулируются задачи исследования;

2) характеристика источника, в котором проводится изучение вопросов происхождения (когда и где создавался источник) и авторства источников, дается характеристика исторических условий возникновения источника, автора (создателя) источника, истории текста, истории публикаций источника;

3) анализ содержания источника — полнота сведений источника и их достоверность;

4) заключение, в котором дается оценка значения источника и практические рекомендации по его использованию.

Вопрос 54. Проблемы достоверности информации

е следует смешивать надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений.

Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов.

При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля, рассмотренные выше: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам.

Документалисты-историки и психологи выработали немало приемов, с помощью которых определяют степень достоверности сведений, судя по самому содержанию документальной информации.

Первое "золотое правило" в работе с документами (да и вообще со всякой информацией) — четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, о которой высказано мнение или оценка. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла высказанных оценок и мнений.

Далее следует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения. К примеру, автор отчета о проделанной работе, как правило, склонен обрисовывать ситуацию в благоприятном для себя свете. Но если мы для сбора информации воспользуемся, скажем, отчетами проверочных комиссий, картина будет другой. Целевая установка подобных документов предрасполагает к обнаружению как раз упущений и недостатков, негативных сторон деятельности.

Очень важно знать, каков метод получения первичных данных, использованный составителем документа. Всем известно, что сведения "из первых рук" надежнее, чем информация из неопределенного источника ("некоторые утверждают, что..."), а записи по свежим впечатлениям отличаются от описания тех же событий спустя какое-то время.

 

 

Вопрос 55. Методика работы с источниками

Конкретное примене-

ние каждого метода зависит от рассматриваемого материала (информации)

и типов источников. Поскольку объем данных методических рекоменда-

ций не позволяет подробно рассматривать конкретные примеры, здесь

приводится лишь общее описание того или иного метода.

В истории, как и во всем пространстве гуманитарных знаний, ис-

пользуются общенаучные методы:

– логический – раскрывает движение объекта «по горизонтали», в про-

странстве;

– исторический – показывает движение объекта во временных интер-

валах, «по вертикали»; 15

– системный – рассматривает законы развития и функционирования

систем;

– структурно-функциональный – раскрывает строение, структуру,

функции и развитие систем.

Косновным собственно историческим методам относятся:

1. Метод синхронизации – изучение различных событий и явлений,

происходящих в разных местах одновременно.

2. Хронологический – рассмотрение явлений и событий во временной

последовательности, в движении и изменениях.

3. Периодизации (диахронный) – видение качественных изменений в

ходе развития изучаемого явления на определенных этапах.

4. Историко-сравнительный – выявление сущности изучаемых явле-

ний по сходству и по различию присущих им свойств. Метод основан на ана-

логиях – общенаучном методе познания, который на основе сходства одних

признаков сравниваемых объектов делает заключение о сходстве других при-

знаков. Сравнивать возможно явления и однотипные, и разнотипные.

5. Историко-генетический – раскрытие свойств, функций, измене-

ний изучаемой реальности, установление причинно-следственных связей и

закономерностей исторического развития; по форме выражения это описа-

тельный метод (описание свойств объекта).

6. Историко-типологический – распределение (упорядоченность) со-

вокупности объектов и явлений на качественно определенные типы (клас-

сы) на основе присущих им общих существенных признаков.

7. Историко-системный – изучение системы как целостной качест-

венной определенности с комплексным учетом ее собственных основных

черт и ее места в иерархии систем.

8. Ретроспективный – изучение элементов старого, сохранившихся

до наших дней, для реконструкции на их основе явлений, происходивших

в прошлом.

9. Метод актуализации – использование полученных исторических

знаний для прогнозирования вероятного развития.

10. Статистический – группировка значительного цифрового мате-

риала для обобщения и синтезирования одноименных признаков.

Близко к статистическому стоят количественные методы, которые

активно применяются историками при анализе массовых источников, осо-

бенно при изучении социально-экономических процессов. Использование16

количественных методов требует, как правило, знания определенных пра-

вил и формул. При необходимости подробнее данный вопрос можно по-

смотреть в системной работе И.Д. Ковальченко «Методы исторического

исследования» (1987 г). Среди данной группы чаще всего используются

контент-анализ – выделение системы качественных признаков, характе-

ризующих свойства объектов или явлений; по сути это выработка опреде-

ленного формуляра для обработки источников, имеющих вид анкеты.

 

Вопрос 56 Предмет и задачи источниковедения

Предмет

Предметом источниковедения являются закономерности возникновения исторических источников и объективного отражения в них исторического процесса.

Специфика истории как науки. Объектом изучения истории является прошлое. Субъектом является историк. На помощь историку даются исторические источники, авторы древних источников. На основе этих источников историк создаёт модель, характеризующая определённую эпоху. Мы смотрим на мир прошлого глазами того автора. В источниках жизнь отображается не буквально, а проходя через призму мировосприятия автора, создавший этот источник!

(Функциональный подход). Исторический источник – это реализованный продукт человеческой психики, пригодной к изучению фактов с историческим значением.

Понятие «исторический источник» утвердилось в 18 в. Впервые было закреплено в работах российского учёного Ф. Миллера (1749 г.). К концу 19 в. данный термин становится основным.

Исторический источник появляется не случайно, создаётся целенаправленно.

Источниковедение – это отрасль исторической науки, объектом изучения которой являются исторические источники. Задачами являются выявление источников, их систематизация и анализ, а также разработка методик, теорий изучения источников.

Сам термин появился в 1861 г. в работе М. Петрова. Данный термин был буквальным переводом немецкого термина.

 

Задачами источниковедения является разработка на основе теоретико-методологических принципов приемов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и обработки содержащейся в нем информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.01 с.)