Вопрос 20. Губернаторский годовой отчет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Губернаторский годовой отчет



На протяжении первых десятилетий не существовало единого названия данного документа: губернаторы называли его, опираясь на формулировки вышестоящих распоряжений, например, следующим образом: «подробные сведения о положении частей к министерству внутренних дел принадлежащих», «сведения о положении частей по Всемилостивейшее вверенной мне губернии, принадлежащих к департаменту Вашим сиятельством управляемому», «сведения о положении частей Министерству внутренних дел принадлежащих по управлению губернией».[1] Общим местом является то, что губернаторы говорят о «сведениях», а не об «отчете». Официальное название документа было закреплено лишь в «Общем наказе гражданским губернаторам» от 3 июня 1837 г.[2] Теперь он назывался «отчет о состоянии губернии и управлению ею».

Первые отчеты были составлены за 1804 г., а регулярно они стали поступать с 1838 г. Подача всеподданнейших отчетов прекращается с началом Первой мировой войны: последние губернаторские отчеты составлены, главным образом, за 1914 год. Никакого нормативного акта о прекращении подачи отчетов губернаторами нет; правительство не хотело отказываться от такого важного информационного канала центральной и местной власти и разработало в 1915 году новый проект программы губернаторского отчета,[3] но он не был воплощен в жизнь.

На данный момент существует представление о сборе информации и составлении всеподданнейшего отчета во второй половине XIX века.[5] Приготовление отчета начиналось с рассылки губернатором административным учреждениям губернии предложений о доставке сведений. Срок представления этих данных каждый из губернаторов определял самостоятельно. Сведения предоставлялись по определенным программам, изменяющимся в соответствии с циркулярами МВД.
Рассмотрение губернаторских отчетов императором, а после и высшими и центральными учреждениями происходило без какой-либо законодательной регламентации. Составленные отчеты губернаторов до 1837 года поступали на рассмотрение в Комитет министров, после – напрямую императору через I Отделение Собственной Е.И.В. канцелярии, почему и получили название «всеподданнейших». На протяжении всех последующих лет порядок представления губернаторских отчетов сохранялся практически единообразно (в 1896 г. были предложения вернуть ступень рассмотрения отчета в Комитете министров, но эти идеи не нашли поддержки и воплощения).[6]

Вопрос 21. Статистические источники

Статистика - система сбора сведений для обеспечения обратной связи в системах управления разного уровня и выработки Управленческих решений.

От учетной документации статистика в первую очередь отличается тем, что статистические данные собираются для выработки управленческих решений вплоть до долговременной политики в той или иной сфере, тогда как учетная документация обычно обеспечивает реализацию уже принятых решений. Из этого следует, что статистическая информация собирается с расчетом на последующую обработку для того, чтобы выявить состояние той или иной экономической или социальной сферы, в том числе и в развитии. Последнее чрезвычайно важно, поскольку именно развитие того или иного процесса позволяет судить об эффективности принимаемых управленческих решений. Из этого, в свою очередь, следует, что для проведения статистического обследования вырабатывается специальная программа, которую отличают от формуляра учетной документации, по крайней мере, две особенности. Во-первых, расчет на обработку полученных данных методами математической статистики заставляет вводить в формуляр «избыточную» информацию, необходимую для математической проверки достоверности сведений. Во-вторых, и это основное, необходимость выявления процесса в динамике заставляет стремиться к сопоставимости данных разновременных статистических обследований.

Для изучения исторических процессов и явлений большое значение имеют статистические источники Они охватывают весьма разнообразны по содержанию и форме носители сведений, возникшие вследствие массовых обследований, описании ей, переписей, введение стандартизированного учета и отчетности Статистика имеет очень много разновидностей в зависимости от того, в каких отраслях она применяется (промышленная, сельскохозяйственная этническая, демографическая, социальная, административная, военная, торговая и т.д.) Каждый из разновидностей имеет свои характерные черты и особенностисті.

Отсутствие у украинского народа на протяжении нескольких веков собственной государственности привела к тому, что массив статистических источников в регионах Украины, которые входили в состав разных государств, формировался не одна аково, что отразилось на форме, содержании и объема этих ис.

Статистические источники - это довольно точный инструмент познания процессов, происходящих в обществе Конечно, при условии, что исследователь обязательно придерживаться научных основ при их использовании Спе ецифика этих источников привела к формированию в науке особого направления их изучения - источниковедения массовых источников (см. часть 1, раздел 5 5).

Статистические источники XVI - XVIII вв Статистические источники возникли вследствие чисто практических потребностей общества и органов власти - необходимости иметь достоверную информацию о населении для того, чтобы устанавливать и взимать налоги, прово одиты рекрутские наборы и т.п. В Украине массовое отложение статистических источников началось со времен польско-литовский период, когда на украинских землях и на всей территории Речи Посполитой были введены и люстрации - периодические описания государственных имений, городов, замков для оценки хозяйственно-финансового состояния королевских имений для установления государственного налога - кружки (от лат quartos - чве рть) Люстрации проводились в течение XVI-XVIII вв специальными комиссиями по определению сейма Речи Посполитой на специально разработанных формулярах, сначала без определенной периодичности (1523, 1548, 1558 pp) а с 1562 г - один раз в пять лет Особой полнотой отличаются материалы генеральных люстраций, проведенных в 1564 - 1565, 1569 - 1570, 1616 - 1620, 1659 - 1668, 1765, 1789 p 1789 pp.

Материалы люстраций дают представление о категории населения, состояние городов и сел, промыслы, обеспечения населения землей; они содержат сведения о лесах, ставки, мельницы, сенокосы, проведение ярмарок и т.д. Часть этих материалов выданная Киевской археографической комиссией и Научным обществом им Шевченкока 52.

Институт украинской археографии и источниковедения им М Грушевского провел каталогизацию материалов люстраций К выпущенного Институтом справочника вошли реестр рукописных текстов люстраций и других связанных с ними архивных материалов, алфавитный указатель изданий, содержащих тексты люстраций и фрагменты из них, хронологический перечень публикаций материалов люстраций, сведения об украинских стар оства, которые описывались во время люстрацийцій 53.

Когда Надднепрянская Украина вошла в состав России, на ее территории начали проводиться с целью контроля за сбором налогов инвентарные описи хозяйств Вводилось несколько видов описаний: ревизии ((переписи населения податных сословий), компутов (переписи дворов казаков), генеральные следствия и др. Цель большинства этих описаний была фискальной (сбор налогов) или военной (учет рекрутов) Однако вон и заложили основы и демографической статистики Первые переписи состоялись в 1654-1666 pp (их материалы опубликованы) Ревизии изначально учитывали населения только мужского пола, а с 1833 г - и женской Реве зии проводились десять раз: пять в XVIII в (1719-1721, 1746-1747, 1761-1767, 1782, 1794-1795) и пять в XIX в (1811, 1815-1816, 1833-1835, 1857-1858).

Чрезвычайно ценным источником являются материалы генерального следствия имений, проведенного в 1729-1730 pp во всех десяти полках Левобережной Украине Проводя следствие, власти стремились увеличить поступления по одаткив и одновременно усовершенствовать землепользования, поскольку со времен Освободительной войны украинского народа под предводительством Б Хмельницкого в землевладении произошло, немало изменений, которые не были официально зафи ксовани По описанию в ходе следствия, все земли, имения делились на несколько групп: те, что принадлежали старшине по рангу, полученная за заслуги, владение ратушей, монастырские, свободные, сомнительные по правам Мате Аравии следствия - чрезвычайно ценный источник для анализа изменений в землепользовании почти за 100 лет, поэтому историки всегда проявляли к ним повышенный интерес Материалы о последствиях следствия по некоторым по лках опубликованы Однако комплексное исследование этих статистических источников как опубликованных, так и неопубликованных еще дело майбутньогутнього.

Очень ценные статистические источники сохранились от т н \"Румянцевского описания\" 1765-1769 гг Генерал-губернатор Украина П Румянцев лично разработал план описания, образцы формуляров для его проведения Отдельные варианты формуляров применялись для описания городов, казацких, частных хозяйств, коронных, правительственных и монастырских имений Специальные комиссии подробно описывали каждый двор, имение Правда, в связи с началом русско-турецкой войны описание не был полностью завершен, а собранные материалы оказались позже в различных архивохранилищах Российской империи Около тысячи томов описания зберигаеть ся в фондах ЦЦИА Украины в Киеве Они содержат уникальные материалы о состоянии землевладения в Украину, размеры посевных площадей, систему земледелия, развитие городов, ремесел, торговли и т.д. С конца XIX в и сторика плодотворно изучают материалы этого описания Одним из первых к ним обратился О Лазаревский, который осуществил обстоятельный обзор Румянцевского описания, не потерял своего значения до наших дней значення до наших днів 54 Позже к этим материалам обращались и Лучицкий, Д Багалей, И Ковальский и др. Однако комплексное исследование этого огромного массива источников еще впереди

С XVIII века в Украине практиковались статистические описания городов, губерний Сохранились частности материалы описания Малороссийской (1796), Черниговской и Полтавской губерний (1802) Часть из них опубликована 55.

В XVIII веке была основана промышленная статистика Российский сенат своим постановлением от 31 января 1724 г обязал промышленников представлять сведения о своих предприятиях заранее по установленной ф форме Эти данные обобщались в Мануфактур-коллегии С 70-х годов статистические данные стали включаться в отчеты губернаторов, что привело к увеличению количества и объема статистических исжерел.

Особенно массовый характер статистические источники приобрели у XIX-XX вв Статистический комитет, созданный в 1852 г на базе статистического отделения Министерства внутренних дел, в 1859 г получил новое название - Центральный статистический комитет Этот орган объединил статистические д исследования в рамках всей России В него вошел и Люстрационный комитет по делам западных губерний РосиРосії.

Укреплялись статистические службы в губерниях Еще с 1834 г начали создаваться губернские статистические комитеты, которые возглавляли губернаторы Качество статистических сведений того времени была достаточно высокой Пр ро этом наглядно свидетельствует изданный в 1852 г статистическое описание Киевской губернии, осуществленный под руководством известного киевского статистика Д Журавского (1810-1856) 5856)56.

На рубеже 70-80-х годов XIX в статистические материалы в России оформились в корпусе источников как определенная видовая совокупность Этому способствовали успехи не только государственной, но и ведомственной, а также земской статистики Зе Эмский статистика зародилась в начале 70-х годов с возникновением в России земств ее материалы являются ценным источником по истории экономики, культуры, демографии, быта населения Они охватывали чрезвычайно ш ироко круг вопросов местной жизни - численность и состав населения (профессиональный, сословный, образовательный, этнический, вероисповедальная), проблемы землевладения и аренды, состояние животноводства, урожайность, коли ть и состояние торгово-промышленных учреждений, заработная плата населения, цены на местах и??многие другие Работники земств проводили подворные переписи с достаточно точной фиксацией состояния дел Наиболее полный перепись была проведена в 70-х годах на Черниговщине Позже они осуществлялись и в других губерниях (Полтавской, Таврической) Земские статистики в 1870 - 1894 pp были относительно независимы от орг Ан власти, что обеспечивало им возможность объективно и беспристрастно подходить к сбору и обобщения статистических данных Лишь позже земская статистика оказалась под контролем правительственных установоквих установ.

Большинство статистических описаний земств опубликована Ориентироваться в публикациях земств за всю их историю помогает предметный указатель, составленный В Григорьевым 57 Первый выпуск указателя посвящен статистическим изданием в Екатеринославской и Полтавской губерниях, второй - в Таврической, Харьковской, Херсонской, Черниговской К сожалению, статистические публикации й по трех других украинских губерниях (Волынской, Киевской, Подольской) автор не успел проработать, и они не вошли в указателька.

конце XIX века продолжала совершенствоваться деятельность органов государственной статистики Систематическими становятся различного рода переписи В 1877 г проводилась перепись землевладений, в 1882 г. - военно-конная ный перепись, в 1882-1895 pp осуществлено обследование промышленности, а в 1897 г. был организован всеобщая перепись населения России Это было первое достаточно объективное исследование состояния народонаселения, о водилось по нескольким видам анкет (для крестьянских хозяйств, других частных хозяйств, городского населенияселення).

В начале XX века проводились еще три промышленных переписи (1900, 1908, 1910-1912 pp) Для более основательного описания вся промышленность делилась на 12 отраслей, 286 производств Развернутые анкеты давали возмож ивисть получить наиболее полное представление о промышленном развитии каждого региона страны Общие итоги переписей опубликовановані 58 Анкета для переписи 1910 - 1912 pp была короче, чем в предыдущих переписях, однако публикация материалов этой переписи оказалась значительно полнее Она состояла из 12 выпусков (по количеству отраслей промышленности) и одного выпуска с обобщающими даннымими 59 По итогам промышленных переписей печатались \"Списки фабрики заводов Российской империи\" (по переписи 1908 г выпущен в 1912 p) Справочники о промышленных предприятиях параллельно выпускали сами предприниматели Последний из них является ценным источником изучения размещения промышленности накануне революционных событий 1917их подій 1917 р. 60

 

 

Вопрос 22.

Переписи населения

Данные о численности, размещении и составе населения относятся к важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов и т.д.

Источниками сведений являются переписи и текущий учет населения. Проводятся так же выборочные демографические обследования. Наша страна имеет большой опыт в организации переписи и учета населения. Общепризнанными является полнота и достоверность получаемых данных. По классификации ООН Россию относят к странам, имеющим надежные данные о населении. Постоянно ведется работа по дальнейшему повышению их качества и обеспечению подробных сведений для практических и научных целей.

Статистика населения является самой древней отраслью статистики. В глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в связи в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и т.д.). Определенные закономерности при изучении массовых данных впервые также выявлены в области таких явлений, как рождаемость и смертность населения.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля (28 января) 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Методы проведения переписи

1. опрос — при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;

2. самосчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;

3. смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом, в том числе в США) — при этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статслужба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет остается невелика (около 15-20 %), даже с учётом значительных затрат на пропаганду переписи.

В Киевской Руси, Новгороде и некоторых других княжествах перепись населения для податного обложения велась начиная со второй половины XIII века[3].

На Руси первая перепись населения с фискальными целями была проведена в 1245 году[ источник не указан 955 дней ].

При переходе на подушный налог в 1718 году Пётр I издал указ о всеобщей переписи населения

Вопрос 23. Документация частных хозяйств и предприятий ХIХ - начала ХХ вв.

 

Вопрос 24 Документы судебно-следственных учреждений

К специальным системам государственного делопроизводства можно отнести судебно-следственную, дипломатическую. Каждая из систем имела свою специфику более или менее выраженную.

Отличия судебно следственной документации существенны. Одной из ее разновидностей для 18 в. являются пыточные речи. В 19 веке им на смену пришли протоколы допросов и собственноручные письменные показания подследственных. Инициативным документом мог выступать донос. Судебно –следственной документации часто сопутствовали вещественные доказательства, которые не следует относить к судебно-следственной документации – эти исторические источники создавались их авторами с какой-то конкретной целью, а не для того, чтобы служить вещественным доказательством в процессе следствия и суда.

Основной массив судебно-следственных документов только в самое последнее время начал привлекать внимание исследователей.Существуют добротные публикациисудебно-следственных материалов процессов по делу декабристов,петрашевцев. Специфика этих материалов обусловлена не только не ординарностью зафиксированных событий, а и тем, что в особых случаях для следствия создавались специальные государственные органы – следственные комиссии и комитеты.

Кроме того, состав и содержание документации зависели не только от характера учреждений, но и от уголовного и уголовно-процессуального законодательства, что в свою очередь было непосредственно связано с господствующей правовой концепцией.

 

Вопрос 25. Программные документы революционных организаций

 

Наиболее энергично делами тайного общества занимался в это время полковник Павел Пестель. Когда потом следственный Комитет задавал вопрос: «Кто из членов наиболее стремился к распространению и утверждению мнений, и к самому начатию действий общества советами, сочинениями и влиянием своим на других», ответ нередко звучал так: «Один Пестель».

«Из всех нас он один в течение почти десяти лет, не ослабевая ни на одну минуту, упорно трудился над делом тайного общества. Один раз доказав себе, что тайное общество - верный способ для достижения желаемой цели, он с ним слил все свое существование»- рассказывал декабрист Иван Якушкин.

Пестель, как подлинный революционный лидер, знал «одну, но пламенную страсть» - тайное общество. Ему отдавал он весь свой досуг, свою одаренность организатора и теоретика.

Значительнейшим памятником политической мысли движения декабристов явилась написанная Павлом Пестелем «Русская Правда», которая стала программным документом общества. Этот труд стал наказом будущему революционному правительству.

«Русская Правда» провозглашала Россию республикой и заявляла об уничтожении крепостного права. Временная революционная диктатура должна была подготовить введение выборного представительного правления и наделить освобожденных крестьян земельными участками, для чего предполагалось обратить в их пользу до половины помещичьих угодий. Одно это предложение показывает, как далеко опережал П.Пестель дворянских реформаторов 1861 года с их грабительскими «отрезками».

Важнейшей теоретической заслугой П.Пестеля стала разработка программы республиканского устройства России.[20]

«Русская Правда» включала следующие положения:

· уничтожение самодержавия и установление республики;

ликвидация сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных для всех граждан;

· введение свободы слова, вероисповедания, занятий;

· Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией), только Польша получает право на автономию;

· разделение властей на законодательную - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная дума из пятерых избираемых на пять лет членов и блюстительную (судебную) - Верховный Собор;

· политические права получали мужчины, достигшие 20-летнего возраста;

· ликвидация крепостного права

· земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок пашни определенного размера;

· введение в действие «Русской Правды» должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладавшего диктаторской властью.

Во временной параллели с Южным обществом в Петербурге организуется Северное общество во главе с Н.М.Муравьевым, С.П.Трубецким, а с 1823 года – К.Ф. Рылеевым. Это общество действовало и в Москве.

Программным документом этой организации стала Конституция, написанная Никитой Муравьевым. Она предполагала:

· введение конституционной монархии;

· федеративное устройство страны, состоящей из тринадцати держав и двух областей. Столица переносится в Нижний Новгород, который переименовывается в Славянск;

· разделение властей на законодательную (высшим законодательным органом являлось двухпалатное Народное вече; в каждой державе законодательным органом становилось Державное вече) и исполнительную (высшим исполнительным органом предполагалась Верховная дума во главе с императором, который выполнял также функции главнокомандующего), судебную (высшим судебным органом становилось Верховное судилище, а низшей инстанцией - волостной «совестный» суд);

· ликвидацию крепостного права;

· обеспечение законом прав и свобод граждан;

· введение ограниченного различными цензами (имущественным, возрастным, оседлости) избирательного права;

· сохранение собственности помещиков на землю в определенных размерах;

· наделение крестьян приусадебным участком, а также пахотной землей в две десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика;

· рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.[21]

В 1821 – 1825 годах было создано несколько вариантов двух политических программ декабристов - «Русской Правды» П.И.Пестеля и Конституции Н.М.Муравьева. В основу этих проектов были положены выработанные мыслителями эпохи Просвещения принципы «естественного права», под которыми понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также введение представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Оба проекта предусматривали ликвидацию крепостного права, самодержавия, сословного строя, провозглашали введение представительных (то есть выборных) органов власти в центре и на местах, реорганизацию судебной системы на основе состязательности сторон и гласного судопроизводства, введение демократических свобод – слова, собраний, занятий, передвижений и так далее.

 

Вопрос 26. Документы политических партий и организаций

 

В силу исторических особенностей профессиональные и политические общества и партии в России появились относительно поздно и не получили широкого распространения до февраля 1917 года.

Информация о них весьма ограничена. Все общества, союзы, кассы, кружки регистрировали уставы и представляли отчеты в Тверское губернское по делам об обществах присутствие, фонд которого сохранился. Имеются и отдельные фонды общественных организаций: квартирные комиссии, пожарные общества, общества взаимного от огня страхования и т.д.

Особое место занимают документы земских и сословных учреждений и организаций, длительное время заменявшие в России общественные и даже политические организации.

Документы о деятельности политических партий представлены в фондах тверского отдела Всероссийского национального союза русского народа и его уездных отделений, информацию можно проследить по документам Губернского жандармского управления, Канцелярии тверского губернатора. Среди документов Тверской окружной комиссии по делам о выборах в Учредительное собрание имеются списки кандидатов в члены Учредительного собрания с указанием их партийной принадлежности.

За период, наступивший после октября 1917 года, информация о политических движениях и партиях наиболее широко представлена документами о профсоюзном движении в губернии и области. Сохранились документы территориальных советов профсоюзов и отделений отраслевых профсоюзов, содержащие информацию о деятельности первичных организаций, их численности, финансовом положении, штатных работниках.

Информацию о крестьянских объединениях можно найти в документах уездных и волостных комитетов крестьянских обществ взаимопомощи.

Информация об общественных организациях, появившаяся в годы советской власти разнообразна: численность членов, источники доходов, мероприятия и т.д. Это - документы губернских и областных отделений Комитета международного общества помощи революционерам, Российского общества Красного Креста и Красного Полумесяца, добровольного общества содействия армии, авиации и флоту и др.

Более активное комплектование документами политических партий стало возможным после 1990 года, когда на хранение поступили документы общества "Мемориал", неформального объединения "Демократический Союз", инициативной группы "Возвращение" и пр.

 

 

Вопрос 27. Публицистика ХV - XVI в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.053 с.)